Казачество в произведениях донских писателей 11 класс
рабочая программа по краеведению (11 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа
имени Анатолия Вениаминовича Калинина
УТВЕРЖДАЮ:
директор
_______________(Д.В. Заберов)
Приказ № _____
от «___» ________2020 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Казачество в произведениях донских писателей_____________
(указать предмет, курс, модуль)
Среднее общее образование 11 классы
Количество часов __34 часа
Уровень ______элективный курс_____________
Учитель Сычёва Наталья Викторовна_________________________
Программа элективного курса разработа на составлена на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1., основной образовательной программой среднего общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 102 от 27.08.2019 г.), сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г. учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2020-2021 учебный год
2020-2021 уч. год
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа по элективному курсу |
Адресность программы | Программа адресована обучающимся 11 классам МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина |
Разработчик программы | Сычева Н.В., учитель |
УМК | Сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г. |
Место предмета в учебном плане | В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение элективного курса определено час в неделю (34 часа в год). |
Внесенные изменения и их обоснование |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Казачество в произведениях донских писателей» составлена на основе:
--Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1.;
- Сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
-учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2015-2016 учебный год
Цели и задачи образования с учётом специфики элективного курса Казачество в произведениях донских писателей»
Рабочая программа элективного курса Казачество в произведениях донских писателей» имеет художественно-эстетическое направление и рассчитана на учащихся 10-го класса общеобразовательной школы
Цели занятий:
- способствовать развитию и становлению творческой личности обучающихся;
- приобщить учеников к творчеству писателей Донского края, традициям малой Родины, ее людям;
- раскрыть учащимися гуманистический пафос, духовно – нравственные ценности произведений А.П. Чехова, М.А. Шолохова, А.Калинина, В. Закруткина, Н. Туроверова, Б. Куликова, А. Сафронова о мире и войне, толерантность многонациональных жителей Дона;
- сформировать эмоциональное восприятие художественных текстов, образное и аналитическое мышление у учащихся, творческое воображение, читательскую культуру и понимание авторской позиции;
-развитие читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений Дона и о Доне.
Реализация поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:
- проследить историю жизни и творчества донских писателей;
- ввести обучающихся в мир художественных образов писателей и поэтов;
-раскрыть особенности творческой лаборатории А.П. Чехова, М.А. Шолохова, В. Закруткина, А.Калинина;
-развивать образное мышление, устную речь;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.
- Общая характеристика элективного курса
На фоне компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема является самой актуальной в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает обучающихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Сегодня уже никто не спорит о необходимости глубокого освоения региональной культуры как части великого русского наследия. Донская земля была всегда многонациональной. На Дону проживают народы 120 национальностей. Исторически сложилось и возрождается казачество, которое определило особый, менталитет жителей Дона. Свобода, личная независимость, межнациональное согласие, любовь к земле, трудолюбие, ответственность за семью, судьбу Дона и всей России, чуткое понимание красоты родной природы – вот те черты, которые всегда отличали жителей нашего региона.
Глубокое постижение творчества писателей Дона, осознание школьниками нравственного и эстетического мира писателей, проникновение в необычную яркость изображенной жизни на Дону в разные эпохи определяют формы поведения занятий.
Элективной курс «Казачество в произведениях донских писателей»
- призван способствовать обеспечению духовного, нравственного роста подрастающего поколения,
- ориентирован на стимулирование творческой активности обучающихся 10 класса, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителями, учреждениями и организациями для решения целей воспитания и образования, осуществления поддержки одаренных учащихся, развития мотивации и самоопределения.
Формы занятий: беседы, практикумы, интернет, просмотр отрывков кино, спектаклей, ролевые игры, работа в группах, экскурсия в театр, дискуссии, открытый микрофон, проведение литературно-музыкальных композиций, мероприятий, викторины и др.
Принципы работы.
1. Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным.
2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
3. Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и произведения, открывать путь к самопознанию.
Выбор элективного курса мотивирован тем, что он
- соответствует социальному заказу родителей;
- построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся, предоставляет им возможность проявить свои творческие способности.
Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- для создания связного текста на необходимую тему;
- для участия в диалоге или дискуссии;
- для самостоятельного знакомства с явлениями художественной литературы и культуры Дона и оценки их эстетической значимости;
- для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Деятельность элективного курса реализуется через проекты:
-творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);
-игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);
-информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.
- Место элективного курса в учебном плане.
Предмет | Учебный план | Количество Часов в год | Количество часов в неделю | Класс | |
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
Казачество в произведениях донских писателей | 0 | 1 | 34 | 1 | 11 |
IV.Календарно-тематическое планирование курса
№ п./п | Дата | Тема занятия, тема контрольных работ. | Кол-во час | Основные виды учебной деятельности | Требования к результатам | |
1. | 4.09 | Литературная палитра Дона. А.В. Калинин. Военная журналистика | 1 | Активное слушание, выступления обучающихся. Выразительно чтение, Беседа по вопросам, интерпретирование текста. | Развивать навыки монологического высказывания. | |
2. | 11.09 | А.В. Калинин сборник очерков «От военного корреспондента» | 1 | Уметь охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу, работать с текстом, с иллюстрациями, с понятиями - выразительные средства языка. | Знать очерки А. Калинина Уметь проникнуть в образный мир произведения. | |
3. | 18.09 | А.В. Калинин. Повесть «Эхо войны» | 1 | Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу, работать с текстом, с иллюстрациями, с понятиями - выразительные средства языка. | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов касающихся литературы Дона | |
4. | 25.09 | А.В. Калинин. Повесть «Эхо войны» Наталья Калинина рассказ «Приблудная» | 1 | Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу, работать с текстом, с понятиями - выразительные средства языка. | Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа | |
5,6 | 2.10 9.10 | Певец донского края. Жизнь и творчество М.А. Шолохова. «Донские рассказы» | 2 | Просмотр и обсуждение видеофильма «М.А. Шолохов». Беседовать по вопросам, используя различные виды чтения. | Знать биографию и творческий путь М.А. Шолохова. Уметь проникнуть в образный мир произведения. | |
7. | 16.09 | Роман «Тихий Дон» Традиции казачества | 1 | Беседовать по вопросам, используя различные виды чтения. | Знать содержание романа «Тихий Дон»; приемы анализа эпизодов текста. | |
8. | 23.10 | Тема истории донского казачества, его быта, традиций в творчестве М.А. Шолохова. | 1 | Охарактеризовать героев. Выполнить практическую работу, работать с текстом, с иллюстрациями, с понятиями - выразительные средства языка. | Знать содержание романа «Тихий Дон»; приемы анализа эпизодов текста. Уметь: сопоставлять эпизоды романа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному. | |
9. | 6.11 | Образ степи в произведениях донских писателей . А. Краснов «Степь» | Знать содержание .Развивать навыки монологического высказывания | |||
10. | 13.11 | Тема подвига человека на войне в рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти». | 1 | Исследовательская работа с текстом рассказа «Наука ненависти, использовать комментированное чтение, вести аналитическую беседу, пересказывать фрагменты. | Знать проблематику произведения, владеть различными видами чтения и пересказа | |
11. | 20.11 | Литературная палитра Дона и о Доне. | 1 | Активное слушание, выступления обучающихся с рассказом о традициях, обычаях жителей Дона с использованием высказывания видных людей России о культуре и литературе Дона.. | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов касающихся литературы Дона. | |
12. | 27.11 | Истоки духовной культуры Дона. | 1 | Конкурс эрудитов «Что ты знаешь о культуре Дона?» Прослушивание казачьих песен, просмотр видеофильмов о Доне | Развивать навыки монологического высказывания. Уметь давать развёрнутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении вопросов, касающихся литературы Дона. | |
13. | 4.12 | Богатство и разнообразие жанров, тематики и проблематики произведений | 1 | Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…». Выразительно читать, беседовать по вопросам, интерпретировать. | Знать творчество А.Калинина, М.Шолохова, П.Лебеденко, А.Недогонова, Н. Скребова, А.Софронова. Уметь определять и выражать свою собственную позицию | |
14 | 11.12 | Русские поэты о Доне и донском крае | 1 | Выразительно читать, беседовать по вопросам, интерпретировать. | Знать традиции классической литературы, разнообразие жанров, проблематики, тематики их произведений. | |
15 | 18.12 | Поэзия Дона. Тематика и проблематика лирических произведений донских поэтов. | 1 | Чтение учащимися стихотворений донских писателей. Прослушивание музыкальных произведений о Доне (Д. Долинского, Л.Лопухиной, С. Халаимова). | Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии. | |
16 | 25.12 | Написание сочинения «Мой край родной – земля донская» | Создавать собственный текст | Совершенствовать навык анализа лирического текста | ||
17 | 15.01 | «Звенела песня казака». Поэзия Николая Туроверова. | 1 | Выразительно читать стихотворения казачьего поэта. Определять темы и мотивы в лирическом стихотворении. Провести исследовательскую работу с текстом лирического произведения. вести беседу. | Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета. | |
18-19 | 22.01 29.01 | Образ родной страны в стихах Анатолия Софронова. | 2 | Выразительно читать стихи: «Откуда Дон берёт начало»,«Табунщик», «Бочонок». Составить отзыв о стихотворении, дать его интерпретацию. Читать стихотворение наизусть. Организовать и осуществить учебные действия. Анализировать текст. | Знать основные мотивы стихотворений поэта, уметь выразительно читать лирический текст, владеть анализом лирического произведения, находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос. | |
20-21 | 5.02 12.02 | «Хочу…не просто быть!» Поэзия Бориса Куликова. | 2 | Выразительно читать стихи:«Донские песни», «Донщина», «Старая шашка», «На старом подворье», анализировать. Наблюдать. Беседовать. | Развивать умение анализировать лирическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | |
22 | 19.02 | Образ жизни и творчества писателей Дона Место творчества В.А. Закруткина в литературе Дона. | 1 | Составить устное высказывание, творчески прочитать, отвечать на вопросы. Участвовать в учебном диалоге. Совершенствовать навыки монологической речи. | Знать национальные традиции, формирующие проблематику и образный строй литературы Дона. Уметь характеризовать литературу Дона в контексте русской литературы. Знать о месте творчества В.А. | |
23 | 26.02 | Публицистика военных лет. «Кавказские записки» В.А. Закруткина – документальная книга о войне | 1 | Комментированное чтение глав «Горькая дорога», «В горах главного хребта», «Терский рубеж», «Дорога славы». Анализ эпизодов. Выявление проблематики книги, сзывающей главы в одно целое | Знать этапы биографии В.А. Закруткина, разнообразие жанров, художественные открытия В.А. Закруткина. Уметь определять тематику, проблематику, нравственно – эстетические ценности произведений. | |
24 | 5.03 | В.А. Закруткин. Книга очерков «Лик земли». Стремление восславить трудовые свершения современников. | 1 | Чтение текста, анализ понравившихся эпизодов. Определение темы и идеи, связывающих очерки и книгу. Работа с литературоведческими понятиями: публицистика, очерк, репортаж, пейзаж. Написание сочинения «Люди нашего города, хутора». | Знать проблематику и основную мысль рассказа. Учить учащихся определить жизненную позицию героев произведения. Показать мастерство В.А. Закруткина. как рассказчика, поэта в прозе. | |
25 | 12.03 | Высокая поэзия труда, народные характеры в романе В.А. Закруткина «Плавучая станица». | 1 | Выступать в группах, работать с мини-презентациями. Читать по ролям. Вести беседу и наблюдение. Анализировать сцены. Устное словесное рисование. Художественный пересказ фрагмента. | Знать своеобразие сюжета, глубину психологического анализа, авторскую позицию. Определить черты притчи в повести. Уметь сопоставлять героев произведений близкой тематики, выражать свою позицию по проблемам произведения. | |
26-27-28 | 19.032.04 9.04 | А.В. Калинин. «Цыган». Поиски нравственной красоты в современниках. | 3 | Читать по ролям, участвовать в литературной беседе, обогащать словарный запас. | Знать историю создания романа «Цыган», Уметь определить проблематику и тематику романа. Рассуждать, участвовать в литературной беседе. | |
29 | 16.04 | А. Калинин. «Реквием» - гимн великому сыну Дона, писателю М.А. Шолохову. | 1 | Работать с текстом, использовать комментированное чтение, беседа. Выполнить словарную работу. Учиться выразительно читать текст «Реквиема». | Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии; совершенствовать навык анализа лирического текста | |
30 | 23.04 | Особенности поэтического языка Виктора Петрова. | 1 | Интерпретировать стихотворения. Дать устное словесное рисование. Работать с иллюстрациями. Анализировать лирический текст. | Развивать умения и навыки анализа лирического текста | |
31-32 | 30.04 7.05 | Литературный журнал «ДОН» | 2 | Знакомство с журналом «Дон», с его основными рубриками | Развивать умения и навыки анализа текстов любого типа | |
33-34 | 14.05 21.05 | Критическая литература Дона | 2 | Работать с текстом, использовать комментированное чтение, обогащать словарный запас. | Видеть лучшие образцы критических статей |
V.Содержание программы
Вклад литературы Дона в общенациональную культуру. Особенности Литературная палитра Дона и о Доне
Истоки духовной культуры Дона. Богатство и разнообразие жанров, тематики и проблематики произведений донских писателей. Устный журнал «Гордость и слава Дона»
Певец донского края
Жизнь и творчество М.А. Шолохова. События и их герои. Война в её праве на страницах книг Шолохова. Тема подвига человека на войне в рассказе М. А. Шолохова «Наука ненависти». Судьба человека в трагических испытаниях истории. Изображение простого русского человека в романе М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Тема истории донского казачества, его быта, традиций в творчестве М.А. Шолохова. Творческий проект по творчеству М.А. Шолохова.
Поэзия Дона
Тематика и проблематика лирических произведений донских поэтов «Звенела песня казака». Поэзия Николая Туроверова. Образ родной страны в стихах Анатолия Сафронова. «Хочу…не просто быть!» Поэзия Бориса Куликова. Проба пера. Лирический дневник.
В.А. Закруткин
Место творчества В.А. Закруткина в литературе Дона. Книга очерков «Лик земли». Стремление восславить трудовые свершения современников. Практическая работа. Художественное исполнение понравившихся эпизодов. Повесть «Матерь Человеческая» - произведение высокого гуманизма. Нравственные истоки подвига на войне. Роман «Плавучая станица» - голос автора в защиту народных богатств. Высокая поэзия труда, народные характеры в романе. В.А. Закруткин – художник «шолоховского притяжения». «Цвет лазоревый» книга о жизни и творчестве М.А. Шолохова. Инсценирование эпизодов. Творческий практикум. Литературно-музыкальная композиция «В.А. Закруткин- писатель, воин, сын земли донской».
А.В. Калинин (22ч)
Жизнь и творчество А.В. Калинина. «Цыган». Поиски нравственной красоты в современниках. Художественное своеобразие романа А.В. Калинина «Цыган». Система образов. Подготовка к литературной гостиной по творчеству А.В. Калинина. Создание презентации. Практическая работа. Методика написания сценария мероприятия. Тема войны в произведениях А.В. Калинина. Тема героического подвига и предательства в повести А.В. Калинина. «Эхо войны». Психологизм и художественное своеобразие повести. «Гремите, колокола!» Проблема отцов и детей. Нравственные проблемы в романе. Поиски смысла жизни Натальей Луговой. Жизнеутверждающий пафос повести А.Калинина «Возврата нет». Галерея женских образов. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений. Поэтическое творчество А.В. Калинина. «Реквием» - гимн великому сыну Дона, писателю М.А. Шолохову. Особенности поэтического языка. Новая Россия в конце XX в начале XXI века. Поэма «Послесловие к роману «Цыган». Творчество А.Калинина в фарватере шолоховских традиций. Инсценирование фрагментов художественных произведений. Практическая работа. Литературно-музыкальная композиция «Анатолий Калинин –писатель Донского края».
VI. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса .
Основная литература.
1. Литература Дона и о Доне. Сборник программ под редакцией В.Я. Рыбниковой. – Ростов на/ Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2007г- 63 с.
2 Край родной: Хрестоматия для чтения учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы ( на региональном материале). Составители: Небратенко В.Б., Яцык В.Д.- М.: «БАО –ПРЕСС»; Ростов-на – Дону: Издательство БАРО –ПРЕСС», 2007г. -368с.
3. Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 8-9 классах. - Ростов-на – Дону, ЗАО «Книга», 2005.- 215с.
Дополнительная литература.
1. Большой толковый словарь донского казачества, -М.: Русские словари,АСТ,2003г.
2. Фразеологический словарь русского языка для школьников/авт. –сост. .М.А. Котова.- М.:РИПОЛ классик, 2005.
3. Проблемы изучения языка и стиля М.А. Шолохова/Рост гост.пед. ун-т Лингвист. Ин-т. –Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2008г.
4.А.Калинин. А на рассвете грянул гром: Поэмы. Ростов на/Д.: Приазовский край, 2008г.
5.М. Мирошниченко. Шолоховское притяжение: Заметки о современной донской литературе. Ростов на/Д.: Книжное издательство, 2004.
6. Виталий Закруткин в книгах и в жизни. Слово о писателе. Ростов на/Д., 2008.
7. Б. Куликов. Дом в станице. Ростов на/Д., 2003.
Образовательные электронные ресурсы
1.Сайт "К 100-летию М. А. Шолохова". Донской государственной публичной библиотеки - http://www.sholohov.dspl.ru
2.24 мая 1905 года родился МИХАИЛ ШОЛОХОВ -http://www.ruscenter.ru/1611.html
3.К биографии М.А. Шолохова – http://www.cbs1vao.ru/sholgizn/001-biograf.htm
4.Михаил Александрович Шолохов - http://www.peoples.ru/art/literature/story/sholohov/history1.html
5.Государственный Музей-Заповедник М. А. Шолохова - http://www.sholokhov.org/splash.html
6.ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905-1984) - http://www.mikhailsholohov.ru/lr-sa-aaa-134/
7.http://www.cbs1vao.ru/sholgizn/005-nobel.htm - Владимир ВАСИЛЬЕВ Шолохов и Нобелевская премия: история вопроса
8. Творчество А. Чехова. Автор/создатель: Гуманитарный Фонд «Чеховский центр» http://antonchekhov.ru/
9. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/267976
10. Творческая и жизненная позиция донского писателя А.В. Калинина. http://www.razdory-museum.ru/kalinin-credo.html
11. Жизнь и творчество В. Закруткина. http://zakrutkin.ru/
Библиотеки:
http://www.bibliogid.ru или http://www.bibliotekar.ru
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Сложные предложения и ... степь в произведениях донских писателей
Урок построен на материале из произведений донских писателей...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
«Образ атамана М.И.Платова в произведениях УНТ, Донских писателей и сказе «Левша» Н.С.Лескова».
6-й класс. Урок литературы с использованием регионального компонента....
Урок русского языка.Деформированный текст по произведению донского писателя Ю. А. Жданова «Подсолнух»
Речь на уроке идет о растении- подсолничнике. Проводятся упражнения на дыхание, зрение, развитие артикулляционного аппарата. Используются стихи о подсолничнике. перед выполнением письменной работы про...
Устный журнал «Красота души русского человека» (по произведениям донских поэтов и писателей о Великой Отечественной войне).
Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей Родины, к истории Донского края.Задачи:пропаганда идей пат...
Урок по родной литературе в 9 классе Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»
Урок по родной литературе в 9 классеТема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»...