Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")
методическая разработка (8, 9, 10 класс) по теме
Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_itervyu.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие группы ОДОД «Золотое перо журналиста»
«Интервью»
Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью”.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить со структурой интервью,
- с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие:
- формирование умения анализировать текст;
- совершенствование умения строить устные высказывания;
- формирование умения использовать изобразительно-выразительные ресурсы языка;
- формирование навыка грамотного письма;
- развитие логического и образного мышления;
- развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к родному языку,
- создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Здоровьесберегающие:
- предупреждение переутомления учащихся путём смены деятельности
Оборудование:
- презентация “Интервью – жанр публицистики”;
- информационно-программный продукт “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Уроки русского языка. 7 класс. – ООО “Кирилл и Мефодий”;
- фрагменты телевизионных интервью;
- энциклопедические словари.
Ход занятия
1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке. и
А) Заметка “На перемене”.
Б) Репортаж “Экскурсия на фабрику Н.К.Крупской”.
2. Закрепление материала предыдущего занятия.
1. Тест (Кирилл и Мефодий) – индивидуальная работа.
2. (Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля)
А) Заметка – краткое сообщение в печати.
Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Г) Хроника – отдел сообщений в газете.
Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом.
2 Объявление темы занятия.
Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” , чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)
2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)
Структура интервью:
1. Вступление: представление собеседника.
2. Основная часть: беседа.
3. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность.
– Главная часть интервью - вторая: беседа.
Что такое беседа? (Разговор, обмен мнениями).
– Количество участников общения? (1 – 1; 1 – много).
– Какова цель интервью? (Получить в результате общения журналиста с участником(ами) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики).
4) Найдите в журнале “Все о работе” интервью. В какой рубрике оно напечатано?
5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?
Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Ведь успех во многом зависит от ведущего, то есть журналиста. Он должен быть высококультурным, знающим.
3. Работа с текстом интервью с В.Ю.Жариковым
А) Прочитайте интервью. Что отражает его заглавие: тему или основную мысль?
ИДУ НА РИСК
У нас в гостях Владимир Юрьевич Жариков. Это – удивительный человек! Учёный, философ, преподаватель одного из вузов Одессы – и в то же время – каскадёр! И снимался он, ребята, в таких фильмах, которые вы, конечно, знаете и, вероятно, любите: «Приключения Тома Сойера», «Место встречи изменить нельзя», «Отряд особого назначения», «Пираты XX века»…
- Владимир Юрьевич, в каких ролях вам ещё приходилось сниматься?
- В роли индейца Джо, матроса, пирата, даже пришлось заменить восьмилетнего мальчика… И при этом падать с огромной высоты, гореть в огне, лететь в воду на автомобиле, кувыркаться на землю с лошади, которая мчится бешеным галопом.
- Но ведь это опасно. Не лучше ли использовать в таких ситуациях куклу, чучело?
- Время чучел в кинофильмах давно миновало. Когда приключенческие фильмы только начали выходить на экран, зритель рад был смотреть что угодно. Сегодняшний зритель много знает, он стал умнее. Увидев чучело, скажет: это неправда – и потом не будет верить ни герою, ни фильму.
А ведь герой приключенческого фильма – часто прекрасный образец для подражания. Вот моряк из фильма «Пираты XX века». Отважный, ловкий, находчивый, он борется за справедливость, за честь и достоинство своих товарищей. Приключенческие фильмы учат смелости, предприимчивости.
Теперь о словах страшно, опасно, рискованно.
Конечно, инстинкт самосохранения у человека – самый сильный. Страх испытывают все люди. Но один умеет с ним справляться, другой – нет. Однажды в горах Памира снимался такой эпизод: я перебираюсь по тросу через пропасть. Трос лопается. Лечу на обрывке над пропастью. Рискованно? Да. Но каскадёр рассчитывает трюк до мелочей. Учится владеть своим духом, телом. Он постоянно тренируется. В Одессе, где я живу, я выбрал себе место для тренировок – на берегу моря. Здесь отрабатывают технику падения, скатывания с обрыва. Каскадёр имеет в своём распоряжении разные машины. Я могу водить автомобили, трактор, бронетранспортёр. Причём не просто водить, а перевернуть машину, гореть в ней. Работаю с аквалангом, прыгаю с парашютом, управляю моторной лодкой.
- И коня на скаку можете остановить?
- Конечно. Вообще каскадёр должен уметь работать в кино с любыми животными: драться с разъярёнными собаками, вступать в схватку со змеями…
- А как ваш сын Юра относится к профессии каскадёра?
- С восхищением. Сын вместе со мной тренируется. И уже снимается в фильмах.
- Каскадёр – это ваша вторая профессия. Вы ведь преподаёте философию в институте. Защитили диссертацию. О чём она?
- О проблемах человеческих возможностей. Они у каждого человека огромны! Надо только их использовать. Главное – активность, действие.
- Владимир Юрьевич, пригодилась ли вам профессия каскадёра в повседневной жизни?
- Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на капот, скатился с капота, крепко прижав её к себе.
- В каком фильме вы будете сниматься в ближайшее время?
- Близкий мне по духу режиссёр собирается работать над многосерийным приключенческим фильмом. Хотелось бы в нём сняться.
- Пусть ваши мечты сбудутся! Спасибо за интересную беседу.
Б) Укажите композиционные части интервью; проследите, как они связаны по смыслу; обратите внимание на переход от вступительной части к основной; на содержание и последовательность вопросов журналиста к собеседнику.
В) Составьте и запишите вопросы, которые задали бы вы В. Ю. Жарикову
4. Работа с фрагментами телевизионных интервью.
– Определите, какие вопросы были заданы интерьюируемому?
(Демонстрируются фрагменты телевизионных интервью по выбору учителя).
Определение роли журналиста.
– Скажите, пожалуйста, кто важнее в интервью: журналист или его собеседник?
– Журналист выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Успех интервью зависит от подготовки журналиста к беседе, от умения расположить к себе собеседника, от умения руководить беседой.
– Как должен подготовиться журналист к интервью?
(Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью).
5. Составление правил для начинающего журналиста.
Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос
В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.
Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью.
Работа по группам:
1 группа – перед интервью.
Варианты, предложенные детьми:
1. Постараться узнать больше о собеседнике.
2. Продумать вопросы.
3. Подумать о месте интервью.
4. Уделить внимание своему внешнему виду.
2 группа – во время интервью.
Варианты, предложенные детьми:
1. Чётко формулировать свои вопросы.
2. Не оказывать давление на собеседника.
3. Внимательно выслушивать его рассуждения.
4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.
3 группа – после интервью.
Варианты, предложенные детьми:
1. Анализ записей.
2. Отбор главного материала.
3. Корректирование материала.
4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.
Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.
Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).
6. Подведение итогов занятия.
-О чём мы узнали сегодня?
- О чём можно было ещё поговорить?
- Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?
- Что дало это занятие каждому?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий ТО "Журналист"
Краткое содержание занятий у кружка...
План-конспект занятия "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"
План-конспект учебного занятия в туристско-краеведческом оббъединении по теме "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"...
План-конспект занятия «Введение в образовательную программу « Школа молодого журналиста» (13-15 лет)
Цель: введение в пространство дополнительной образовательной программы «Школа молодого журналиста ». Задачи:Пробудить интерес к предмету «жур...
Конспект занятия кружка «Юный журналист» по теме: "Стилизация. Написание рассказа - стилизации".
Знакомство с образцами стилизации известных русских писателей, написание собственных стилизаций по В. Драгунскому...
Конспект занятия «Организация перил на этапе спуск»
Данный конспект разработан для проведения занятия с учащимися 15-16 лет, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Турист России», первого года обучения. Занятие по получен...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....
Конспект занятия по теме: " Мы - маленькие журналисты".
Методическая разработка образовательной деятельности....