Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Урок построен на материале из произведений донских писателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_predlozheniya_i_..._step_v_proizvedeniyah_donskih_pisateley.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАТИВНЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Беликова
Галина
Андреевна
МБОУ ОСОШ №2
Учитель русского языка и литературы
Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.
Класс: 11
Тип: урок повторения и обобщения материала
Оборудование: карточки: словарная работа, карточка для самопроверки, тексты из произведений М.Шолохова, В.Закруткина.
Цели:
Образовательные:
Повторить и систематизировать знания:
- об изобразительных и выразительных средствах языка и речи
- о сложноподчиненном предложении как единице синтаксиса
Развивающие:
- развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста
- развивать произвольное внимание
- способствовать развитию зрительной памяти, логическому мышлению
- развивать письменную и устную связную речь
- учить контролировать правильность грамматического строя речи
Воспитательные:
- учить видеть прекрасное
- прививать интерес к урокам литературы
- развивать коммуникативные навыки работы в малой группе
- воспитывать любовь к родному краю
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Сообщение темы, цели урока
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля,
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя.
И.Федоров
У нас сегодня необычный урок, поэтому, как вы понимаете, тема тоже не должна быть обыкновенной. В качестве эпиграфа я взяла слова поэта И.Федорова.
II Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.
- Выразительное чтение эпиграфа
-Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор?
-Охарактеризуйте данное предложение
- Всмотритесь в эпиграф, назовите все виды орфограмм
III Актуализация знаний
- Слово учителя.
Урок мы начали со строк донского поэта И.Федорова, а продолжим свою работу по теме:
«Сложное предложение», опираясь на творчество эамечательных донских писателей.
Дон… Земля донская… донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и многих других дончан, прославивших Дон и Россию своими делами.
- Назовите известных в стране и мире писателей и поэтов донской земли.
Донская земля всегда была богатой на литературные таланты. На ней родились, жили, учились или работали такие известные в стране и мире писатели, как Константин Тренев, Александр Серафимович, Александр Фадеев, Анатолий Калинин, Вера Панова, Александр Солженицын, Виталий Закруткин, Михаил Шолохов поэт Николай Доризо и многие другие.
Великим сыном Донской земли, безусловно, можно считать Михаила Александровича Шолохова. «Я родился на Дону, рос там, формировался как человек и писатель, писал Шолохов. - И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края… Святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»
Наш донской край необыкновенно красив своими бескрайними ковыльными степями.
Перелистывая страницы «Тихого Дона», испытываем и печаль, и радость, и ненависть, и , конечно, любовь. Трепетную любовь к своему донскому краю.
IV Работа с текстом
1. Текст №1
Послушайте отрывок из «Тихого Дона»:
«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов.На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
- Укажите способ образования слова ПО-СЫНОВЬИ
- Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИЗКО КЛАНЯЮСЬ
- Дайте синтаксическую характеристику выделенных предложений
- Найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством
- Укажите назывные предложения
- Найдите сложносочиненное предложение, произведите синтаксический разбор, начертите схему
2. Текст №2
Как можно остаться равнодушным к следующим строкам из романа.
«Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа».
- Укажите средства выразительности, используемые автором в данном отрывке
- Дайте характеристику данных предложений.
3. Текст №3
Не остался равнодушным к донским степям и Виталий Закруткин: « Больше всего я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык»
Еще французский философ Декарт говорил: «Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений»
- Все ли слова писателя вам понятны?
- Выпишите из толкового словаря значение слова ЧАРОВНОЙ
4.Лингвистический эксперимент. Текст №4
1) Мы проведем небольшой лигвистический эксперимент: вам необходимо восстановить фрагмент из произведения Закруткина «О неувядаемом», вставив вместо точек пропущенные прилагательные.
Обдонье. …зори над … , … рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. …мережа виноградников на … правобережье в низинах. … разнотравье … займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. … стерня убранных полей, на которых маячат … скирды.
Для учителя. Обдонье. Утренние зори над тихой , спокойной рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. Зеленая мережа виноградников на крутом правобережье в низинах. Густое разнотравье широких займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды.
- Охарактеризуйте первое и второе предложения
- Какова роль односоставных предложений в произведениях Закруткина?
5. Цифровой диктант. Текст №5
- Выберите из отрывка рассказа Закруткина «Млечный путь», который я прочитаю, СПП с придаточным определительным, запишите номер(а) этих предложений.
1.В степи стояла та глухая тишина, какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги. 2.Эта степная тишина не была мертвым безмолвием – ночная степь жила своей жизнью.3.Но в ней не было того невнятного, бесконечного гула, который в городе не прекращается ни днем ни ночью.4.Общая тишина ночи только подчеркивала и оттеняли немногие звуки в степи. <…> 5.Степь лежала тихая, окутанная сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
-Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесную картину степи зимой.
6. Орфографическая работа
Описания степи являются благодатным материалом для того, чтобы повторить орфографию на уроке русского языка.
В ст.пи ст.яла та глухая тиш.на, какая быва.т только (в)дали от больших городов и от ж.лезной дороги. Эта ст.пная тиш.на (не) была мертвым бе.молвием – ноч(?)ная степь жила своей жизнью. Но в ней (не) было того (не)внятного, бе.конеч(?)ного гула, который в городе (не)прекращ.ется(н.) днем (н.) ночью. Общая тиш.на ночи только по.черкивала и оттеняли (не)многие звуки в степи. <…> Степь лежала тихая, окута(нн .н)ая сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.
Выполнить самопроверку по карточке с ключом.
-Кто не допустил ни одной ошибки при заполнении пропусков?
- В какие словах были допущены ошибки?
- Какие вопросы по правописанию остались?
V Творческая работа
Я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет важное значение, потому что вам скоро сдавать ЕГЭ, а там, как вы помните, есть задание С, которое вызывает большое затруднение. Следующее задание – еще один шаг к успешной сдаче экзамена.
Задание. Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от словосочетания «малая родина»
VI Исследовательская работа
-Завершающим заданием будет задание не менее интересное, чем предыдущее.
Я предлагаю определить авторство отрывков.
1) Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Шолохов)
2)А за Доном, все дальше на юго-восток, - неоглядная, бездорожная, испещренная солонцовыми западинами степь. В степи горьковатый душок прогретой солнцем полыни, колыхание ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей колючки. (Закруткин)
VII Подведение итогов урока.
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
- Удалось ли ее выполнить?
- Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?
- Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, «сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать.
VIII. Выполнение тестового задания.
-У вас есть еще возможность проверить, насколько успешно вы повторили материал по русскому языку. Отметка за тестовое задание будет вашей отметкой за сегодняшний урок.
- Выполнить электронный тест ( на интерактивной доске)
IX Рефлексия
- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».
« Ах, как я устал от этой суеты…».
« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».
Использованная литература:
- В.Закруткин. О неувядаемом. Издательство «Современник»,1973 .
- В.Закруткин. Плавучая станица. Издательство «Современник» ,1973 .
- М.Шолохов. Тихий Дон. Издательство «Молодая гвардия», 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»
Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...
«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».
6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента....
Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»
Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...
Научная работа: «Диалогические единства и соотносимые с ними структуры сложных предложений (на материале произведений И. А. Бунина и Ф.А Абрамова)».
Основная цель работы заключается в анализе и выявлении особенностей ДЕ, представленных в произведениях Бунина и Абрамова, и сопоставлении с ними структур сложных предложений....
Повторение обособленных членов предложения на материале произведений русских писателей.
Повторение темы: Обособленные члены предложения" на материале проиведений русских писателей....
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...
Казачество в произведениях донских писателей 11 класс
Программа адресована обучающимся 11 классам...