План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Цель данного урока :бобщение и закрепление знаний учащихся о галогенах, изучение свойств соединений галогенов и области их применения с применением ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedineniya_galogenov_9_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Автор: Кобелева Вера Ивановна
МКОУ «Красноармейская ООШ»
Эртильского муниципального р- на
Воронежской области
Тип урока:
- по основной дидактической цели: изучение нового материала.
- по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Методы урока:
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковые. 2. по виду источника знаний: словесно – наглядные 3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа
Средства обучения:
локальная компьютерная сеть, мультимедиа.
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет Ресурсы ЦОР:
1.Видеоопыт «Возгонка йода» mp4,
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов галогенов 322i.oms,
Б) Природные соединения галогенов 332i.oms ,
В) Физические свойства галогенов и способы их получения 323i.oms,
Г) Тренажер « способы получения галогенов» 326р.oms
Цели урока:
1.образовательные:
Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
2.развивающие:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии
развитие критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение системности учения; умения анализировать.
развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента с соблюдением правил по ТБ.
3. общеучебные:
а) учебно – организационные: составлять таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.
4. воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения,
воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов, способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.
2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.
3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
4. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.
Оборудование: На столах учеников: Кристаллы йода, раствор нитрата серебра, растворы Nacl, NaBr, NaI, спиртовки
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
1. Анализ учебной информации
2. Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, астрономией.
3. Выдвижение гипотез
4. Анализ и составление обобщающих таблиц.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и значении водорода и воды; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, и др. для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
· Получают знания о строении, свойствах и значении соединений галогенов на Земле. Получают представление о распространенности соединений галогеноводородов в природе
· Приобретают знание физических и химических свойств галогенов.
· Знакомятся с важнейшими областями применения соединений галогенов
· Приобретают умение объяснить причину опасности работы с соединениями галогенов.
· Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием
· Умеют использовать средства Microsoft Word, , Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.
Список литературы:
- Горковенко М. Ю. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
- Интернет ресурсы http://www.fcior.edu.ru
Приложения:
1.Видеоопыт «Возгонка йода»
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов галогенов,
Б) Природные соединения галогенов,
В) Физические свойства галогенов и способы их получения,
Г) Тренажер.
Структура урока
I.Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации.
II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность )
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
(Чаннинг.)
- Организационный момент 1 мин
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
- Актуализация знаний. 5 мин
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Экспресс опрос класса: ( Модуль «Строение атомов галогенов» )
· Какие элементы называются галогенами?
· Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
· Каково строение атомов галогенов?
· Какой из галогенов является самым электроотрицательным?
· Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового номера?
· Охарактеризуйте химические свойства галогенов.
III. Информационный блок ( Модуль «Физические свойства галогенов и способы получения ») 25 минут.
Тема нашего урока - «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока
Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
План нашего урока:
- Физические свойства ,
- История открытия галогенов,
- Соединения галогенов,
- Галогены в природе.
- Получение галогенов.
1.Физические свойства
Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде: (HF, HCl, HBr,HI)
Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl↑ + КНSО4
Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.
· Фтороводородная кислота ( плавиковая) HF.
· Хлороводородная кислота (соляная) HCl
· Бромоводородная кислота HBr.
· Йодоводородная кислота HI.
Оксокислоты:
· Хлорная – НСlO4 Сl2O7
· Хлорноватая – НСlO3 Сl2O5
· Хлористая – НСlO2 Сl2O3
· Хлорноватистая- НСlO Сl2O.
Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.
Опыт: Качественная реакция на галогенид – ионы:
AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)
2.История открытия галогенов:
Хлор | 1774 г. | “Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле |
Иод | 1811 г. | “Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом. |
Бром | 1826 г. | “Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора). |
Фтор | 1866 г. | “Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц. |
Опыт: Возгонка йода. (видеоопыт)
3.Соединения галогенов:
Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.
С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).
Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос.
Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:
CI + O3 = CIO + O2
Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300 лет.
Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления различных материалов.
Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов - тефлонов (-CF2-CF2-). Фториды металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.
Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата - снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.
Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в галогенных лампах.
4 -5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные соединения галогенов» )
Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2. Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых металлов, например,
2CeF4 = 2CeF3 + F2 .
Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства:
2NaCl + 2H2O
В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.
16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl +2MnCl2 + 8H2O.
Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей оксокислот брома.
Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.
В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой среде, например:
MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..
Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.
IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены” с использованием компьютера ( Модуль Тренажер «Способы получения галогенов») . (14 мин)
V. Домашнее задание. &19,
Творческое задание .Написать сочинение о роли соединений галогенов в природе.
VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы.
VII. Рефлексия (2 мин)
Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. (на столах имеются карточки с баллами).
Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.
Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.
Поднимите руки те, кому было сегодня легко.
Спасибо, урок окончен, все свободны.
Тест по теме: Галогены
1) Что общего в строении атомов галогенов: | 1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число электронов на внешнем слое |
2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I | 1) Уменьшается, 2)Увеличивается, 3)не изменяется. |
3) Галогены являются: | 1) окислителями 2)восстановителями 3)переходными элементами |
4) Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода: | 1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р) 2) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р) 3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц) |
5) Формула хлорноватистой кислоты: | 1) HClO 2) HClO2 3) HClO3
|
6) Степень окисления хлора в хлорной кислоте: | 1 ) + 5, 2) +6, 3) +7
|
7) Различить галогеноводородные кислоты и их соли
| 1) КСl, 2)АgNO3 , 3) ВаSO4
|
8) Назовите жидкий галоген: | 1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром |
9) Хлор может вступать в реакцию с: | 1) Н2О, 2) N2 3)O2 |
Таблица ответов
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вариант ответа |
Индивидуальный оценочный лист
ученика 9 класса МКОУ « Красноармейская ООШ»
_________________________________
Вопрос | Тип проверки | Оценка |
Характеристика галогенов по положению в периодической системе. | Самооценка | |
Способы получения галогенов | Взаимооценка в парах | |
Компьютерный тест. | Оценка учителя |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНА 9 класс
1(26) 2(27) 3(28) 4(29) | Темы 3 - 4. Неметаллы (26 часов) и Общая характеристика неметаллов. Водород. Общая характеристика галогенов. Важнейшие соединения галогенов. | Практикум §15, с. 88 – 93, №3 §17, с. 98 – 103, №3 §18, с. 104 – 109 §19, 20, с. 110 – 120, №4 | Свойства неметаллов и их Д9. Образцы галогенов – простых веществ Д10. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. (видео) Д11. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. (видео) ЛР №7. Качественная реакция на хлорид – ион. Д12. Образцы природных соединений хлора | соединений Растворы хлорида натрия и нитрата серебра. Природные соединения хлора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"
Урок изучения нового материала по теме "Общие свойства металлов" с критериями самооценки выполненной работы....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 10-том КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “TEENS’ PROBLEMS “ ПО УЧЕБНИКУ КУЗОВЛЕВА. С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Конспект открытого урока в 10 классеПроблемы молодежи...
План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов
Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...
План – конспект открытого урока по физической культуре класс 8-9 по теме «Гимнастика».
Конспект урока по теме совершенствования акробатических соединений, элементы акробатики. Цель: повысить заинтересованность учащихся в выполнении техники акробатики....