Урок – исследование « Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Технологическая карта урока литературы. 6 класс.
Цели:
- Совершенствовать навыки анализа текста;
- развивать творческие особенности учащихся;
- прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
- Развивать универсальные учебные действия учащихся к людям, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование по литературе 6 класс | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Урок – исследование « Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя»
Цели:
- Совершенствовать навыки анализа текста;
- развивать творческие особенности учащихся;
- прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
- Развивать универсальные учебные действия учащихся к людям, окружающему миру.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в ходе занятия обучающиеся смогут дать характеристику главным героям сказа, определить его основную мысль; составить устный портрет героя; проявить навыки выразительного чтения по ролям, монологической речи; продолжить формирование навыка анализа языкового материала.
Метапредметные: в результате занятия ученики смогут
- актуализировать ранее полученные знания по литературе, истории, изобразительному искусству, русскому языку, структурировать их; осуществить смысловое чтение; выполнить операции анализа, синтеза, сопоставления; строить рассуждения и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения и выводы (познавательные УУД);
- сформулировать цели своей учебной деятельности; понимать и сохранять учебную задачу; планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей, оценивать её результативность; осуществлять взаимоанализ, самооценку, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);
- формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать самостоятельно, коллективно и в группе (коммуникативные УУД).
Личностные: в ходе занятия ученики смогут поддерживать познавательный интерес к творчеству Н. С. Лескова, к литературе, в целом, к историческим событиям 19 века; проявить нравственные качества, бережное отношение к художественному слову, творческие способности, воображение; осознать роль творчества Н. С. Лескова в 19 веке и в наши дни.
ХОД УРОКА.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
I этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Целеполагание. | Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках. Учитель знакомит учащихся с темой урока (СЛАЙД 1) Давайте построим план анализа образа левши. 1. Внешность. 2. Образование. 3. Откуда он родом. 4. Отношение к Родине. | Работают с эпиграфами к уроку (СЛАЙД 2) Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока исходя из темы и прочитанных эпиграфов | УУД: Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка и решение проблемы |
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Перед нами стоит проблемный вопрос: определить, к какому жанру относится это произведение? (к жанру сказа). Дайте определение этому понятию. - Лесков много путешествовал и речь, которую он использовал, он действительно слышал, это реальная, так говорили на Руси многие малограмотные. Найдем примеры из 1 главы. *Игра «Восстанови хронологию событий» (Работа в мини-группе) | Дают определение понятию Находят примеры (Грабоватый-горбатый Кислярки-из города Кизляра Складень-складная икона.) СЛАЙД 3 | УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков (через прослеживание образа левши). Логические УУД: Подведение под понятие слова; установление причинно – следственных связей |
III этап. Построение проекта по теме урока. | СЛАЙД 4 Два портрета левши в изображении разных художников. Проблемные вопросы: -как вы думаете какая из иллюстраций портрета подходит к сказу? Давайте обратимся к тексту 6 главы Глава 13 - В чем сумели русские мастера превзойти англичан? -В чем заключалась работа самого Левши? - Как наградили Левшу за его удивительное мастерство? | На рабочих листах составляют кластер Высказывают свои мнения Отвечают на вопросы по главе Чтение по ролям Делают выводы по характеристике героя Заполняют кластер (одаренный мастер) | УУД: Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь). Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии, чтении по ролям, составлении высказывания о героях и их поступках, оформлении своих мыслей. |
IV этап. Самостоятельная работа. Творческая работа. Групповая работа | Мы выяснили, что левша – это образ всего народа, а качества, указанные нами, олицетворяют темы, свойственные всей России. Давайте попробуем рассмотреть их подробнее. Для этого нам с вами нужно произвести еще одну работу с текстом. глава 15 (смекалистый, вежливый, праведный, малообразованный, любящий родителей, застенчивый) глава 16 (любознательный, интересовался старыми ружьями, патриот, совестливый Какие качества левши проявляются в этих эпизодах? 1. Как закончилась жизнь талантливого левши? 2. Почему предсмертные слова левши не передали государю? 3. Кто же виноват в страшной судьбе левши? | Выполняют работу в группах (читают и находят качества героя, которые открываются в этих главах) СЛАЙД 4. Представляют результаты работы, делают выводы, заносят в кластер информацию Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую Родину, где его ждала смерть | Регулятивные УУД: Планирование вида деятельности для осуществления групповой работы и создания собственного продукта (кластера). |
V этап. Практическая направленность. | Глава 20 О чем же говорит читателю автор? А как вы считаете, верно подметил автор или нет? Чем же для каждого из вас стал левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы? Итак, мы можем ещё один эпиграф дописать: «Левша – это символ русского народа». | Рассуждают, для чего в сказе эта глава (вывод ко всему тексту) Это речь автора, автор сожалеет о тех временах, когда работали такие мастера, как левша. Автор говорит, что машины только губят «аристократическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью». Левша – главный герой, талантливый мастер, герой с «человечкиной душой», душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, на нём держится Россия Зачитывают записи по образу левши, делают вывод, что левша-положительный герой. | Общеучебные универсальные действия: Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о герое, сказе, подтверждая её фактами из произведения Личностные УУД: Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения. |
VII этап. Домашнее задание по выбору. | СЛАЙД 5 1. Написать мини – сочинение «Судьба мастера». 2. Пересказ эпизода «Царь Александр – I и Платов в Англии». | Обсуждают домашнее задание, фиксируют в дневниках | |
VIII этап. Рефлексия. | Наш урок завершается. Мы говорим сегодня не только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы – россияне. Вы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами. Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке СЛАЙД 6 | Подводят итоги своей работы на уроке | Общеучебные универсальные действия: Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы. Самооценка детьми собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»
Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Н.С. Лесков. Сказ "Левша". Особенности проблематики и основная идея сказа.
Разработка урока поможет в его проведении....
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Разработка урока...
Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа
Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....
Технологическая карта урока на тему: "А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
Технологическая карта урока...
Тема урока:"А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Теркин".Образ главного героя,его народность.
Цель урока:1.выявить особенности конкретно-исторического подхода к изображению войны,качеств характера главного героя поэмы;2.совершенствовать навыки выразительного чтения;3.пробудить интерес к истори...