Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Дейнек Ирина Алексеевна

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». 

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения

Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Даю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду, Рисуй что захочешь, Сердиться не буду. Но лучше на нем Рисовать не учись ты, Пускай мое сердце Останется чистым. (Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека , 4 года)

Слайд 2

Поговорим о совести. ( на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире ? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

Слайд 3

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

Слайд 4

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

Слайд 5

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Слайд 6

Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть ? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?



Предварительный просмотр:

Тема: Поговорим о совести.  (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Тип урока: комбинированный, групповая работа.

Вид урока: исследование, урок-практикум.

Цели:

Образовательные.

  • Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
  • Совершенствовать навыки анализа текста.
  • Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX

Развивающие.

  • Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать.
  • Развивать  навыки самостоятельной работы и работы в группах.
  • Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
  • Продолжить развитие познавательного интереса к  литературе.

Воспитательные.

  • Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию.
  • Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.

Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для индивидуальной  работы (с учетом уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации,  тексты художественных произведений, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)

- На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что

Литература – это исповедь.

Под видом исповеди – проповедь…

Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.

А начну я свой урок со  стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами:                                                                Слайд - 1

Даю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй, где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нем

Рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

Останется чистым.

(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)

- Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.

- Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?

На доске: Чистое сердце – это …                                                      

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

1. Тема урока.

- Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести.                                                              Слайд - 2

2. Цели урока.

- Дома вы должны были прочитать сказку «Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Какие вопросы у вас возникли после прочтения сказки? (Мозговой штурм)

                                     Примерные вопросы:                                                                Слайд - 2

1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?

2) Нужна ли человеку совесть или нет?

3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?

4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?

- По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.    

- Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать.       Слайд - 2

- Какие два из данных вопросов будут ключевыми?

                                                           Проблемный вопрос:                                            Слайд - 2

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?

III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)

- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».  (Чтение 1, 2 абзаца).

- Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)

-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).

-Какой приём при этом используется? (Ирония.  Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)

- А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).

- Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мытарства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

- Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)

Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?

- Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас).               Слайд - 3

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

1. Презентация задания 1. Какое определение вам кажется более полным? Почему?

- Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как  принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.

2. Презентации групп (задание 2):

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у ….

1 группа – горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

- М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).

- Почему герои сказки избавляются от совести?

- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»?                                                                                                              Слайд - 4

Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их.  « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.

- Актуальна ли эта проблема?  (У человека есть право выбора).

-Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)

   «И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

   Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

   - За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

   - Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».

- Какие слова здесь будут ключевыми?

- И тут впервые мы слышим голос совести, ее просьбу. О чем она просит?

- Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце?  (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)

«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

- В чём смысл финала?  (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).

- Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную  тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?

3. Презентация группы художников (Задание 3).

- Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.

- Чему учит сказка? (Письменный ответ).

VI. Подведение итогов

- Для чего нужна совесть в современном мире?

1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)

Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития   его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:

2. Презентация задания 5 (Ушаков).

- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?

V. Домашнее задание.

На «5»:  Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?

На «4»: Выписать по выбору 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?
 

Дифференцированное задание:

   Задание 1.  Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

   Задание 2. Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.

   Задание 3 (по группам)

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Совесть появилась у

1 группа - горького пьяницы

2 группа – хозяина кабака

3 группа – квартального надзирателя

4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у ….

с совестью    

без совести

Задание 4. Напишите объявление о пропаже совести:

Объявление

Пропала совесть!!!

Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________.



Предварительный просмотр:

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у горького пьяницы

с совестью    

без совести

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у хозяина кабака

с совестью    

без совести

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у квартального надзирателя

с совестью    

без совести

Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.

Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира

с совестью    

без совести

Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.

ЭТО СОВЕСТЬ!



Предварительный просмотр:

Объявление

Пропала совесть!!!

Особые приметы:__________________________________________

__________________________________________________________

 Нашедшего просим _________________________________________

__________________________________________________________.

   Задание 1.  Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?

1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)

3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает  прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...

Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"

Урок литературы в 10 классе  с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...