Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Магкиева Мадина Валерьевна

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_v_5_klasse.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Тип урока:  систематизации и обобщения материала

Дата урока: 16.01.18

Цели:

Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.

Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.

Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

Дидактические материалы и оборудование:  магнитно-меловая доска, карточки-пазлы, кластеры,  аудиозаписи, видеозаписи, таблицы.

Формы и методы, технологии обучения:

- групповая, индивидуальная, фронтальная форма обучения;

-частично поисковый, игровые приемы, метод формирования учебной деятельности;

- системно-деятельностный подход, коммуникативные, здоровьесберегающие.

Оборудование урока: презентация Microsoft Power Point  , таблицы, карточки-пазлы, кластеры

Планируемые результаты:

  1. Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя
  2. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

  1. Личностные: Научиться  проводить самооценку личности  на основе прочитанного и использовать  возможность коррекции качеств своего  характера. Формировать  эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты(УУД)

Оценка результата деятельности ученика

Организационный

2 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствие:

Здравствуйсте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Меня зовут Магкиева Мадина Валерьевна, и сегодня я ваш учитель  литературы.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

Приветствие: молчаливое приветствие

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовность к сотрудничеству, внимательность, собранность

Формулирование темы и цели урока

4 мин

Обсуждение необходимости введения новых знаний

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, о ком идет речь в рассказе «Кавказский пленник»?

-Сколько было пленников?

- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?»  

- Решение этого проблемного вопроса и будет главной задачей нашего урока.

Отвечают на вопросы

Познавательные: в ходе выполнения заданий извлекают необходимую информацию для формулировки темы урока Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение

Проговаривание темы и целей урока

Создание проблемной ситуации

3 мин

Проблемная ситуация

А поможет нам в этом таблица «Сравнительная характеристика героев» , которую мы будет заполнять по ходу нашего урока. Обратите внимание на свои парты,  у каждого из вас лежит таблица.

- Что значит сравнить героев художественного произведения?

- Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником?

Ученики отвечают на вопросы учителя

Познавательные: учатся приводить ассоциации, извлекают необходимую информацию для введения в тему урока и уяснения его цели.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Понимание темы и целей урока, участие  в диалоге

Актуализация

6 мин

Повторение ранее изученного материала

Каким было воинское звание у  героев?

Как внешне выглядели Жилин и Костылин? Как герой оказался в плену? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте подумаем:

- Какой уговор был у Жилина и Костылина, когда они решили ехать без солдат? (Не разъезжаться).

- Кто нарушил уговор? Как вёл себя Жилин при встрече с врагом?

Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы

Познавательные: самостоятельно заполняют таблицу

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: реагировать на учебную ситуацию

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения говорения.

Умение записывать необходимую информацию в таблицу

Открытие нового знания и его применение

10 мин

Оперирование знаниями и овладение способами деятельности в новых речевых ситуациях

Чем занимались герои в плену?

Сейчас мы с вами представим, что вместе с героями рассказа оказались в татарской сакле. Вы будете не просто наблюдателями, а молчаливыми участниками событий. Ребята, всмотритесь в лица героев, обратите внимание на их поведение. Просмотр эпизода «Требование выкупа» (фильм «Кавказский пленник»).

- Что вы почувствовали, находясь в татарской сакле? Было ли страшно?

- Какими вы увидели Жилина и Костылина?

Знакомятся с понятием «антитеза»

Давайте сделаем вывод. Разных ли мы увидели героев? Или у них схожее поведение?

Не только мы увидели разность героев, но и горцы.

-Как горцы отнеслись к Жилину?

За что зауважали горцы Жилина?

Ученики отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицы, анализируют эпизод, выполняют задания учителя

Личностные: самоопределяются

Познавательные: знакомятся с новым понятием

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: общаются друг с другом, учатся работать в группе.

Умение решать коммуникативную задачу применяя ранее полученные знания

Динамическая пауза

2

Выполнение физ минутки

Выполнение элементов кавказского танца

Повторяют движения физ минутки за учителем

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные:общаются друг с другом

Выполнение физ минутки

Этап первичной проверки понимания изученного

4

Оперирование полученными знаниями

Какие качества проявляет в первом побеге Жилин? А Костылин?

Поведение героев во время второго побега, какое оно?

Молодцы ребята,   а какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Ребята, а сейчас я предлагаю разбиться вам на группы по рядам и собрать пазл и выяснить к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации

Собирают пазл и выясняют, что на них изображено, и к каким этапам таблицы относятся данные иллюстрации

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: учатся работать в  группе

Умение решать коммуникативную задачу применяя ранее полученные знания

Закрепление изученного  материала

5

Повторить пройденный

материал и закрепить его.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

 Теперь мы можем с вами сказать, почему же все таки пленник один?  

Делают выводы о поведении героев, отвечают на проблемный вопрос

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Умение выполнять работу в паре с одноклассником

Рефлексия

4

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке с помощью кластера «Положительные и отрицательные черты характера человека», а также беседа о личных качествах учеников

Учитель мобилизует  обучающихся на умение оценивать результаты своей деятельности

Ребята, а давайте составим с вами кластер «Положительные и отрицательные черты характера человека».

Скажите, а какие качества есть у вас? С какими качествами нужно бороться, а какие развивать?

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: учатся работать в паре

Умение оценивать свои действия, проводить самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 7 классе Тема урока:Природные зоны Южной Америки

Урок открытия новых знаний.Дана разработка урока, с указанием образовательных, развивающих и воспитательных целей. В технологической карте указаны УУД; даны приложения к уроку...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Технологическая карта урока второго поколения. 5 класс Тема урока: "Блюда из яиц".

Цель урока: способствовать формированию представлений обучающихся о видах и питательной ценности яиц, навыков технологий проверки качества яиц, возможностях использования их в кулинарии выполнена. Ана...

Технологическая карта урока второго поколения. 5 класс Тема урока: "Отработка приёмов работы на швейной машине".

Цели урока:Предметные: закрепить знания учащихся о приемах заправки верхней и нижней ниток; работы на швейной машине (выполнение машинных швов).Метапредметные: воспитывать инициативу, самостоятельност...

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классеТема урока: «Передача  мяча от плеча правой и левой рукой»...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...