Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Цель педагогической деятельности учителя:
Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла.
Развивающая: развивать навыки самостоятельного чтения.
Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, неприятие «футлярной жизни».
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам.
Предметные: расширение круга читательских интересов школьников.
Личностные: оценивание содержания рассказа «Человек в футляре»; осознание эстетической ценности произведений А.П. Чехова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе «Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»
(8 класс. УМК. Учебник «Литература» в двух частях В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина)
Деева О.Н.
Класс | 8 |
Тема урока | Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» |
Тип урока | Урок внеклассного чтения |
Цели урока | Цель педагогической деятельности учителя: Дидактическая: раскрыть смысл названия рассказа; определить сущность человеческой жизни, её смысла. Развивающая: развивать навыки самостоятельного чтения. Воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, неприятие «футлярной жизни». Цели как деятельность учеников: Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни, способность использовать знания литературного материала как средство получения знаний по другим предметам. Предметные: расширение круга читательских интересов школьников. Личностные: оценивание содержания рассказа «Человек в футляре»; осознание эстетической ценности произведений А.П. Чехова. |
Задачи урока | Образовательные: - формировать умение ориентироваться в тексте художественного произведения; - помочь осознать смысл названия произведения; - учить находить ответы на проблемные вопросы произведения, поставленные автором. Развивающие: - развивать умение слушать, сравнивать и выделять главное; - развивать творческие способности работы в группах, умение определять свою роль в группе; - совершенствовать речевые умения. Воспитательные: - воспитывать активную жизненную позицию. |
Универсальные учебные действия | Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; - формулировать тему, проблему урока и искать пути её решения; - соотносить цели и результаты своей деятельности; - определять степень успешности работы. |
Познавательные: - выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий; - преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему). | |
Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения; - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания |
I. Оргмомент. Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно настроиться на урок. Регулятивные: планировать необходимые действия. |
II. Проверка домашнего задания. Цель: проверить знания и умения учащихся. | - Домашним заданием было прочитать рассказ «Человек в футляре». Понравился ли вам рассказ? Чем? Кто главные герои? Что с ними происходит? | Отвечают на вопросы учителя. Работают с понятиями. | Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Слушать, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
III. Мотивация к учебной деятельности с последующим формулированием темы и цели урока Цель: включить учащихся в работу, формулировать тему урока, цель. | - Как вы понимаете слово «футляр», «футлярная жизнь»? -Выскажите предположения о том, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Какова цель урока? Учитель работает с презентацией. Тема и цель урока на экране. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Обмениваются мнениями. Высказывают предположение о теме урока, называют его цель. | Личностные: Самоопределение. Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. 3. Планировать деятельность на уроке. Познавательные: 1. Построение логической цепочки рассуждений. 2. Извлекать необходимую информацию из текста. Коммуникативные: Слушать, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
IV. Актуализация знаний Цель: активизировать опорные знания. Создать условия для погружения в проблемную ситуацию. | Предлагает поиграть в игру «да – нет». Задает вопросы учащимся. - Как построен рассказ? - Кто эти запоздавшие охотники? - Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? - Прочитайте описание Мавры. Какой вывод мы можем сделать? (презентация) | Отвечают на вопросы учителя. -Я утверждаю, что рассказ «Человек в футляре написан А.П.Чеховым (да) -Я утверждаю, что Беликов преподавал в гимназии французский язык (нет) - Я утверждаю, что его любимой фразой была «Вот было бы хорошо!» (нет) - Я утверждаю, что «Беликов держал в страхе весь город» (да) - Я утверждаю, что в конце рассказа герой обрёл долгожданное счастье, женившись на Вареньке (нет) Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом. - Рассказ в рассказе. - Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. - Это ключ к рассказу. - «Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу». - Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу. Такие люди - явление нередкое. | Познавательные: 1. Поиск необходимой информации. 2. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: 1. Инициативное сотрудничество. 2. Умение выражать мысли. 3. Построение речевого высказывания. Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Открытие новых знаний. Решение проблемы. Цель: рассмотреть образ главного героя. Развивать умение исследовать прочитанный материал. | - Кто рассказывает о Беликове? Демонстрирует персонаж на экране. Опиши Беликова. Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? Найдите в тексте и прочитайте. Беликов выступал на педсоветах: Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает: Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом: Как к Беликову относятся коллеги: Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих: На ваш взгляд, подходили ли друг другу Варенька и Беликов, Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко: Сравни Коваленко и Беликова. (Примерный план: а) наружность; б) манера говорить и держаться; в) черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу). Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий: Чем закончилось сватовство: Найденные детьми цитаты выводит на экране в презентации. | - Учитель гимназии Буркин. Описывают главного героя. Работают с тетрадями. «…на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло» «Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью» «Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко» Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят. «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!» Беликов едва не женился Возненавидел. «Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог». «Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая». Сравнивают Коваленко и Беликова. Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде. «Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?» «Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье» «Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!» Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила. «Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом: - Ха-ха-ха! И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал». | Личностные: Иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Регулятивные: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию из текста. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Физкультминутка. Цель: снять физическое и психологическое напряжение. | Напоминает о минуте отдыха. | Выполняют упражнения. Проводит ученик: встали, выпрямили плечи 1, 2, 3 руки на пояс, 2 наклона влево, 2 наклона вправо, сели. | Регулятивные: Выполнять действия по заданному образцу. |
VII. Включение новых знаний в систему знаний. Цель: включить новые знания в систему изученного материала. | Задает вопросы: Почему Беликов умер? Чего достиг Беликов? Обрёл ли Беликов долгожданное счастье? Прочитайте, какое выражение лица было у него, когда он лежал в гробу. Что изменилось в жизни города после смерти Беликова? Почему? Стоит объяснить детям, что Беликов не один. Беликовщина – общественный порок, и пока его не искоренить, жизнь общества изменить трудно. Как завершает автор композицию рассказа? Какие слова Ивана Иваныча звучать в конце рассказа? Слышит ли Ивана Иваныча собеседник? | Отвечают на вопросы. Работают с текстом. От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал. Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь. «– Видеть и слышать, как лгут, – проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, – и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше так жить невозможно!» Мы видим, что Буркин расхожей фразой закругляет беседу и засыпает, а Иван Иваныч «все ворочался с боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей, закурил трубку». | Познавательные: Искать необходимую информацию. Коммуникативные: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. 3. Слушать и слышать друг друга. 4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности. Регулятивные: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Выполнять действия по заданному образцу. |
VIII Контроль усвоения материала. Цель: формировать умение выделять главное, определять ключевые понятия | Задает вопросы учащимся: Что же не дает уснуть Ивану Иванычу? Вспомним еще раз его слова о «футляре»: «Ненужные бумаги... игра в винт... жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?» Что значат эти слова? А вы как считаете? Какова наша жизнь? Каков наш выбор, наша свобода? | Отвечают на вопросы, работают с текстом и с тетрадями. «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. «Футляр», по мнению Ивана Иваныча, в каждом из нас, в нас самих. Высказывают свое мнение. | Регулятивные: Контролировать, корректировать, проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: 1. Уметь выражать мысли. 2. Уметь строить речевое высказывание. Познавательные: Искать необходимую информацию. Личностные: Иметь желание стремиться к преодолению трудностей; проявлять способность к самооценке своих действий. ТОУУ |
IX. Рефлексия. Цель: обобщить полученные знания на уроке, оценить деятельность учащихся. | Организовывает рефлексию, задаёт вопросы: что было сегодня интересного на уроке? Что изучили? что вызвало затруднение? что полезного для вас было? что пригодится в будущем? над чем заставил задуматься материал урока? и т.п. Для оценки работы можно использовать смайлики или другие карточки. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность. | Регулятивные: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные: Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). ТОУУ |
X. Домашнее задание Цель: дать учащимся задание к следующему уроку для повторения. | Дифференцированное. Подготовить устный ответ на вопрос: «Мысли, возникшие после прочтения рассказа». Написать эссе на тему: «Мысли, возникшие после прочтения рассказа». | Записывают домашнее задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе. Рассказ А.П.Чехова " Человек в футляре"
В цикле рассказов о футлярной, узкой ограниченной мещанской жизни («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч») Чехов с прозорливостью писателя-реалиста раскрывает нравственное уродство мещан...
Конспект урока "Тайны текста"(по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре").
Урок в 10 классе - диалог - соразмышление после прочтения рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре». В чём сложность анализа художественного текста литературного произвед...
Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
Урок русской литературы "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...
Урок по рассказу А.П.Чехова " Человек в футляре".
Урок по рассказу русского писателя"Человек в футляре". Раскрываются понятия, почему автор назвал так рассказ, в чем причины падения Героя....
Урок литературы по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре". "В поисках Беликова" Для 10 классов с узбекским и другими языками обучения.
Видеоурок литературного чтения в 10 классе "В поисках Беликова" поможет понять историческую обстановку конца 19 века, задуматься о прототипах "человека в футляре" и глубже понять и...
Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...