рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" в 5 классе
рабочая программа (5 класс)

рабочая пограмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pero_5_klass.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе кружка « Золотое перо»

для учащихся 5 класса

 

     

1.1 Нормативно-правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Золотое перо» составлена на основе:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в  Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г.,  регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540)
  • Основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Лопчинская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района на 2015-2019 гг.
  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Рабочая программа по курсу «Золотое перо» является модифицированной, построена на основе содержания Федерального Государственного стандарта второго поколения, программы  В.А. Левина «Приобщение к искусству», требований к уровню подготовки учащихся  с учётом регионального компонента и особенностей  школы.

1.2. Цель программы внеурочной деятельности —через знакомство с аспектами поэтического мастерства способствовать развитию умений  создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала учащихся.

 

1.3. Общая характеристика курса

  Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. 
    Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

      Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью.Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». При составлении программы учитывался факт того, что творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону безвкусицы и безобразия.  Для преодоления этого недостатка в программе были «уравновешены»  вдохновенное фантазирование с изучением литературной классики, что даст возможность детям более мастерски  реализоватьсвои творческие замыслы.

Таким образом, данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления.  Содержание программы курса «Золотое перо» является продолжением изучения смежных предметных областей (русского языка, мхк, истории) в освоении различных видов и техник  искусства слова.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

 

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- анализировать условия и пути достижения цели;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

 

 

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

 

– составлять план решения учебной проблемы;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

 

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно пониматьосновную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осуществлять анализ и синтез;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

1.4. Место в учебном плане

    Данная программа  работает на учащихся 5 классов в возрасте 11-12 лет (5 класс) рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

2. Содержание программы

 Вводное занятие. Что такое поэзия? Труд поэта – «добычи радия».

Поэтические жанры.

 Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Троп. Эпитеты. Сравнение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Олицетворение и гипербола.

Античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Метрика. Двухсложные разделы стиха Дактиль. Амфибрахий. Анапест

 Понятие «штамп» в литературе. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация. Ораторские  приёмы   (риторические   восклицания,   обращения,   вопросы).

Техника   речи,  игры  со  словами,   развивающие  связную,   образную  речь  («назывной  рассказ  или   стихотворение»).

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ЗОЛОТОЕ ПЕРО»

№ п/п

Тема занятия

план

факт

1

05.09

 Вводное занятие.

2

12.09

 Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

 3

19.09

 Труд поэта – «добычи радия».

4

26.09

Мои первые стишки

5

03.10

 Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

 6

10.10

 Метафора и её разновидности

 7

17.10

 Олицетворение и гипербола

 8

24.10

 Я рисую словами

 9

31.10

 Виды систем стихосложения

10

14.11

Двусложные и трёхсложные

 11

21.11

 Роль ритма.

 12

28.11

 Поход за вдохновением

13

05.12

Мои первые стишки

14

12.12

 Метрика. Двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб.

15

 

 

19.12

 Трехсложные размеры стиха.

  16

26.12

 Сказки матушки-зимы

 

17

 

16.01

 

 Поэзия и штампы

18

23.01

Нормированные штампы

 

19

30.01

 Связная речь.

 

20

06.02

Виды связной речи

 

21

13.02

 Роль живописи в поэтическом творчестве.

 

22

20.02

Поэт и живописец

 

23

 27.02

 Музыка в поэзии.

 

24

 06.03

Виды музыкальных произведений

 

25

13.03

 Музыка слов

26

20.03

Музыкальный ритм

27

03.04

 Экскурсия – способ получения красочных образов

28

10.04

 Подготовка ко Всемирному дню поэзии.

 

29

17.04

 «Я знаю слов набат»

 

30

24.04

Слова-набаты

 

31

08.05

 Книги это собрание житейской мудрости

 

32

15.05

 «Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника.

 33

22.05

 Наш сборник «Проба пера»

34

29.05

Пополнение сборника

35

 Презентация сборника

 

 

4. Методическое обеспечение

Материально-техническое: компьютер, медиапроектор, принтер.

Учебно-методическое:

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Г.И.Беленький

Приобщение к искусству слова.

1990

Москва: Просвещение

2

В.А. Горский

Примерные программы внеурочной деятельности

2010

Москва: Просвещение

3

Д.В. Григорьев

П.В. Степанов

Внеурочная деятельность школьников

(Методический конструктор)

2010

Москва: Просвещение

4

М. П.Волина

Игры в рифмы.

2009

Москва: Просвещение

5

Л.В. Тодоров.

Русское стихосложение в школьном изучении

2009

Москва: Просвещение

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...