Программа клуба "Золотое перо"
рабочая программа по литературе на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_studii_zolotoe_pero.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 629.

                                                              «Утверждаю»_________________

                                                                             Директор ГБОУ СОШ № 629

                                                                                                      А.И.Паньков

                                                           «__»______________________20__г.

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Вид деятельности: литературное творчество

Программа

по дополнительному образованию детей

Студия начинающего писателя

«Золотое перо»

                                                                                            Автор

(автор-составитель)

педагог доп. образования

О.А.Иншакова

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 11-17 лет

Программа принята

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 629

Протокол №_______

от«__»____________20__г.

                                                            Москва                                                        

                                                          2014-2015

Пояснительная записка

               Направленность предлагаемой программы дополнительного образования детей – художественно- эстетическая.

Предлагаемая программа направлена на развитие литературного творчества, художественного слова и культуры речи учащихся.

Целью программы является  развитие ребенка, подростка, его творческого потенциала на основе приобретения  определенных знаний, умений и навыков в теории и практики сочинительства произведений разных жанров, основ стихосложения; воспитание интеллигентного человека, культурного читателя, обладающего развитым вкусом, способного воспринимать литературу как явление эстетическое, вид искусства.

  Актуальность программы

   

 Воспитание человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе. Мы не ставим перед собой цели сделать всех учеников писателями. Мы пытаемся научить образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места в жизни.

 Литературное образование и воспитание нацелено на становление духовного мира человека посредством создания условий для внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии  своих творческих возможностей. Художественно-ценное во многом зависит от духовного потенциала личности, от ее способности «разжечь» в самой себе волнение и чувствительность.

 При составлении программы учитывалась необходимость индивидуального, дифференцированного подхода к ученикам.

Задачи обучения:

  1. Создание условий для  развития личности ребенка.
  2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
  3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
  4. Приобщение  обучающихся  к общечеловеческим ценностям.
  5. Формирование и развитие художественного вкуса, любви к книге, чтению.

6.    Возбуждение у учащихся интереса к самостоятельному творчеству, чтению, направленному на самопознание и самоопределение, поиску своего места в     жизни.

При разработке данной программы использовалась утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа по литературе, программа обновления гуманитарного образования в России, программно-методические материалы.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что учащиеся имеют возможность научиться писать стихи, прозаические произведения, эссе, очерки,  заниматься издательской деятельностью, выпуская литературный журнал «Золотое перо».

Формы и режим работы

     1. Вид учебной группы: переменный состав.

  1. Срок реализации программы: 2 года.
  2. Возраст учащихся 11-17 лет:

- 1 год -  учащиеся 11-14 лет;

- 2 год -  учащиеся 15-17 лет.

  1. Количество обучающихся: 12-15 человек.
  2. Количество часов на 1 группу: 3 часа в неделю (два занятия по 1,5 часа). В группе первого года обучения занятие длится 45 минут, остальное время – организационные мероприятия: консультации в начале и конце занятий, встречи с родителями.
  3. Формы обучения – групповые.

Режим занятий с учетом здоровьесберегающих технологий (короткий перерыв, проветривание, особенно во время работы с компьютером, физкультминутки для профилактики нарушения зрения и осанки).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате работы по данной программе учащиеся должны:

-  научиться обращать внимание на стилистические и композиционные  особенности прочитанного произведения;

-     уметь выделить литературный прием;

-  понимать значение терминов, определенных программой: отвечать на связанные с ними вопросы, составлять с ними предложения, приводя примеры из прочитанного;

-    уметь объяснить отличие стихотворной и прозаической речи, обиходной и художественной прозы;

-  определять на слух стихотворный размер, слышать рифму, замечать их нарушения;

-   усвоить тесную связь выразительного (художественного) чтения и художественного (близко к тексту) пересказа со стилистическими, ритмическими особенностями текста; понять необходимость репетиций чтения и пересказа;

-   почувствовать вкус к собственному литературному творчеству;

-   попытаться написать поэтическое или прозаическое произведение;

- научиться рецензировать как свои, так и произведения, написанные другими ребятами.

                                                                                                           

 

            Способы проверки результатов обучения:

  - заседания клуба юных писателей;

  -  чтение и обсуждение созданных учащимися произведений;

  - подготовка и выпуск журнала «Золотое перо»;

  - литературные гостиные;

  - мастер-классы;

  - выставки авторских работ.

 

        Формы подведения итогов обучения:

   -  публикация произведений, написанных учащимися, в литературном журнале;

   -  участие в окружных и всероссийских конкурсах  и фестивалях «Юные таланты Московии», «Адрес детства – Россия», «Первые шаги»,;

    - участие в  Московском литературно-творческом конкурсе «Проба пера».

   

                                               

Учебно-тематический план  первого года обучения

                       Название темы, раздела

           Кол-во  часов

   

     Содержание занятий

всего

теория

практика

1.

 Вводная лекция.    

   Утверждение плана работы студии начинающего писателя «Золотое перо».

   3

  1

     2

2.

 Роды и виды литературного творчества.

   3

  1

     2

3.

Поэзия. Стихотворные формы.  

  3

  1  

     2

4.

 Понятие о ритме и рифме. Белый стих. Моделирование стихотворных форм.

  3

  1

     2

5.

Многообразие стихотворных ритмов. Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм.    (Стихи и фрагменты из произведений русской поэзии.)

   3

   1    

     2

6.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Разновидности четверостиший. Примеры других строф.  

3

   1

     2

7.

Звукопись как средство музыкальной выразительности. Звукоподражания и другие сочетания гласных в поэтической речи.

    2

    1

    1

8.

Анафора и другие художественно обоснованные повторы. Образные средства поэтической речи. Развернутые и отрицательные сравнения в поэзии.

    2

   1

     1

9.

Подготовка и публикация журнала «Золотое перо».

    2

    0

     2

10.

Выразительное (художественное) чтение стихов. (Стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Мережковского, Бальмонта, Есенина,  Рубцова). Связь его с образным и ритмическим строем текста.

    2

     1

      1

11.

Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Сравнение. Развернутое сравнение. Троп. Гипербола. Эпитет.

   3

     1

    2

12.

«Стихи не пишутся – случаются» (А. Вознесенский).

Мастер- класс.

2

     1

       1

13.

Подготовка и публикация  журнала «Золотое перо».

3

     0

 

      3

 

14.

Музыкальность художественной прозы. Звукопись. Ритмичность, отличная от стихотворной.

    3

   1

       2

15.

Выразительное (художественное) чтение прозы. Связь художественных особенностей текста и воссоздания их в чтении.

3

   1

       2

16.

Название произведения. Значение эпиграфа.

3

   1

       2

17.

Заглавия книг и глав информационного, «рекламного» характера (сжато пересказывающие сюжет). Заглавия, отражающие тему, идейный смысл, место действия, время действия, персонажей, предметы. Интригующие, загадочные заглавия. Многозначные заглавия. Талант выдумывания названий.

3

     1

       2

18.

Композиция произведения. Распространенные композиционные формы. Рассказ в рассказе (обрамление, кольцо).

    3

    1

      2

19.

Начальное представление о комическом. Природа комического эффекта. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования.

3

    1

      2

20.

Подготовка и публикация журнала «Золотое перо».

   3

    0

    3

21.

Юмор и сатира как виды комического. Ирония как прием юмора и сатиры. Жанры сатиры. Пародии. Эпиграммы.

3

   1

     2

22.

Правда и вымысел в литературе. Фантастический сюжет. Правда в фантастике.

3

   1

    2

23.

Жизнь как источник литературы и прямое влияние литературы на жизнь.

   3

    1

      2

24.

Тема и идея произведения.  На примере произведений русской и зарубежной классики.

3

1

     2

25.

Образ-персонаж.

3

    1

      2

26.

 Рассказ с необычным      построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Эссе. Рассказ. Повесть.

6

    3

     3

27.

Обобщение, подведение итогов. Конкурс на лучшую работу.

Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо»

Итого

Организационные и итоговые занятия

Всего

  6

   

 92

  10

 102

    3

   28

   0

   28

 

    3

      64

      0

       64

 

Содержание изучаемого курса  первого года обучения

 

        

  1. Что значит быть читателем. Счастье быть читателем.   Необходимость вдумчивого чтения. Художественный вкус. Связь понятий «вкус» и «искусство». Воображение. Художественный образ как плод воображения писателя.  Цель литературного творчества. Обсуждение и составление плана работы клуба начинающего писателя «Золотое перо». Оформление плана на компьютере.
  2. Разделение литературы  на роды и виды. Эпос. Лирика. Драма. Работа с литературоведческим словарем.
  3. Стихотворные формы как поэзия. Разграничение этих понятий. Невозможность пересказа поэтического произведение. Стихотворение как ряд образов. Талант сочинительства. Проба пера.
  4. Понятие о ритме и рифме.  Обучение определению ритма и рифмы в стихотворениях  русской поэзии. Упражнения в версификации.
  5. Многообразие стихотворных ритмов.  Двусложные и трехсложные размеры. Разновидности рифм. Обучение написанию стихотворных произведений. Работа на компьютере, сканирование, подбор иллюстраций к произведениям.
  6. Особенности организации стихотворной речи. Строфа. Онегинская строфа.

Обучение определению Онегинской строфы.

  1. Особенности звукописи. Придумывание различных звукоподражательных эффектов.
  2. Образные средства поэтической речи. Работа с лучшими образцами классической литературы. Обучение умению самостоятельно подбирать образные средства поэтической речи.
  3. Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на компьютере.
  4. Образные средства поэтической речи, общие с прозой. Обучение выразительному чтению стихов. Проведение конкурса на лучшего чтеца.
  5. Особенности изобразительно-выразительных средств художественной речи (стилистические приемы). Обучение на примере произведений Гоголя, Тургенева, Чехова, Короленко, Аксакова, Паустовского.
  6. Мастер- класс.   Чтение произведений членов клуба юных писателей «Золотое перо».
  7. Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо». Работа на компьютере.
  8. Художественная проза, ее музыкальность. Обучение на примере произведений Бунина, Чехова, Горького, Паустовского.
  9. Обучение выразительности художественного чтения прозы. Конкурс на лучшее прочтение.
  10. Возможность и невозможность угадать название произведения по его содержанию или содержание по названию. Талантливо подобранное название. Обучение подбору. Обучение сочинению названий произведения. Эпиграф. Его значение, место в тексте, наиболее распространенные источники.
  11. Обучение выдумыванию заглавий. Синтаксическое многообразие заглавий.
  12. Широкое значение слова «композиция». Композиция в изобразительном искусстве. Композиция в литературном произведении как взаимная связь элементов (образов, сцен, глав, эпизодов). «Кольцевая» композиция. Симметричная композиция. Многообразие композиционных приемов, выходящее за пределы терминологического круга. Необходимость в ряде случаев описательной характеристики композиции.
  13. Природа комического. Обучение сочинительству комических рассказов. Нелепость ситуаций как основа комического сюжета. Неожиданные шутки автора и персонажей в ходе серьезного повествования.
  14. Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо».
  15. Жанры сатиры в эпическом, лирическом и драматическом роде. Обучение индивидуальному стилю литературного творчества.
  16. Сложная взаимосвязь литературы и жизни. Невозможность и ненужность прямого копирования жизни в литературе. Вымысел на основе реальных фактов. Обучение умению фантазировать.
  17. Жизнь – источник литературы. Влияние литературы на жизнь. Обучение написанию произведений, основанных на реальных жизненных фактах.
  18. Главная мысль произведения. Обучение умению определять главную мысль произведения.
  19. Обучение основным средствам создания образов персонажей в эпических произведениях: портрет, речь, отношение к окружающим, привычки, поступки.
  20. Обучение написанию рассказа с необычным построением. Юмористические рассказы. Фельетоны. Эссе. Рассказ. Повесть. Особенности жанров. Обучение написанию произведений разных жанров.
  21. Проведение конкурса на лучшее произведение года. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо».

Организационные и итоговые мероприятия.

Набор и комплектация групп учащихся,  желающих и способных к занятиям литературным творчеством. Мастер-классы, участие во внутришкольных, окружных, городских  и всероссийских конкурсах.

 

Учебно-тематический план  второго года обучения

                       Название темы, раздела

           Кол-во  часов

   

     Содержание занятий

всего

теория

практика

1.

 Вводная лекция.    

   Утверждение плана работы студии начинающего писателя «Золотое перо».

3

1

2

2.

 Три рода художественной литературы.

3

1

2

3.

 Эпос  

3

1

2

4.

 Жанры эпоса.

3

1

2

5.

Повествование в стихах и прозе.

3

1

2

6.

Описание.

3

1

2

7.

Пейзаж.

3

1

2

8.

Портрет.

3

1

2

9.

Подготовка и публикация журнала «Золотое перо».

5

0

5

10.

Интерьер.

3

1

2

11.

Натюрморт.

3

1

2

12.

Описание животного.

3

1

2

13.

Подготовка и публикация  журнала «Золотое перо».

6

0

6

14.

Описание действия.

3

1

2

15.

Художественная проза, ее музыкальность.

3

1

2

16.

Выразительно чтение прозы.

3

1

2

17.

Художественный пересказ.

3

1

2

18.

Рассуждение.

3

1

2

19.

Монолог.

3

1

2

20.

Диалог.

3

1

2

21.

Подготовка и публикация журнала «Золотое перо».

6

0

6

22.

Драма. Диалог как основа драматургического произведения.

3

1

2

23.

Реплика. Ремарка.

3

1

2

24.

Жанры драматургии.

3

1

2

25.

Драматургический образ.

3

1

2

26.

Конкурс на лучшее драматургическое произведение.

3

1

2

27.

Обобщение, подведение итогов. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо»

Итого

Организационные и итоговые занятия

Всего

6

92

   10

102

3

26

3

66

Содержание изучаемого курса  второго года обучения

  1. Цель литературного творчества.  Обсуждение и составление плана работы клуба начинающего писателя «Золотое перо». Оформление плана на компьютере.
  2. Три рода художественной литературы.
  3. Эпос. Повествование как основа эпического произведения. Элементы описания рассуждения, диалога.
  4. Жанры эпоса. Сказка, рассказ, повесть роман. Народный эпос. Обучение сочинительству. Конкурс на лучшую сказку, рассказ, повесть.
  5. Повествование в стихах и прозе. Развитие повествования во времени. Возможность и допустимость пересказа повествовательного текста, даже стихотворного. Аналогия с киноискусством. Модель киносценария.
  6. Описание. Его развитие в пространстве. Аналогия с произведениями изобразительного искусства.
  7. Пейзаж. Стихи Бунина, фрагмент из прозы Гусева-Оренбургского. Обучение художественному рисованию пейзажа.
  8. Портрет. Фрагменты из поэмы Пушкина «Полтава», из романа Гончарова «Обрыв». Обучение описанию портрета.
  9. Обсуждение публикаций нового номера литературного журнала «Золотое перо». Издание журнала. Работа на оргтехнике.
  10.  Интерьер. Фрагменты из романа Пушкина «Евгений Онегин», из романа О.Уальда «Портрет Дориана Грея» в переводе Абкиной. Обучение описанию интерьера в собственных литературных произведениях.
  11.  Натюрморт. Фрагменты из стихотворения Державина «Евгению. Жизнь Званская» и повести Катаева «Белеет парус одинокий».
  12. Описание животного. Рассказы Б.Житкова, Сентона-Томпсона. Обучение описанию животного.
  13. Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо». Работа на компьютере.
  14. Описание действия. Сопоставление с другими видами описаний и с повествованием.
  15. Музыкальность художественной прозы. Обучение на примере произведений Бунина, Чехова, Горького, Паустовского.
  16. Обучение выразительности художественного чтения прозы. Конкурс на лучшее прочтение.
  17. Требования к художественному пересказу (близко к тексту) фрагмента описания. Отрывок из повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» («Знаете ли вы украинскую ночь?).

  1. Рассуждение. Развитие его во времени, но, в отличие от повествования, не событий, а мысли.
  2. Монолог как понятие более широкое, чем рассуждение. Монолог-исповедь. Монолог-обращение. Риторическое обращение. Обучение монологу.
  3. Диалог. Реплики. Слова автора, их сопровождающие. Обучение написанию диалогов, реплик, слов автора.
  4. Обсуждение и подготовка к публикации произведений в журнале «Золотое перо».
  5. Драма. Диалог как основа драматургического произведения. Связь и взаимозависимость с театральным искусством. Элементы текста драматургического произведения. Афиша. Действия (акты). Картины. Явления.
  6. Реплика. Монолог. Ремарка, ее служебная роль как основа мизансцен.
  7. Наиболее распространенные жанры драматургии: трагедия, комедия, собственно драма. Фрагменты из комедии Фонвизина Недоросль», из сказки Островского «Снегурочка».
  8. Обучение основным средствам создания образов персонажей в драматургии.
  9. Обучение написанию пьес. Конкурс на лучшую комедию, трагедию, драму.
  10. Подведение итогов года. Подготовка и выпуск журнала «Золотое перо».

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Формы занятий: 

беседы, лекции, семинары, практические занятия, конкурсы, конференции.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение:

 наглядно-практические материалы, иллюстративно-пояснительные, словесные, дидактические разработки (карточки, картины),  аудио- и видеотехника, компьютер, сканер, принтер.

Сотрудничество с издательством «Реальное время»,  газетой «МК класс»,

с Московской городской организацией Союза писателей России, с центром детской дипломатии им. Саманты Смит и редакцией журнала «Ванька Встанька».

Формы подведения итогов: обсуждение и анализ творческих  работ, мастер-классы, литературные гостиные, публикации лучших работ в литературном журнале юных писателей «Золотое перо», участие в окружных и всероссийских конкурсах «Юные таланты Московии», «Адрес детства – Россия», «Проба пера».

                                            

                                              Список  литературы

                      для педагога  дополнительного образования

  1. Бельчиков Ю.А. Слово написанное и сказанное. – М.: 1994.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: 1986.
  3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах: 5-9 классы. – М.: 1997.
  4. Культура речи и стилистика. Программа для 10-11 классов. Составители Ю.С.Пичугов, Т.А.Костяева, Т.М.Пахнова. М.: Просвещение, 1994.
  5. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет общения. – М.: 1986.
  6. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. – М.: 1989.
  7. Николаев А. Смех – орудие сатиры: – М., 1989
  8. Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение. – Л.: 1990.
  9. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М.: 1996.
  10. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 2000.
  11. Программа обновление гуманитарного образования в России. Т.Г.Авлова-Шперлинг, Н.В.Краснова. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Книга для учителя. М.: Интерпракс, 1994.
  12. Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: 1998.

                     Список   литературы     для учащихся

1. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М.: 1990.

  1. Журбина Е. Теория и практика художественно-публицистических жанров. – М.: 1989.
  2. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М.: 1989.
  3. Музыкально-литературно-художественная юношеская газета «Радость» № 1 (18) 1995, № 9 (14) 1994, № 10 (15) 1994, № 4-5 (9-10) 1994, № 7-8 (12-13) 1994, № 11-12 (16-17) 1997, М.: Северное окружное управление Московского департамента образования.
  4. Розенталь Д.Э А как сказать лучше? – М.: 1979.
  5.  Язовицкий Е.В. Говорите правильно: Пособие для учащихся. – М.-Л.: 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Золотое перо"

Программа работы кружка юных журналистов...

Программа элективного «Золотое перо»(для 9 классов профильной школы)

Элективный курс «Золотое перо» является ориентационным и предполагает выход за рамки традиционных школьных предметов. Выбор данного курса определен тем, что занятия журналистикой решает одну из главны...

Информация об участии в конкурсе сочинений "Золотое перо"

Информация об участии обучающихся МОБУ СОШ с. Ермекеево в Всероссийском конкурсе сочинений среди школьников 1-11 классов "Золотое перо"....

Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")

Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")...

Поэтический клуб: "Проба пера"

Мы с учениками пишем стихи на русском и английском языках,изучаем основы стихосложения, рифмы. Участвовали в различных городских конкурсах,имеются грамоты иблагодарности....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...