Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс, Коровина
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме
Данное планирование предназначено для работы в 5 классе по программе В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_literature_5_klass.docx | 51.62 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Введение Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и разнообразия духовной жизни человека. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | |
2 | Устное народное творчество Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор. Фольклор Тульского края. Собиратель народного фольклора И.П. Сахаров | 9+2(вн.чт)+3(Р.Р) 1 | |
3 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Практическая работа. Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни | 1 | |
4 | Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. | 1 | |
5 | «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. | 2 | |
6 | Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану | 1 | |
7 | Вн. Чт. Конкурс знатоков русской народной сказки, частушки, загадки, песни (на материале Тульского фольклора) | 1 | |
8 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества. Герои сказки в оценке автора-героя. | 2 | |
9 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Создание собственных иллюстраций к сказке | 1 | |
10 | Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Обучение составлению развёрнутого устного ответа на проблемный вопрос. | 2 | |
11 | Вн. чт. Мои любимые сказки. Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Сказки родного края | 1 | |
12 | Контрольная работа по теме «Устное народное творчество». Письменный ответ на проблемный вопрос «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю сказки?», «Добро и зло в народных сказках» | 1 | |
13 | Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян. Возникновение древнерусской литературы Летопись. «Повесть временных лет как литературный памятник | 2+1(Р/Р) 1 | |
14 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира и родной земли. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора | 2 | |
15 | Из литературы XVIII века М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме. | 2 1 | |
16 | Понятие о родах литературы (эпосе, лирике, драме) и начальные представления о её жанрах. Практическая работа. Составление таблицы «Роды и жанры литературы» | 1 | |
17 | Из литературы XIX века Вн.чт. Русские басни. Басня и её родословная: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18в. Басня как литературный жанр | 37+9(ВН)+4(Р) 1 | |
18 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягнёнок». Обличение человеческих пороков в баснях. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях | 1 | |
19 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об эзоповом языке. Практическая работа. Выявление особенностей басенного жанра | 1 | |
20 | И.А.Крылов. «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий войны 1812г в басне. Патриотическая позиция автора. Практическая работа. Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях | 2 | |
21 | Р.Р. Обучение выразительному чтению басни. Инсценирование басни Крылова (по выбору) | 1 | |
22 | В.А. Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Писатель и Тульский край Жанр баллады. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады. | 1 | |
23 | Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки. Особенности сюжета. | 1 | |
24 | Вн.чт. Презентация любимых баллад Жуковского. | 1 | |
25 | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны, мотивы одиночества и грусти. Понятие о лирическом послании | 1 | |
26 | «У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Стихотворная и прозаическая речь. | 1 | |
27 | Вн. Чт. Комментированное чтение отдельных отрывков из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | |
28 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм, «бродячие сюжеты»). | 1 | |
29 | Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. | 1 | |
30 | Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. | 1 | |
31 | Р.Р. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение домашнему сочинению «В чём превосходство царевны над царицей?», «Что помогало Елисею в поисках невесты?», «Соколко и его значение в развитии сюжета сказки». | 1 | |
32 | Вн. чт. Сказки А.С. Пушкина. Выразительное чтение или пересказ прочитанных сказок поэта | 1 | |
33 | Рифма, ритм, способы рифмовки. Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки» | 1 | |
34 | Понятие о литературной сказке. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 1 | |
35 | А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | |
36 | Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка | 1 | |
37 | В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения | 1 | |
38 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. | 1 | |
39 | Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом произведения. Развитие представлений о сравнении, гиперболе, эпитете. Начальные представления о метафоре, звукозаписи, аллитерации. | 1 | |
40 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (обзор, выборочное чтение отрывков из повестей). | 1 | |
41 | «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Понятие о повести как эпическом жанре. Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. | 1 | |
42 | Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (повесть на выбор учащихся). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гуляния). Фольклорные мотивы в создании образов героев. Развитие представлений о фантастике и юморе | 1 | |
43 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной деятельности. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей | 1 | |
44 | «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Развитие представлений об эпитете. | 1 | |
45 | Вн. чт. Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народы, лучшую его судьбу. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном И.Е. Репина «Бурлаки» | 1 | |
46 | И.С.Тургенев. Урок-заочная экскурсия. Детство писателя. Начало творческой деятельности. И.С. Тургенев и наш край. Реальная основа повести «Муму». Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | |
47 | Жизнь Герасима в городе и доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1 | |
48 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | 1 | |
49 | Герасим и Муму. Счастливый год. Возвращение Герасима в деревню. Немота главного героя – символ немого протеста против крепостного права. | 1 | |
50 | Р.Р. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже. Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести | 1 | |
51 | Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму» на одну из тем: «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?», «Каковы друзья и враги Герасима?», «В чём вина и в чём беда барыни?» | 2 | |
51 | Вн.чт. Обзор содержания сборника «записки охотника». Знакомство с рассказом «Бежин луг» | 1 | |
53 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. А.А. Фет и Тульский край. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | |
54 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Писатель и Ясная поляна. «Кавказский пленник» – как протест против национальной вражды. | 1 | |
55 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы. | 1 | |
56 | Жилин и татары. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | 1 | |
57 | Понятие о сюжете. Развитие понятия о сравнении. Определение роли сравнений в рассказе. | 1 | |
58 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению на темы: «Друзья и враги пленного Жилина», «Разные судьбы Жилина и Костылина». | 1 | |
59 | Тестирование по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого | 1 | |
60 | А.П. Чехов. Детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Чехов и Тульский край | 1 | |
61 | Вн. чт. А.П. Чехов. Выразительный пересказ одного из рассказов по выбору учащегося. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь героев как средство создания комической ситуации. | 1 | |
62 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор). Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.В. Кольцов «В степи»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков «Зима» (отрывок); А.Н. Плещеев Весна» (отрывок». Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору учащегося. Презентация электронного альбома по теме. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 3 | |
63 | Из русской литературы XX века. И.А.Бунин. Слово о писателе. И.А. Бунин и Тульский край. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Восприятие прекрасного. | 17+3(вн)+4(р) 1 | |
64 | Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | 1 | |
65 | В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Доброта и сострадание героев повести. Понятие о композиции. | 1 | |
66 | Образ серого, сонного города. Жизнь семьи Тыбурция. Равнодушие окружающих людей к беднякам. | 1 | |
67 | Валек, Вася, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье. Развитие представлений о портрете. | 1 | |
68 | Р.р. Контрольная работа по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства» | 1 | |
69 | С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэт и Тульская земля. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина. | 1 | |
70 | П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | |
71 | Стремление к совершенствованию мастерства. Тайны мастерства. Понятие о сказе как жанре литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 1 | |
72 | К.Г. Паустовский. Страницы биографии. К.Г. Паустовский и Тульский край. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» - доброта и сострадание, реальное в фантастическое в сказках Паустовского. Развитие понятия о пейзаже. | 2 | |
73 | Р.р. Роль пейзажа в сказке Паустовского. Нравственные проблемы произведения | 1 | |
74 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Развитие жанра литературной сказки в 20 в. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы | 1 | |
75 | Положительные и отрицательные герои сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | 1 | |
76 | Р.р. Художественные особенности пьесы- сказки. Юмор в сказке. | 1 | |
77 | Р.р. А.Т. Болотов – наш земляк – создатель первого детского театра в России. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе С.Я. Маршака по темам: «Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?», «Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?», «Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?» | 1 | |
78 | А.П. Платонов. Детство, начало литературной деятельности писателя. Рассказ «Никита»- быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении. | 1 | |
79 | Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Развитие представления о фантастике в литературном произведении | 1 | |
80 | В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. Автобиографичность произведения. | 1 | |
81 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | 1 | |
82 | «Ради жизни на земле…». Стихотворные произведения о войне. Патриотический подъем в годы ВОВ. А. Твардовский «Рассказ танкиста», К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о ВОВ. | 1 | |
83 | Вн. Чт. Урок-концерт. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А. А. Прокофьев «Алёнушка», И. Бунин «Помню-долгий зимний вечер…», Дон-Аминадо «Города и годы», Б. Кедрин «Алёнушка», Н. М. Рубцов «Родная деревня». Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Обобщенный образ России. | 2 | |
84 | Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Развитие понятия о юморе. | 1 | |
85 | Из зарубежной литературы Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мёд» - подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Развитие представлений о балладе. | 7+4+3 | |
86 | Вн. Чт. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и искусстве. | 2 | |
87 | X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Символический смысл образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Понятие о художественной детали. | 1 | |
88 | Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | 1 | |
89 | Вн. Чт. Наши любимые сказки Х.К. Андерсена. Урок – путешествие по сказкам датского писателя (с использованием ИКТ). | 1 | |
90 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?» | 1 | |
91 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» (избр. главы). Том и Гек. Дружба мальчиков. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. | 1 | |
92 | Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | 1 | |
93 | Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. | 1 | |
94 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 2 | |
95 | Вн. Чт. Ж Санд. «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Аллегория в повествовательной литературе. | 1 | |
96 | Р.р. Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | 2 |
Пояснительная записка
1. Введение
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Годовое количество часов – 105, количество в неделю – 3ч, на внеклассное чтение – 18уроков, на развитие речи – 15уроков.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программное и учебно-методическое оснащение
учебного плана
4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч
6. Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В программу дополнительно включен материал по региональному литературоведению: «Фольклор Тульского края», «Сказки родного края», «В.А. Жуковский и Тульский край», «И.С. Тургенев и наш край», «Л.Н. Толстой и Тульский край», «А.П. Чехов и Тульский край», «И.А. Бунин и Тульский край», «С.А. Есенин и Тульская земля», «К.Г. Паустовский и Тульский край», «А.Т. Болотов – наш земляк – создатель первого детского театра в России».
7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Тематическое планирование уроков литературы.Программа Коровиной
Тематическое планирование уроков литературы в старшей школе....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Поурочное планирование по литературе, учебник Коровина
Поурочное планирование для 6 класса предназначено для учителей литературы. Планирование составлено для учебника Коровина в рамках преподавания ФГОС. Расчитано на 3 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...