Программа клуба "Золотое перо"
рабочая программа по литературе на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 629.
«Утверждаю»_________________
Директор ГБОУ СОШ № 629
А.И.Паньков
«__»______________________20__г.
Направление деятельности: художественно-эстетическое
Вид деятельности: литературное творчество
Программа
по дополнительному образованию детей
Студия начинающего писателя
«Золотое перо»
Автор
(автор-составитель)
педагог доп. образования
О.А.Иншакова
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 11-17 лет
Программа принята
Педагогическим советом
ГБОУ СОШ № 629
Протокол №_______
от«__»____________20__г.
Москва
2014-2015
Пояснительная записка
Направленность предлагаемой программы дополнительного образования детей – художественно- эстетическая.
Предлагаемая программа направлена на развитие литературного творчества, художественного слова и культуры речи учащихся.
Целью программы является развитие ребенка, подростка, его творческого потенциала на основе приобретения определенных знаний, умений и навыков в теории и практики сочинительства произведений разных жанров, основ стихосложения; воспитание интеллигентного человека, культурного читателя, обладающего развитым вкусом, способного воспринимать литературу как явление эстетическое, вид искусства.
Актуальность программы
Воспитание человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Мы не ставим перед собой цели сделать всех учеников писателями. Мы пытаемся научить образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места в жизни.
Литературное образование и воспитание нацелено на становление духовного мира человека посредством создания условий для внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Художественно-ценное во многом зависит от духовного потенциала личности, от ее способности «разжечь» в самой себе волнение и чувствительность.
При составлении программы учитывалась необходимость индивидуального, дифференцированного подхода к ученикам.
Задачи обучения:
- Создание условий для развития личности ребенка.
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
- Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
- Формирование и развитие художественного вкуса, любви к книге, чтению.
6. Возбуждение у учащихся интереса к самостоятельному творчеству, чтению, направленному на самопознание и самоопределение, поиску своего места в жизни.
При разработке данной программы использовалась утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа по литературе, программа обновления гуманитарного образования в России, программно-методические материалы.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что учащиеся имеют возможность научиться писать стихи, прозаические произведения, эссе, очерки, заниматься издательской деятельностью, выпуская литературный журнал «Золотое перо».
Формы и режим работы
1. Вид учебной группы: переменный состав.
- Срок реализации программы: 2 года.
- Возраст учащихся 11-17 лет:
- 1 год - учащиеся 11-14 лет;
- 2 год - учащиеся 15-17 лет.
- Количество обучающихся: 12-15 человек.
- Количество часов на 1 группу: 3 часа в неделю (два занятия по 1,5 часа). В группе первого года обучения занятие длится 45 минут, остальное время – организационные мероприятия: консультации в начале и конце занятий, встречи с родителями.
- Формы обучения – групповые.
Режим занятий с учетом здоровьесберегающих технологий (короткий перерыв, проветривание, особенно во время работы с компьютером, физкультминутки для профилактики нарушения зрения и осанки).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате работы по данной программе учащиеся должны:
- научиться обращать внимание на стилистические и композиционные особенности прочитанного произведения;
- уметь выделить литературный прием;
- понимать значение терминов, определенных программой: отвечать на связанные с ними вопросы, составлять с ними предложения, приводя примеры из прочитанного;
- уметь объяснить отличие стихотворной и прозаической речи, обиходной и художественной прозы;
- определять на слух стихотворный размер, слышать рифму, замечать их нарушения;
- усвоить тесную связь выразительного (художественного) чтения и художественного (близко к тексту) пересказа со стилистическими, ритмическими особенностями текста; понять необходимость репетиций чтения и пересказа;
- почувствовать вкус к собственному литературному творчеству;
- попытаться написать поэтическое или прозаическое произведение;
- научиться рецензировать как свои, так и произведения, написанные другими ребятами.
Способы проверки результатов обучения:
- заседания клуба юных писателей;
- чтение и обсуждение созданных учащимися произведений;
- подготовка и выпуск журнала «Золотое перо»;
- литературные гостиные;
- мастер-классы;
- выставки авторских работ.
Формы подведения итогов обучения:
- публикация произведений, написанных учащимися, в литературном журнале;
- участие в окружных и всероссийских конкурсах и фестивалях «Юные таланты Московии», «Адрес детства – Россия», «Первые шаги»,;
- участие в Московском литературно-творческом конкурсе «Проба пера».
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | ||
| Содержание занятий | всего | теория | практика |
1. | Вводная лекция. Утверждение плана работы студии начинающего писателя «Золотое перо». | 3 | 1 | 2 |
2. | Роды и виды литературного творчества. | 3 | 1 | 2 |
3. | Поэзия. Стихотворные формы. | 3 | 1 | 2 |
4. | Понятие о ритме и рифме. Белый стих. Моделирование стихотворных форм. | 3 | 1 | 2 |
5. | Многообразие стихотворных ритмов. Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм. (Стихи и фрагменты из произведений русской поэзии.) | 3 | 1 | 2 |
6. | Строфа как форма организации стихотворной речи. Разновидности четверостиший. Примеры других строф. | 3 | 1 | 2 |
7. | Звукопись как средство музыкальной выразительности. Звукоподражания и другие сочетания гласных в поэтической речи. | 2 | 1 | 1 |
8. | Анафора и другие художественно обоснованные повторы. Образные средства поэтической речи. Развернутые и отрицательные сравнения в поэзии. | 2 | 1 | 1 |
9. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 2 | 0 | 2 |
10. | Выразительное (художественное) чтение стихов. (Стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Мережковского, Бальмонта, Есенина, Рубцова). Связь его с образным и ритмическим строем текста. | 2 | 1 | 1 |
11. | Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Сравнение. Развернутое сравнение. Троп. Гипербола. Эпитет. | 3 | 1 | 2 |
12. | «Стихи не пишутся – случаются» (А. Вознесенский). Мастер- класс. | 2 | 1 | 1 |
13. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 3 | 0
| 3
|
14. | Музыкальность художественной прозы. Звукопись. Ритмичность, отличная от стихотворной. | 3 | 1 | 2 |
15. | Выразительное (художественное) чтение прозы. Связь художественных особенностей текста и воссоздания их в чтении. | 3 | 1 | 2 |
16. | Название произведения. Значение эпиграфа. | 3 | 1 | 2 |
17. | Заглавия книг и глав информационного, «рекламного» характера (сжато пересказывающие сюжет). Заглавия, отражающие тему, идейный смысл, место действия, время действия, персонажей, предметы. Интригующие, загадочные заглавия. Многозначные заглавия. Талант выдумывания названий. | 3 | 1 | 2 |
18. | Композиция произведения. Распространенные композиционные формы. Рассказ в рассказе (обрамление, кольцо). | 3 | 1 | 2 |
19. | Начальное представление о комическом. Природа комического эффекта. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования. | 3 | 1 | 2 |
20. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 3 | 0 | 3 |
21. | Юмор и сатира как виды комического. Ирония как прием юмора и сатиры. Жанры сатиры. Пародии. Эпиграммы. | 3 | 1 | 2 |
22. | Правда и вымысел в литературе. Фантастический сюжет. Правда в фантастике. | 3 | 1 | 2 |
23. | Жизнь как источник литературы и прямое влияние литературы на жизнь. | 3 | 1 | 2 |
24. | Тема и идея произведения. На примере произведений русской и зарубежной классики. | 3 | 1 | 2 |
25. | Образ-персонаж. | 3 | 1 | 2 |
26. | Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Эссе. Рассказ. Повесть. | 6 | 3 | 3 |
27. | Обобщение, подведение итогов. Конкурс на лучшую работу. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо» Итого Организационные и итоговые занятия Всего | 6
92 10 102 | 3 28 0 28
| 3 64 0 64
|
Содержание изучаемого курса первого года обучения
- Что значит быть читателем. Счастье быть читателем. Необходимость вдумчивого чтения. Художественный вкус. Связь понятий «вкус» и «искусство». Воображение. Художественный образ как плод воображения писателя. Цель литературного творчества. Обсуждение и составление плана работы клуба начинающего писателя «Золотое перо». Оформление плана на компьютере.
- Разделение литературы на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Работа с литературоведческим словарем.
- Стихотворные формы как поэзия. Разграничение этих понятий. Невозможность пересказа поэтического произведение. Стихотворение как ряд образов. Талант сочинительства. Проба пера.
- Понятие о ритме и рифме. Обучение определению ритма и рифмы в стихотворениях русской поэзии. Упражнения в версификации.
- Многообразие стихотворных ритмов. Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм. Обучение написанию стихотворных произведений. Работа на компьютере, сканирование, подбор иллюстраций к произведениям.
- Особенности организации стихотворной речи. Строфа. Онегинская строфа.
Обучение определению Онегинской строфы.
- Особенности звукописи. Придумывание различных звукоподражательных эффектов.
- Образные средства поэтической речи. Работа с лучшими образцами классической литературы. Обучение умению самостоятельно подбирать образные средства поэтической речи.
- Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на компьютере.
- Образные средства поэтической речи, общие с прозой. Обучение выразительному чтению стихов. Проведение конкурса на лучшего чтеца.
- Особенности изобразительно-выразительных средств художественной речи (стилистические приемы). Обучение на примере произведений Гоголя, Тургенева, Чехова, Короленко, Аксакова, Паустовского.
- Мастер- класс. Чтение произведений членов клуба юных писателей «Золотое перо».
- Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо». Работа на компьютере.
- Художественная проза, ее музыкальность. Обучение на примере произведений Бунина, Чехова, Горького, Паустовского.
- Обучение выразительности художественного чтения прозы. Конкурс на лучшее прочтение.
- Возможность и невозможность угадать название произведения по его содержанию или содержание по названию. Талантливо подобранное название. Обучение подбору. Обучение сочинению названий произведения. Эпиграф. Его значение, место в тексте, наиболее распространенные источники.
- Обучение выдумыванию заглавий. Синтаксическое многообразие заглавий.
- Широкое значение слова «композиция». Композиция в изобразительном искусстве. Композиция в литературном произведении как взаимная связь элементов (образов, сцен, глав, эпизодов). «Кольцевая» композиция. Симметричная композиция. Многообразие композиционных приемов, выходящее за пределы терминологического круга. Необходимость в ряде случаев описательной характеристики композиции.
- Природа комического. Обучение сочинительству комических рассказов. Нелепость ситуаций как основа комического сюжета. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования.
- Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо».
- Жанры сатиры в эпическом, лирическом и драматическом роде. Обучение индивидуальному стилю литературного творчества.
- Сложная взаимосвязь литературы и жизни. Невозможность и ненужность прямого копирования жизни в литературе. Вымысел на основе реальных фактов. Обучение умению фантазировать.
- Жизнь – источник литературы. Влияние литературы на жизнь. Обучение написанию произведений, основанных на реальных жизненных фактах.
- Главная мысль произведения. Обучение умению определять главную мысль произведения.
- Обучение основным средствам создания образов персонажей в эпических произведениях: портрет, речь, отношение к окружающим, привычки, поступки.
- Обучение написанию рассказа с необычным построением. Юмористические рассказы. Фельетоны. Эссе. Рассказ. Повесть. Особенности жанров. Обучение написанию произведений разных жанров.
- Проведение конкурса на лучшее произведение года. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо».
Организационные и итоговые мероприятия.
Набор и комплектация групп учащихся, желающих и способных к занятиям литературным творчеством. Мастер-классы, участие во внутришкольных, окружных, городских и всероссийских конкурсах.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | ||
| Содержание занятий | всего | теория | практика |
1. | Вводная лекция. Утверждение плана работы студии начинающего писателя «Золотое перо». | 3 | 1 | 2 |
2. | Три рода художественной литературы. | 3 | 1 | 2 |
3. | Эпос | 3 | 1 | 2 |
4. | Жанры эпоса. | 3 | 1 | 2 |
5. | Повествование в стихах и прозе. | 3 | 1 | 2 |
6. | Описание. | 3 | 1 | 2 |
7. | Пейзаж. | 3 | 1 | 2 |
8. | Портрет. | 3 | 1 | 2 |
9. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 5 | 0 | 5 |
10. | Интерьер. | 3 | 1 | 2 |
11. | Натюрморт. | 3 | 1 | 2 |
12. | Описание животного. | 3 | 1 | 2 |
13. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 6 | 0 | 6 |
14. | Описание действия. | 3 | 1 | 2 |
15. | Художественная проза, ее музыкальность. | 3 | 1 | 2 |
16. | Выразительно чтение прозы. | 3 | 1 | 2 |
17. | Художественный пересказ. | 3 | 1 | 2 |
18. | Рассуждение. | 3 | 1 | 2 |
19. | Монолог. | 3 | 1 | 2 |
20. | Диалог. | 3 | 1 | 2 |
21. | Подготовка и публикация журнала «Золотое перо». | 6 | 0 | 6 |
22. | Драма. Диалог как основа драматургического произведения. | 3 | 1 | 2 |
23. | Реплика. Ремарка. | 3 | 1 | 2 |
24. | Жанры драматургии. | 3 | 1 | 2 |
25. | Драматургический образ. | 3 | 1 | 2 |
26. | Конкурс на лучшее драматургическое произведение. | 3 | 1 | 2 |
27. | Обобщение, подведение итогов. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо» Итого Организационные и итоговые занятия Всего | 6 92 10 102 | 3 26 | 3 66 |
Содержание изучаемого курса второго года обучения
- Цель литературного творчества. Обсуждение и составление плана работы клуба начинающего писателя «Золотое перо». Оформление плана на компьютере.
- Три рода художественной литературы.
- Эпос. Повествование как основа эпического произведения. Элементы описания рассуждения, диалога.
- Жанры эпоса. Сказка, рассказ, повесть роман. Народный эпос. Обучение сочинительству. Конкурс на лучшую сказку, рассказ, повесть.
- Повествование в стихах и прозе. Развитие повествования во времени. Возможность и допустимость пересказа повествовательного текста, даже стихотворного. Аналогия с киноискусством. Модель киносценария.
- Описание. Его развитие в пространстве. Аналогия с произведениями изобразительного искусства.
- Пейзаж. Стихи Бунина, фрагмент из прозы Гусева-Оренбургского. Обучение художественному рисованию пейзажа.
- Портрет. Фрагменты из поэмы Пушкина «Полтава», из романа Гончарова «Обрыв». Обучение описанию портрета.
- Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на оргтехнике.
- Интерьер. Фрагменты из романа Пушкина «Евгений Онегин», из романа О.Уальда «Портрет Дориана Грея» в переводе Абкиной. Обучение описанию интерьера в собственных литературных произведениях.
- Натюрморт. Фрагменты из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская» и повести Катаева «Белеет парус одинокий».
- Описание животного. Рассказы Б.Житкова, Сентона-Томпсона. Обучение описанию животного.
- Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо». Работа на компьютере.
- Описание действия. Сопоставление с другими видами описаний и с повествованием.
- Музыкальность художественной прозы. Обучение на примере произведений Бунина, Чехова, Горького, Паустовского.
- Обучение выразительности художественного чтения прозы. Конкурс на лучшее прочтение.
- Требования к художественному пересказу (близко к тексту) фрагмента описания. Отрывок из повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь?).
- Рассуждение. Развитие его во времени, но, в отличие от повествования, не событий, а мысли.
- Монолог как понятие более широкое, чем рассуждение. Монолог-исповедь. Монолог-обращение. Риторическое обращение. Обучение монологу.
- Диалог. Реплики. Слова автора, их сопровождающие. Обучение написанию диалогов, реплик, слов автора.
- Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо».
- Драма. Диалог как основа драматургического произведения. Связь и взаимозависимость с театральным искусством. Элементы текста драматургического произведения. Афиша. Действия (акты). Картины. Явления.
- Реплика. Монолог. Ремарка, ее служебная роль как основа мизансцен.
- Наиболее распространенные жанры драматургии: трагедия, комедия, собственно драма. Фрагменты из комедии Фонвизина Недоросль», из сказки Островского «Снегурочка».
- Обучение основным средствам создания образов персонажей в драматургии.
- Обучение написанию пьес. Конкурс на лучшую комедию, трагедию, драму.
- Подведение итогов года. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий:
беседы, лекции, семинары, практические занятия, конкурсы, конференции.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение:
наглядно-практические материалы, иллюстративно-пояснительные, словесные, дидактические разработки (карточки, картины), аудио- и видеотехника, компьютер, сканер, принтер.
Сотрудничество с издательством «Реальное время», газетой «МК класс»,
с Московской городской организацией Союза писателей России, с центром детской дипломатии им. Саманты Смит и редакцией журнала «Ванька Встанька».
Формы подведения итогов: обсуждение и анализ творческих работ, мастер-классы, литературные гостиные, публикации лучших работ в литературном журнале юных писателей «Золотое перо», участие в окружных и всероссийских конкурсах «Юные таланты Московии», «Адрес детства – Россия», «Проба пера».
Список литературы
для педагога дополнительного образования
- Бельчиков Ю.А. Слово написанное и сказанное. – М.: 1994.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: 1986.
- Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах: 5-9 классы. – М.: 1997.
- Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С.Пичугов, Т.А.Костяева, Т.М.Пахнова. М.: Просвещение, 1994.
- Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет общения. – М.: 1986.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М.: 1989.
- Николаев А. Смех – орудие сатиры: – М., 1989
- Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение. – Л.: 1990.
- Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М.: 1996.
- Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 2000.
- Программа обновление гуманитарного образования в России. Т.Г.Авлова-Шперлинг, Н.В.Краснова. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М.: Интерпракс, 1994.
- Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: 1998.
Список литературы для учащихся
1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М.: 1990.
- Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М.: 1989.
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М.: 1989.
- Музыкально-литературно-художественная юношеская газета «Радость» № 1 (18) 1995, № 9 (14) 1994, № 10 (15) 1994, № 4-5 (9-10) 1994, № 7-8 (12-13) 1994, № 11-12 (16-17) 1997, М.: Северное окружное управление Московского департамента образования.
- Розенталь Д.Э А как сказать лучше? – М.: 1979.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. – М.-Л.: 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы кружка "Золотое перо"
Программа работы кружка юных журналистов...
Программа элективного «Золотое перо»(для 9 классов профильной школы)
Элективный курс «Золотое перо» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главны...
Информация об участии в конкурсе сочинений "Золотое перо"
Информация об участии обучающихся МОБУ СОШ с. Ермекеево в Всероссийском конкурсе сочинений среди школьников 1-11 классов "Золотое перо"....
Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")
Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")...
Поэтический клуб: "Проба пера"
Мы с учениками пишем стихи на русском и английском языках,изучаем основы стихосложения, рифмы. Участвовали в различных городских конкурсах,имеются грамоты иблагодарности....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" в 5 классе
рабочая пограмма...