Технологическая карта урока по литературе. Тема "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок разработан по требованиям ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Актюбинский» Иргашевой Рузы Габидулеевны        

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: определение особенностей характера Герасима, проявляющихся как в прямых оценках, так и в сравнении через анализ произведения и самостоятельную исследовательскую работу.

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
  • освоить  теоретико-литературные понятия;
  • совершенствовать  умения  анализировать литературное  произведение как художественного целого в  его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
  • воспитывать  духовно развитую личность, готовую  к самопознанию и самосовершенствованию, способную  к созидательной деятельности;
  • формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданскую  позиции, любовь к литературе.

Форма работы обучающихся:  групповая.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов

Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей.

Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Коммуникативные:  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев.

Проявить интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому совершенствованию; расширить объем словарного запаса для свободного выражения мыслей. Уметь соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект поведения и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ресурсы: наглядный материал, репродукции, интернет-ресурсы, кластер «Знакомство», рабочая  тетрадь,  памятки-инструкции, словарь литературоведческих терминов, методическое пособие, учебник-хрестоматия .

Ход урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

 Мотивация познавательной деятельности

-Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом.

- Мы обращали внимание на внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на поведение.

-Чтобы хорошо узнать человека, этих признаков не достаточно.

-Надо обратить внимание и на взаимоотношение человека с окружающими, с кем он дружит, общается.

Кластер «Знакомство»

Описание: Описание: Описание: Схема1

-Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?

-Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

-Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

-Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

-Правильно. Вот мы с вами и составили схему, по которой можно познакомиться с человеком. (Слайд №1)


Актуализация знаний

-Необходима тема для общения.

-При чтении рассказа возникали чувства сострадания, жалости, сочувствия.

- Люди, которые живут у барыни и служат ей.

-Основные герои рассказа: Герасим, барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон, Степан.

- Мы начнем сегодня знакомиться с Герасимом.

-Герасим – главный герой рассказа.

-Думаю, что поможет.

-А чтобы состоялось общение, что необходимо?

-Дома вы дочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникали во время чтения рассказа?

-Кто вызывал у вас эти чувства?

-Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)(Слайд №2)

-Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?

- Сегодня мы с вами начали разговор о знакомстве. Как вы думаете, с каким из этих героев мы начнем сегодня знакомиться?

-Почему именно с ним? (Слайд №3)

-Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?  

-Герасим-главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

-Образ Герасима как главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Ребята записывают  в рабочую тетрадь: «Славный он был мужик…»

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

-Я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь.  (Учитель фиксирует тему на доске)(Слайд №4)

Организация познавательной деятельности.

Работа в группе.

Ребята составляют предложение и записывают  в рабочую тетрадь: «Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.»

-Продолжите  предложение, проговорив  его в паре, и запишите в рабочую тетрадь: «Сегодня на уроке я хочу научиться… и доказать мнение Тургенева о своем герое…». (Слайд №5)

Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. (Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.)

Работа в группе.

Работают с текстом рассказа.

Составление портрета литературного героя Герасима по памяткам-инструкциям, которые лежат на каждом столе.

-Скажите, пожалуйста, что такое портрет?

-Запишем в тетради: Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.  (Слайд №6)

-Составьте портрет Герасима, опираясь на кластер. Памятки-инструкции для групповой работы у вас лежат на столах.( Приложение к уроку

памятки-инструкции №1-№5 (для групповой работы) на каждом столе.

Подведение итогов урока

Выступление учащихся от групп.

-Герасим «сложен богатырем». Он высокого роста, крепкого телосложения, т.к. в деревне пахал землю, сеял, убирал урожай.

-Автор сравнивает трудолюбие Герасима с «молодым, здоровым быком»,  жизнь в городе -  «с пойманным зверем», а внешность - со «степенным гусаком».

- Автор, используя фразеологизм, пишет, что Герасим «работал за четверых». Действительно, «дела у него было немного», но в обязанности Герасима входило  сторожить двор и содержать его в чистоте, колоть дрова, возить воду. С работай Герасим справлялся «играючи».

-Каморка Герасима была под стать своему хозяину.

(зачитывают описание из рассказа).

Все эти черты можно отнести к одному определению «славный».

-Герасим, действительно, славный. Будучи глухонемым, ему присущи такие качества как доброта, отзывчивость, нежность, искренность.

-Ребята, можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?  «Славный он был мужик…» (Слайд №7)

 

-Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

-А вы могли бы назвать Герасима славным?

-Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» (цитаты из рассказа к портрету Герасима) (Слайд №8)

Рефлексия.

Ученики показывают свое отношение к уроку в движениях без слов.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

-Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».

Домашнее задание

Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни или синквейн на одного из героев рассказа.

Дополнительный материал:

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970890/ 

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970891/

http://www.proshkolu.ru/user/lionvolk/file/4970892/

Дополнительные творческие задания:

Индивидуальное задание. Объяснить значение слов: краснобайство, никчемность.

Групповое задание. Подготовить выставку иллюстраций А.Кулешова, И.Пчелко, репродукций картин В.Перова, К.Трутовского и комментарий к ней.

Приложение №1

Памятка-инструкция №1 (для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Каким вы представляете Герасима?
  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?
  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №2 (для групповой работы)
Обязанности Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Чем занимался Герасим в деревне?
  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Найдите описание каморки Герасима.
  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
  • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
  • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
  • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
  • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
  • Как Герасим относится к другим героям? Почему?
  • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

Приложение №2

Кластер
«Средства создания литературного образа»

Описание: Описание: Описание: Схема1

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения

Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. В каждой группе по памяткам были составлены характеристики героя, которые подтвердили мнение автора, что Герасим «славный мужик» .

Затруднение вызвало предложение, которое нужно было продолжить.

Продолжить работу над поисковой и исследовательской деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».

Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе  «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....

Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс

Цель педагогической деятельности учителя:Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить  сущность  человеческой жизни, её смысла.Развивающая: развивать навыки самостоятельного ч...