Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;
• Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;
• Программой «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос». Программа является авторской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fakultativnomu_kursu_literaturnoe_kraevedenie._7_klass.docx | 71.79 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:
Нормативными правовыми документами федерального уровня:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48).
Нормативными правовыми документами локального уровня:
• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;
• Основной образовательной программой, реализующей ФГОС основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;
- Программой «Анай кылзэс ляб тодись пиналъесты удмурт кыллы но литературалы дышетон программаос». Программа является авторской.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Краеведческое образование в современной школе имеет многоаспектный характер. Оно включает в себя историческое, этнографическое, географическое, биологическое, экономическое экологическое и литературное краеведение. На практике в школах Удмуртии эти направления редко бывают представлены отдельно. Обычно они изучаются на занятиях под общим названием «краеведение» или входят в содержание регионального компонента отдельных предметов.
В эстетическом и нравственном воспитании учащихся особую роль играет литературное краеведение, предметом изучения которого является фольклорное и литературное наследие той или иной местности (региона, города, района). Важнейшей задачей литературного краеведения является формирование у учащегося способности чувствовать и ценить красоту и неповторимость национальной культуры. Занятия литературным краеведением углубляют и расширяют представления школьников об исторических и культурных связях малой родины с жизнью края, республики, страны, раскрывают богатство, разнообразие и многообразие художественной литературы в аспекте национальной самобытности.
Базовым предметом литературного краеведения является литература. Литературное краеведение имеет межпредметный характер содержания, это дисциплина, находящаяся на стыке литературы и краеведения, она обогащает исторические, географические, природоведческие и другие знания учащихся.
В школьном курсе литературного краеведения возможны различные формы, методы и приёмы работы. Оно может развиваться по двум направлениям: учебное (программное) и внеурочное (внеклассная работа, дополнительное образование). В первом случае обучение носит характер использования некоторых элементов краеведения на уроках литературы при изучении биографии писателя и художественного произведения.
Литературное краеведение в Удмуртии развивается по трём направлениям:
- Изучение связей писателей общероссийского уровня с удмуртским краем и отражение его в их творчестве.
- Включение многонационального литературного наследия Удмуртии (удмуртские, русские, татарские, марийские писатели) в программу по литературе в рамках регионального компонента.
- Изучение творчества писателей-земляков.
Данная рабочая программа факультатива «Литературное краеведение» разработана для учащихся 7 класса общеобразовательных школ на основе Государственной программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и является дополнением к учебно-методическому пособию «Взаимосвязанное изучение мировой, отечественной, региональной и муниципальной литературы», вышедшему в издательстве ИПК и ПРО Удмуртии в 2013 году. Пособие представляет собой обобщение опыта работы по использованию регионального компонента на уроках литературы.
Цель: знакомство с фольклорными и литературными произведениями авторов Удмуртии об истории и культуре Удмуртского края.
Задачи обучения литературе:
-знакомить учащихся с истоками возникновения и развития фольклорных жанров Удмуртии,
-раскрывать тесную связь устного народного творчества с природой,
-прививать чувство любви к родному краю, к родному народу,
-воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
-совершенствовать устную и письменную речь.
Виды и формы контроля:
-сочинение (домашнее),
-ответы на вопросы,
-тестирование,
-эссе,
-викторина.
В программе факультатива представлено календарно-тематическое планирование, приводится список использованной литературы по региональному компоненту.
2. Планируемые результаты изучения факультативного курса.
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2.4.Метапредметные результаты освоения ООП:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные УУД:
Ученик научится:
- определять главных персонажей, мотивы их поступков, роль художественно-изобразительных средств в произведении;
- использовать в речи начальное понятие о мифе, легенде, предании;
- видеть черты национального характера в героях произведений;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать фольклорные произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать фольклорные произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения произведений; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Ученик получит возможность научиться:
- выразительно читать и пересказывать (кратко, полно, близко к тексту) о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выделять эпизоды, помогающие характеризовать героев произведения,
- давать характеристику герою,
- внимательно работать с текстом,
- грамотно и осмысленно читать, строить монологические высказывания,
- составлять простой план;
- сочинять тексты и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям удмуртской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств удмуртского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание удмуртского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании произведений.
3. Содержание факультативного курса (34 часа).
Вводное занятие – 1 час.
Цели и задачи литературного краеведения.
Устное народное творчество – 2 часа.
Д.К. Зеленин. Сказки («В уездном городе С»). Г. Верещагин. Сказки «Два лемеха», «Пчела и шмель», «Козёл и Волк», «Пастух Опоч и его внуки» (сб. «Дедушкин родник»).
Проект. «Память Сарапула» – 1 час.
Народный героический эпос – 2 часа.
Карело-финский эпос «Калевала», поэма «Калмезские богатыри» в обработке венгерскогоучёного-этнографа Б.Мункачи и удмуртская легенда о богатырях Ватке и Калмезе.
Народно-песенные мотивы – 2 часа.
К. Герд «Незабудки». М. Покчи-Петров «Италмас» (народно-песенные мотивы).
Сопоставление с лиро-эпической поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…».
Проект. «Народно-песенные мотивы» – 1 час.
Гражданский и нравственный подвиг русских женщин – 2 часа.
Творчество О.Поскрёбышева «Бабы», «Старуха», «Рассказ пожилой женщины», «Женщины».
Сопоставление с произведениями Н.А. Некрасова. Поэмы «Русские женщины», «Мороз - Красный нос», посвящённые русской крестьянке; стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице тёмной…».
«Край ты мой, родимый край» – 2 часа.
Произведения о родном крае. Стихотворения Кузебая Герда «Утро», «Родному краю», Ашальчи Оки «Вишня цветёт», «Родина», сарапульских поэтов: В.Мартынова «Баллада о Каме», А.Мерзлякова «Кама», «Вечерняя песня о Сарапуле» (ставшая песней), «Берёза», В.Д.Пименова «Родные дали» и др.
Проект. «Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова и (или) О.Поскрёбышева» или
«Край ты мой, родимый край» – 1 час.
Творчество Ст.Широбокова – 1 час.
Ст. Широбоков. «Хамелеон». Комедия в одном акте. Сопоставление с произведением А.П.Чехова «Хамелеон».
«Прикамский Чехов» – 1 час.
Творчество С.Н.Миловского.
Рассказ С.Н.Миловского «Посылка» из сборника «В уездном городе «С». Инсценировка отрывка из рассказа «Посылка».
Проект. «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова и (или) С.Н.Миловского» – 1 час.
«Певец Сарапульского Прикамья» – 2 часа.
Творчество Д.П.Бор-Раменского. «Сказ о соколах» (Сб. «Эпоха с красной строки») Сопоставление с Песнями М.Горького.
«В жизни всегда есть место подвигу» – 2 часа.
М.Горький. «Легенда о Данко» и «Легенда о Ларре» («Старуха Изергиль»).
«Притча о Каине и Авеле» (Библия); «Мать изменника» («Сказки об Италии») М.Горького.
О.Четкарёв. «Сын Огня и Сын Ночи». Р.Валишин «Инвожо светит в полночь» (легенда о цветке инвожо). Д.П.Бор-Раменский. «Сказ о соколах».
Проект. «В жизни всегда есть место подвигу» – 1 час.
«Уроки нравственности и доброты» – 2 часа.
О. Поскрёбышев. «Про белку и про нас, людей», «Рассказ про Топотку» (сб. «Среди людей»). Сопоставление с произведением Л.Андреева «Кусака».
Рассказы М.Н.Алексеева «Карюха», А.И.Куприна «Изумруд», Л.Андреева «Баргамот и Гараська», М.Горького «Челкаш» и ранее прочитанные произведения Л.Андреева и А.Платонова.
Великая Отечественная война – 2 часа.
Творчество М.В.Кульминской. Рассказ «Виола для тёти Нюры» (сб. «Виола для тёти Нюры»). Сопоставление с рассказами Е.И.Носова «Живое пламя», «Кукла».
Проект. «Мы помним Вас. Пусть помнят дети и внуки» – 1 час.
«Поэты о Родине, природе и о себе» – 3 часа.
Стихи сарапульских поэтов о Родине. Стихи удмуртских поэтов о Родине.
Русские поэты о Родине, природе и о себе. Творческое наследие поэтов-земляков.
Проект. «Если душа родилась крылатой...» – 2 часа.
Повторение – 2 часа.
Заключительные занятия.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы.
№ урока | Название раздела | Тема урока | Количество часов |
Четверть I (9 часов) | |||
1. | Вводное занятие – 1 час | Цели и задачи литературного краеведения. | 1 |
2-3. | Устное народное творчество – 2 часа | Д.К.Зеленин. Сказки («В уездном городе С»). | 1 |
Г.Верещагин. Сказки «Два лемеха», «Пчела и шмель», «Козёл и Волк», «Пастух Опоч и его внуки» (сб. «Дедушкин родник»). | 1 | ||
4. | Проект. «Память Сарапула». | 1 | |
5-6. | Народный героический эпос – 2 часа | Карело-финский эпос «Калевала», поэма «Калмезские богатыри» в обработке венгерского учёного-этнографа Б.Мункачи и удмуртская легенда о богатырях Ватке и Калмезе. | 2 |
7-8. | Народно-песенные мотивы – 2 часа | К.Герд «Незабудки». М.Покчи-Петров «Италмас» (народно-песенные мотивы). Сопоставление с лиро-эпической поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…». | 2
|
9. | Проект. «Народно-песенные мотивы». | 1 | |
Всего: | 9 | ||
Четверть II (7 часов) | |||
10-11. | Гражданский и нравственный подвиг русских женщин – 2 часа | Творчество О.Поскрёбышева «Бабы», «Старуха», «Рассказ пожилой женщины», «Женщины». Сопоставление с произведениями Н.А.Некрасова. Поэмы «Русские женщины», «Мороз - Красный нос», посвящённые русской крестьянке; стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице тёмной…». | 2 |
12-13. | «Край ты мой, родимый край» – 2 часа | Произведения о родном крае. Стихотворения Кузебая Герда «Утро», «Родному краю», Ашальчи Оки «Вишня цветёт», «Родина», сарапульских поэтов: В.Мартынова «Баллада о Каме», А.Мерзлякова «Кама», «Вечерняя песня о Сарапуле» (ставшая песней), «Берёза», В.Д.Пименова «Родные дали» и др. | 2 |
14. | Проект. «Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова и (или) О.Поскрёбышева» ИЛИ «Край ты мой, родимый край». | 1 | |
15. | Творчество Ст.Широбокова – 1 час | Ст.Широбоков. «Хамелеон». Комедия в одном акте. Сопоставление с произведением А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 |
16. | «Прикамский Чехов» – 1 час | Творчество С.Н.Миловского. Рассказ С.Н.Миловского «Посылка» из сборника «В уездном городе «С». Инсценировка отрывка из рассказа «Посылка». | 1 |
Всего: | 7 | ||
Четверть III (10 часов) | |||
17. | Проект. «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова и (или) С.Н.Миловского». | 1 | |
18-19. | «Певец Сарапульского Прикамья» – 2 часа | Творчество Д.П.Бор-Раменского. «Сказ о соколах» (Сб. «Эпоха с красной строки»). Сопоставление с Песнями М.Горького. | 2 |
20-21. | «В жизни всегда есть место подвигу» – 2 часа | М.Горький. «Легенда о Данко» и «Легенда о Ларре» («Старуха Изергиль»). «Притча о Каине и Авеле» (Библия); «Мать изменника» («Сказки об Италии») М.Горького. О.Четкарёв. «Сын Огня и Сын Ночи». Р.Валишин «Инвожо светит в полночь» (легенда о цветке инвожо). Д.П.Бор-Раменский. «Сказ о соколах». | 2 |
22. | Проект. «В жизни всегда есть место подвигу». | 1 | |
23-24. | «Уроки нравственности и доброты» – 2 часа | О.Поскрёбышев. «Про белку и про нас, людей», «Рассказ про Топотку» (сб. «Среди людей»). Сопоставление с произведением Л.Андреева «Кусака». Рассказы М.Н.Алексеева «Карюха», А.И.Куприна «Изумруд», Л.Андреева «Баргамот и Гараська», М.Горького «Челкаш» и ранее прочитанные произведения Л.Андреева и А.Платонова. | 2 |
25-26. | Великая Отечественная война – 2 часа
| Творчество М.В.Кульминской. Рассказ «Виола для тёти Нюры» (сб. «Виола для тёти Нюры»). | 1 |
М.В. Кульминская «Виола для тёти Нюры» (сб. «Виола для тёти Нюры»). Сопоставление с рассказами Е.И.Носова «Живое пламя», «Кукла». | 1 | ||
Всего: | 10 | ||
Четверть IV (8 часов) | |||
27. | Проект. «Мы помним Вас. Пусть помнят дети и внуки». | 1 | |
28. | «Поэты о Родине, природе и о себе» – 3 часа | Стихи сарапульских поэтов о Родине. | 1 |
29-30. | Стихи удмуртских поэтов о Родине. Русские поэты о Родине, природе и о себе. Творческое наследие поэтов-земляков. | 2 | |
31-32. | Проект. «Если душа родилась крылатой...». | 2 | |
33-34. | Повторение – 2 часа | Заключительные занятия. | 2 |
Всего: | 8 | ||
ВСЕГО: | 34 |
5. Контрольно-измерительные материалы и разработки занятий.
Муниципальный компонент в изучении отечественной и зарубежной литературы
Первая тема 7 класса, на которой используется муниципальный компонент – «Край ты мой, родимый край…». На данном уроке имеются огромные возможности для выбора. Учащиеся знакомятся с произведениями В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина о родном крае, напечатанными в учебнике, слушают стихотворения Кузебая Герда «Утро», «Родному краю», Ашальчи Оки «Вишня цветёт», «Родина», сарапульских поэтов: В.Мартынова «Баллада о Каме», А.Мерзлякова «Кама», «Вечерняя песня о Сарапуле» (ставшая песней), «Берёза», В.Д.Пименова «Родные дали» и др. В качестве домашнего задания учащиеся должны выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор).
В ряду известных людей, чья жизнь и деятельность были тесно связаны с Сарапулом, видное место занимает С.Н.Миловский – педагог, общественный деятель и самобытный писатель, воссоздавший в своих произведениях образы «маленьких людей»: служителей церкви, мелких чиновников, крестьян. Творчество С.Н.Миловского часто сравнивали с творчеством А.П.Чехова, главными героями которого тоже были «маленькие люди». «Прикамский Чехов» - так называли Миловского современники. [Приложение №11]. Именно поэтому при изучении творчества А.П.Чехова мы знакомимся с рассказом С.Н.Миловского «Посылка» из сборника «В уездном городе «С».[C.140-154]. Рассказы А.П.Чехова легко читаются по ролям и инсценируются, то же самое свойство присуще и произведениям С.Н.Миловского. Потому в качестве домашнего задания на урок внеклассного чтения после прочтения рассказов А.П.Чехова «Тоска», «Злоумышленник» и «Размазня» ребята должны подготовить инсценировку отрывка из рассказа «Посылка» С.Н.Миловского, а затем написать сочинение «Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова и (или) С.Н.Миловского».
«Певец Сарапульского Прикамья» – так называли писателя Д.П.Бор-Раменского люди, знакомые с его творчеством.[Приложение №12] Ему выпало жить в непростое время – эпоху коренных переломов и катаклизмов. Вся его жизнь – непрерывный и негромкий подвиг во благо своих ближних, чем бы он ни занимался: учил сельских детишек, воевал на фронтах нескольких войн, писал книги… «Сказ о соколах» - так называется произведение Д.П.Бор-Раменского, с которым мы знакомимся при изучении творчества М.Горького. После прочтения повести «Детство» я провожу урок внеклассного чтения «В жизни всегда есть место подвигу». Для проведения урока дети делятся на группы и за месяц получают задание прочитать следующие произведения: М.Горький «Легенда о Данко» и «Легенда о Ларре» («Старуха Изергиль», «Притча о Каине и Авеле» (Библия), «Мать изменника» («Сказки об Италии») М.Горького, О.Четкарёв «Сын Огня и Сын Ночи.». Р.Валишин «Инвожо светит в полночь» (легенда о цветке инвожо) и «Сказ о соколах» Д.П.Бор-Раменского. Каждая группа должна подготовить художественный пересказ отрывка из прочитанного произведения и ответить на вопросы:
- Можно ли поступок героя вашего произведения назвать подвигом?
- Помогли ли кому-нибудь поступки героев?
На этом уроке применяю технологию развития критического мышления. На стадии вызова учащиеся получают проблему в виде вопросов и выдвигают свои мнения, суждения, оценки. Затем подбирают факты для подтверждения своей точки зрения. В конце работы делается вывод и оформляется таблица. На стадии рефлексии можно также предложить ребятам написать синквейн – творческую работу, позволяющую в сжатой форме выразить эмоциональное проживание изучаемой темы. [Приложение №13]
Продолжая тему подвига и тему Великой Отечественной войны при чтении рассказов Е.Носова «Живое пламя», «Кукла» рекомендую для сопоставления стихотворение К.Случевского «Кукла» и рассказ М.В.Кульминской «Виола для тёти Нюры»[С.22]. Главный вопрос, на который дети должны найти ответ, касается названия: «Как вы понимаете смысл названия предложенных для чтения произведений? Что в них общего?». Учащиеся высказывают свои мнения, зачитывают отрывки из текста, подтверждающие их мысли. Приходим к единому мнению, что во всех произведениях говорится о вещах, напоминающих о войне, о проблеме человеческой памяти. В конце урока читаем заключительные строки из рассказа М.Кульминской: «…Каждую весну на нашей усадьбе зацветает виола – Анютины глазки. Такой удивительный, неприхотливый, мужественный цветок, переносящий все невзгоды и непогоды, умеющий дарить радость до последних осенних холодов, такой тёплый и радостный. Я всегда встречаю его цветение словами: «Здравствуйте, тётя Анюта, вот мы и опять встретились. Мы помним Вас. Пусть помнят дети и внуки».
Итог урока: «Мы помним Вас. Пусть помнят дети и внуки».
Ещё одна тема, на которой применяется муниципальный и региональный компонент, - «Русские поэты о Родине, природе и о себе». Читаются наизусть стихи рекомендованных авторов.
Этим уроком заканчивается знакомство с муниципальной литературой, включенной в программу литературы 7 класса.
Региональный компонент в изучении мировой и отечественной литературы
Карело-финский эпос «Калевала», поэма «Калмезские богатыри» в обработке венгерского учёного-этнографа Б.Мункачи и удмуртская легенда о богатырях Ватке и Калмезе представляют народный героический эпос. Это первая тема в программе литературы 7 класса. Налицо взаимосвязь финно-угорских народов: карелов, финнов, венгров и удмуртов, а следовательно, и взаимосвязь мировой, отечественной и региональной литератур, т.к. русские былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и Святославе по своему содержанию также похожи на ранее названные произведения. В народном героическом эпосе выразились мечты о герое-заступнике обиженных и угнетённых, о прекрасной мирной жизни.
Лиро-эпическая поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» с её песенными напевами, близостью к фольклорным мотивам перекликается с поэмой «Италмас» М. Покчи-Петрова и стихотворением К.Герда «Незабудки». Я читаю эти стихотворения на уроке и предлагаю учащимся найти сходство с произведениями устного народного творчества и с поэмой М.Ю.Лермонтова.
При чтении поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины», отдельных глав, напечатанных в учебнике, говорим о гражданском и нравственном подвиге русских женщин, добровольно обрекших себя на изгнание, отправившись вслед за мужьями в ссылку. Самостоятельно читаем главу из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз - Красный нос», посвящённую русской крестьянке, стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и стихотворения О.Поскрёбышева «Бабы», «Старуха», «Рассказ пожилой женщины», «Женщине» и готовим их выразительное чтение. Готовимся к домашнему сочинению «Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова и (или) О.Поскрёбышева».
Тема милосердия и сострадания всегда волновала и волнует писателей и поэтов. Программа литературы 7 класса предлагает учащимся такие серьёзные произведения на эту тему, как рассказы Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка». После изучения этих произведений провожу урок внеклассного чтения «Уроки нравственности и доброты» по следующим рассказам: А.Григорович «Карюха», А.И.Куприн «Изумруд», Л.Андреев «Баргамот и Гараська», М.Горький «Челкаш» и ранее прочитанные произведения Л.Андреева, А.Платонова и О.Поскрёбышева «Про белку и про нас, людей», «Рассказ про Топотку». Учащиеся должны ответить на вопрос, нужны ли в жизни сочувствие и сострадание. На уроке они высказывают своё мнение, подтверждают свои суждения примерами из текста, а затем пишут на эту тему сочинение-рассуждение. На последующих уроках зачитываем лучшие работы.
6. Учебно-методический комплекс.
Для учащихся:
1.Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994
2.Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.
Для учителя:
- Кралина Н.Сказки, мифы, легенды удмуртского народа. – Ижевск: Удмуртия,1994
- Яшин Д.Удмурт фольклор. – Ижевск: Удмуртия,1982.
- Богаевский П.М. Очерки быта сарапульских вотяков./Сб. материалов по этнографии. Выпуск III ./ – М.- 1988. – 216 с.
- Осипова О.Г. Проведение уроков литературы и русского языка с использованием национально-регионального компонента.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класс./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Сафонова Т.В. Концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании. Дис. доктора пед наук. – Ижевск, 2005 г.
- Учитель года Удмуртии. Педагогические находки. Сб. методических материалов. Выпуск 1. Русский язык. Литература./ Сост. Галямова Х.Г. – Ижевск: ИУУ УР, 2000. – 124 с.
- Файззулина Г.З., Варламова Ю.В., Дягилева М.В. Мастерство педагога-новатора. – ИПК и ПРО УР, 2009. – 72 с.
- Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Сб. статей под ред. Т.Г.Владыкиной, Л.С.Христолюбовой. – Ижевск:1989. – 172 с.
- Хотинец В.Ю, О согласовании ценностей в многообразии культур. // Вестник Удмуртского университета. – 2004. - №11. – С.3-16.
- Христолюбова Л.С. Традиции трудового воспитания детей в удмуртской семье в XIX - начале XX в.в. Сб.статей. – Устинов:1985 г.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная напарвленность российского образования. – М., 1997. – С.62-63.
- Этнополитическая и этносоциальная ситуация в УР./Министерство национальной политики УР. – Ижевск, 2001. – 25 с.
- Васильева Г.Н. Национально-региональный компонент в стандарте образования Удмуртской Республики: опыт и проблемы. //niino@udmnet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Литературное краеведение"
Край родной…… Отчая сторона……. Богата история нашего края. Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Настоящее – это перекре...
Рабочая программа по факультативному курсу "Биология" 8 класс
Данная программа предназначена для углубления изучения предмета биологии для качественной подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии человека, общая биолог...
Рабочая программа по факультативному курсу "Краеведение".
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Не...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.
Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...