Конспект урока русского языка для 5 класса.Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Подробное изложение по рассказу А. И. Куприна "Ю-ю".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_lezhova_v._a.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка для 5 класса
Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
Цель: закрепить в детской памяти содержание прочитанного во всех деталях и связях, соблюдая временную последовательность.
Задачи:
- познакомить учащихся с типом речи – описание;
- развивать умение связно излагать услышанный текст;
- формировать речь, память обучающихся;
- вырабатывать орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к животным.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебник (Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.)
Содержание урока
- Вступительное слово учителя.
- Повторение.
- Чтение и пересказ текста. Подготовка к изложению.
- Анализ отрывков из рассказа.
- Составление опорного плана.
- Самопроверка текста учениками.
- Написание изложения в тетради по развитию речи.
- Итог урока.
Ход урока.
Основные этапы урока | Взаимодействие |
| – Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с основными типами речи: повествование, рассуждение и описание. Сегодня мы будем применять свои знания на практике. А поможет нам в этом рассказ А.И. Куприна «Ю-Ю». |
| Для начала ответим на вопросы: – Что такое текст? – Что такое тема текста, основная мысль? – Что такое микротема? – Какие типы речи вы знаете? – Перечислите особенности повествования, рассуждения, описания. |
| Откройте учебник на стр. 103. Обратите внимание на упражнение 629 (чтение текста). – Понравился ли вам текст? О чем он? – Попробуем определить его стилистическую принадлежность. Текст написан в художественном стиле. – Какова его основная мысль? (Пушистый комочек превратился в кошку.) – Как бы вы озаглавили этот текст? (Ученики предлагают свои варианты). |
| – Внимательно посмотрите на предложенный текст. Разделим его на смысловые части. – Сколько микротем в тексте вы смогли найти? Определите мысль каждой микротемы? 4 микротемы: 1. – о том, как из котенка выросла прекрасная кошка 2. – описание животного 3. – повадки питомца 4. – нежные воспоминания автора о кошке Прочитаем 1-й отрывок. – Как бы вы озаглавили эту часть? «Пушистый комок». Беседа. – Какие слова использует автор для описания котенка? А. И. Куприн отмечает: форму тела: пушистый комок; глаза: весёлые; нос: бело-розовый; окраску: чёрно-рыже-белый комок. Дети читают 2-ой отрывок. – Как мы озаглавим эту часть? «Образ питомца». Беседа. – В первом отрывке нам представлен котёнок, а во втором это уже взрослая «гордая, большая» кошка. – Чувствуете ли вы противопоставление двух образов? – Какие новые черты Ю-ю выделяет автор? Попробуем выделить самое главное: – внешний вид: большая, стройная, гордая, первая красавица. – расцветка: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди. – шерсть: длинная и вся лоснится (то есть блестящая) – особые приметы: на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина (то есть очень длинные, эффектные), лапки в широких штанишках. – Как вы думаете, почему образ кошки на страницах учебника будто оживает? – Благодаря красноречивому письму А. И. Куприна.
Дети читают 3-й отрывок. – Как мы озаглавим эту часть? «Повадки Ю-ю». – Расскажите о повадках Ю-ю, используя прочитанный отрывок. Самовольная, необычная, со своими причудами. «Очень любила лежать на газетах, подползши под верхний лист». Активная, озорная охотница за пером. При этом верная, любящая и внимательная. Дети читают 4-й отрывок. – Как мы назовём четвертую часть? «Воспоминания о любимой кошке» – Какую мысль хочет передать А. И. Куприн этим маленьким абзацем? Рассказчик скучает по своему дорогому питому, с нежностью вспоминает былые времена. – Молодцы! |
| – Запишите приблизительный план вашего текста в тетради. План.
– Попробуйте записать в черновики свой будущий текст. (Написание изложения на черновики.) |
| Проверка. |
| – Запишите получившиеся изложения в тетради по развитию речи. |
| – Дети, понравился ли вам такой вид работы? Как вы думаете, хорошо ли вы усвоили пройденный материал? Поделитесь своими впечатлениями о нашем уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Урок русского языка. 6 класс. Тема: Изложение" Речкино имя"
ТЕМА: Изложение «Речкино имя»Цели:учиться сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста;строить развернутое описание состояния окружающей среды;использовать изобрази...
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»...