Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовных понятий как любовь к Родине, к народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_5_klasse_po_teme_borodino.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино".
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино";
развивать умения анализировать текст, делать
выводы и аргументировать свою точку зрения;
воспитывать в растущем человеке такие духовные
понятия как любовь к Родине, к народу.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения баллады "Бородино".
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
Цель: вспомнить литературоведческие термины.
Тема.
Идея.
Сюжет.
Жанр.
Баллада.
Метафора.
Эпитет.
Строфа.
III. Объяснение нового материала.
Слово учителя: Сегодня на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких, патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Стихотворение "Бородино" М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.
Перед вами портрет поэта. Вы видите лицо совсем молодого поколения. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни - погиб на дуэли (слова диктора).
"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
- Что же произошло тогда в далёком 1812 году?
Сообщение ученицы:
- А теперь посмотрите, как художники изобразили Бородинское сражение
Учитель. История героического сражения под Бородино легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Словарная работа с военными терминами и словами, вышедшими из употребления
Аудиозапись классического исполнения стихотворения "Бородино".
Вопросы для беседы:
1. Определите жанр стихотворения.
2. Как построено стихотворение? В чём особенность
композиции баллады?
3. От чьего имени ведётся повествование о Бородинском
сражении? Как звучит его роль?
4. Сколько всего строф в балладе?
5. Какие строфы повторяются дважды? С какой целью это было
сделано автором?
6. Определите тему, идею баллады.
7. Проследите логику развития сюжета баллады.
- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"
- Завязка: "И вот нашли большое поле…"
- Кульминация: "Ну ж был денёк!"
- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"
8. Кто герои баллады?
9. Чем объясняется героизм русских солдат?
10. Как ведут себя солдаты перед боем?
11. Как изображено Бородинское сражение? В этом описании всё точно и образно. Поле битвы видишь как нарисованную картину и слышишь все звуки боя.
12. Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами, сравнениями, метафорами, фразеологическими оборотами.
Образные сравнения: "французы двинулись как тучи…"
Фразеологические обороты: "ушки на макушке", "ломить стеною", "постоим мы головою", "до конца стоять".
13. Как можно объяснить выражения: "ломить стеною", "постоим мы головою", "до конца стоять"?
Как они помогают понять чувства участников боя?
14. Почему же Россия помнит про день Бородина?
-В самый ответственный момент нашей истории люди
проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество,
сумели не только остановить врага, но и прогнать его
прочь со своей земли.
Подведём итог.
Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?
- Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.
- Отразил беспредельную любовь простых людей к своей
родной земле.
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности (А. К. Толстой. Лирика. Анализ поэтического произведения)....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Конспект открытого урока по литературе 5 класс.
Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....