конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)
Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.docx | 23.61 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.
Цель: продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев; обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение); обучение составлению характеристики главной героини по плану.
Оборудование: учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е. Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со сказкой; эпиграф.
Ход урока: Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
I Слово учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки Пушкина
- Чтение учеником наизусть «Пролога»
Это собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.
- Какие народные и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?
- Ребята, чем литературная сказка отличается от народной?
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился
И царица у окна
Села ждать его одна.
II Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка…»
III Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Беседа
а)
- Есть ли в «Сказке» зачин?
- О каких событиях узнаем в начале?
- Какой предстает родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)
- Обратите внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями, прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему? (Подчеркивает одиночество)
б) Сбор материала о мачехе.
- Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)
- Как описана Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый, сварливый характер)
- С кем была приветлива?
- Как отомстила царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)
- В чем проявляется жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злою царевну
( «Баба гневная»)
в) Сбор материала о царевне.
- Можно ли их сравнить?
- Почему повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?
- С чем сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?
Вывод: Пушкин показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий, спокойный, кроткий нрав)
- Какие поступки говорят о трудолюбии царевны?
- В чем проявилась ее благовоспитанность, сдержанность?
- В чем выразилось ее чувство верности жениху?
III Составление учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.
Царица | Царевна |
царского происхождения, умны, красивы | |
Злая | добрая |
завистливая | бескорыстная |
гордая | скромная |
своенравная | кроткая |
жестокосердная | добродетельная |
ленивая | трудолюбивая |
грубая | вежливая |
надменная | простая |
IV Рассказ учеников о царевне по плану.
План рассказа о царевне.
- Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.
- Отношение к ней других персонажей сказки:
а) Чернавки;
б) пса Соколки;
в) семи богатырей;
г) королевича Елисея.
- Поведение царевны:
а) в тереме богатырей;
б) по отношению к окружающим ее людям.
- Отношение автора к героине.
V Инсценирование учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.
VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3; обращение к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.
VII Словарная работа. Проверка д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:
повторы | эпитеты | простонародные слова |
путь-дорога | месяц ясный | правду молвить |
ждет-пождет | дева красная | издалече |
красавица-девица | красно солнце | тяжелешенько |
нет как нет | молодцы честные | белешенька |
черная зависть | спознали | |
люди добрые | воротился | |
яблочко наливное | сыскался | |
злая мачеха | снарядился | |
величать (звать) | ||
перемолвилась | ||
тужит |
VIII Подведение итогов урока
а) Чему учит сказка? (обращение к эпиграфу)
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.
б) Работа в тетрадях. Дополните записанное на доске
- Сказки Пушкина похожи на……….
- Они полны………..
- Сказки Пушкина учат нас………..
В) Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее отметить сердечком).
г) Выставление оценок.
Вывод: Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!
Д/з на выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.
Учителя МКОУ Бирюсинская СОШ
Подоровской Любови Вячеславовны
с.Бирюса
2013
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Урок-спектакль «Части речи»
Цели:
I Образовательные: проверить и систематизировать основные знания о частях речи; закрепит умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока.
II Развевающие: развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся
III Воспитательные: обучение умению делать выводы, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе; воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к учебной деятельности.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование урока:
- Учебник русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2010г.
- Карточки, раздаточный материал, шапочки с названием частей речи.
- Опорные конспекты по теме «Части речи»
Ход урока:
I Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы вспомним основные части речи, поговорим о правописании окончаний. Вы окажетесь свидетелями невероятных приключений частей речи. Вы должны внимательно их слушать, чтобы помочь выбраться из затруднительных положений.
II Определение частей речи.
_ К нам пришли гости- части речи. Только среди них большая неразбериха, потому что они не знают, как называются. Давайте наведем порядок, поможем словам определить, кто они. Расскажите о себе
Существительное - я обозначаю предмет.
Учитель - а какие формы у тебя есть?
Существительное - род, число, падеж.
Учитель - ребята, какая это часть речи? (Ученики называют и надевают шапочку с названием части речи)
Прилагательное – я обозначаю признак предмета и необходимо для красоты описания.
Учитель – а это какая часть речи?
Местоимение – а без меня нет языка, я заменяю имена существительные.
Учитель – кто это?
Глагол – я обозначаю действие предметов, имею лицо и время.
Учитель – кто это?
Наречие – я дружу с глаголом, обозначаю признак действия, не изменяюсь.
Учитель – а это кто?
Наречие – ребята, расскажите, что вы знаете обо мне.
Задание.
Один ученик рассказывает о наречии. Второй выполняет задание на карточке №1. Третий ученик выполняет у доски задание на карточке №2.
Учитель – ребята, а вы приведите свои примеры разных частей речи.
Карточка №1
Задание: Выпиши в левый столбик имена прилагательные, а в правый – наречия.
Правый, далеко, далекий, направо, низкий, дружный, внизу, дружно, весело, веселый.
Карточка №2
Задание: Заполни таблицу
Части речи
Часть речи | Вопросы | Значение | Пример |
На землю тихо падают пушистые снежинки.
III Закрепление знаний об имени существительном.
- Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Послушайте рассказ существительного, а позже скажите, почему существительное такая важная часть речи.
Существительное.
Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я, имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.
Задания.
- Рассказ об имени существительном.
- Рассказ о склонениях существительных
- Цифровой диктант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 3 1 2 2 1 3 3 2 2
Девочка, рожь, лампа, конь, гриб, папа, мелочь, степь, врач, село.
- Назовите падежи и падежные вопросы.
- Расскажите, как определить безударные падежные окончания существительных.
- На доске запись
На верхушк.. ел..
От тропинк.. к тропинк..
В тетрад.. и тетрадк...
На площад.. и площадк..
На крыш.. избушк..
Задание. Перепишите в тетрадь, определяя окончания существительных и, подставлял опорные слова, вставь окончания существительных.
- Ученик в это время выполняет задание на карточке №3.
Карточка №3
Выполни морфологический разбор существительного.
Пахнет полем воздух чистый.
- Игра. «Поймай свое слово»
- Диктуются слова мужского и женского рода с шипящей на конце. Девочки записывают существительные женского рода, мальчики – мужского рода.
Плащ, стриж, ночь, тишь, грач, помощь, чиж, дрожь, шалаш, речь.
IV Закрепление знаний об имени прилагательном.
Прилагательное –
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Родилось я с очень покладистым характером. Но нет у меня ни рода, ни числа, ни падежа! Что же мне делать? Может, попросить у существительного? Я давно об этом мечтаю. Имя существительное, одолжи мне, пожалуйста, свой род, число, падеж. Я тебя очень об этом прошу, а то мне скучно и грустно.
Существительное – С удовольствием, я буду дружить с тобой. Я очень радо иметь новых друзей.
Прилагательное – Вместе-дружба, вместе – служба. Так я и стало именем прилагательным. Расскажите, а что вы обо мне знаете?
Задания.
- Рассказ об имени прилагательном.
- Как определить безударное окончание прилагательного.
- Индивидуальные задания по карточке №4, №5.
Карточка №4.
Вставь пропущенные окончания
В густ.. березов.. роще.
К мохнат.. зелен.. ели.
Ярк.. весенн.. солнце.
Карточка №5.
Спиши, вставляя окончания прилагательных
С весенн.. неба.
Зелен.. лягушонка.
Нет зимн.. стужи.
- Эстафета.
В син.. море
Со старш.. братом
В зимн.. стужу
Из дальн.. сада
По родн.. стороне
В сосед.. доме
Стар.. школа
С ясн.. неба.
V Закрепление знаний о местоимении.
Местоимение –
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.
Без местоимений нет языков. Ребята, для чего существуют местоимения. (Дети отвечают)
Существительное подходит к местоимению.
Существительное – Будьте любезны, займите на время мое место. Мне надо уйти на некоторое время.
Местоимение – С удовольствием. Я поработаю за вас. Ребята, вы мне поможете? (раздает карточки)
Карточка №6
Запиши местоимения в начальной форме.
(я, его, они, о тебе, ему)
Карточка №7
Замените в тексте часто повторяющиеся существительные на местоимения.
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса тут как тут.
VI Закрепление знаний о глаголе.
Глагол –
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет: летит ракета, люди строят зданья. Цветут сады, и хлеб растет.
Задания.
- Ученик рассказывает о глаголе.
- Взаимоопрос (спряжение глагола)
- Определить в это время спряжение, вставь окончания.
Сверка..т молния
Пове..т прохладой
Слыш..т гром
Та..т на солнце
Рису..м акварелью.
VII Закрепление знаний о роли частей речи в предложении.
- Мы много говорили о частях речи. А они сидят грустные, отдельно друг от друга. Почему? Давайте их послушаем.
Глагол – Я должен обязательно приносить какую-нибудь пользу.
Рассказчик – И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит: сидит существительное и плачет.
Глагол – Что ты так пригорюнилось?
Существительное – Да вот живу – живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
Глагол – Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Рассказчик – Шли, шли и встретили прилагательное, грустное, тихое.
Существительное – Что ты кручинишься, прилагательное, почему одиноко тут сидишь?
Прилагательное – Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
Глагол – Идем с нами счастье искать.
Рассказчик – Долго ли, коротко ли шли они – вдруг оказались в огромном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Их пригласили работать в Предложение.
- Как вы думаете, кем их взяли работать?
Задание.
- Из слов составить предложение.
В, прыгают, ветвях, густых, белки, деревьев.
Разберите по членам предложения и частям речи.
VIII Задание на дом
Стр. 40, упр. 107.
IX Подведение итогов урока, выставление оценок.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Урок – спектакль «Части речи»
Учителя МКОУ Бирюсинская СОШ
Подоровской Любови Вячеславовны
с. Бирюса
2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь Употребление Ь и Ъ знаков в словах
данный материал поможет преподавателям 5 класса в проведении урока по фонетике...
Конспект открытого интегрированного урока по информатике, русскому языку и литературе по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
тип урока: обобщение и систематизация знаний;форма урока: интегрированный урок библиотечного дела, информатики; технология: технология, построенная на интегративной основе, технология проек...
Конспект открытого урока по дисциплине "Русский язык"
Основная цель урока сформировать знания о фразеологизмах, источниках их происхождения, научиться использовать фразеологические обороты в речи и привить любовь к устному народному творчеству....
2 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» .Тема: "Различение слов с согласными з-с»
Тема: « Различение слов с согласными з-с»Цель:Формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными с-з.Задачи:Образовательные:дать понятие о дифференциации звуков и ...
4 класс. Конспект открытого урока по предмету «Русский язык». Тема: « Имя собственное»
Тема: « Имя собственное» Цель: Формировать навык правописания имён собственных. Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение различать название предметов и имена предметов? Совер...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Конспект открытого урока по предмету "Русский язык" в 5 классе коррекционной школы. Тема: "Приставка"
Цель: сформировать новые знания и умения по теме «Приставка»...