Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")
методическая разработка (8, 9, 10 класс) по теме

Янышевская Елена Алексеевна

Конспект занятия по теме "Интервью" (кружок ОДОД "Золотое перо журналиста")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_teme_itervyu.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие группы ОДОД «Золотое перо журналиста»

 «Интервью»

Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью”.

Задачи.

Образовательные:

  • познакомить со структурой интервью,
  • с этапами подготовки и проведения интервью.

Развивающие:

  •  формирование умения анализировать текст;
  • совершенствование умения строить устные высказывания;
  • формирование умения использовать изобразительно-выразительные ресурсы языка;
  • формирование навыка грамотного письма;
  • развитие логического и образного мышления;
  • развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к родному языку,
  • создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.

Здоровьесберегающие:

  • предупреждение переутомления учащихся путём смены деятельности

Оборудование:

  • презентация “Интервью – жанр публицистики”;
  • информационно-программный продукт “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Уроки русского языка. 7 класс. – ООО “Кирилл и Мефодий”;
  • фрагменты телевизионных интервью;
  • энциклопедические словари.

Ход занятия

1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке. и

А) Заметка “На перемене”.

Б) Репортаж “Экскурсия на фабрику Н.К.Крупской”.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

1. Тест (Кирилл и Мефодий) – индивидуальная работа.

2. (Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) 

 А) Заметка – краткое сообщение в печати.

Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).

В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Г) Хроника – отдел сообщений в газете.

Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом.

2 Объявление темы занятия.

Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью, чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)

2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)

Структура интервью:

1. Вступление: представление собеседника.

2. Основная часть: беседа.

3. Заключение: планы на будущее, пожелания, благодарность.

– Главная часть интервью - вторая: беседа.

Что такое беседа? (Разговор, обмен мнениями).

– Количество участников общения? (1 – 1; 1 – много).

– Какова цель интервью? (Получить в результате общения журналиста с участником(ами) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики).

4) Найдите в журнале “Все о работе” интервью. В какой рубрике оно напечатано?

5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?


Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Ведь успех во многом зависит от ведущего, то есть журналиста. Он должен быть высококультурным, знающим.

3. Работа с текстом интервью с В.Ю.Жариковым

А) Прочитайте интервью. Что отражает его заглавие: тему или основную мысль?

ИДУ НА РИСК

У нас в гостях Владимир Юрьевич Жариков. Это – удивительный человек! Учёный, философ, преподаватель одного из вузов Одессы – и в то же время – каскадёр! И снимался он, ребята, в таких фильмах, которые вы, конечно, знаете и, вероятно, любите: «Приключения Тома Сойера», «Место встречи изменить нельзя», «Отряд особого назначения», «Пираты XX века»…

- Владимир Юрьевич, в каких ролях вам ещё приходилось сниматься?

- В роли индейца Джо, матроса, пирата, даже пришлось заменить восьмилетнего мальчика… И при этом падать с огромной высоты, гореть в огне, лететь в воду на автомобиле, кувыркаться на землю с лошади, которая мчится бешеным галопом.

- Но ведь это опасно. Не лучше ли использовать в таких ситуациях куклу, чучело?

- Время чучел в кинофильмах давно миновало. Когда приключенческие фильмы только начали выходить на экран, зритель рад был смотреть что угодно. Сегодняшний зритель много знает, он стал умнее. Увидев чучело, скажет: это неправда – и потом не будет верить ни герою, ни фильму.

А ведь герой приключенческого фильма – часто прекрасный образец для подражания. Вот моряк из фильма «Пираты XX века». Отважный, ловкий, находчивый, он борется за справедливость, за честь и достоинство своих товарищей. Приключенческие фильмы учат смелости, предприимчивости.

Теперь о словах страшно, опасно, рискованно.

Конечно, инстинкт самосохранения у человека – самый сильный. Страх испытывают все люди. Но один умеет с ним справляться, другой – нет. Однажды в горах Памира снимался такой эпизод: я перебираюсь по тросу через пропасть. Трос лопается. Лечу на обрывке над пропастью. Рискованно? Да. Но каскадёр рассчитывает трюк до мелочей. Учится владеть своим духом, телом. Он постоянно тренируется. В Одессе, где я живу, я выбрал себе место для тренировок – на берегу моря. Здесь отрабатывают технику падения, скатывания с обрыва. Каскадёр имеет в своём распоряжении разные машины. Я могу водить автомобили, трактор, бронетранспортёр. Причём не просто водить, а перевернуть машину, гореть в ней. Работаю с аквалангом, прыгаю с парашютом, управляю моторной лодкой.

- И коня на скаку можете остановить?

- Конечно. Вообще каскадёр должен уметь работать в кино с любыми животными: драться с разъярёнными собаками, вступать в схватку со змеями…

- А как ваш сын Юра относится к профессии каскадёра?

- С восхищением. Сын вместе со мной тренируется. И уже снимается в фильмах.

- Каскадёр – это ваша вторая профессия. Вы ведь преподаёте философию в институте. Защитили диссертацию. О чём она?

- О проблемах человеческих возможностей. Они у каждого человека огромны! Надо только их использовать. Главное – активность, действие.

- Владимир Юрьевич, пригодилась ли вам профессия каскадёра в повседневной жизни?

- Однажды в Одессе я спас четырёхлетнюю девочку. Она вышла на трассу. На неё летела машина. Я схватил девочку, подпрыгнул, упал на капот, скатился с капота, крепко прижав её к себе.

- В каком фильме вы будете сниматься в ближайшее время?

- Близкий мне по духу режиссёр собирается работать над многосерийным приключенческим фильмом. Хотелось бы в нём сняться.

- Пусть ваши мечты сбудутся! Спасибо за интересную беседу.

Б) Укажите композиционные части интервью; проследите, как они связаны по смыслу; обратите внимание на переход от вступительной части к основной; на содержание и последовательность вопросов журналиста к собеседнику.

В) Составьте и запишите вопросы, которые задали бы вы В. Ю. Жарикову

4. Работа с фрагментами телевизионных интервью.

– Определите, какие вопросы были заданы интерьюируемому?

(Демонстрируются фрагменты телевизионных интервью по выбору учителя).

Определение роли журналиста.

– Скажите, пожалуйста, кто важнее в интервью: журналист или его собеседник?

– Журналист выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Успех интервью зависит от подготовки журналиста к беседе, от умения расположить к себе собеседника, от умения руководить беседой.

– Как должен подготовиться журналист к интервью?

(Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, с событием, о котором пойдёт речь, обязательно продумать вопросы и чётко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью).

5. Составление правил для начинающего журналиста.

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос

В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.

Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью.

Работа по группам:

1 группа – перед интервью.

Варианты, предложенные детьми:

1. Постараться узнать больше о собеседнике.

2. Продумать вопросы.

3. Подумать о месте интервью.

4. Уделить внимание своему внешнему виду.

2 группа – во время интервью.

Варианты, предложенные детьми:

1. Чётко формулировать свои вопросы.

2. Не оказывать давление на собеседника.

3. Внимательно выслушивать его рассуждения.

4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.

3 группа – после интервью.

Варианты, предложенные детьми:

1. Анализ записей.

2. Отбор главного материала.

3. Корректирование материала.

4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.

Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.

Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).

6. Подведение итогов занятия.

-О чём мы узнали сегодня?

- О чём можно было ещё поговорить?

- Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?

- Что дало это занятие каждому?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий ТО "Журналист"

Краткое содержание занятий у кружка...

План-конспект занятия "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"

План-конспект учебного занятия в туристско-краеведческом оббъединении по теме "Техника преодоления оврагов с наведением верёвочных перил"...

План-конспект занятия «Введение в образовательную программу « Школа молодого журналиста» (13-15 лет)

Цель:     введение в пространство  дополнительной образовательной программы  «Школа молодого журналиста ».  Задачи:Пробудить интерес  к  предмету «жур...

Конспект занятия кружка «Юный журналист» по теме: "Стилизация. Написание рассказа - стилизации".

Знакомство  с образцами стилизации известных русских писателей, написание собственных стилизаций по В. Драгунскому...

Конспект занятия «Организация перил на этапе спуск»

Данный конспект разработан для проведения занятия с учащимися 15-16 лет, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Турист России», первого года обучения. Занятие по получен...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....