Чтение с остановками Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. - Так ты кусаться, окаянная?-слышит вдруг Очумелов… Вопросы: – Кто герой рассказа? (Очумелов, полицейский надзиратель ) – Кто такой полицейский надзиратель? (Если дети не знают, проводим словарную работу: Полицейский надзиратель – полицейский, который следит, надзирает за порядком. – Место действия? (базарная площадь) – Как автор определил жанр произведения? (Рассказ) – Какая часть рассказа перед нами? (Экспозиция, начало завязки – но вдруг) – Что же могло произойти? Какова завязка произведения? – Проверим, правы ли вы. Чтение второй логической части. Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. за ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа. - Итак, появляется еще один герой. Кто? (человек, который гонится за собакой ) - Как вы думаете, полицейский надзиратель Очумелов обратит внимание на это происшествие? Почему? - Давайте посмотрим, верны ли ваши предположения. Чтение третьей части. Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. - Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…-начинает Хрюкин, кашляя в кулак.- Насчет дров с Митрий Митричем,-и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому-я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть.. - Что произошло? (ответы учащихся) Работа в группах 1. Почему у одного из персонажей фамилия Хрюкин? Каким может быть человек? Предположите. 2. Чью сторону в назревающем конфликте поддержит Очумелов? Чтение следующей части. - Гм! ..Хорошо…-говорит Очумелов строго, кашля и шевеля бровями.-Хорошо…Чья собака? Я этого так не оставлю! Я покажу вам как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака т прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная…Чья это собака, спрашиваю? - Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит кто-то из толпы. Задание для всех. (выполняет один ученик в каждой группе). Подчеркните ключевые слова, при помощи которых Очумелов характеризует собаку. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ - Продолжите наблюдение над текстом. Меняется ли ваше представление о ситуации? А представление Очумелова? Что будет происходить дальше? Детям предлагается прослушать аудиозапись - Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к Хрюкину. – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей! - Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие! - Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать… - Не рассуждать! - Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые… - Ты это верно знаешь? - Верно, ваше благородие… - Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы. – Что говорит о законе полицейский надзиратель? Подчеркните эти слова в тексте. Какой вопрос все время занимает толпу? ( Чья собака? ) Чтение следующей части. - Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло... Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!.. - Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша? - Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! Вопросы: - Как теперь характеризует собаку Очумелов? - Предположите, как сейчас поведет себя надзиратель? Чтение последней части. - И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. – Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все. Учитель: Оцените поведение Очумелова с позиции нравственности - Это не наша, - продолжает Прохор. – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч… - Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали? - В гости… - Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцик этакий… Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным. - Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади. – Ожидаемо ли было развитие ситуации? Над чем хохочет толпа? Почему Хрюкину не сочувствуют? Вернемся к нашей таблице с ключевыми словами. - Можно ли проследить по ключевым словам, как меняется отношение Очумелова к конфликтной ситуации? Почему он так часто меняет свое мнение? - Как ему следовало действовать? (Очумелов вообще не должен выяснять, чья собака, а должен узнать, кто виноват) - На что направлены действия и мысли Очумелова во время всех его изменений? (Они направлены только на одно: обезопасить и выгородить себя, сущность «дела» его не интересует) Хорошо ли это? |