Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_v_5_klasse.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе
Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Тип урока: систематизации и обобщения материала
Дата урока: 16.01.18
Цели:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Дидактические материалы и оборудование: магнитно-меловая доска, карточки-пазлы, кластеры, аудиозаписи, видеозаписи, таблицы.
Формы и методы, технологии обучения:
- групповая, индивидуальная, фронтальная форма обучения;
-частично поисковый, игровые приемы, метод формирования учебной деятельности;
- системно-деятельностный подход, коммуникативные, здоровьесберегающие.
Оборудование урока: презентация Microsoft Power Point , таблицы, карточки-пазлы, кластеры
Планируемые результаты:
- Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя
- Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
- Личностные: Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера. Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты(УУД) | Оценка результата деятельности ученика |
Организационный | 2 мин | Включение учащихся в учебную деятельность | Приветствие: Здравствуйсте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Меня зовут Магкиева Мадина Валерьевна, и сегодня я ваш учитель литературы. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году. | Приветствие: молчаливое приветствие | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок, получают позитивный заряд, концентрируют внимание Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Готовность к сотрудничеству, внимательность, собранность |
Формулирование темы и цели урока | 4 мин | Обсуждение необходимости введения новых знаний | Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о ком идет речь в рассказе «Кавказский пленник»? -Сколько было пленников? - Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» - Решение этого проблемного вопроса и будет главной задачей нашего урока. | Отвечают на вопросы | Познавательные: в ходе выполнения заданий извлекают необходимую информацию для формулировки темы урока Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение | Проговаривание темы и целей урока |
Создание проблемной ситуации | 3 мин | Проблемная ситуация | А поможет нам в этом таблица «Сравнительная характеристика героев» , которую мы будет заполнять по ходу нашего урока. Обратите внимание на свои парты, у каждого из вас лежит таблица. - Что значит сравнить героев художественного произведения? - Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником? | Ученики отвечают на вопросы учителя | Познавательные: учатся приводить ассоциации, извлекают необходимую информацию для введения в тему урока и уяснения его цели. Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей | Понимание темы и целей урока, участие в диалоге |
Актуализация | 6 мин | Повторение ранее изученного материала | Каким было воинское звание у героев? Как внешне выглядели Жилин и Костылин? Как герой оказался в плену? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем: - Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без солдат? (Не разъезжаться). - Кто нарушил уговор? Как вёл себя Жилин при встрече с врагом? | Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы | Познавательные: самостоятельно заполняют таблицу Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные: реагировать на учебную ситуацию | Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения говорения. Умение записывать необходимую информацию в таблицу |
Открытие нового знания и его применение | 10 мин | Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новых речевых ситуациях | Чем занимались герои в плену? Сейчас мы с вами представим, что вместе с героями рассказа оказались в татарской сакле. Вы будете не просто наблюдателями, а молчаливыми участниками событий. Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение. Просмотр эпизода «Требование выкупа» (фильм «Кавказский пленник»). - Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле? Было ли страшно? - Какими вы увидели Жилина и Костылина? Знакомятся с понятием «антитеза» Давайте сделаем вывод. Разных ли мы увидели героев? Или у них схожее поведение? Не только мы увидели разность героев, но и горцы. -Как горцы отнеслись к Жилину? За что зауважали горцы Жилина? | Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы, анализируют эпизод, выполняют задания учителя | Личностные: самоопределяются Познавательные: знакомятся с новым понятием Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: общаются друг с другом, учатся работать в группе. | Умение решать коммуникативную задачу применяя ранее полученные знания |
Динамическая пауза | 2 | Выполнение физ минутки | Выполнение элементов кавказского танца | Повторяют движения физ минутки за учителем | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные:общаются друг с другом | Выполнение физ минутки |
Этап первичной проверки понимания изученного | 4 | Оперирование полученными знаниями | Какие качества проявляет в первом побеге Жилин? А Костылин? Поведение героев во время второго побега, какое оно? Молодцы ребята, а какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми. Ребята, а сейчас я предлагаю разбиться вам на группы по рядам и собрать пазл и выяснить к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации | Собирают пазл и выясняют, что на них изображено, и к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: учатся работать в группе | Умение решать коммуникативную задачу применяя ранее полученные знания |
Закрепление изученного материала | 5 | Повторить пройденный материал и закрепить его. | - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Теперь мы можем с вами сказать, почему же все таки пленник один? | Делают выводы о поведении героев, отвечают на проблемный вопрос | Регулятивные: проявляют познавательную инициативу | Умение выполнять работу в паре с одноклассником |
Рефлексия | 4 | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке с помощью кластера «Положительные и отрицательные черты характера человека», а также беседа о личных качествах учеников | Учитель мобилизует обучающихся на умение оценивать результаты своей деятельности Ребята, а давайте составим с вами кластер «Положительные и отрицательные черты характера человека». Скажите, а какие качества есть у вас? С какими качествами нужно бороться, а какие развивать? | Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: учатся работать в паре | Умение оценивать свои действия, проводить самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки
Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...
Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока второго поколения. 5 класс Тема урока: "Блюда из яиц".
Цель урока: способствовать формированию представлений обучающихся о видах и питательной ценности яиц, навыков технологий проверки качества яиц, возможностях использования их в кулинарии выполнена. Ана...
Технологическая карта урока второго поколения. 5 класс Тема урока: "Отработка приёмов работы на швейной машине".
Цели урока:Предметные: закрепить знания учащихся о приемах заправки верхней и нижней ниток; работы на швейной машине (выполнение машинных швов).Метапредметные: воспитывать инициативу, самостоятельност...
Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»
Технологическая карта урока физкультуры в 4 классеТема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...