Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гурба Римма Анатольевна

Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы проводятся орфографическая. словарная работы. закрепляются знания детей о частях речи и склонении имен  существительных. Учителем  дается теоретический материал о растении.  Совместно с обучающимися составляется план текста. Группа детей начинает писать текст по плану и  опорным словам. остальные-по плану и вопросам. Подводится итог урока.  Идет оценивание работ и дается домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

В 6 классе

Тема: « работа с деформированным текстом»

Ю. А. Жданов

«Подсолнух»

Учитель: Гурба Р. А.

2010-2011 уч. г.

Цели: Формировать умение работать с деформированным текстом, восстанавливая последовательность предложений в этом тексте по опорным словам и вопросам, ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РАССКАЗОМ  Ю. А. Жданова « Подсолнух», с краткими научными сведениями о подсолничнике.

Развитие графических навыков, орфографических, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, коммуникативность, самостоятельность.

  1. Орг. момент.

Задача классу.

Вы, наверное, догадались, увидев как украшен класс , о чём пойдёт речь на  уроке? О подсолнухах. А точнее об очень красивом растении-подсолничнике,  похожем на солнышко. Вы у меня тоже очень красивые и умные. Вам предстоит  суметь написать текст нашего донского писателя Ю. А. Жданова( портрет )«Подсолнух», но не списать или написать под диктовку. Вы должны восстановить в нём предложения в нужном порядке, потому что я их переставила местами, и из-за этого   потерялся смысл текста и он стал деформированным.  Называю тему. На уроке ещё будем развивать мышление внимание, память и конечно же старайтесь писать аккуратно в своих  тетрадях. Что такое текст?

А сейчас выполним упражнения, которые помогут нам правильно дышать, говорить и всё хорошо видеть.

Сядем прямо, опустим плечи. Медленно поднимаем плечи одновременно делаем вдох: медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.

Ладошки. Положить руки, ладонями вверх. Резко сжимаем и делаем выдохи. Плечи не поднимаютс, сидеть ровно.

 Смотрим на доску 2-3 сек и на кончик носа. Сидя руки на пояс.Повернуть голову вправо посмотреть на правое плечо, влево, на левое плечо.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи

Язык нужно расслаблять

И под счёт его держать: 1,2,3,4,5!

Язык можно убирать.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Сильно надуть щёки, удержать воздух.

Рот широко открыть, губы втянуть вовнутрь.

Послушаем красивое стихотворение о подсолнухе.

Золотой подсолнушек, (Герасимов)

Лепесточки- лучики.

Он-сыночек солнышка

И весёлой тучки.

Утром просыпается,(Березниченко)

Солнышком лучится,

Ночью закрываются

Жёлтые ресницы

Летом наш подсолнушек(Арманов)

Как цветной фонарик.

Осенью нам чёрненьких

Семечек подарим.

-Эй подсолнух молодой,

От чего ты золотой? (Чернобылова)

-Солнце красное люблю

Шапкой я лучи ловлю.(Павлов)

Хотите у себя на столе такой цветок, похожий на солнышко.(На круглой детали лежат горошины из пластилина, берите по лепесткуи прикрепляйте, не прикасаясь к пластилину,придавливайте пальцами, переверните ипоменяйтесь с соседом.

ОТКРЫЛИ ТЕТРАДИ, ПОЛОЖИЛИ ИХ С НАКЛОНОМ.

Запишем дату, вид работы. Объясним орфограммы.

Первое д.кабря.б.гл.,непроверяемая

Класс.ная р.бота.

Мин. Чистописания. солн     под       ух     подсолнух

Обозначим части слова. Сделаем звуковой анализ.

В словарную работу я включила слова из текста. который мы будем составлять и записывать сегодня на уроке.

Июнь(ь), д.жди(б. гл.), в ст.пи(б.гл),  со.нце(непроизн.), ч.стица, к.манда, гол.вы, з.кат, на в.сток.

  Эти все слова относятся к какой части речи? Что такое сущ.? А сейчас я хочу, чтобы вы мне показали, как вы умеете определять склонения. Разложили карточки. Обратная связь.

Кроме этих слов в тексте вам встретятся ещё слова. Я сейчас объясню их значение.

Словарь

Степь- безлесое и обычно ровное пространство с травянистой растительностью.

Устремляют-стремительно двигаются, направляются.

Восток-часть горизонта, где восходит солнце.

Соцветия- верхняя часть стебля со сближенными цветками и видоизменёнными листьями.

Светило-светящееся небесное тело.

Зенит-точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой.

Стан-место стоянки(полевой стан).

Замешательство-внезапное нарушение порядка, растерянность.

Закат-заход солнца за линию горизонта.

Кумир-предмет восхищения, преклонения.

Зрелость-возраст между молодостью и старостью.

Я немного покажу и  расскажу о подсолнечнике. Будьте внимательны. Мой рассказ поможет вам справиться с восстановлением предложений в деформированном тексте.

Подсолнечник, пожалуй,  одно из самых любимых растений в России. Нет огорода в сельской местности, где бы среди петрушки, морковки и свёклы не красовался этот гигант. Однако привезли подсолнечник к нам в страну из Америки.

Название произошло из 2-х греческих слов «хелиос»-солнце и «антхос»-цветок. Такое название ему дано не случайно. Огромные соцветия подсолнуха, окаймлённые яркими лучистыми лепестками, и впрямь напоминают солнышко. Открывает свои коробочки подсолнечник в июне. Кроме того это растение обладает уникальной способностью поворачивать свою головку вслед за солнцем, прослеживая весь его путь от восхода до заката. Стараются не потерять не одной частички солнечного света. Когда солнышко переходит в зенит, т.е. останавливается на одном месте. После того, как немного постоит на одном месте,  оно начинает клониться к закату. Тогда растения поворачивают свои головки снова туда, откуда начали свой путь утром, на Восток. Там они снова начинают ждать утреннего появления солнца. И только когда они уже почти созреют, тогда перестают с утра и в течение дня следовать за солнцем.

Повторим наши знания о тексте.

Текст-это несколько предложений, связанных по смыслу. Раз предложения связаны по смыслу, то к тексту можно придумать что? ( заглавие). Все предложения в тексте имеют границы, т. е. в конце каждого предложения ставиться точка. В тексте всегда о ком-то или о чём- то говорится. В нашем тексте будет говориться о чём? Текст делится на части.: На какие? Начало, основная часть, концовка. Каждая часть записывается с красной строки. Можно сказать начинается новая часть, а можно сказать начинается новый абзац.

Запись заголовка.

Переходим к работе с текстом.

 В тексте, с которым будем работать мы всего 2 части, т. е. всего 2 абзаца.

Поэтому и план текста будет состоять из 2-х пунктов.

  1. Подсолнечник в донской степи.
  2. Внезапное нарушение порядка. В золотом стане.

Вывешиваю опорные слова и вопросы.

Группа детей составляет текст, используя опорные слова.

Остальные отвечают на вопросы, находя ответы на карточках.

Опорные слова.

  1. После.
  2. Миллионы.
  3. Жадно.
  4. Замешательство.
  5. Кумир.
  6. на  восток.
  7. Ждут.
  8. Подсолнух..

Вопросы.

1.Когда раскрывает свои коробочки подсолнечник?

2.Сколько молодых соцветий устремляют на восток свои золотые соцветия?

3.что они делают потом?

4.когда в золотом стане начинается замешательство?

5.Чувствуют ли растения, как кумир клонится к закату?

6.Когда подсолнухи отворачиваются от солнца?

7.Чего снова они ждут?

8.Когда подсолнух изменяет обычаю молодости?

Чтение текста.

-Какова тема текста?

-Какова идея текста? автор хотел рассказать о необыкновенном умении этого растения.

Индивидуально составление слов по вертикали и горизонтали.

Подвиньте к себе карточки. Там есть правильные и неправильные ответы. Возле правильных ответов поставьте знак +,возле неправильных-.

Оценивание ребят.

Д. з.  Письменно ответить на вопрос: «Почему мне нравится подсолнечник?».Не менее 5 предложений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей

Урок построен на материале из произведений донских писателей...

Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Казачество в произведениях донских писателей 11 класс

Программа адресована обучающимся 11 классам...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...