Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь Употребление Ь и Ъ знаков в словах
план-конспект занятия (5 класс) на тему
данный материал поможет преподавателям 5 класса в проведении урока по фонетике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе
Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь
Употребление Ь и Ъ знаков в словах
Писать безграмотно- значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба
Цели урока:
1.Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2.Развивающие:
а) развивать умение отличать употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3.Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.
Задачи:
а) продолжить работу по отработке умения работать в группах, формировать навыки сотрудничества;
б) создать условия комфортности и успешности обучения на данном уроке.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация
2. Проектор
3. Тексты для индивидуальной и парной работы
4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
3. Представление компьютерной презентации
4. Работа учащихся у доски.
5. Индивидуальная и парная работа на местах
6. Дифференцированное домашнее задание
7. «Творческая мастерская» (стихотворения ребят о Ъ и Ь)
8. Работа с учебником
Ход урока
- Орг.момент. Эмоционально-положительный настрой на работу (У нас всё получится, а если будут ошибки, то мы их обязательно постараемся исправить).
- Работа с эпиграфом
Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы
(Учитель читает эпиграф, помещённый на втором слайде презентации).
Как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого).
А что значит грамотно писать?
Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?
(Орфография)
А что изучает графика?
(Оформление звуков речи буквами)
Эти разделы тесно связаны между собой. Почему?
(Письменную речь мы оформляем буквами, соблюдая при этом орфографические нормы).
Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому.
2. Учитель говорит тему урока (открывается первый слайд). В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах).
Какие цели стоят перед нами?
(Открывается слайд №3, учитель читает и комментирует цели урока).
Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач.
(Открывается слайд №4).
3. Работа с компьютерной презентацией .
Русский язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…
(Ученик озвучивает результаты своей небольшой исследовательской работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в старославянских словах).
(Открываются поочерёдно слайды с 5 по 8).
4. Практическая работа (индивидуальная работа на местах и у доски)
Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль (Слайд №9)
На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания?
(Во всех есть Ъ)
Запишите эти слова в тетрадь и выполните морфемный разбор.
(Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске).
Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов.
Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.
(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).
На закрепление вывода даётся небольшое задание (Слайд №10 «Лишнее слово»)
Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее.
(Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)
Вспомните, кроме функции разделения есть ещё какая-нибудь у Ъ?
(Нет)
5. Работа с учебником
У мягкого знака работы больше. Почему?
Поможет вам ответить на этот вопрос материал учебника на странице 86 параграфа 16.
Внимательно прочитайте текст параграфа и сделайте вывод о том, какую роль в словах может выполнять Ь. Подтверждайте свои выводы примерами.
(Обобщая материал учебника, ребята делают вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный)
6. Практическая работа
Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание.
(Открывается слайд №11, раздаточный материал с предложениями и сводной таблицей лежит на парте у каждого ученика. Эта работа проводится в парах с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов отображаются на слайде №12).
В представленных предложениях необходимо найти слова с Ь и распределить их в таблице по трём колонкам (в зависимости от выполняемой функции).
Сформулируйте правило употребления разделительного Ь, пользуясь словами-примерами из третьей колонки таблицы.
Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?
(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).
7. Динамическая пауза
Закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»
8. Слуховой диктант (Заранее дети приготовили карточки с Ъ и Ь)
Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь.
(Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно.
Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор).
9. Подведение итогов урока
Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.
От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове?
(Морфему!)
Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах.
(Ребята делают выводы, открываются слайды №13,14)
10. Дифференцированное домашнее задание
I.Подобрать 12 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь,
записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.
II.Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится».
III.Выполнить упражнение №250 с.94 из учебника.
11. «Творческая мастерская»
Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке.
В стране Русский Язык,
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
У одного хохолок на голове,
А другой лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Младший брат весельчак и добряк.
И зовётся он Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен.
И всегда во всём послушен!
Старший брат строг и суров,
Не говорит много слов.
И во всех он делах упёртый!
И зовётся он Знаком Твёрдым.
Но живут вместе братья дружно,
Не встают в те слова, где ненужно!
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах не мешают.
Если ты эти правила будешь знать,
То учёба пойдёт на «пять»!
Примечания к уроку
Для контроля знаний я предложила ребятам выполнить тесты (дифференцированные с учетом подготовленности обучающихся) по повторенному и обобщённому материалу по теме «Употребление Ъ и Ь знаков в словах».
Эта работа выполнялась с использованием презентации и раздаточным материалом.
Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №17, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №18 помогает ребятам объективно оценить свои знания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса. Учителя русского языка и литературы МКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Домниной Ирины Хабибуловны.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 класса,учителя русского языка и литературыМКОУ «Новослободская средняя общеобразовательная школа»Домниной Ирины Хабибуловны....
Рабочая программа по русскому языку для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ№4» Андреевой Альмиры Даниловны
Данная программа рассчитана на изучение русского языка в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствиями с положениями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...
Рабочая программа по литературе для 5 классов учителя русского языка и литературы МБОУ "МО г. Нягань "СОШ№4" Андреевой Альмиры Даниловны
Данная рабочая программа рассчитана для изучения литературы в 5 классе на базовом уровне и составлена в соответствии с положением ФГОС общего образования....
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна
Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна...
МОУ» ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ»Урок русского языка в 9 классе . Учитель русского языка и литературы : Мешкова В.Н.
Урок - обобщение "Повторение сложноподчиненных предложений по их значению"Цели урока:1. обобщить и систематизировать полученные знания по теме,2. уметь распознавать СПП,3. определять вид при...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...