«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Изучение сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» органично вписывается в систему уроков по литературе в 7-м классе.
Вид данного урока – дидактическая игра-суд. По типу урок – комбинированный. Развитию познавательной активности обучающихся на уроке способствует применение ИКТ. Цель занятия обсудить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «Золотые правила», через дидактическую игру-суд.
Урок – суд – это форма сотрудничества учеников между собой, а так же учеников с учителем. В ходе занятия школьники делятся на две группы: адвокатов и прокуроров, чтобы во время дидактической игры, сопоставить различные мнения о герое сказки, определить свою собственную позицию и сделать вывод о том, какие нравственно- этические нормы поведения помогают человеку выжить в обществе. Результатом занятия становится «Свод универсальных «Золотых» правил жизни». Нетрадиционная форма урока способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, закладывает коммуникативную культуру, прививает интерес к предмету. Занятие несет на себе большую воспитательную нагрузку, во время обсуждения формируется собственная точка зрения к таким людям как «пескарь»; школьники становятся более уверенными в высказывании своего мнения. Занятиепомогает задуматься о сложных взаимоотношениях людей с окружающим миром, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.doc | 70 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 190.58 КБ |
prilozhenie_2.ppt | 1.28 МБ |
prilozhenie_3.doc | 23.5 КБ |
prilozhenie_4.doc | 23.5 КБ |
prilozhenie_5.ppt | 447.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Сибилёва Ольга Михайловна
Идентификатор: 237-556-397
Тема урока внеклассного чтения:
«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина»
«Премудрый пескарь «.
Цели:
Образовательные:
1. Обсуждение с обучающимися моральных норм поведения человека в обществе и «золотых» правил через дидактическую игру-суд по сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь».
2. Повторить знания школьников о биографии писателя
Развивающие:
- Совершенствование умений самостоятельно, нестандартно, творчески мыслить, работать в группе.
- Развитие коммуникативных умений: пользоваться монологической и диалогической речью.
Воспитательная:
1. Содействие формированию собственной точки зрения к таким людям как «пескарь»; воспитание уверенности в себе и чувства товарищества.
Тип учебного занятия:
- по цели – аналитическое
- по этапам – комбинированное
Вид учебного занятия: дидактическая игра-суд исследовательского типа
Работа по повторению: Биография М.Е. Салтыкова – Щедрина
Техническое обеспечение учебного занятия:
- Экран
- Проектор
- Компьютер
- Раздаточный материал (карточки)
- Необходимая бутафория (судейский стол, трибуна, «круглые» столы для защиты и обвинения.)
Программное обеспечение:
- Microsoft Word
- Microsoft Power Point
План занятия:
1. Оргмомент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (10 мин.)
3. Работа в группах (15 мин.)
4. Игра-суд (12 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)
6. Организация домашнего задания (2 мин.)
Ход учебного занятия
Этапы | Содержание учебного занятия | Деятельность обучающихся | Применение ИКТ |
1.Оргмомент | - Здравствуйте, сегодня мы с вами повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Детально разберем одну из сказок «Премудрый пескарь», которую вы должны были прочитать дома. - Предлагаю измерить «температуру настроения» в начале нашего занятия. ( Учитель выясняет «температуру настроения» ребят) | Обучающиеся делают отметки на термометре. | |
2. Актуализация знаний | I. - Итак, давайте вспомним творчество и биографию М.Е. Салтыкова -Щедрина, озвучим сведения о нем не только как о писателе, но и как о человеке. Какие же страницы его биографии хочется вспомнить? (Учитель, используя презентацию, рассказывает об основных этапах биографии и творчества писателя) План сообщения учителя: 1. Детство и юность писателя 2. Начало литературной деятельности Щедрина 3.Ссылка в Вятку 4.Щедрин в редакции «Современника» и «Отечественных записок» 5. Последние годы жизни писателя (О «Сказках»). Эвристическая беседа: Вопросы к беседе: II. – Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества? - Актуальны ли в наше время те, нравственные принципы, которые утверждает автор в своих сказках? - Какие сказки вам запомнились и понравились больше всего? | Обучающиеся записывают в рабочие тетради основные этапы биографии и творчества сатирика Примерные ответы обучающихся: Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В «Сказках» Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители, народ, покорный и талантливый. Актуальны. Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России тех лет, в эпоху становления буржуазного строя. А если вчитаться, то можно увидеть параллели и с современным миром. Например, образом пескаря, автор осмеивает «маленькую жизнь человека», которую можно исчерпать формулой: «…жил дрожал и умирал дрожал», разве сейчас невозможно найти таких людей? Можно! Дети называют сказки, поясняя свое мнение. | |
3. Рабо та в группах | - Сейчас вы разделитесь на две группы. Одна группа будет Прокурорами, которые будут обвинять Пескаря в бесплодности жизни; другая группа напротив должна будет защищать Пескаря, это будут Адвокаты. Каждая группа получает карточку, в которой даны соответствующие утверждения. Ваша задача ответить на вопросы на основе утверждений составить речь либо обвинительную, либо речь в защиту своего героя. После работы в группах, мы проведем суд Пескарю. Выясним, какая группа будет более убедительной. И уже после вынесенного вердикта Пескарю, попробуем создать Свод «Золотых» правил жизни. | Группа прокуроров, обсуждая поведение пескаря, выносит ему обвинение в бесплодности жизни, в отсутствии всяких радостей. Группа адвокатов защитит пескаря. Обосновывая свою защиту следующим образом: мы ведем диалог с долгожителем, жизнь пескаря можно сравнить с житием святых и др. | |
4. Игра - суд | План игры: 1. Выступление прокуроров. 2. Выступление адвокатов 3.Прения сторон. - Сейчас, ребята у вас есть возможность задать вопросы своим оппонентам. Адвокаты – прокурорам. Прокуроры – адвокатам. (Во время полемики сторонников разных точек зрения, учитель напоминает об уважительном отношении к оппонентам с противоположной точкой зрения). 4. Выступление учителя. Эвристическая беседа Вопросы для выступления учителя:
| Выступление одного участника группы с обвинительной речью. Выступление одного участника группы адвокатов в защиту героя. Прения между оппонентами сторон. Примерные ответы обучающихся: Кому смог передать свою «мудрость» герой? Вот поэтому автор – то и назвал пескаря «премудрым». Пескаря легче обвинить, потому что он, действительно, прожил пустую жизнь. Отрицательным было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность жизни. Конечно, есть чем похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел дневник в назидание потомкам. | |
5. Итог урока | - А сейчас все вместе, на основе сделанных высказываний попробуем вывести универсальный свод правил жизни, другими словами можно сказать, что это «Золотые» правила моральной стороны жизни, которые помогают жить любому человеку.
- Вы сейчас по очереди каждый, стараясь не повторять своих одноклассников, впишите на листочки дерева, какое либо «золотое» правило. Одно «золотое» правило я уже для образца вписала. (Презентация 2) - Скажите, ребята, достигли ли мы поставленных целей? - Сейчас я предлагаю «измерить температуру вашего настроения» в конце урока. (Учитель делает вывод, что «температура настроения» повысилась в отличие от начала урока) - Ребята, скажите, почему температура изменилась? | Школьники, вписывают «золотые» правила на листочки дерева, озвучивая их. «Золотые правила»: 1. Делай добро окружающим. 2. Делись с детьми накопленным опытом. 3. Береги здоровье смолоду. 4.Оставь в жизни «След». 5. Не хвали себя, пусть другие похвалят. 6. Будь оптимистом в любых ситуациях. 7. Делай всё с любовью, а не со страхом. 8. Относись к окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе. 9. Уважай старших. 10.С восхищением относиться к добродетели. Достигли, мы повторили биографию и жизнь М.Е. Салтыкова – Щедрина. Провели суд над героем сказки «Премудрый пескарь». На основе полемики сделали Свод «Золотых» правил жизни. Обучающиеся делают отметки на «термометре урока». Такие изменения (положительные) связаны с чувством удовлетворения от прошедшей игры. | |
6. Организация домашнего задания |
| Записывают домашнее задание в дневники |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Измерь температуру своего настроения в конце урока +5 +4 +3 +2 +1 0 1- 2- 3- 4- 5-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Карточка 1.
ГРУППА
П Р О К У Р О Р О В
Прокурор – поверенный по судебным делам,
обвинитель, выступающий письменно
или устно в обвинении кого – либо или чего –либо.
В помощь прокурорам:
- Радости жизни пескаря
- Накопленный опыт
- Жизненные приоритеты и ценности пескаря
- Похвалиться соседям
- Счастливые возможности.
- Жить в обществе и быть независимым от него.
- Утешения в жизни
Попробуйте проанализировать поведение пескаря не только как прокуроры, но и как медики, психологи, социологи, педагоги и др.
Предварительный просмотр:
«Описание авторской программы в сфере государственной молодежной политики»
1. Название программы: « Молодежная общественная организация «Перспектива»: лидеры и волонтеры»
2. Автор программы: Елена Михайловна Федотова, руководитель молодежной общественной организации Лодейнопольского района «Перспектива»
3. Название органа по делам молодежи, учреждения, которое представляет автор программы: Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области
4. Контактная информация об органе по делам молодежи, учреждении, включающая:
- юридический адрес: г. Лодейное Поле, пр. Ленина, д. 20
- номер телефона, факс: (813-64)224-92
5. Количество участников программы: учащаяся молодежь от 14 до 18 лет (300 чел.)
6. Актуальность программы:
Актуальность развития волонтерского и лидерского движения в молодежной общественной организации обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления посредством лидерской и волонтёрской деятельности.
7. Цели и задачи программы.
Цели программы:
- Развитие молодежной политики в Лодейнопольском районе;
- Объединение молодежи на основе общего дела с учетом интересов, потребностей каждого;
- Воспитание активной жизненной позиции и позитивного отношения к жизни, основанного на принципах коллективизма, человеколюбия, созидания, сопричастности к жизни общества;
- Развитие социальных волонтерских проектов.
Задачи программы:
- Организация содержательного досуга;
- Поддержка творческой активности подрастающего поколения;
- Пропаганда здорового образа жизни; профилактика социально опасных форм поведения подростков;
- Развитие лидерских качеств у подрастающего поколения;
- Создание условий для повышения социальной активности подрастающего поколения, обеспечение самореализации и формирование гражданской позиции подростков;
- Стимулирование и поддержка социально-значимых инициатив молодежи.
Ожидаемые результаты.
Деятельность молодежной общественной организации «Перспектива» обеспечивает занятость подростков, организует их содержательный досуг, помогает им найти свое место в обществе, выявляет и воспитывает лидеров волонтерских проектов, обеспечивая тем самым развитие молодежной политики Лодейнопольского района
8. Содержание и технологии реализации программы.
Деятельность МОО «Перспектива» осуществляется по следующим направлениям:
- Организация содержательного досуга:
- Межрайонный лидерский форум «Мир глазами молодых» (октябрь 2011 и 2012 гг.)
- Межрайонная «Школа Лидера» (ноябрь 2011 и 2012 гг.)
- Районный конкурс «Половинка моя», посвященный Дню св. Валентина (февраль 2011 и 2012 гг.)
- Районный конкурс «Высший бал/л» (март 2011 и 2012 гг.)
- Пропаганда здорового образа жизни:
- Реализация волонтерского проекта «Хочешь быть счастливым и успешным – выбирай здоровье!» (с марта по октябрь 2012)
- Районные соревнования «Зимний биатлон», посвященные Дню защитника Отечества (февраль 2011 и 2012гг.)
- Районный форум «Молодежь против СПИДа», посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом (декабрь 2011 и 2012 гг.)
- Акция «Сделай свой выбор» (тренинги, круглые столы, тематические дискотеки, социальные опросы) - по отдельному графику
- Гражданственность и патриотизм
- Реализация проекта «Чтобы помнили…», посвященного основанию Мемориального парка «Свирская Победа» (октябрь, июнь 2011 и 2012 гг.)
- Районный фестиваль «Поклонимся великим тем годам», посвященный Дню Победы (май 2011 и 2012 гг.)
- Районный финал игры «Зарница - 2012», посвященный 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. (1 июня 2012)
- Акция «Я, ты, она, она – вместе сильная страна» (День Победы, День Конституции, День России, День народного единства и др.)
- Экология и краеведение
- Реализация проекта «Мой город – мой дом, моя жизнь, моё будущее!», посвященного 310-летию г. Лодейное Поле (апрель – сентябрь 2012 г.)
- Акция «Чистый город» (благоустройство города) - сезонно
- Акция «Весна идет – весне дорогу!» (изготовление и размещение домиков для птиц совместно с Нижне-Свирским заповедником) – апрель 2011 и 2012 гг.
- Акция «Братья наши меньшие» (для бездомных животных)
- Социальная помощь:
- Реализация проекта «Территория добра», направленного на создание условий для осознания взрослыми нетерпимого отношения к жестокому обращению с детьми (по отдельному графику)
- Реализация проекта «Дорогами добра» (совместно с храмом св. Петра и Павла), направленного на духовно-нравственное воспитание молодежи
(апрель – ноябрь 2012 г.)
- Акция «Мы – вместе!» (для детей, попавших в трудные жизненные ситуации) - еженедельно
- Акция «Подари сказку» (новогодняя благотворительная акция для детей, попавших в трудные жизненные ситуации)
- Акция «Заветные желания» (День защиты детей) – 1июня 2011 и 2012 гг.
- Акция «От всей души» (помощь пожилым людям) - по отдельному графику
9. Сроки выполнения программы. Стадия реализации программы в настоящее время. Программа реализуется в рамках реализации ДЦП «Молодежная политика в Лодейнопольском муниципальном районе Ленинградской области на 2011-2015 годы» и рассчитана на 2011-2012 гг.
- В настоящее время закончилась районная игра по станциям для младших школьников «Поезд здоровья» (в рамках волонтерского проекта «Хочешь быть счастливым и успешным – выбирай здоровье!» были охвачены все ОУ района, Свирьстройский детский дом и ЦСОН «Возрождение») - апрель
- Прошла подготовка к празднованию Дню Победы (вязание венков к братским захоронениям Лодейнопольского района, участие в митинге, организация акции «Георгиевская ленточка») 7-9 мая 2012 г.
- Ожидается подготовительная работа к организации и проведению районного финала игры «Зарница - 2012», посвященного 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - май 2012 г.
10. Ресурсное обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение проекта предполагает использование материально-технической базы Детского центра эстетического развития и Штаба МОО «Перспектива»
Финансовое обеспечение проекта предполагается организовать в рамках реализации муниципальной целевой программы «Молодежная политика в Лодейнопольском районе 2011-2015 гг.» с привлечением средств из областного бюджета.
Кадровое обеспечение предполагает подключение к осуществлению проекта специалистов следующих организаций:
- Отдел социально-педагогической деятельности и молодежной политики МКОУ ДОД «Лодейнопольский Детский центр эстетического развития»
- Отдел по культуре, молодежной политике и спорту Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
- Отдел социальной защиты Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
- Отдел образования Администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
- Образовательные учреждения Лодейнопольского района
- Храм св. Николая Чудотворца (д. Пономарёво Доможировской волости)
- Храм Иконы Божьей Матери знамени (д. Сермакса Доможировской волости)
- Свирьстройский детский дом
- Центр социального обслуживания населения «Возрождение»
- Мемориальный парк «Свирская Победа»
- Нижне-Свирский заповедник
- МУП «Спецтранс»
- Редакция газеты «Лодейное Поле»
- Радио «Лодья»
- Компания «Теле-Свирь»
- Компания «Свирь – Инфо»
11. Анализ и оценка степени эффективности программы с указанием результатов мониторинга.
Система показателей эффективности (мониторинга) реализации программы связана с динамикой процессов и явлений, происходящих в подростковой среде.
Основными прогнозируемыми результатами будут являться:
- Развитие творческого потенциала молодежи;
- Развитие лидерского потенциала молодежи:
- Развитие волонтерского движения в районе по данным направлениям;
- Содействие укреплению здоровья подростков;
- Повышение уровня социальной активности молодежи;
- Повышение уровня самоорганизации подростков;
- Снижение уровня асоциального поведения подростков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Делай добро
1. Делай добро. 2. Делись с детьми накопленным опытом 3. Береги здоровье смолоду. 4. Оставь в жизни «след». 5. Не хвали себя, пусть другие тебя похвалят. 6. Будь оптимистом даже в самых трудных ситуациях .
7. Делай всё с любовью, а не со страхом. 8. Относись к окружающими так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе. 9. Уважай старших. 10. С восхищением относись к добродетели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"
Данная тематическая подборка представляет собой конспект учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и материалы учебно-методическог...
Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"
Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».
Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Урок литературы по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь", 10 кл.
Истинные и ложные ценности сказки....
Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....