Технологическая карта урока по литературе. Тема "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок разработан по требованиям ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока в 5 классе по литературе | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе
учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Актюбинский» Иргашевой Рузы Габидулеевны
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: определение особенностей характера Герасима, проявляющихся как в прямых оценках, так и в сравнении через анализ произведения и самостоятельную исследовательскую работу.
Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
- освоить теоретико-литературные понятия;
- совершенствовать умения анализировать литературное произведение как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позиции, любовь к литературе.
Форма работы обучающихся: групповая.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов | Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей. Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. | Проявить интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому совершенствованию; расширить объем словарного запаса для свободного выражения мыслей. Уметь соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект поведения и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Ресурсы: наглядный материал, репродукции, интернет-ресурсы, кластер «Знакомство», рабочая тетрадь, памятки-инструкции, словарь литературоведческих терминов, методическое пособие, учебник-хрестоматия .
Ход урока
Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Мотивация познавательной деятельности | |
-Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом. - Мы обращали внимание на внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на поведение. -Чтобы хорошо узнать человека, этих признаков не достаточно. -Надо обратить внимание и на взаимоотношение человека с окружающими, с кем он дружит, общается. Кластер «Знакомство» | |
-Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство? -Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? -Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? -Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? -Правильно. Вот мы с вами и составили схему, по которой можно познакомиться с человеком. (Слайд №1) |
Актуализация знаний | ||
-Необходима тема для общения. -При чтении рассказа возникали чувства сострадания, жалости, сочувствия. - Люди, которые живут у барыни и служат ей. -Основные герои рассказа: Герасим, барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон, Степан. - Мы начнем сегодня знакомиться с Герасимом. -Герасим – главный герой рассказа. -Думаю, что поможет. | -А чтобы состоялось общение, что необходимо? -Дома вы дочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникали во время чтения рассказа? -Кто вызывал у вас эти чувства? -Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)(Слайд №2) -Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)? - Сегодня мы с вами начали разговор о знакомстве. Как вы думаете, с каким из этих героев мы начнем сегодня знакомиться? -Почему именно с ним? (Слайд №3) -Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом? | |
-Герасим-главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму». -Образ Герасима как главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму». Ребята записывают в рабочую тетрадь: «Славный он был мужик…» | -Давайте попробуем сформулировать тему урока. -Я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь. (Учитель фиксирует тему на доске)(Слайд №4) | |
Организация познавательной деятельности. | ||
Работа в группе. Ребята составляют предложение и записывают в рабочую тетрадь: «Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.» | -Продолжите предложение, проговорив его в паре, и запишите в рабочую тетрадь: «Сегодня на уроке я хочу научиться… и доказать мнение Тургенева о своем герое…». (Слайд №5) | |
Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. (Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.) Работа в группе. Работают с текстом рассказа. Составление портрета литературного героя Герасима по памяткам-инструкциям, которые лежат на каждом столе. | -Скажите, пожалуйста, что такое портрет? -Запишем в тетради: Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. (Слайд №6) -Составьте портрет Герасима, опираясь на кластер. Памятки-инструкции для групповой работы у вас лежат на столах.( Приложение к уроку памятки-инструкции №1-№5 (для групповой работы) на каждом столе. | |
Подведение итогов урока | ||
Выступление учащихся от групп. -Герасим «сложен богатырем». Он высокого роста, крепкого телосложения, т.к. в деревне пахал землю, сеял, убирал урожай. -Автор сравнивает трудолюбие Герасима с «молодым, здоровым быком», жизнь в городе - «с пойманным зверем», а внешность - со «степенным гусаком». - Автор, используя фразеологизм, пишет, что Герасим «работал за четверых». Действительно, «дела у него было немного», но в обязанности Герасима входило сторожить двор и содержать его в чистоте, колоть дрова, возить воду. С работай Герасим справлялся «играючи». -Каморка Герасима была под стать своему хозяину. (зачитывают описание из рассказа). Все эти черты можно отнести к одному определению «славный». -Герасим, действительно, славный. Будучи глухонемым, ему присущи такие качества как доброта, отзывчивость, нежность, искренность. | -Ребята, можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»? «Славный он был мужик…» (Слайд №7)
-Сумел ли автор доказать, что герой его славный? -А вы могли бы назвать Герасима славным? -Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» (цитаты из рассказа к портрету Герасима) (Слайд №8) | |
Рефлексия. | ||
Ученики показывают свое отношение к уроку в движениях без слов. | Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке? - Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. - Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. - Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши». -Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно». | |
Домашнее задание | ||
Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни или синквейн на одного из героев рассказа. |
Дополнительный материал:
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970890/
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970891/
http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970892/
Дополнительные творческие задания:
Индивидуальное задание. Объяснить значение слов: краснобайство, никчемность.
Групповое задание. Подготовить выставку иллюстраций А.Кулешова, И.Пчелко, репродукций картин В.Перова, К.Трутовского и комментарий к ней.
Приложение №1
Памятка-инструкция №1 (для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Каким вы представляете Герасима?
- Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
- Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
- Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
- Почему автор сравнивает героя с гусаком?
- Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2 (для групповой работы)
Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Чем занимался Герасим в деревне?
- Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
- Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Найдите описание каморки Герасима.
- Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
- На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
- Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
- Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
- В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
- Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
- О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
- Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
- Как Герасим относится к другим героям? Почему?
- Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Приложение №2
Кластер
«Средства создания литературного образа»
Самоанализ
Достижения | Затруднения | Предложения |
Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. В каждой группе по памяткам были составлены характеристики героя, которые подтвердили мнение автора, что Герасим «славный мужик» . | Затруднение вызвало предложение, которое нужно было продолжить. | Продолжить работу над поисковой и исследовательской деятельностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири. Тема. Анатолий Шастин. Рассказ "Пример для подражания"
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири....
Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»
Цель: P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...
Технологическая карта урока чувашской литературы в 6 классе "О чем говорит музыка?" (по рассказу И.Ахрата "Поющие стекла")
Исползьзование современных образовательных технологий...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....
Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...