Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект к уроку литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 47. Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша»: определение жанра

Цель: рассказать о жизни и творчестве Н.С. Лескова; раскрыть особенности жанра сказа «Левша»; развивать навыки самостоятельной работы, монологической речи.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Н.С. Лескова, особенности жанра, сюжета и героев сказа «Левша»; умение извлекать из текста необходимую информацию, делать устные сообщения, составлять портрет писателя

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.

Выполнение самостоятельной работы по трехсложным размерам стиха.

  1.  Анализ контрольной работы.
  2. Работа по теме урока.
  1. Беседа по статье о Н.С. Лескове.

В основе вопросы рубрики «Проверь себя» стр. 212.

Дополнительные вопросы.

- Чьим современником был Н.С. Лесков?

- Расскажите о семье писателя.

- Какое образование получил Н.С. Лесков?

- Какие произведения Н.С. Лескова вы читали?

2. Сообщение о музее Н.С. Лескова в городе Орле.

3. Слово учителя.

К творчеству одного из интереснейших русских писателей Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но о его знаменитом герое, левше, вы наверное уже слышали. Этот герой получил с легкой руки писателя самостоятельную жизнь.

Родина Н.С. Лескова – город Орел. Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н.С. Лескову было 17 лет, отец умер от холеры,и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая II, снятие многих запретов и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой были нужны образованные , предприимчивые люди, и Лесков начинает работать на коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера «Где вы черпаете материал для своих произведений?», Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

4. Определение жанра произведения.

- Как вы думаете, зачем Н.С. Лесков ссылается на рассказ старого оружейника? (Примерный ответ. Лесков хотел, чтобы легенда о левше исходила как бы из уст народа. Он ссылался на рассказ старого оружейника, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши).

Жанр произведения писатель определил сам: это сказ. Прочитайте, что такое сказ на стр. 269 учебника.

        5. Работа с первой главой.

        Чтение первой главы учителем. Беседа по вопросам.

        - Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? (Примерный ответ. Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (проездиться, междоусобные разговоры, дерябнул), инверсий, характерных для фольклорных произведений (в разных государствах чудес посмотреть, все государя домой манил, был человек женатый). Кроме того, исторические персонажи — Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина, их поступки, их речь в изложении рассказчика вызывают улыбку. Например, «Платов сказал себе: "Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя"»).

        - Когда происходит действие сказа? (Примерный ответ. В России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном).

        - Какие исторические факты упоминаются в произведении? (Примерный ответ. Венский конгресс 1814—1815годов («венский совет»), поездка Александра 1 с Платовым в Лондон. Также в связи с восшествием на престол Николая /упоминается восстание декабристов 1825года, названное «смятением»).

IV. Закрепление изученного материала.

        - Почему Лесков выбрал рассказчиком простого человека?

        - В чем необычность жанра этого произведения?

        V. Подведение итогов урока.

        - Понравился ли вам сказ «Левша»?

VI. Домашнее задание

  1. Выписать цитаты, характеризующие Александра Павловича, Николая Павловича, Платова, левшу
  2. Подготовить пересказ эпизода по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....

Конспект урока.А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт 1. О.Н.У. 2. Проверка д/з 3. Введение в тему урока (слайд 1) -Каким вы представляете себ...