Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Акмарова Марина Леонидовна

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).

Нормативными правовыми документами локального уровня:

• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;

• Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

• Программой «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос». Программа является авторской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы

Рабочая   программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для  6 класса составлена в соответствии с:  

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).

Нормативными правовыми документами локального уровня:

•        Уставом МБОУ  Девятовская ООШ;

•        Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

  • Программой  «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос».  Программа является авторской.

На изучение предмета отводится 1 час  в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Краеведческое образование в современной школе имеет многоаспектный характер. Оно включает в себя историческое, этнографическое, географическое, биологическое,  экономическое             экологическое и литературное краеведение. На практике в школах Удмуртии эти направления редко бывают представлены отдельно. Обычно они изучаются на занятиях под общим названием «краеведение» или входят в содержание регионального компонента отдельных предметов.

             В эстетическом и нравственном воспитании учащихся особую роль играет литературное краеведение, предметом изучения которого является фольклорное и литературное наследие той или иной местности (региона, города, района). Важнейшей задачей литературного краеведения является формирование у учащегося способности чувствовать и ценить красоту и неповторимость национальной культуры. Занятия литературным краеведением углубляют и расширяют представления школьников об исторических и культурных связях малой родины с жизнью края, республики, страны, раскрывают богатство, разнообразие и многообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности.

               Базовым предметом литературного краеведения является литература. Литературное краеведение имеет межпредметный характер содержания, это дисциплина, находящаяся на стыке литературы и краеведения, она обогащает исторические, географические, природоведческие и другие знания учащихся.

              В школьном курсе литературного краеведения возможны различные формы, методы и приёмы работы. Оно может развиваться по двум направлениям: учебное (программное) и внеурочное (внеклассная работа, дополнительное образование). В первом случае обучение носит характер использования некоторых элементов краеведения на уроках литературы при изучении биографии писателя и художественного произведения.

             Литературное краеведение в Удмуртии развивается по трём направлениям:

  1. Изучение связей писателей общероссийского уровня с удмуртским краем и отражение его в их творчестве.
  2. Включение многонационального литературного наследия Удмуртии (удмуртские, русские, татарские, марийские писатели) в программу по литературе в рамках регионального компонента.
  3. Изучение творчества писателей-земляков.

              Данная рабочая программа факультатива «Литературное краеведение»  разработана для учащихся 6 класса общеобразовательных школ на основе Государственной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной и является дополнением к учебно-методическому пособию «Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы», вышедшему в издательстве ИПК и ПРО Удмуртии в 2013 году.  Пособие представляет собой обобщение опыта работы по использованию регионального компонента на уроках литературы.

              Программа факультативного курса 6 класса рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю) и включает в себя знакомство с фольклорными и литературными произведениями удмуртских писателей и книгами  сарапульских авторов, связанных с историей и культурой г. Сарапула. Особое место занимают произведения, вошедшие в сборники из серии «Сарапульское детство» и  «Память Сарапула».

    Занятия проводятся по книге Н. Кралиной «Мифы, легенды и  сказки удмуртского народа».

Цель: знакомство с фольклорными и литературными произведениями авторов Удмуртии  об истории и культуре Удмуртского края.

Задачи обучения литературе:

-знакомить учащихся с истоками возникновения и развития фольклорных жанров Удмуртии,

-раскрывать тесную связь устного народного творчества с природой,

-прививать чувство любви к родному краю, к родному народу,

-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,

-совершенствовать устную и письменную речь.

Виды и формы контроля:

-сочинение (домашнее),

-ответы на вопросы,

-тестирование,

-эссе,

-викторина.

               В программе факультатива представлено календарно-тематическое планирование, приводится список использованной литературы по региональному компоненту.

Программа предполагает дальнейшее знакомство с литературным наследием родного края и города учащимися 7-9 классов.  

2. Планируемые результаты изучения факультативного курса.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению текстов;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

              Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  • определять главных персонажей, мотивы их поступков, роль художественно-изобразительных средств в произведении;
  • использовать в речи начальное понятие о мифе, легенде, предании;
  • видеть черты национального характера в героях произведений;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • выразительно читать фольклорные произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать фольклорные произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения произведений; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

  •      выразительно читать и пересказывать (кратко, полно, близко к тексту) о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
  •      выделять эпизоды, помогающие характеризовать героев произведения,
  •      давать характеристику герою,
  •      внимательно работать с текстом,
  •      грамотно и осмысленно читать, строить монологические высказывания,
  •      составлять простой план;
  • сочинять тексты и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения разных народов, определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•      понимание ключевых проблем изученных произведений;

•      определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•      приобщение к духовно-нравственным ценностям удмуртской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•      формулирование собственного отношения к произведениям, их оценки;

•      умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные произведения;

•      понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•      восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•      умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств удмуртского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•      понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•      понимание удмуртского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании   произведений.

3. Содержание учебного предмета (34 часа).

Вводное занятие – 1 час.

Цели и задачи литературного краеведения.  

 

Устное народное творчество –  3 часа.

Обрядовый фольклор. Удмуртские обрядовые песни.

Ф. Васильев. «Пинал пыртон» («Человек родился»).

Д. Зеленин. «Этнографические сведения о крестьянах Елабужского уезда».

Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы и поговорки удмуртского народа.

Удмуртские басни – 1 час.

Василий Ванюшев. «Заяц-зачинатель» и другие. Сопоставление басен В.Ванюшева с баснями И.А. Крылова.

Мифы и легенды родного края – 6 часов.

Мифы  о сотворении мира. «Как землю сотворили», «Сотворение первой живности», «Второе творение Инмара», «Первое и второе творение Вукузё».

Мифы  и легенды о великанах - алангасарах и о первом человеке, о богатырях Ватке и Калмезе. Сопоставление их подвигов с подвигами Геракла.

«Мифы и легенды удмуртского народа» в обработке Н.П. Кралиной.

С.Н. Миловский. «В уездном городе С», «Оползинская мифология». Сравнение  с греческими мифами.

Сопоставительный анализ удмуртского мифа о Палэсмурте и русской народной сказки «Лихо одноглазое», Гомер «Одиссея» (глава о циклопе). Мифологические существа в удмуртской мифологии.

В.Г. Костылева. «Легенды Увы».

«Легенды о Каме и Вазузе».  

Л. Будогоская – 4 часа.

«Повесть о рыжей девочке. Воспоминания» и др.

М.В. Кульминская – 2 часа.

«Три вальса Пушкинского сада» (сб. «Виола для тёти Нюры»).

Человек и природа – 2 часа.

Отношения  человека и природы.

С.Миловский. «Весна». Сопоставление рассказа С.Миловского «Весна» из сб. рассказов «Хрустальное яблоко» и сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Что объединяет эти два произведения? Как показаны в них отношения человека и природы?

Жизнь детей в деревне – 2 часа.

        О жизни детей в деревне.

        С.Миловский. «Подпасок». Сопоставление рассказа «Подпасок» из сб. рассказов С.Миловского «Хрустальное яблоко»   с рассказом  А.Платонова «Корова».

Тема трудного  детства в литературе – 2 часа.

        «Рождественские картинки». О  трудной жизни простых рабочих на фабриках и заводах Сарапула, о жизни детей в XIX веке. Сопоставление с произведениями Н.А. Некрасова «Влас»,  «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского, «Петька на даче» Л. Андреева, А. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Величие народа-созидателя – 2 часа.

Л. Будогоская. «Повесть о рыжей девочке» (глава о П.П. Башенине), «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания». Строительство  железной дороги, её значение для города и о роли П.П. Башенина. Сравнение со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога».

О. Поскрёбышев. «Корчевали бабы пни», «1941-1944». Строительство  железной дороги «Ижевск – Балезино» во время ВОВ.

Дети и война – 3 часа.

Т. Пеганова. «По реке плывёт завод». О  жизни детей Южного посёлка в годы ВОВ.

Г. Перевощиков. «Боевое крещение» (из сб. «Дедушкин родник»). О  маленькой девочке Варе, попавшей во время ВОВ в партизанский отряд, о её первом задании. Сопоставление с произведениями В. Катаева «Сын полка», К. Симонова «Сын артиллериста», Л. Пантелеева «Лёнька Пантелеев», В. Богомолов «Иван» и др. Сочинение «Дети и война».

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов о ВОВ – 1 час.

Трудности послевоенного времени – 1 час.

Н. Васильев. «Третье место». Сопоставление с рассказом В. Распутина «Уроки французского». Определение главной проблемы: нравственный выбор подростков и роль учителя в разрешении этой проблемы.

Из литературы народов России – 1 час.

Поэзия Олега Поскрёбышева, Флора Васильева, Ашальчи Оки и Кузебая Герда. Стихи  о Родине и родном крае.

Поэзия  родного края – 1 час.

Стихи из сборников Н. Трониной «Песня жаворонка», «Жизни трепетная нить»;

Стихи из сборников В. Ложкина «Когда приходит вдохновенье», «Иду я тропою над кручей»;

Б. Вычужанин «Стихотворения. Проза» и др.

Викторина «По страницам прочитанных произведений» – 1  час.

Итоговое занятие – 1 час.

Подведение итогов. 

Эссе «Мой родной край на страницах прочитанных произведений».

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы.

№  урока

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Четверть I (9 часов)     

1.

Вводное занятие

– 1 час

Цели и задачи литературного краеведения. Чтение рассказа Василия Ванюшева «Дор» - значит Родина».

Что мы знаем о названии нашего города – Сарапул.

Чтение заметок из книги А.Шепталина «Сарапул».

1

2.

Устное народное творчество –  3 часа

Обрядовый фольклор. Удмуртские обрядовые песни. Ф.Васильев. «Пинал пыртон» («Человек родился»).

Чтение/исполнение удмуртских обрядовых песен, связанных с разными событиями в жизни людей (колыбельные, свадьба, проводы и т.д.). Чтение стихотворения Ф. Васильева, нахождение в нем особенности национального обряда рождения ребёнка.

1

3.

Обрядовый фольклор.

Д.Зеленин. «Этнографические сведения о крестьянах Елабужского уезда».

Работа с книгой «В уездном городе С». Знакомство с эпизодами и заметками этнографа Д.Зеленина. посвящёнными крестьянам Сарапульского (Елабужского) уезда, о свадьбах и обрядах погребения. Сопоставление с современными обрядами.

1

4.

Малые жанры фольклора. Загадки, пословицы и поговорки удмуртского народа.

Конкурс на самую интересную и трудную загадку, на самый интересный рассказ по пословице. Оформление альбомов-буклетов.

1

5.

Удмуртские басни

– 1 час

Василий Ванюшев. «Заяц-зачинатель» и другие.

Чтение басен удмуртских писателей. Сопоставление их с баснями И.А. Крылова.

Чтение по ролям, инсценировка басни.

1

6.

Мифы и легенды родного края 

– 4 часа

Мифы  о сотворении мира. «Как землю сотворили», «Сотворение первой живности», «Второе творение Инмара», «Первое и второе творение Вукузё».

Чтение удмуртских мифов о сотворении мира. Работа со сборником «Мифы и легенды удмуртского народа» в обработке Н.П. Кралиной. Художественный пересказ мифов.

1

7.

Мифы  и легенды о великанах - алангасарах и о первом человеке, о богатырях Ватке и Калмезе.

Сопоставление их подвигов с подвигами Геракла.

1

8.

С.Н.Миловский. «В уездном городе С», «Оползинская мифология».

Знакомство с биографией С.Н. Миловского. Работа с книгой «В уездном городе С». Чтение фантазии С.Н.Миловского «Оползинская мифология», сравнение её с греческими мифами.

1

9.

Мифологические существа в удмуртской мифологии.

Чтение удмуртского мифа о Палэсмурте и русской народной сказки «Лихо одноглазое», Гомер «Одиссея» (глава о циклопе). Сопоставительный анализ произведений. Составление словаря удмуртских мифологических имён.

1

Всего:

9

Четверть  II (7 часов)

10.

Мифы и легенды родного края 

– 2 часа

В.Г.Костылева. «Легенды Увы».

Чтение легенды о богине Ин-ву и Батыре Донды из сборника В.Г.Костылевой «Легенды Увы». Знакомство с иллюстрациями к сборнику.

1

11.

«Легенды о Каме и Вазузе».

Чтение «Легенды о Каме и Вазузе».  Сочинение «Кто из героев прочитанных мифов и легенд родного края вам больше всего запомнился и почему?» Создание альбома-буклета с иллюстрациями  и работами детей. 

1

12.

Л. Будогоская

– 4 часа 

Л.Будогоская. «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания» и др.

Знакомство с автором. Комментированное чтение глав из книги.

1

13.

Л.Будогоская. «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания» и др.

Работа с текстом по вопросам, знакомство с иллюстрациями.

1

14.

Л.Будогоская. «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания» и др.

Чтение глав из второй книги. Викторина по прочитанным произведениям.

1

15.

Л.Будогоская. «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания» и др.

Разгадывание кроссворда по книгам Л. Будогоской. Оформление альбомов-буклетов с рисунками и работами детей. Экскурсия в школу № 15, в Музей Л.Будогоской.

1

16.

М.В. Кульминская

– 1 час

 

М.В.Кульминская. «Три вальса Пушкинского сада» (сб. «Виола для тёти Нюры»).

Чтение рассказа учителем. Ответ на вопрос «Что связывает эти прочитанные произведения?»

1

Всего:

7

Четверть  III (9 часов)   

17.

М.В. Кульминская

– 1 час

М.В.Кульминская. «Три вальса Пушкинского сада» (сб. «Виола для тёти Нюры»). 

Экскурсия в Пушкинский сад с последующей рефлексией: «Что понравилось? Что из пожеланий писательницы исполнилось? Что бы вы сделали для благоустройства сада, если бы всё могли?»

1

18-19.

 Человек и природа

 – 2 часа

С.Миловский.  «Весна». Сопоставление рассказа С. Миловского «Весна» из сб. рассказов «Хрустальное яблоко» и сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Что объединяет эти два произведения? Как показаны в них отношения человека и природы?

2

 

20.

Жизнь детей в деревне – 2 часа  

С.Миловский. «Подпасок».

Чтение рассказа «Подпасок» из сб. рассказов С.Миловского «Хрустальное яблоко». Что мы узнали о жизни детей в деревне? Составление характеристики главного героя.

1

21.

Сопоставление рассказа «Подпасок» из сб. рассказов С.Миловского «Хрустальное яблоко»   с рассказом  А.Платонова «Корова».

Чтение рассказа А.Платонова «Корова». Составление рассказа о главном герое. Что общего между героями двух произведений о жизни детей? Составление кроссвордов или вопросов по тексту рассказов.

1

22.

Тема трудного  детства в литературе – 2 часа

«Рождественские картинки».

Чтение эпизодов из книги «Рождественские картинки», в которых говорится о трудной жизни простых рабочих на фабриках и заводах Сарапула, о жизни детей в XIX веке.

1

23.

«Рождественские картинки». Сопоставление с произведениями Н.А.Некрасова «Влас»,  «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского, «Петька на даче» Л.Андреева, А.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (работа в парах).

1

24.

Величие народа-созидателя – 2 часа

Л.Будогоская. «Повесть о рыжей девочке» (глава о П.П. Башенине), «Повесть о рыжей девочке. Воспоминания».

Чтение главы «О чём рассказала и о чём не рассказала «Повесть о рыжей девочке» (из первой книги) и главы «Хроника ушедшей жизни. 1912 год» (из второй книги), в которых говорится о строительстве железной дороги, её значении для города и о роли П.П.Башенина. Сравнение со стихотворением Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

25.

О.Поскрёбышев. «Корчевали бабы пни», «1941-1944».

Чтение стихов о строительстве железной дороги «Ижевск – Балезино» во время ВОВ. Сочинение «Что я узнал нового о жизни людей в дореволюционной России, в нашей Удмуртии и Сарапуле?»

1

Всего:

9

Четверть IV (9 часов)     

26.

Дети и война

 – 3 часа

Т.Пеганова. «По реке плывёт завод».

Чтение книги Т.Пегановой «По реке плывёт завод», рассказывающей о жизни детей Южного посёлка в годы ВОВ.

Сочинение «О чём мне рассказали мои бабушка и дедушка (или прабабушка)».

1

27.

Г.Перевощиков. «Боевое крещение».

Чтение рассказа Г.Перевощикова из сб. «Дедушкин родник» о маленькой девочке Варе, попавшей во время ВОВ в партизанский отряд, о её первом задании.

1

28.

Г.Перевощиков. «Боевое крещение».

Сопоставление с произведениями В.Катаева «Сын полка», К.Симонова «Сын артиллериста», Л.Пантелеева «Лёнька Пантелеев», В.Богомолов «Иван» и др. Сочинение «Дети и война». По страницам прочитанных произведений».

1

29.

Стихи удмуртских и сарапульских поэтов о ВОВ – 1 час

Чтение стихов о войне. Конкурс на лучшего чтеца. Оформление альбома-буклета со стихами.

1

30.

Трудности послевоенного времени – 1 час

Н.Васильев. «Третье место».

Чтение рассказа Н.Васильева «Третье место». Сопоставление с рассказом В.Распутина «Уроки французского». Определение главной проблемы: нравственный выбор подростков и роль учителя в разрешении этой проблемы.

1

31.

Из литературы народов России

– 1 час

Поэзия Олега Поскрёбышева, Флора Васильева, Ашальчи Оки и Кузебая Герда.

Чтение стихов о Родине и родном крае. Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников) и Сарапул. Знакомство со статьей в газете «Красное Прикамье» из рубрики «Сарапул – единственный в России» о классике удмуртской литературы и его жене.

1

32.

Поэзия  родного края – 1 час

Поэзия  родного края. Н.Тронина, Виталий Ложкин. В.Багуркин, Б.Вычужанин, Т.Артюхина.

Чтение стихов из сборников Н.Трониной «Песня жаворонка», «Жизни трепетная нить»; В.Ложкина «Когда приходит вдохновенье», «Иду я тропою над кручей»; Б.Вычужанин «Стихотворения. Проза» и др.

1

33.

«По страницам прочитанных произведений»

– 1  час.

Викторина. Кроссворды. Игра «Угадай героя».

1

34.

Итоговое занятие

– 1 час

Подведение итогов: что мне дали факультативные занятия, что я узнал нового о родном крае, что больше всего запомнилось и понравилось. Эссе «Мой родной край на страницах прочитанных произведений».

1

Всего:

9

ВСЕГО:

34

5. Контрольно-измерительные материалы и разработки занятий.

 Изучение литературы в 6 классе начинается с темы «Обрядовый фольклор». Оно предполагает знакомство с русскими обрядовыми песнями. Для расширения кругозора учащихся мы читаем тексты не только русских, но и удмуртских обрядовых песен. Дети подбирают самостоятельно обрядовые песни, связанные с различными событиями в жизни народа: рождение и крещение ребёнка, свадьба, проводы в армию, погребение и т.д. На уроке зачитываются эпизоды из заметок Д.Зеленина «Этнографические сведения о крестьянах Елабужского (Сарапульского уезда)» о свадьбах и обрядах погребения и поминовения усопших, напечатанных в книге «В уездном городе «С». Дети замечают, что многие обряды в жизни людей сохранились и до сих пор, хотя песни чаще всего исполняются уже только бабушками или фольклорными ансамблями и артистами. Заканчиваем урок стихотворением Ф.Васильева «Пинал пыртон» [Приложение №10], повествующем о рождении ребёнка и празднике в честь этого события, тем самым подчёркивая связь устного народного творчества с современной удмуртской поэзией.

Раздел «Устное народное творчество» в программе 6 класса знакомит учащихся, помимо обрядовых песен, с загадками, пословицами и поговорками как малым жанром фольклора. Подбор материала к этой теме не вызывает затруднений, т.к. в рамках изучения регионального компонента дети легко находят и приносят на урок загадки, пословицы и поговорки народов Поволжья и, в том числе, удмуртские. Обязательно делаем вывод, что народная мудрость касается одних и тех же тем у разных народов. Можно провести конкурс на самую интересную и трудную загадку, выбрать учащегося, который подобрал большее количество пословиц и поговорок к уроку.

               Работа с литературой XIX века начинается с изучения творчества А.С.Пушкина. Кроме лирики, учащимся предлагаются для чтения и беседы по тексту  «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка», «Выстрел») и повесть (роман) «Дубровский». На заключительном уроке, когда подводим итоги и готовимся к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина, мы обращаемся к таким произведениям муниципальной литературы, как «Повесть о рыжей девочке» Л.Будогоской и «Виола для тёти Нюры» М.В.Кульминской. На первый взгляд кажется, что эти произведения ничто не связывает с творчеством великого русского поэта. Но, когда я даю ребятам задание ответить на вопрос: «Как связаны книги «Повесть о рыжей девочке» и «Виола для тёти Нюры», они сразу же находят ответ, как только пролистают эти книги. Любимым местом отдыха Евы Кюн, главной героини повести Л.Будогоской, был городской сад имени А.С.Пушкина. Там она играла с подругами, гуляла со своей собачкой Кривулькой и вспоминала пушкинских героинь и его стихи. А в книге М.В.Кульминской есть рассказ, который называется «Три вальса Пушкинского сада». В нём автор произносит прекрасные слова: «Дух великого русского поэта, думаю, не будет роптать, если киоски, грибки, беседки, галереи будут носить милую сердцу пушкинскую тематику: от царя Салтана до Евгения Онегина».[С.18] Писательница предлагает будущим потомкам создать поющий фонтан с цветомузыкой в Пушкинском саду, чтобы в нём были романтические уголки для души, сердца и здоровья взрослых и детей, где можно будет спокойно отдохнуть и почитать любимые книги, в том числе и произведения А.С.Пушкина, чьё имя носит сад. Вот так неожиданно связываются  разные, на первый взгляд, произведения XIX, XX и  XXI веков.    

Тема урока: «Н.А.Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя.». Продолжением темы трудного детства является самостоятельное знакомство учащихся с произведениями Н.А.Некрасова «Влас», Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и чтением эпизодов из книги «Рождественские картинки», в которой говорится о трудной жизни простого человека, рабочего на фабриках и заводах Сарапула, о жизни детей в далёком теперь для нас ХIX веке. Обращаемся также к главе «О чём рассказала и о чём не рассказала «Повесть о рыжей девочке» из названной книги Л.Будогоской. В ней говорится о строительстве железной дороги в 1912 году и о том, какое значение она имела для г.Сарапула и какую роль в этом сыграл городской глава П.А.Башенин: «Пройдёт железная дорога через Сарапул – город оживёт и процветёт, если же через Ижевск – Воткинск – Осу – смерть Сарапулу.»[36,с.108]. О строительстве другой железной дороги: Ижевск – Балезино – в годы Великой Отечественной войны пишет удмуртский поэт О.Поскрёбышев. Читаем его стихотворения «Корчевали бабы пни» и «1941-1945».

                Затем прошу детей подвести итог урока. Учащиеся делают вывод, что строительство железной дороги – очень тяжёлый труд,  в какое бы время оно ни велось и часто уносит множество человеческих жизней.

Литература ХХ века представлена в самом начале программы 6 класса сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок» и сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца». На самостоятельное чтение даются рассказ А.Платонова «Корова» и рассказы М.Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель». Сначала учащимся даю задание сравнить э два программных произведения и ответить на вопрос:

 -  Почему эти произведения называются сказкой-былью?

 - Какие события в них можно считать сказочными, а какие реальными?

         Самостоятельно прочитанный рассказ А.Платонова «Корова»  сопоставляем  с прочитанными ранее рассказами О.Поскрёбышева, отвечаем на вопросы:

 -  Чем похожи и чем отличаются эти рассказы?

 - Что вы можете сказать о главных героях  рассказов с этой точки зрения?

            В качестве итоговой работы пишем сочинение-отзыв на одно самостоятельно прочитанное произведение, используя рекомендованный план:

  1. Название, автор, главные герои.

  2. Развитие сюжета (основные события).

  3. Поступки главных героев.

  4. Ваше отношение к героям и их действиям.

              Продолжая тему взаимоотношений человека и природы, провожу урок внеклассного чтения «Гармония человека и природы в произведениях мировой, отечественной и удмуртской литературы». Для работы предлагаются такие произведения: К. Паустовский. «Старый повар», «Бакенщик», «Кот-ворюга», «Растрёпанный воробей»; В.Бианки.«Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и др.; Дж.Даррелл «Моя семья и звери»; О Поскрёбышев «Непорядок».

                На уроке дети представляют художественный пересказ прочитанных произведений с зачитыванием небольших отрывков из текста, а затем пишут сочинение-рассуждение  на тему «Гармония человека и природы в произведениях…». В своей работе учащиеся должны использовать для сопоставительного анализа  не менее трёх рассказов.

              Тема Великой Отечественной войны раскрывается на двух уроках: уроке развития речи «Стихи советских поэтов о войне» и уроке внеклассного чтения «Дети и война». На первом уроке учащиеся читают наизусть стихи русских и удмуртских поэтов о Великой Отечественной войне. На втором уроке  дети рассказывают о книгах, которые они прочитали к уроку.

                К уроку внеклассного чтения ученики должны прочитать следующие произведения: В.Катаев «Сын полка», А.Лиханов «Последние холода», В.Богомолов «Иван», Л.Пантелеев «Лёнька Пантелеев», А.Свирский «Рыжик», Г.Перевощиков «Боевое крещение» (из сборника «Дедушкин родник»), Т Пеганова «По реке плывёт завод» (из серии «Сарапульское детство»). Все книги имеются в наличии в школьной библиотеке и небольшие по объёму, поэтому хотя бы одно произведение  бывает  прочитано каждым учеником. В рассказе «Боевое крещение» пишется о маленькой девочке Варе, которая во время войны оказалась в партизанском отряде, т.к. перед войной была в Белоруссии, в гостях у родственников. В отряде она помогала взрослым, чем могла. Однажды её в первый раз отправили на боевое задание. Вот об этом и говорится в произведении.

               Пятая книга из серии «Сарапульское детство», которая называется «По реке плывёт завод», повествует о детях Сарапула, а точнее, Южного посёлка, о том, как они работали во время войны на электрогенераторном заводе, который был эвакуирован из Москвы  и приплыл к нам по реке Каме на пароходе «Ф.Энгельс», как помогали раненым в госпитале.

               К уроку дети готовят художественный пересказ запомнившихся или понравившихся эпизодов из прочитанного произведения, готовятся к домашнему сочинению: «Дети и война. По страницам прочитанных произведений».

               О трудностях послевоенного времени, о нравственных проблемах подростков  пишется в повести В. Распутина «Уроки французского» и в рассказе Н. Васильева «Третье место» (из сб. «Дедушкин родник»). Герои произведений стоят перед нравственным выбором: каким должен быть настоящий друг, как преодолеть все свои сомнения. Один с теплом вспоминает свою учительницу французского языка Лидию Михайловну, другой - свою классную руководительницу Марию Петровну, сыгравших в их жизни главную роль в становлении характера. Как обычно, проводим сопоставительный анализ двух произведений.

               На уроке внеклассного чтения, тема которого «Из литературы народов России», знакомимся с поэзией К.Кулиева, Г. Тукая, М.Джалиля, Ашальчи-Оки и Кузебая Герда.  Обращаем внимание учащихся на тот факт, что имя Кузебая Герда (Кузьмы Павловича Чайникова) тесно связано с г. Сарапулом. В газете «Красное Прикамье» в рубрике «Сарапул – единственный в России» опубликован ряд статей о классике удмуртской литературы и его жене, Надежде Антоновне Герд, живших в Сарапуле в 20-30-е годы. На уроке читаем статьи из газеты, декламируем стихи удмуртского поэта.[Приложение №17]

               Все ранее описанные уроки показывают связь муниципальной и региональной литературы с отечественной литературой. Первая тема, отражающая такую связь с литературой зарубежной, -  «Мифы народов мира». После знакомства с мифами Древней Греции о сотворении мира я предлагаю детям послушать художественный пересказ удмуртских мифов «Как землю сотворили», «Сотворение первой живности», «Второе творение Инмара», «Первое и второе творение Вукузё» и фантазию С.Н.Миловского «Оползинская мифология» из сборника «В уездном городе «С» в исполнении подготовленных учеников. В «Оползинской мифологии» в фантастической форме описываются события, связанные со строительством в Сарапуле  водонасосной станции в районе Оползино (Старцева гора). Герои фантазии   - мифологические боги, знакомые учащимся по древнегреческим мифам. Подвиги Геракла сопоставляем с подвигами и поступками великанов-алангасаров из удмуртской мифологии.

Уроки по зарубежной литературе начинаются со знакомства с древнегреческими мифами, о которых  уже говорилось. Продолжая эту тему, читаем поэму древнегреческого поэта Гомера «Одиссея», отрывки из которой имеются в учебнике, в частности, главу о том, как Одиссей побеждает Циклопа. Проводим сопоставительный анализ произведений зарубежной, русской и удмуртской литературы. Для этого сравниваем содержание главы из поэмы Гомера, русскую народную сказку «Лихо одноглазое» и удмуртский миф о палэсмурте (дословно в переводе с удмуртского «полчеловека»), одноглазом существе, у которого одна рука, одно плечо и т.д. Делаем вывод: у разных народов появляются похожие герои, похожие сюжеты, которые называются «бродячими», потому что мы живём на одной земле, нам светит одно солнце, у людей одинаковые проблемы.

       

              На этом использование муниципального компонента на уроках литературы в 6 классе заканчивается.

6. Учебно-методический комплекс.

Для  учащихся:

1.Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994

2.Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.

          Для  учителя:

  1. Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994
  2. Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.
  3. Богаевский П.М. Очерки быта сарапульских вотяков./Сб. материалов по этнографии. Выпуск III ./ – М.- 1988. – 216 с.
  4. Осипова О.Г. Проведение уроков литературы и русского языка с использованием национально-регионального компонента.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Сафонова Т.В. Концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании. Дис. доктора пед наук. – Ижевск, 2005 г.
  7. Учитель года Удмуртии. Педагогические находки. Сб. методических материалов. Выпуск 1. Русский язык. Литература./ Сост. Галямова Х.Г. – Ижевск: ИУУ УР, 2000. – 124 с.
  8. Файззулина Г.З., Варламова Ю.В., Дягилева М.В. Мастерство педагога-новатора. – ИПК и ПРО УР, 2009. – 72 с.
  9. Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Сб. статей под ред. Т.Г.Владыкиной, Л.С.Христолюбовой. – Ижевск:1989. – 172 с.
  10. Хотинец В.Ю, О согласовании ценностей в многообразии культур. // Вестник Удмуртского университета. – 2004. - №11. – С.3-16.
  11. Христолюбова Л.С. Традиции трудового воспитания детей в удмуртской семье в XIX - начале XX в.в. Сб.статей. – Устинов:1985 г.
  12. Шаповалов В.К. Этнокультурная напарвленность российского образования. – М., 1997. – С.62-63.
  13. Этнополитическая и этносоциальная ситуация в УР./Министерство национальной политики УР. – Ижевск, 2001. – 25 с.
  14. Васильева Г.Н. Национально-региональный компонент в стандарте образования Удмуртской Республики: опыт и проблемы. //niino@udmnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Литературное краеведение"

              Край родной……  Отчая сторона……. Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее – это перекре...

Рабочая программа по факультативному курсу "Биология" 8 класс

Данная программа предназначена для углубления изучения предмета биологии для качественной подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, общая биолог...

Рабочая программа по факультативному курсу "Краеведение".

         В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Не...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...