Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?
Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.
Что такое? Кто такой? (Викторинапо сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовлено учителем русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Козельской средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области
Минаковой Татьяной Валериевной
Интервью у литературных героев
(По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина
для учащихся 7 класса)
Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?
Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.
Вопросы представителю команды № 1
(Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
1. «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершен ном моем почтении...» Говорят, учреждение, — где вы слу жили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам при дется заполнить анкету, или «опросный лист», как говорили тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?
(Место рождения: «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.)
2. Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы нахо дитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвест но, что, заблудившись где-либо, например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где за пад, где восток.
(«...Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щед ринские генералы «становились так и сяк... но... ничего не нашли».)
3. «— А как вы думаете, ваше превосходительство, — го ворил, бывало, ваш товарищ по службе, плотно позавтракав ши, — в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? <...>
— Стало быть, и потоп был?» Ответьте на вопросы своего сослуживца.
( «— Думаю, ваше превосходительство, что было в са мом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!» «— И потоп был, потому что в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»)
Вопросы представителю команды № 2 (Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
1. В «Повести...» вас называют просто мужиком, без име ни и тем более без отчества. А позвольте спросить, каков ваш род занятий? Вы не из крестьян ли хлебопашцев будете?
( Щедринский мужик — горожанин, петербуржец. «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — рассказывал мужик генералам о своей профессии.)
2. «Мужик везде есть», — заявил один из генералов и оказался прав. Долго генералы «бродили по острову без вся кого успеха» — наконец они все-таки отыскали вашего бра та. Как им это удалось?
(«...Острый запах мякинного хлеба и кислой овчи ны навел их на след».)
3. Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то они тебя забыли?
(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)
Вопросы представителю команды № 3 (Помещик – «Дикий помещик»)
1. Прежде всего, будьте так любезны представиться.
( Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)
Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?
( «Старайся» — из газеты «Весть».)
2. В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, аб рикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?
( Репейник.)
А что, простите, вы «ростили» на своем лице?
( Шампиньоны.)
3. На подносе лежат кондитерские изделия. Выберите те из них, которыми вы, за неимением прочих яств, потчевали посетивших вас генералов.
( Леденцы и пряники.)
«Сюжет для небольшого рассказа»
Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицатель ные предложения — затея оригинальная и остроумная! По пробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хро ника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамен та и чудесном спасении двух столичных генералов. Обяза тельное условие: как и у Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным и восклицательными.
Что такое? Кто такой?
Викторина по сказкам «Дикий помещик» и
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1. Каким образом генералы оказались на необитаемом острове?
( «По щучьему веленью».)
2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?
( Каллиграфию.)
3. «— Теперь я бы, кажется, свой собственный... съел! сказал один генерал. — Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! — вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы?
( Сапог и перчатки.)
4. «Они начали медленно подползать друг к другу и в ОДНО мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?
( Об ордене.)
5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта?
( «...взяв живого налима, предварительно его высечь...»)
6. «Прошел день, прошел другой, — читаем в «Повести...»,— мужичина до того изловчился, что стал даже...». Какую феноменальную способность продемонстрировал мужик?
( «В пригоршне суп варить».)
7. К кому из щедринских героев приезжал в гости знаменитый актер Садовский?
( К помещику, «Дикий помещик».)
8. После того как помещик принял решение быть «тигр дым до конца» в отношении крестьян, ему приснился сои, что «его за эту самую непреклонность... сделали». Какую должность пожаловали помещику за его потрясающую твердость?
( «...министром сделали...»)
9. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев» вместе с ним?
( Медведя Михаилу Иваныча.)
10. В продолжение повествования помещик не раз, забы ваясь, звал своего лакея. Помните ли вы имя слуги?
( Сенька.)
11. «...Сам губернатор о такой его помещичьей непрек лонности узнал и спрашивает у исправника: "Какой такой твердый... у вас в уезде завелся?"» Какое ругательство при менил губернатор, говоря о помещике?
( «Курицын сын».)
12. «Он жив и доныне. Раскладывает ..., тоскует по преж ней своей жизни в лесах, умывается по принуждению и по временам мычит». Какой карточной игрой увлекался дикий помещик на склоне лет?
( Гран-пасьянсом.)
13. «...Потом снится, что ходит он по берегам Евфрата и Тигра... — ...мой друг! — говорит он». Кто же сей «друг», к которому помещик обращался в сновидениях?
( Ева.)
14. «Услышал милостивый бог слезную молитву сирот скую, и не стало мужика на всем пространстве владений глу пого помещика». Каким же образом Господь Бог «организо вал» исчезновение крестьян?
( «...как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные му жицкие портки».)
15. «...Знаете ли вы, чем это пахнет?» — возмутился капи тан-исправник, узнав об исчезновении «временнообязанных». Задумался и помещик: «Чем же это пахнет? уж не пахнет ли...». Сумеете ли вы воспроизвести ход рассуждений помещика?
( «...водворением каким? например, Чебоксарами?».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе
Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...
Статья. "Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».
Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...
«Интервью с историческим героем»
laquo;Интервью с историческим героем»...

Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)
Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.
Урок «Путь героя», позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...