Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Тип урока: комбинированный, групповая работа.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Методические приёмы: ИКТ, технологии критического мышления и дифференцированного обучения
Первый урок – подготовка к данному уроку: чтение сказки, запись вопросов, которые возникли при чтении, нахождение выразительных средств языка и определение их роли в тексте. На дом было дано задание: перечитать сказку и проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Поговорим о совести" | 92.37 КБ |
Конспект урока "поговорим о совести" | 35.54 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.55 КБ |
prilozhenie_2.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поговорим о совести. ( на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть») 1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 2) Нужна ли человеку совесть или нет? 3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека? 4) Д ля чего она нужна в современном мире ? Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста. Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? 1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). 2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой) 3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Вывод: С овесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.
«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Домашнее задание На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть ? На «4»: Выписать (по выбору) 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?
Предварительный просмотр:
Тема: Поговорим о совести. (Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
Тип урока: комбинированный, групповая работа.
Вид урока: исследование, урок-практикум.
Цели:
Образовательные.
- Знакомство со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
- Совершенствовать навыки анализа текста.
- Выявить степень актуальности понятия "совесть" в современном обществе и отражение этой проблемы в литературе второй половины XIX
Развивающие.
- Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
- Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
- Продолжить развитие познавательного интереса к литературе.
Воспитательные.
- Воспитывать нравственные качества, умение оценивать свои поступки, окружающую действительность, уметь сочувствовать, сопереживать, отстаивать нравственную позицию.
- Заложить основы нравственного поведения, развивать речь, выразительное чтение текста.
Оборудование: материалы для групповой работы (карточки с заданиями, бумага, фломастеры), материалы для индивидуальной работы (с учетом уровня подготовки)
мультимедийный проектор для демонстрации презентации, тексты художественных произведений, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в урок. (Стадия вызова)
- На первом уроке литературы в 9 классе мы говорили с вами, что
Литература – это исповедь.
Под видом исповеди – проповедь…
Так вот, сегодня у нас как раз урок – исповедь, урок – проповедь, а исповедоваться нам будет М.Е.Салтыков-Щедрин.
А начну я свой урок со стихотворения четырехлетнего мальчика Мартинко Фельдека из Словакии, который нарисовал сердце на листке бумаги и подарил своей маме с такими словами: Слайд - 1
Даю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй, где угодно,
Ходи с ним повсюду,
Рисуй что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
(Перевод А.Барто от имени Мартинко Фельдека, 4 года)
- Понимал ли он, какая большая мысль в его строчках? Найдите эти строчки.
- Какие ассоциации у вас вызывает фраза "чистое сердце"?
На доске: Чистое сердце – это …
II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.
1. Тема урока.
- Чистое сердце – чистая совесть. Устами младенца глаголет истина. Сегодня на уроке я приглашаю вас поговорить о совести. Слайд - 2
2. Цели урока.
- Дома вы должны были прочитать сказку «Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Какие вопросы у вас возникли после прочтения сказки? (Мозговой штурм)
Примерные вопросы: Слайд - 2
1) Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?
2) Нужна ли человеку совесть или нет?
3) Где ей место? На полу в узелке или в душе человека?
4) Нужна ли она обществу в целом и отдельному человеку в частности?
- По данным вопросам сформулируйте цель нашего урока.
- Все правильно, а мне как учителю остается только ее сформулировать. Слайд - 2
- Какие два из данных вопросов будут ключевыми?
Проблемный вопрос: Слайд - 2
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и для чего она нужна в современном мире?
III. Анализ сказки. (Стадия осмысления)
- Итак, совесть и человек. Поразмышляем над проблематикой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». (Чтение 1, 2 абзаца).
- Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (Многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…»)
-Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира).
-Какой приём при этом используется? (Ирония. Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени)
- А какой стала совесть без человека? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие).
- Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу. Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мыта′рства. Почему мытарство, а не путешествие? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.
- Первая половина проблемно вопроса звучит так: Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните индивидуальные и групповые задания. (Раздать задания)
Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»?
- Для начала давайте узнаем, что же такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Слайд - 3
1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)
3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
1. Презентация задания 1. Какое определение вам кажется более полным? Почему?
- Вернемся к нашей сказке. Грустное начало. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим.
2. Презентации групп (задание 2):
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у ….
1 группа – горького пьяницы
2 группа – хозяина кабака, торгующего спиртным
3 группа – квартального надзирателя
4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.
- М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое).
- Почему герои сказки избавляются от совести?
- Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова - Щедрина «Пропала совесть»? Слайд - 4
Вывод: совесть стала людям в тягость, она мучила их. « …лютейшая всех горесть –это горесть внезапно обретенной совести». Попытки человека стать лучше воспринимаются как болезнь, осуждаются обществом.
- Актуальна ли эта проблема? (У человека есть право выбора).
-Значит, это проблема вечная. А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Обратимся к финалу произведения (чтение)
«И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.
Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
- За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?
- Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка».
- Какие слова здесь будут ключевыми?
- И тут впервые мы слышим голос совести, ее просьбу. О чем она просит?
- Почему совесть просит отыскать для нее «маленькое русское дитя» и поселить её в его сердце? (Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему?)
«…Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
- В чём смысл финала? (Салтыков – Щедрин надеется, что молодое поколение не бросит совесть как негодную ветошь, не попытается от совести избавиться, а с его помощью выйдет она в люди).
- Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. А какой видят совесть ребята?
3. Презентация группы художников (Задание 3).
- Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы.
- Чему учит сказка? (Письменный ответ).
VI. Подведение итогов
- Для чего нужна совесть в современном мире?
1. После ответов детей презентация задания 4 (Балаклеец Д.)
Вывод: Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло, ведь не надо тогда стыдиться перед самим собой, хорошим, который живет внутри каждого из нас. Совесть нужна каждому человеку для развития его души, и если она на время куда-то пропадёт, выпадет из души, надо срочно вешать объявление:
2. Презентация задания 5 (Ушаков).
- Вы помните, какие цели поставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы их?
V. Домашнее задание.
На «5»: Написать развернутый ответ на вопрос: Зачем человеку совесть?
На «4»: Выписать по выбору 5 пословиц о совести у разных народов мира и ответить на вопрос: Почему эта нравственная категория важна для всех людей, независимо от национальности?
Дифференцированное задание:
Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?
1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)
3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
Задание 2. Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.
Задание 3 (по группам)
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Совесть появилась у
1 группа - горького пьяницы
2 группа – хозяина кабака
3 группа – квартального надзирателя
4 группа – очень скупого и богатого финансиста, банкира.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у ….
с совестью | без совести |
Задание 4. Напишите объявление о пропаже совести:
Объявление
Пропала совесть!!!
Особые приметы:________________________________________________________________. Нашедшего просим _____________________________________________.
Предварительный просмотр:
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у горького пьяницы
с совестью | без совести |
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у хозяина кабака
с совестью | без совести |
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у квартального надзирателя
с совестью | без совести |
Проследить за изменениями, происходящими в человеке, к которому попала совесть.
Герои сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
Совесть появилась у очень скупого и богатого финансиста, банкира
с совестью | без совести |
Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект.
ЭТО СОВЕСТЬ!
Предварительный просмотр:
Объявление
Пропала совесть!!!
Особые приметы:__________________________________________
__________________________________________________________
Нашедшего просим _________________________________________
__________________________________________________________.
Задание 1. Прочитайте определения слова «совести» и ответьте на вопрос: Какое определение вам кажется более полным? Почему?
1) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
2) Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми. (Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой)
3) Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Даля)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...
Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина
Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...
Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"
Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...