Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":
1. Опрос учащихся
2. Инсцинирование сценок
3. Викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_revizor.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
ПО КОМЕДИИ Н.В. Гоголя «Ревизор»
Ананко Анна Ивановна
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи
Гулькевичский район
Цель урока: знать содержание комедии;
уметь анализировать текст; отвечать четко на вопросы.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, рисунки учащихся к комедии «Ревизор».
Эпиграф: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Народная пословица
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Ну что ж… Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.
2.Беседа по комедии. Опрос.
Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
1)Что произошло в пьесе?
(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)
2) Какое слово является центральным, главным?
(Слово «ревизор» является центральным. Оно вынесено в заголовок. Оно поминается в речах почти всех действующих лиц. С многократного повторения этого слова начинается 1 действие. «К нам едет ревизор.- Как ревизор?- Как ревизор?»
Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)
3) Что является завязкой комедии?
( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)
4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?
(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)
5)Что является кульминацией комедии?
(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом)
6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?
( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)
7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?
( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)
СЦЕНКА Действие 4 явление 12, 13.14
8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?
( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь- сущность хлестаковщины)
9)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?
( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.)
10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?
( Городничий прощает купцов, так как не одному из них помог сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).
СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15
Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.
СЦЕНКА. Действие5, явление 5
11) Но тут почмейстер приносит письмо Хлестакова к кому?
( К Тряпичкину)
12) О чем это письмо?
Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?
( Городничий глуп, как сивый мерин.
Почмейстер- подлец, пьет горькую.
Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.
Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.
Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)
13) Итак, что является развязкой?
( Сообщение жандармского офицера о приезде ревизора- это катастрофа: к приезду ревизора городничий и его подчиненные не готовы)
14) Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?
( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)
15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?
( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.
Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.
Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.
Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья и элоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.
ЧИТАЕМ ЭПИГРАФ.
Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение.
- Работа учащихся в группах.
Вопросы на листах для каждой группы.
- Жалко ли вам городничего? Если да - когда. Почему?
( Не жалко: жадный, подхалим, мошенник, старается скрыть свои грехи.
Жалко: усилия городничего, который что только не делает, чтоб угодить Хлестакову, обернулись унижением.)
- Кто из героев пьесы вызывает ваше сочувствие?
(Сочувствую всем чиновникам, потому что все они живут скучной жизнью. Самое страшное, что ни один герой не стремится к новой жизни. Жаль тех людей, которые находятся в больнице, пожожи на кузнецов)
- Кто из героев представлен более умным?
( Осип, так как понимает все, что происходит)
- Над кем и чем смеется Гоголь?
( Зло смеется над невежеством, хвастливым Хлестаковым, высмеивает услужливых чиновников, взяточников, думающих только о собственной выгоде, смеется над городничим.)
Гоголь смеется над героями неодинаково, то есть герои делятся на инициаторов зла и подчинившихся злу.
Над Осипом и над простыми людьми Гоголь смеется не зло. Он даже хочет показать, что чиновника хуже простого народа. Гоголь добродушно высмеивает глупое поведение Добчинского и Бобчинского, над Марьей Антоновной и Анной Андреевной смеется не так жестоко, как над городничим.)
ВИКТОРИНА
- О ком из героев эти слова : «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетает»? (О Ляпкине-Тяпкине)
- «Рожу такую скорчит, что хоть святых выноси» (городничий об учителях)
3.Кому принадлежат эти слова? «Нет человека, который бы за собой не имел каких-либо грехов» (городничему)
4.Как звали Хлестакова? ( Иван Андреевич)
5.Что говорил Добчинский о глазах Хлестакова? ( «Такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят.»)
6.Какова мораль чиновников? ( Обмануть ловко- доблесть, быть обманутым- нестерпимое оскорбление.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....
Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)
Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...
Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний"....
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?
Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто ...
Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)
Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...
Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»
Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступл...