«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazu_n.s._leskova_levsha.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента.
Тема «Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».
Смолянинова Ольга Леонидовна,
учитель русского языка и литературы.
Цели урока:
1) углубление и расширение знаний учащихся о произведениях, отображающих жизнь атамана Платова; установление связи фольклора с авторскими произведениями; совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать;
2) развитие познавательного интереса и приобщение к культуре донского казачества; развитие интереса учащихся к урокам литературы через разнообразные формы урока;
3) формирование у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к героическому прошлому русскою народа и донского казачества.
Тип урока: обобщающий урок с использованием технологии моделирующего обучения (урок-игра).
Оборудование: учебник, портрет М.И.Платова, костюмы судьи, прокурора.
Ход урока:
Слово учителя: На предыдущих уроках мы познакомились с произведением Н.С.Лескова «Левша», в котором наряду с собирательным образом русского народа - левшой представлены реальные исторические лица. Одним из них является М.И.Платов.
Вспомните, что вы узнали об этом легендарном человеке на уроках истории и истории казачества?
Сообщение учащегося: М.И.Платов родился в августе 1751 года в Старочеркасской станице. Отец его был заслуженный войсковой старшина. Юному М.Платову минуло всего 13 лет, когда отец зачислил его на действительную службу урядником. В 1774 году молодой полковник Платов был впервые отмечен А.В.Суворовым в битве на Кубани. Доблестной и честной службой дошел внук простого казака до высокого звания атамана Войска Донского. Вместе со своими казаками принимал участие в освобождении России от французов в Отечественной войне 1812 года.
Слово учителя: М.И.Платова славили поэты, изображали прозаики и живописцы, в своих песнях, легендах и преданиях воспевал народ. Именно в исторических песнях атаман Платов предстает лихим казаком.
Чтение исторической песни учеником.
Не пыль во поле пылит,
Не дубровушка шумит -
Француз с армией палит,
Генералам говорит:
«Генералы, генералы,
Я возьму вашу Москву,
Я со ваших со церквей
Кресты, главы пособью!»
Уж как стал француз палить,
Только дым-сажа валит,
Во том ли во чаду
Красна солнца не видать.
Граф Платов-генерал
Разъезжает на коне,
На своем добром коне,
По крутой по горе;
Подъезжает граф Платов
Ко силушке своей,
Ко донским казакам:
«Ох вы братцы молодцы,
Вы донские казаки!
Нельзя ли вам, ребяты,
Караулы крепки скрасть?»
«Не велика эта страсть-
Караулы крепки скрасть».
Караулы покрадали,
За Дунай-реку метали.
Граф Платов-генерал
Усю силушку побил,
Он которую побил,
Которую потопил,
Остальную его силушку
Он у плен забрал,
Во Сибирь-город сослал.
Слово учителя: О донском «вихре-атамане» писали и наши земляки: А.Ф.Короленко в повести «Атаман Платов» (см.приложение 1) и П.Н.Краснов в очерке «Станицы былого тихого Дона» (см. приложение 2)(чтение отрывков из этих произведений учителем или подготовленным заранее учеником).
Вопросы:
1. Познакомившись с донским казачьим преданием о Платове и историческим свидетельством П.Н.Краснова, ответьте на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются Платов легендарный и Платов исторический?»
2. Какому из них ближе Платов из лесковского «Левши»?
Слово учителя: Поскольку мы имеем дело с «народным эпосом», то черты эпических героев носят практически все персонажи произведения Н.С.Лескова, но из числа реальных исторических фигур в первую очередь это относится к образу атамана Платова.
Проверка задания, подготовленного дома.
Найти в тексте и прочитать примеры, в которых Платов соотнесён с былинными героями. Какими богатырскими качествами наделён атаман?
1. «Платов ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах два свистовые казака с нагайками по обе стороны ямщика садились и так его и поливали без милосердия, чтобы скакал. А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнёт, и еще злее понесутся. Эти меры побуждения действовали до того успешно, что нигде лошадей ни у одной станции нельзя было удержать, а всегда сто скачков мимо остановочного места перескакивали. Тогда опять казак над ямщиком обратно сдействует, и к подъезду возворотятся. Так они и в Тулу прикатили...» (глава 8,стр.учебн. 157).
В этом отрывке дано описание необычайной, сверхъестественной быстроты передвижения. Это одна из форм гиперболы, которая всегда сопровождает фигуру былинного богатыря.
2. «Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погреба фляжку кавказской водки-кислярки, дерябнул хороший стакан... буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было» (глава 1, стр. 145).
«Платов ещё больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном» (глава 2, стр. учебн. 147).
Упоминание о выпиваемой Платовым кислярке и о его крепком сне служит, как в ситуациях с богатырями, демонстрацией телесной мощи героя.
3. «...закурит свою корешковскую трубку, в которую сразу целый фунт Жукова табаку входило...» (глава З, стр. 151).
Фунт равен 400 граммам. Автор использует гиперболу при изображении трубки Платова, демонстрируя мощь героя.
Слово учителя: Богатырская сила и мощь не единственные достоинства Платова. Он не только лихой казак и храбрый воин, но и истинный патриот своего отечества.
Докажите словами текста, что атаман Платов является примером патриотизма, верности своей родине.
1. «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть, - и чем-нибудь отведёт» (глава 1, стр.144).
2. «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может...
-Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России...
Платов достал ружейную отвертку, открыл замок и на собачке прочел русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле» (глава 2, стр.146).
Данные отрывки характеризуют Платова как патриота своего отечества.
Слово учителя: В эпизоде возвращения Платова в Петербург храбрость и патриотизм его оказываются дискредитированными в глазах читателя. Чёрствость и жестокосердие, равнодушие и пассивность атамана приводят к гибели тульского умельца левши. Учитывая, что М.И.Платов своим безразличием к судьбе мастера нарушил такие казачьи заповеди, как милосердие и готовность прийти на помощь нуждающимся в ней, должен быть осужден. Передаю дело в суд.
Судебный секретарь: Встать, суд идет.
Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Почему мы считаем атамана Платова виновным в смерти левши? Да потому, что за ним числится ряд поступков, приведших к столь трагическому исходу, а именно:
1. Платов не дал времени сбегать левше за «тугаментом», без которого ему нельзя было следовать назад, схватил и кинул его в коляску в ноги вроде «пубеля» и приказал там сидеть до самого Петербурга.
2. Когда левшу не приняли без «тугомента» в больнице, Платов не заступился за мастера, сославшись на «поплекцию» (паралич).
Считаю, что атаман Платов заслуживает сурового наказания, перевода его в ранг отрицательных литературных героев.
Судья: Слово защите.
Адвокат: Господа судьи, господа присяжные заседатели. Мы выслушали обвинительную речь прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах случившегося. На суд приглашаются свидетели.
Свидетель первый: М.И.Платов - человек военный, находился на государственной службе у императоров и исправно выполнял все приказы.
Свидетель второй: М.И.Платов с тринадцати лет участвовал в военных походах, сражался под руководством А.В.Суворова, выполняя самые трудные поручения, храбро защищал родину в Отечественной войне 1812 г.
Свидетель третий: М.И.Платов, став атаманом, отличался от царедворцев не только вкусом и наружностью, но и демократическими взглядами, был очень уверен в русских людях и «никакому иностранному уступать не любил».
Четвертый свидетель (эксперт-историк): Если мы обратимся к истории, то узнаем, что нового царя Николая I, пришедшего на смену Александру I, боялись все за жестокость и произвол, и даже «мужественный старик» Платов не был исключением. Когда с левшой случилось несчастье, Платов уже «отслужился» и не имел влияния при дворе. «Меня больше не уважают», - объяснил своё бездействие.
Адвокат: Всё вышесказанное и привело к трагическим последствиям. На основании показаний свидетелей прошу быть к М.И.Платову снисходительными и вынести положительный вердикт.
Судья: Что скажут присяжные?
Присяжные: Мы достаточно разобрались в этой ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных хочу обратить ваше внимание на подсудимого ( обращается к портрету Платова). Перед вами герой Отечественной войны 1812г., представитель армии и народа в борьбе с французами, искусный полководец, воспетый в легендах, преданиях, песнях. Человек демократического происхождения, который был по духу близок и понятен народу. В сказе «Левша» писатель Лесков создал не прикрашенный образ человека из народа, сознание, которого искалечено вековым рабством, существовавшим в России. Смелый в бою перед лицом опасности, «мужественный старик» боится императора. Именно губительное воздействие крепостного права привело атамана к предательству. Поэтому надо судить не Платова, а общественно-политический строй государства. Заслуги же генерала перед отечеством велики. Мы решили оставить его в литературных произведениях как положительного героя для дальнейшего изучения будущих поколений, как образец смелости, храбрости, мужества и патриотизма.
Домашнее задание: Написать сочинение «Моё отношение к атаману Платову».
Приложение 1.
А.Ф. корольченко
АТАМАН ПЛАТОВ
( ОТРЫВОК)
Двадцать пять лет служил казак Матвей Платов денщиком у генерала Суворова. Во всех походах с ним бывал и самые трудные поручения выполнял. Он и за советчика, он и за разведчика был.
После войны с турками послал царь Суворова в Англию. Король гостей чин-чином принял, с Суворовым государственные разговоры повел. А казак Платов по дворцу ходит и богатству короля удивляется. Вдруг дверь раскрылась, и выходит принцесса. Платов не растерялся, каблуками пристукнул и честь отдал. А принцесса, видать, в капризе была, как закричит:
— Кто смел во дворец мужика пускать? Прочь отсюда!
Платов по-хорошему с ней: дескать, нельзя уйтить, потому что при службе. А она и слушать не желает... Тут Матвей Иванович не стерпел, пугнул принцессу крепким казачьим словцом, она аж на задние копытца присела и как завизжит. Поднялся переполох. Дело дошло до короля, а тот передал все русскому царю. А царь недолго думая приказал выпороть казака Платова да выслать на Дон, чтоб дюже умные денщики политику не портили.
На третий год подошла новая война. Французский император на Москву полки повел. Да так смело, что ни один русский генерал супротив него выстоять не может. Ищет царь по всей стране героя, какой бы Россию от врага спас, — нету никого. Шлет он тогда слуг за Суворовым, а тот отвечает:
- Не до войны мне... Ушла моя сила, смерть за плечами стоит. Пусть поставит Кутузова командовать войсками, а тому помощником казака Платова. Он всю военную науку от меня перенял.
Вернулись слуги к царю, доложили. А царь уже забыл денщика, спрашивает, кто такой Платов. Слуги не знают. Спросили у генералов — и они ответить не умеют. Спасибо, князь Кутузов вспомнил.
Царя в голову и шибануло, припомнил строптивого денщика.
— Что, — говорит, — мне Суворов голову морочит. Генералы перед Наполеоном устоять не могут, а что может сделать простой казак?
— Поживешь на веку, поклонишься и мужику: и он уму-разуму научит, — отвечал Кутузов, да и уехал к полкам.
А французы прут. Скоро царю и бежать некуда будет. Посылает он слуг за Платовым. Привели его во дворец, царь спрашивает:
— Можешь ли ты, простой казак, кавалерией командовать?
— Могу, — отвечает Платов.
— А можешь ли ты, казак, спасти Россию от французов?
— Могу, — отвечает донец.
— Ну, коли можешь, — говорит, — так я тебя пожалую офицером.
А Платов не из простаков был, отвечает:
— Этого чина мне, ваше величество, мало.
— Так полковником, — говорит царь.
— И этого мало.
— Ну, генералом...
— Мало.
— Кем же ты хочешь быть, простой казак?
— Атаманом казачьего войска, какое я в бой поведу, — отвечает Платов.
— Будь атаманом. Вот тебе мой царский знак, скачи в главный штаб к Кутузову, принимай казачьи полки.
Приехал атаман Платов в главный штаб, ждет, когда к нему Кутузов выйдет. А горница богато убрана, мягкими коврами устлана. Жмурится он, осматривается, видит — у окна столик узорчатый, а на нем чудная макитра (горшок). Вся в синих и красных цветах, дорогой работы. И не заметил, как в горницу вошел Кутузов.
— Здравствуй, донской атаман, — говорит главнокомандующий.
Тут Платов заторопился, хотел ответ дать по всем правилам, да не вышло. Зацепился шпорой за мохнатый ковер, споткнулся и столик толкнул. Упала
макитра на пол и на мелкие черепки разлетелась.
Кутузов лоб нахмурил:
— Что же ты, казак, наделал? Мою самую дорогую китайскую вазу разбил.
А Платов не растерялся, отвечает:
— А у нас, ваше сиятельство, на Дону исстари повелось: бить — так вдребезги.
Просветлел от этих слов князь:
— Молодец, казак, что нашелся в ответе. И слова твои правильные... Так ты оправдай их на деле: разбей французов. Даю под твою команду сорок казачьих полков.
Вихрем вылетел Платов от Кутузова, вскочил на коня, вытянул его через лоб плетью. Не успела стриженая девка косы заплести, а он уже в лагерь прискакал и приказ дал поход трубить. Перед выступлением собрал полковников и рассказал, что делать надо; тридцать полков приготовить к удару, шесть в засаду, а четырем полкам целый день друг за другом ездить через курган, какой издали французам виден. Пусть думают, что мы силы собираем там.
Приготовились казаки к бою. В условный час загудела земля от конских копыт, засверкали пики и шашки на солнце. Раздался гром от орудий. Ударил Платов с той стороны, откуда не ждали французы, смешал их полки, пошел враг на отступ. Но тут им наперерез шесть полков из засады выскочили. Смяли казаки вражеское войско, разбили вдребезги. Сам Наполеон чуть в плен не попался. Выскочил он, как волк из западни, и без оглядки до самой своей столицы бежал.
Приложение 2.
П.Н. краснов
АТАМАН ПЛАТОВ
(отрывок из очерка истории донского казачества «Страницы былого тихого Дона»)
Родители Матвея Ивановича были люди небогатые. И потому Платова могли научить только читать и писать. Но недостаток образования своего сына отец и мать Матвея Ивановича старались восполнить воспитанием. Они наставили его в твердой православной вере, научили повиноваться и почитать начальников, вдохнули в него горячую любовь и преданность к государям, страстное обожание Родины — России и тихого Дона...
Ему минуло всего тринадцать лет, когда отец зачислил его на действительную службу урядником. «Смотри, Матвей, — сказал ему отец, —служи государю и тихому Дону примерно. Помни меня. Из простых казаков дошел я до чина войскового старшины — храбростью и примерной службой. Береги отцовские обычаи: будь казаком!».
Незадолго до первой турецкой войны отец его был отправлен в Петербург и все свои рыболовные заведения поручил сыну. Но едва началась война — Платов не выдержал, сдал все отцовское дело на попечение приказчиков, а сам помчался в Крым, к армии, где явился к главнокомандующему князю Долгорукову. Платову было 19 лет. Это был молодец-офицер, полный отваги и силы. Князь оставил его при себе и вскоре произвел в есаулы, назначил командиром состоявшей при нем сотни казаков. Платов так хорошо командовал, что был пожалован чином войскового старшины и назначен командиром палка.
В 1774 году 23-летний полковник Платов попал на Кубань и здесь, в битве на реке Калалах, показал и мужество, и стойкость, и распорядительность. С Кубани был назначен в отряд Суворова... Здесь начал Платов учиться науке побеждать, начал понимать, в чем состоит обязанность полководца. Начало второй турецкой войны Платов провел с Потемкиным, а потом, в 1790 году, командовал казаками, шедшими на штурм Измаила. С этого времени имя Платова уже становится известным всему Дону.
И вот молва о молодом донском генерале дошла и до Петербурга. Императрица Екатерина Великая пожелала повидать Матвея Ивановича Платова. Императрица ласково приняла Платова, долго беседовала с ним о казаках, о Войске Донском и отличила его перед другими генералами.
Доблестной и честной службой дослужился сын войскового старшины и внук простого казака до высокого звания атамана Войска Донского. Но и атаманом Платов был особенным. Атаман жил просто. Часто, глядя на роскошные палаты, которыми обзаводились казаки, Платов приговаривал: «Мы не рождены ходить по паркетам да сидеть на бархатных подушках... Наше дело по полю, по болотам, да сидеть в шалашах или, еще лучше, под открытым небом, чтобы и зной солнечный, и всякая погода не были нам в тягость... »
Умом Господь Бог не обидел донского казака; пригодились Платову и те книжки, которые прочитал он в свободные часы. Платов, щеголявший простотой речи, нарочно вместо «Варшава», говоривший «Аршава», оказался высокодаровитым начальником конницы. Лава* была и раньше у казаков, но Платов первый применил ее так широко. Он замотал и замучил ею лучшую конницу Наполеона, он так прославил себя, что о нем заговорили не только в России, но и за границей. В Париже и Лондоне, куда по приглашению ездил Платов, все с обожанием смотрели на донского героя. Его портреты рисовали на фарфоровых тарелках и чашках, ткали на платках, изображали на хрустальных чарках. Англичане поднесли ему дорогую, украшенную бриллиантами саблю.
Одаренный от Господа Бога светлым умом, Платов остался прост и своеобразен. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла, особенно любила донского атамана за его простые и смелые речи.
Платову, выросшему в станице и детство свое проведшему в походах и войнах, пришлось попасть во дворцы, разговаривать с императорами, бывать за царским столом. Здесь ум и находчивость Платова не раз выручали его. После обеда, когда в одной из парадных зал Платов откланивался императрице, он нечаянно задел своею саблею фарфоровую вазу
и опрокинул ее на пол. Атаман отскочил в сторону, но зацепился шпорами и упал бы, если государыня не поддержала бы его. Платов не смутился. «Государыня, — сказал он, — и падение мое меня возвышает, потому что я имею счастье еще раз поцеловать ручку моей монархине, премилосердной матери». А потом, обратившись к придворным, сказал им: «Вот пословица-то на деле сбылась: что если чего казак не возьмет, так разобьет... ».
*Лава, вентерь – тактика ведения боя.
« …Скачет она на врага ровно вытянутой цепочкой, и вдруг по приказу командира, когда меньше всего ожидает этого враг, фланги, словно крылья большой хищной птицы, начинают загибаться, охватывая противника с двух сторон, так, что он оказывается как бы в котле. А если врагу удаётся-таки разорвать это кольцо, всадники с криком, свистом и гиканьем стремительно перестраиваются и обрушиваются на слабое звено в его боевом порядке, всё сметая на своём скаку. Ни один чужеземный полководец не мог разгадать, по каким законам это управляется, как и для чего командир, этим повелевающий, меняет свист и гиканье, по которым совершаются перестроения…» Семенихин Г. С Дона выдачи нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей
Урок построен на материале из произведений донских писателей...
Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»
Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...
«Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша». Слово о писателе.
Урок по литературе...
Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа.
Разработка урока поможет в его проведении....
Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра
конспект к уроку литература...
Казачество в произведениях донских писателей 11 класс
Программа адресована обучающимся 11 классам...
Урок – исследование « Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя»
Технологическая карта урока литературы. 6 класс. Цели:Совершенствовать навыки анализа текста;развивать творческие особенности учащихся;прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.Развивать...