«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

 

В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Изучение сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» органично вписывается в систему уроков по литературе в 7-м классе.

     Вид данного урока – дидактическая игра-суд. По типу урок – комбинированный. Развитию познавательной активности обучающихся на уроке способствует применение  ИКТ. Цель занятия обсудить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «Золотые правила», через дидактическую игру-суд.

    Урок – суд – это форма сотрудничества учеников между собой, а так же  учеников с учителем. В ходе занятия  школьники делятся на две группы: адвокатов и прокуроров, чтобы во время дидактической игры, сопоставить различные мнения о герое сказки,  определить свою собственную позицию и сделать вывод о том, какие нравственно- этические нормы поведения помогают человеку выжить в  обществе. Результатом занятия становится «Свод универсальных «Золотых» правил жизни». Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, закладывает коммуникативную культуру, прививает интерес к предмету. Занятие несет на себе большую воспитательную нагрузку, во время обсуждения формируется собственная точка зрения к таким людям как «пескарь»; школьники становятся более уверенными в высказывании своего мнения. Занятиепомогает задуматься о сложных взаимоотношениях людей с окружающим миром, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._doc.doc70 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx190.58 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt1.28 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc23.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_5.ppt447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Сибилёва Ольга Михайловна

Идентификатор:  237-556-397

Тема урока внеклассного чтения:

«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина»

 «Премудрый пескарь «.

          Цели:

Образовательные:

 1.   Обсуждение с обучающимися моральных норм поведения человека в обществе и    «золотых» правил через дидактическую игру-суд по сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь».

2.   Повторить знания школьников о биографии писателя

Развивающие:

  1. Совершенствование умений  самостоятельно, нестандартно, творчески мыслить,  работать в группе.
  2. Развитие коммуникативных умений: пользоваться монологической  и диалогической речью.

Воспитательная:

1. Содействие формированию собственной точки зрения к таким людям как «пескарь»; воспитание уверенности в себе и чувства товарищества.

     Тип учебного занятия:

  1. по цели – аналитическое
  2. по этапам – комбинированное

    Вид учебного занятия: дидактическая игра-суд исследовательского типа

    Работа по повторению: Биография М.Е. Салтыкова – Щедрина

    Техническое обеспечение учебного занятия:

  1. Экран
  2. Проектор
  3. Компьютер
  4. Раздаточный материал (карточки)
  5. Необходимая бутафория (судейский стол, трибуна, «круглые» столы для защиты и обвинения.)

   Программное обеспечение:

  1. Microsoft Word
  2. Microsoft Power Point

                         План занятия:

1. Оргмомент  (1 мин.)

2. Актуализация знаний (10 мин.)

3. Работа в группах (15 мин.)

4. Игра-суд  (12 мин.)

5. Итог урока (5 мин.)

6. Организация домашнего задания (2 мин.)

Ход учебного занятия

Этапы

Содержание учебного занятия

Деятельность обучающихся

Применение ИКТ

1.Оргмомент

- Здравствуйте, сегодня мы с вами  повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Детально разберем одну из сказок  «Премудрый пескарь», которую вы должны были прочитать дома.

- Предлагаю измерить «температуру настроения» в начале нашего занятия. ( Учитель выясняет «температуру настроения» ребят)

Обучающиеся делают отметки  на термометре.

Приложение 1

2. Актуализация знаний

I. - Итак, давайте вспомним творчество и биографию М.Е. Салтыкова -Щедрина, озвучим сведения о нем не только как о писателе, но и как о человеке. Какие же страницы его биографии хочется вспомнить? (Учитель, используя презентацию, рассказывает об основных этапах биографии и творчества писателя)

План сообщения учителя:

1. Детство и юность писателя

2. Начало литературной деятельности Щедрина

3.Ссылка в Вятку

4.Щедрин в редакции «Современника» и «Отечественных записок»

5. Последние годы жизни писателя (О «Сказках»).

Эвристическая беседа:

Вопросы к беседе:

II.

– Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества?

- Актуальны ли в наше время те, нравственные принципы, которые утверждает автор в своих сказках?

- Какие сказки вам запомнились и понравились больше всего?

Обучающиеся записывают в рабочие тетради основные этапы биографии и творчества сатирика

Примерные ответы обучающихся:

Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается  фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В  «Сказках» Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители, народ, покорный и талантливый.

  Актуальны. Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России тех лет, в эпоху становления буржуазного строя. А если вчитаться, то можно увидеть параллели и с современным миром. Например, образом пескаря, автор осмеивает «маленькую жизнь человека»,  которую можно исчерпать формулой: «…жил дрожал и умирал дрожал», разве сейчас невозможно найти таких людей? Можно!

  Дети называют сказки, поясняя свое мнение.

Приложение 2

3. Рабо

та в группах

- Сейчас вы разделитесь на две группы. Одна группа будет Прокурорами, которые будут обвинять Пескаря в бесплодности жизни; другая группа напротив должна будет защищать Пескаря, это будут Адвокаты. Каждая группа получает карточку, в которой даны соответствующие утверждения. Ваша задача ответить  на вопросы на основе утверждений составить речь либо обвинительную, либо речь в защиту своего героя. После работы в группах, мы проведем суд Пескарю. Выясним, какая группа будет более убедительной.

И уже после вынесенного вердикта Пескарю, попробуем  создать Свод «Золотых» правил жизни.

  Группа прокуроров, обсуждая поведение  пескаря, выносит ему обвинение в бесплодности жизни,  в отсутствии всяких радостей.

  Группа адвокатов защитит пескаря. Обосновывая свою защиту следующим образом: мы ведем диалог с долгожителем, жизнь пескаря можно сравнить с житием святых и др.

Приложение 3

Приложение 4

4. Игра - суд

План игры:

1. Выступление прокуроров.

2. Выступление адвокатов

3.Прения сторон.

- Сейчас, ребята у вас есть возможность задать вопросы своим оппонентам.

Адвокаты – прокурорам.

Прокуроры – адвокатам.

 (Во время полемики сторонников разных точек зрения, учитель напоминает об уважительном отношении к оппонентам с противоположной точкой зрения).

4. Выступление учителя.

Эвристическая беседа

Вопросы для выступления учителя:

  1. Почему же автор назвал пескаря «премудрым»? Легко ли нам защитить или обвинить пескаря?

  1. А что, действительно, было отрицательным в жизни героя?

  1. Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было  похвастаться?

Выступление одного участника группы с обвинительной речью.

 Выступление  одного участника группы адвокатов в защиту героя.

Прения между оппонентами сторон.

Примерные ответы обучающихся:

   Кому смог передать свою «мудрость» герой? Вот поэтому автор – то и назвал пескаря «премудрым». Пескаря легче обвинить, потому что он, действительно, прожил пустую жизнь. Отрицательным было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность жизни.

Конечно, есть чем похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел дневник в назидание потомкам.

5. Итог урока

- А сейчас все вместе, на основе сделанных высказываний  попробуем вывести универсальный свод правил жизни, другими словами можно сказать, что это  «Золотые» правила моральной стороны жизни, которые помогают жить любому человеку.

 

- Вы сейчас по очереди каждый, стараясь не повторять своих одноклассников, впишите на листочки дерева, какое либо «золотое» правило. Одно «золотое» правило я уже для образца вписала. (Презентация 2)

- Скажите, ребята, достигли ли мы поставленных целей?

- Сейчас я предлагаю «измерить температуру вашего настроения» в конце урока. (Учитель делает вывод, что «температура настроения» повысилась в отличие от начала урока)

- Ребята, скажите, почему температура изменилась?

Школьники, вписывают «золотые» правила на листочки дерева, озвучивая их.

«Золотые правила»:

1. Делай добро окружающим.

2. Делись с детьми накопленным опытом.

3. Береги здоровье смолоду.

4.Оставь в жизни «След».

5. Не хвали себя, пусть другие похвалят.

6. Будь оптимистом в любых ситуациях.

7. Делай всё с любовью, а не со страхом.

8. Относись к окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе.

9. Уважай старших.

10.С восхищением относиться к добродетели.

Достигли, мы повторили биографию и жизнь  М.Е. Салтыкова – Щедрина. Провели суд над героем сказки «Премудрый пескарь». На основе полемики сделали Свод «Золотых» правил жизни.

Обучающиеся делают отметки на «термометре урока».

Такие изменения (положительные) связаны с чувством удовлетворения от прошедшей игры.

Приложение 5

Приложение 1.

6. Организация домашнего задания

  1. Пополнить список «золотых» правил, обсудив их с родителями.
  2. Индивидуальные задания

Записывают домашнее задание в дневники


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерь температуру своего настроения в начале урока : +5 +4 +3 +2 +1 0 1- 2- 3- 4- 5-

Слайд 2

Измерь температуру своего настроения в конце урока +5 +4 +3 +2 +1 0 1- 2- 3- 4- 5-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Карточка 1.

ГРУППА  

 П Р О К У Р О Р О В

Прокурор – поверенный по судебным делам,

                     обвинитель,   выступающий письменно

                     или   устно в обвинении кого – либо или чего –либо.

В помощь прокурорам:

  1. Радости жизни пескаря
  2. Накопленный опыт
  3.  Жизненные приоритеты и ценности пескаря
  4. Похвалиться соседям
  5. Счастливые возможности.
  6. Жить в обществе и быть независимым от него.
  7. Утешения в жизни

Попробуйте проанализировать поведение пескаря не только как прокуроры, но и как медики, психологи, социологи, педагоги и др.



Предварительный просмотр:

«Описание авторской программы  в сфере государственной молодежной политики»

1. Название программы: « Молодежная общественная организация «Перспектива»: лидеры  и волонтеры»

2. Автор программы: Елена Михайловна Федотова, руководитель молодежной общественной организации Лодейнопольского района «Перспектива»

3. Название органа по делам молодежи, учреждения, которое представляет автор программы: Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области

4. Контактная информация об органе по делам молодежи, учреждении, включающая:

- юридический адрес: г. Лодейное Поле, пр. Ленина, д. 20

- номер телефона, факс: (813-64)224-92

5. Количество участников программы: учащаяся молодежь от 14 до 18 лет (300 чел.)

6. Актуальность программы:

      Актуальность развития  волонтерского и лидерского движения в молодежной общественной организации  обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления посредством лидерской и волонтёрской деятельности.

        

7. Цели и задачи программы.

     Цели программы:

  1. Развитие молодежной политики в Лодейнопольском районе;
  2. Объединение молодежи на основе общего дела с учетом интересов, потребностей каждого;
  3. Воспитание активной жизненной позиции и позитивного отношения к жизни, основанного на принципах коллективизма, человеколюбия, созидания, сопричастности к жизни общества;
  4. Развитие социальных волонтерских проектов.

     Задачи программы:

  1. Организация содержательного досуга;
  2. Поддержка творческой активности подрастающего поколения;
  3. Пропаганда здорового образа жизни; профилактика социально опасных форм поведения подростков;
  4. Развитие лидерских качеств у подрастающего поколения;
  5. Создание условий для повышения социальной активности подрастающего поколения, обеспечение самореализации и формирование гражданской позиции подростков;
  6. Стимулирование и поддержка социально-значимых инициатив молодежи.

Ожидаемые результаты.

Деятельность молодежной общественной организации «Перспектива» обеспечивает занятость  подростков, организует их содержательный  досуг, помогает  им найти свое место в обществе, выявляет и воспитывает лидеров волонтерских проектов, обеспечивая тем самым развитие молодежной политики Лодейнопольского района

8. Содержание и технологии реализации программы.

Деятельность  МОО «Перспектива» осуществляется по следующим направлениям:

  1. Организация  содержательного досуга:
  1. Межрайонный лидерский форум «Мир глазами молодых» (октябрь 2011 и 2012 гг.)
  2. Межрайонная «Школа Лидера» (ноябрь 2011 и 2012 гг.)
  3. Районный конкурс «Половинка моя», посвященный Дню св. Валентина (февраль 2011 и 2012 гг.)
  4. Районный конкурс «Высший бал/л»  (март 2011 и 2012 гг.)

  1. Пропаганда здорового образа жизни:
  1. Реализация волонтерского проекта «Хочешь быть счастливым и успешным – выбирай здоровье!» (с марта  по октябрь 2012)
  2. Районные соревнования  «Зимний биатлон», посвященные Дню защитника Отечества (февраль 2011 и 2012гг.)
  3. Районный форум «Молодежь против СПИДа», посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом (декабрь 2011 и 2012 гг.)
  4. Акция «Сделай свой выбор» (тренинги, круглые столы, тематические дискотеки, социальные опросы) - по отдельному графику

  1. Гражданственность и патриотизм
  1. Реализация проекта  «Чтобы помнили…», посвященного основанию Мемориального парка «Свирская Победа» (октябрь, июнь 2011 и 2012 гг.)
  2. Районный фестиваль «Поклонимся великим тем годам», посвященный Дню Победы (май 2011 и 2012 гг.)
  3. Районный финал игры «Зарница - 2012», посвященный 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (1 июня 2012)
  4. Акция «Я, ты, она, она – вместе сильная страна» (День Победы,  День Конституции, День России, День народного единства и др.)

  1. Экология и краеведение
  1. Реализация проекта «Мой город – мой дом, моя жизнь, моё будущее!», посвященного 310-летию г. Лодейное Поле (апрель – сентябрь 2012 г.)
  2. Акция «Чистый город» (благоустройство города) - сезонно
  3. Акция «Весна идет – весне дорогу!» (изготовление и размещение домиков для птиц совместно с Нижне-Свирским заповедником) – апрель 2011 и 2012 гг.
  4. Акция «Братья наши меньшие» (для бездомных животных)

  1. Социальная помощь:
  1. Реализация проекта  «Территория добра», направленного на создание условий для осознания взрослыми нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми (по отдельному графику)
  2. Реализация проекта «Дорогами добра» (совместно с храмом св. Петра и Павла), направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи

(апрель – ноябрь 2012 г.)

  1. Акция «Мы – вместе!» (для детей, попавших в трудные жизненные ситуации) - еженедельно
  2. Акция «Подари сказку» (новогодняя благотворительная акция для детей, попавших в трудные жизненные ситуации)
  3. Акция «Заветные желания» (День защиты детей) – 1июня 2011 и 2012 гг.
  4. Акция «От всей души» (помощь пожилым людям)  - по отдельному графику

9. Сроки выполнения программы. Стадия реализации программы  в настоящее время. Программа реализуется в рамках    реализации  ДЦП «Молодежная политика в Лодейнопольском муниципальном районе Ленинградской области  на 2011-2015 годы»  и рассчитана на 2011-2012 гг.

  1. В настоящее время закончилась районная игра по станциям для младших школьников «Поезд здоровья» (в рамках волонтерского проекта «Хочешь быть счастливым и успешным – выбирай здоровье!» были охвачены все ОУ района,  Свирьстройский детский дом и ЦСОН «Возрождение») - апрель
  2. Прошла подготовка к празднованию Дню Победы (вязание венков к братским захоронениям Лодейнопольского района, участие в митинге, организация акции «Георгиевская ленточка») 7-9 мая 2012 г.
  3. Ожидается подготовительная работа к организации и проведению районного финала игры «Зарница - 2012»,  посвященного 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - май 2012 г.

10. Ресурсное обеспечение программы.

Материально-техническое обеспечение проекта предполагает использование  материально-технической базы  Детского центра эстетического развития и Штаба МОО «Перспектива»

Финансовое обеспечение проекта предполагается организовать в рамках реализации муниципальной целевой программы «Молодежная политика в Лодейнопольском районе 2011-2015 гг.» с привлечением средств из областного бюджета.

Кадровое обеспечение предполагает подключение к осуществлению проекта специалистов следующих организаций:

  1. Отдел социально-педагогической деятельности и молодежной политики МКОУ ДОД «Лодейнопольский Детский центр эстетического развития»
  2. Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
  3. Отдел социальной защиты Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
  4. Отдел образования Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
  5. Образовательные учреждения Лодейнопольского района
  6. Храм св. Николая Чудотворца (д. Пономарёво Доможировской волости)
  1. Храм Иконы Божьей Матери знамени (д. Сермакса Доможировской волости)
  2. Свирьстройский детский дом
  3. Центр социального обслуживания населения «Возрождение»
  4. Мемориальный  парк «Свирская Победа»
  5. Нижне-Свирский заповедник
  6. МУП «Спецтранс»
  7. Редакция газеты «Лодейное Поле»
  8. Радио «Лодья»
  9. Компания «Теле-Свирь»
  10. Компания «Свирь – Инфо»

11. Анализ и оценка степени эффективности программы с указанием результатов мониторинга.

Система показателей эффективности (мониторинга) реализации программы связана с  динамикой процессов и явлений, происходящих в подростковой среде.

Основными прогнозируемыми результатами будут являться:

  1. Развитие творческого потенциала молодежи;
  2. Развитие лидерского потенциала молодежи:
  3. Развитие волонтерского движения в районе по данным направлениям;
  4. Содействие укреплению здоровья подростков;
  5. Повышение уровня социальной активности молодежи;
  6. Повышение уровня самоорганизации подростков;
  7. Снижение уровня асоциального поведения подростков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОД УНИВЕРСАЛЬНЫХ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ ЖИЗНИ

Слайд 2

Делай добро

Слайд 3

1. Делай добро. 2. Делись с детьми накопленным опытом 3. Береги здоровье смолоду. 4. Оставь в жизни «след». 5. Не хвали себя, пусть другие тебя похвалят. 6. Будь оптимистом даже в самых трудных ситуациях .

Слайд 4

7. Делай всё с любовью, а не со страхом. 8. Относись к окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе. 9. Уважай старших. 10. С восхищением относись к добродетели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"

Данная тематическая подборка  представляет  собой конспект  учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и  материалы учебно-методическог...

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....