Тематическое планирование по литературе для 11 класса по программе Беленького
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) по теме
Работа представляет собой развёрнутое тематическое планирование к комплекту (хрестоматия и учебник-практикум) "Русская литература XX века"/ под ред. Ю.И.Лыссого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_templanir_urokov_literatury_v_11_klasse_-_3_ch._v_ned.docx | 91.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (102 ч.)
№ | Система уроков | Педагоги-ческие средства | Вид деятельности учащихся | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся) | Информационно-методическое обеспечение | Диагностика | Кол-во часов | Дата | ||
Учебно-познавательная | литературоведчес-кая | информационная | ||||||||
1 | Русская литература XX века в контексте мировой культуры. Цель: показать взаимосвязь русской литературы XX века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы русской литературы XX века. | Лекция беседа | Коллективная | Знать основные темы и проблемы русской литературы XX века. Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой. | Составление плана, тезисов лекции. | 1 | ||||
2 | “На рубеже веков”. (Литература начала 20 века). Цель: дать представле-ние о тенденциях русской литературы конца XIX – начала XX века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модер-низм», «декаданс» | Лекция беседа. | Коллективная, индивидуаль-ная | Знать основные закономерности развития литературного процесса рубежа веков | Модернистские группы: символисты, акмеисты, футуристы. | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. | Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX –начала XXв.в-М.,1988 | Конспекты статей В.Ленина, В.Брюсова, Д.Мережковского | 1 | |
3 | Основные черты творчества Чехова, своеобразие его мастерства. Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, его идейной и эстетической позицией, основной проблематикой его творчества, своеобразием мастерства. | Лекция, беседа, работа с книгой. | Фронтальная, индивиду-альная | Знать о жизни и творчестве писателя, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику его творчества, своеобразие мастерства. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | Бердников Г. Чехов. – М.: 1978. (ЖЗЛ) Сафонова Н. Величие человеческой души. Мелихово. ЛВШ, №2, 1997. | 1 | |||
4 | Тема гибели человеческой души в рассказах Чехова. Цель: раскрыть проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, показать принцип нисходящего развития личности, роль детали. | Проблемные задания | Индивиду-альная, групповая | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказах Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности | Уметь анализиро-вать рассказ. | Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | Рассказ Чехова «Ионыч» - РЯШ, №2, 2000. | 1 | ||
5 | Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишнёвый сад». Цель: Раскрыть новаторство Чехова-драматурга, познакомить с новым театром Чехова – «театром жизни», рассмотреть историю создания пьесы «Вишнёвый сад». | Проблемная лекция, беседа, проблемные задания | Фронтальная, групповая | Знать особенности чеховской драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни». Уметь готовить индивидуальные задания по теме «История создания пьесы «Вишнёвый сад». | Уметь делать сравнительный анализ эстетических принципов театра Гоголя, Островского и Чехова. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | 1 | |||
6 | Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы «Вишнёвый сад». Цель: показать актуальность пьесы в наше время, жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей. | Проблемные задания | Групповая | Уметь определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментиро-вать актёрский и режиссёрский замысел | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | Путинцева В. Когда болеет душа. (Литература, №26, 1998.) Ищук-Фадеева Н. Вишнёвый сад: стиль-жанр-метод. (Литература, №47, 1997). | 1 | ||
7 | Р./р. Сочинение по творчеству Чехова. Цель: выявить степень усвоения темы, умение определять границы темы, полно и грамотно её раскрывать. | Самостоятельное планирование и проведение исследования | Индивиду-альная. | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно оформить созданный текст. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | 1 | ||||
8 | Истоки русского символизма. Цель: показать влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. | Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа. | Коллективная | Знать о влиянии западноевропей-ской философии и поэзии на творчество русских символистов. Уметь находить символы в произведениях символистов и раскрывать их значение. | Символизм, символ, старшие символисты, младосимволис-ты. | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов. | Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя.–М.: Просвещение, 1999. | Конспекты статей теоретиков символиз-ма. | 1 | |
9 | В.Я.Брюсов- удивитель-ный поэт, переводчик и человек. Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере данных стихов показать основные темы и мотивы поэзии. | Проб-лемные зада-ния. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение. | ИВС | Поиск нужной информавции по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для система-тизации ин-формации; создание устных и письменных высказываний. | Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. | Чтение наизусть. | 1 | |
10 | Поэзия К.Д.Бальмонта. Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта обзорно; на примере стихотворе-ний поэта показать основные мотивы и темы поэзии. | Проблемные зада-ния | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение. | ИВС | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедий-ных ресурсов для систе-матизации информации; создание устных и письменных высказываний. | Пиманова О.В. Поэт с «утренней душой». К.Бальмонт. – ЛВШ, №1, 1998. | Чтение наизусть. | 1 | |
11 | Поэзия «младосимволистов» (А.Белый, Ф.Сологуб). Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэтов -«младосимво-листов» обзорно; на примере стихотворе-ний показать основные мотивы и темы поэзии. | Проблемные зада-ния. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать о жизни и творчестве поэтов - «младосимволис-тов». Уметь анализировать поэтическое произведение. | ИВС | Умение анализировать поэтический текст | Чтение наизусть | 1 | ||
12 | Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С.Гумилё-ва. Цель: дать понятие об акмеизме как литературно-художествен-ном направ-лении; познакомить с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва | Лекция проблемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Знать основные положения акмеизма как литературного направления. Уметь выступать с устным сообщением. | Акмеизм | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. | Анализ стихотворений. | 1 | ||
13 | Поэты, творившие вне литера-турных тече-ний. Смысл поэзии И.Ф.Аннен-ского. Цель: познакомить с личностью поэта; дать представ-ление об особенностях поэзии И.А.Анненского. | Лекция проблемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Знать биографию и особенности его творчества. Уметь выступать с устным сообщением. | ИВС | Умение пользоваться различными источниками информации. | Анализ стихотворения. | 1 | ||
14 | Футуризм. «Эгофуту-ризм» Игоря Северянина. Цель: познакомить с манифестами футуризма, их пафосом и проблемати-кой, обзорно познакомить с жизнью и творчеством И.Северянина | Проблемные зада-ния. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать манифесты футуризма, их пафос и проблематику, знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение. | ИВС | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; создание устных и письменных высказываний. | Чтение наизусть. | 1 | ||
15 | Р./р. Сочинение по твор-честву поэтов конца XIX – начала XX века. Цель: обобщить и закрепить знания материала по данной теме; выявить умение осмысливать тему, определить её границы, закрепить навык оформления цитат из поэтического текста. | Проблемные зада-ния. | Индивидуаль-ная | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой. | Умение создавать письменный текст на заданную тему; самостоятельно отбирать необходимую информацию в источниках различного типа. | 1 | ||||
16 | Жизнь и творчество А.Блока. Романтичес-кий мир раннего Блока. Цель: познакомить с полной душевных бурь, событий жизнью поэта; раскрыть своеобразие раннего мира поэта; сформировать представле-ние о наиболее характерных художествен-ных приёмах, символичес-ких образах. | Лек-ция, работа с кни-гой, де-монст-рация. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать о жизни и творчестве поэта, мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Уметь анализировать поэтическое произведение. | Символика, ИВС образ Прекрасной Дамы. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | Тестирование по типу ЕГЭ. | 1 | ||
17. | Тема России, её прошлого, настоящего и будущего в творчестве Блока. Цель: показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России. | Семи-нар | Индивидуаль-ная, коллек-тивная. | Знать содержание цикла «На поле Куликовом» и стихотворений поэта о родине. Уметь на примере анализа стихов поэта раскрывать его взгляды на тему исторического пути России. | Символ, ИВС. | Умение вести диалог, дискуссию. | Чтение наизусть. | 1 | ||
18. | История создания поэмы «Двенад- цать» Блока. Цель: познакомить с историей создания поэмы; показать особенности сюжета, своеобразие композиции и героев. | Проблемная лекция, анали-тичес-кая беседа. | Коллективная. | Знать историю создания поэмы «Двенадцать» А.Блока, сюжет, героев, своеобразие композиции. | Поэма, ИВС. | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. | Чтение наизусть. | 1 | ||
19 | Художественное своеобразие поэмы «Двенад-цать». Цель: познакомить со строфикой, интонацией, ритмом поэмы, её основными символами. | Проблемные зада-ния, работа с кни-гой. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать художественное своеобразие поэмы «Двенадцать» | Символы | Умение вести диалог, дискуссию. | Штейнбух Ф.М. «Белый венчик» Христа. Перечитывая поэму А.Блока «Двенадцать». РЯЛ в ср. уч. зав. УССР, №7, 1990. | Чтение наизусть. | 1 | |
20-21 | Р./р. Сочинение по твор-честву А.Блока. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением. | Иссле-дова-тельс-кие зада-ния. | Индивидуаль-ная. | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Создание письменных высказываний. | 2 | ||||
22 | И. А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина. Цель: дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина, обозначить основные темы его творчества, показать неповторимый стиль его лирики. | Беседа, работа с тек-стом. | Коллективная, индивидуаль-ная | Знать биографию писателя. Уметь выступать с устным сообщением. Знать основные мотивы лирики Лермонтова. Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. | Психологизм пейзажа в художественной литературе | Уметь применять для решения учебных задач информацион-ные и телекоммуника-ционные технологии. Уметь анализировать стихотворения. | Смирнова Л. А. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991 | Конспект тезисов лекции | 1 | |
23 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Цель: раскрыть философское содержание рассказа; понять авторскую позицию. | Проблемные зада-ния | Коллективная, групповая. | Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Уметь выделять нравственно-идеологические проблемы. | Психологизм пейзажа в художественной литературе Поэтика рассказа | Афанасьев В.Н.Бунин И.А. – М., 1966. | Письмен-ный ответ на вопрос | 1 | ||
24 | Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» Цель: показать развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. | Проблемные зада-ния | Коллективная | Знать о развитии русской классической литературы в прозе Бунина. Уметь соотносить текст и подтекст; определять роль художественной детали. | Индивидуаль-ный стиль писателя | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. Чтение наизусть. | Михайлов О.Н.Строгий талант. – М.,11976. | Сочинение-миниатюра | 1 | |
25 | Рассказы Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи». Цель: раскрыть особенности поэтики Бунина в эмиграцион-ный период, развитие темы родины. | Проблемные зада-ния | Коллективная | Уметь видеть психологизм и особенности «внешней изобразительно-сти» бунинской прозы | Индивидуаль-ный стиль писателя | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) . | Тестирова-ние по системе ЕГЭ | 1 | ||
26 | А. И. Куп-рин: жизнь и творчество. Цель: дать обзор творческого пути А.И.Куприна в сопостав-лении с творчеством Бунина; обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть художествен-ные особенности его произведений | Лекция беседа, работа с кни-гой. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Знать биографию писателя, нравственно-философскую проблематику его произведений. | Сюжет, фабула. | Уметь обосновать в устной и письменной форме своё отношение к произведению. | Берков П. Куприн А.И., Кулешов Ф. Творческий путь А.И.Куприна. | Конспект тезисов лекции. | 1 | |
27 | А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»: смысл спора о беско-рыстной любви. Цель: показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; обозначить роль детали в рассказе. | Проблемные зада-ния. | Коллективная, групповая. | Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. | Художествен-ный образ, сюжет, фабула. | Передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Волков А. Творчество Куприна. | Тестирование | 1 | |
28 | Люди цивилизации и люди природы в повести Куприна «Олеся». Цель: показать конфликт людей природы и людей цивилизации. | Проблемные зада-ния | Коллективная, индивидуаль-ная | Знать проблематику повести Куприна «Олеся». Уметь раскрыть смысл конфликта в повести. | Художествен-ный образ, конфликт. | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Р./р. Домашнее сочинение по творчеству Бунина и Куприна. | 1 | ||
29 | Нравствен-ная пробле-матика рассказа Л.Н.Андре-ева «Иуда Искариот». Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Андреева, обозначить основные темы и проблемы его творчества; выявить проблематику рассказа; побудить учащихся к высказыванию своего отношения к прочитанному. | Проблемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Уметь выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы. | Тема, проблема. | Самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | Афонин Л.Н. Леонид Андреев. | Анализ эпизода. | 1 | |
30 | М.Горький. Личность писателя. Цель: познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького. | Лекция беседа, проб-лемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Знать о жизни и творчестве писателя. | Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках. | Груздев И.А. Горький и его время. | Конспект тезисов лекции | 1 | ||
31 | Романтичес-кие рассказы Горького. «Старуха Изергиль». Цель: обогатить представление учащихся о романтизме, раскрыть соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции писателя. | Проблемные зада-ния, работа с книгой. | Групповая, индивидуаль-ная. | Знать проблематику ранних романтических произведений Горького; проблема героя, тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы. Уметь выделять приём контраста, определять особую роль пейзажа и портрета. | Проблема героя. Особенности композиции рассказа. | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. | Косивцева Л.Н. Литература 11 класс. Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2003. | Развёрнутая характеристика героя. | 1 | |
32 | Сценическая история и роль в театральной и обществен-ной жизни пьесы Горького «На дне». Цель: показать новаторство Горького–драматурга; определить составляю-щие жанра и конфликта в пьесе. | Беседа, проблемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику. | Социально-философская драма | Пересказ содержания пьесы от лица главных героев. | Бялик Б.А. Горький-драматург. – М., 1962. | Ответить на вопрос | 1 | |
33 | Три правды в пьесе «На дне», пробле-ма гуманиз-ма. Цель: выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыва-нию собст-венной точки зрения по данному вопросу. | Проблемные зада-ния. | Коллективная, индивидуаль-ная. | Уметь проследить развитие конфликта в драме, охарактеризовать образ Луки и его оппонентов. | Социально-философская драма | .Владеть навыками работы с различными источниками информации. | Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество Горького. | Тестирование по системе ЕГЭ | 1 | |
34 | Система образов в пьесе Горького «На дне». Цель: дать понятие о системе образов пьесы; выявить особую роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. | Беседа. | Коллективная, групповая, индивидуаль-ная. | Уметь анализировать систему образов произведения; вести диалог, уметь написать отзыв на произведение. | Драматическое произведение, | Умение самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | Письменная характеристика образа. | 1 | ||
35 | Р./р. Сочине-ние по твор-честву М.Горького. Цель: выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить её границы; закрепить навык составления плана сочинения. | Иссле-дова-тельс-кие зада-ния | Индивидуаль-ная | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал. | Умение создавать письменные тексты на заданную тему. | Тексты произведений писателя. | 1 | |||
36 | В.В. Маяковс- кий – поэт, художник и человек. Ранняя лирика. Цель: познакомить-ся с личностью поэта, показать его разносторон-нюю одарённость, внутреннюю силу и целеустрем-лённость; показать дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. | Проб-лемные задания работа с книгой | Групповая, индивидуальная. | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, раскрывая дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. | Футуризм | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации; создание устных и письменных высказываний. | Чтение наизусть | 1 | ||
37 | Сатира В.В. Маяковского Цель: путём анализа стихотворе-ний показать, как развивался талант Маяковского – сатирика, против чего направлена его сатира, раскрыть способы создания сатирических образов, жизненность и современ-ность стихов В.В.Маяковс-кого. | Семинарское занятие. | Индивидуальная коллективная. | Знать сатирическую поэзию В.В.Маяковского. | Сатира | Умение вести диалог, дискуссию. | Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. | Чтение наизусть | 1 | |
38 | Любовная лирика МаяковскогоМотивы трагического одиночества в поэме «Облако в штанах» Цель: показать своеобразие интимной лирики поэта; раскрыть основные темы и мотивы поэмы. | Проблемные задания Работа с книгой. | Групповая, индивидуальная. | Уметь раскрывать своеобразие любовной лирики поэта; основные темы и мотивы поэмы «Облако в штанах». | Рифма, лирический герой. | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов. | Чтение наизусть. | 1 | ||
39 | «Поющее сердце России» Жизнь, творчество и личность С.Есенина. Цель: пробудить интерес к личности и творчеству поэта; помочь постичь духовный мир поэта, познакомить с ранней лирикой и её особенностя-ми | Проблемные задания Работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение, видеть отражение особой связи природы и человека в ранней лирике . | Имажинизм | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации, создание устных и письменных высказываний. | Юшин П.Ф. Сергей Есенин: идейно-творческая эволюция | Тестирование. Конспект лекции | 1 | |
40 | Лики Родины в поэзии С.А. Есенина Цель: познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина; проследить эволюцию темы Родины в его лирике | Беседа | Коллективная, групповая | Знать эволюцию темы Родины в лирике С.Есенина | ИВС, стихотворный размер. Анализ стихотворения | Уметь находить необходимую информацию в различных источниках | Чтение наизусть | 1 | ||
41 | Любовная лирика С.Есенина Цель: раскрыть красоту и искренность чувств, показать преклонение лирического героя Есенина перед женщиной, матерью, возлюбленной | Проблемные задания Работа с книгой | Коллективная, групповая | Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия | ИВС, языковой материал на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне | Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | Захаров А.Н. Поэтика Есенина.-М.,1995 | Анализ стихотворения | 1 | |
42 | Поэма С.А.Есенина «Анна Снегина». Проблемати-ка, компози-ция, система образов. Цель: рас-крыть пробле-матику, свое-образие ком-позиции и систему образов поэмы | Проблемные задания работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать проблематику, своеобразие композиции и систему образов поэмы С.Есенина «Анна Снегина» | Поэма, композиция, система образов | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текста | Ответить на вопросы | 1 | ||
43-44 | Р./р. Сочинение по творчеству Маяковского и С.Есенина. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенст-вовать навыки работы над сочинением. | Исследовательские задания | Индивидуальная | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Создание письменных высказываний | 2 | ||||
45 | Мифологические и литератур-ные образы в поэзии Мандельштама. Цель: познакомить с личностью и творчеством поэта; показать особенную манеру поэтического письма; определить истоки художествен-ных образов произведений | Лекция, проб-лемные задания. | Коллективная, групповая | Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | Импрессионизм, стих, строфа, рифма. | Владеть навыками работы с различными источниками информации | Чтение наизусть | 1 | ||
46 | Основные темы творчества и своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой Цель: обозначить основные темы и мотивы лирики М.Цветаевой; разобраться в особенностях поэтического текста, увидеть своеобразие лирической героини произведений. | Лекция, беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте | Лирический цикл, лирический герой | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Орлов В.Н. Марина Цветаева. Судьба. Характер. Поэзия. В кН.: М.Цветаева. Избранное.- М.: Просвещение, 1990 | Чтение наизусть | 1 | |
47 | А.Н.Толстой. Неистовая ярость гражданской войны в рассказе «Гадюка» Цель: познакомить (кратко) с биографией и творчеством Толстого, показать влияние гражданской войны на развитие жестокости в характерах героев | Беседа, проблемные задания | Коллективная | Знать сюжет рассказа, уметь характеризовать героев, видеть влияние войны на судьбы и характер героев. Уметь анализировать эпизод прозаического произведения | Сюжет, художественный образ, анализ эпизода прозаического произведения | Уметь самостоятельно отбирать и систематизиро-вать информацию из источников различного типа. | Составление композиции рассказа | 1 | ||
48 | Е.И.Замятин. Жанровое своеобразие, сюжетные линии, система образов романа-антиутопии «Мы» Цель: познакомить учащихся с личностью Е.И.Замятина и его романом «Мы»; побудить к высказыва-нию своего мнения по поводу прочитанного | Беседа, проблемные задания | Коллективная | Знать главных героев, основные сюжетные линии, жанровое своеобразие романа | Роман-антиутопия, сюжет | Уметь самостоятельно отбирать и систематизиро-вать информацию из источников различного типа | Характерис-тика героя | 1 | ||
49 | Образ главного героя в повести А.П.Платонова «Сокро-венный человек» Цель: познакомить с творчеством Платонова; показать актуальность произведения, своеобразие героя | Беседа | Коллективная | Знать смысл названия произведения, уметь характеризовать главного героя. Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев). | Художественный образ, лейтмотив, проблематика | Уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Васильев В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества | Сочинение-эссе | 1 | |
50 | Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. История создания и публикация романа «Мастер и Маргарита» Цель: познакомить учащихся с личностью и творчеством М.А. Булгакова, с историей создания и публикации его «главной книги». | Беседа, лекция. | Коллективная, индивидуальная | Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему | Традиции и новаторство | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. – М., 1997 | Конспект тезисов лекции | 1 | |
51 | Композиция и проблема-тика романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: определить проблематику романа, показать его композиционные особенности, их связь с проблемами романа | Беседа, проблемные задания | Коллективная, групповая | Знать особенности композиции и проблематики романа, уметь выявлять жанровые особенности романа | Традиции и новаторство, композиция, жанр | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова | Ответы на вопросы | 1 | |
52 | Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова. Цель: показать, как решает проблему нравствен-ного выбора в романе; определить, какими художествен-ными средствами рисует Булгаков образы центральных героев «ершалаим-ских» глав. | Беседа, проблемные задания | Групповая, индивидуальная | Уметь делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведе-ний, выделяя общность и отличия авторской позиции | Характеристика героя, библейский сюжет | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели | Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: очерк творческой истории | Тестирование по системе ЕГЭ | 1 | |
53 | Судьба художника в романе «Мастер и Маргарита». Образы Мастера и Маргариты. Цель: усвоить нравственные уроки Булгакова; продолжить работу над характеристикой образа литературного героя | Беседа, проблемные задания. | Коллективная, групповая | Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали | Средства создания образа | Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа | Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова | Халактерис-тика главных героев романа | 1 | |
54 | «Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Цель: показать роль фантастичес-кого в романе; продолжить разговор о нравственных уроках Булгакова; создать проблемную ситуацию, побуждаю-щую учащихся высказывать своё мнение о прочитанном | Беседа, проблемные задания | Коллективная, групповая | Уметь составлять характеристику группы персонажей Знать роль фантастики в романе | Характеристика образа, фантастика | Уметь находить информацию по заданной теме, систематизиро-вать и обобщать её | Сидоров е. М.А. Булгаков в кН.: М.А. Булгаков. Романы.- Кишинёв, 1988 | Ответить на вопросы | 1 | |
55-56 | Р./р. Сочинение по творчеству Булгакова. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему | Исследовательские задания | Индивидуальная | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его | Уметь составлять письменный текст на заданную тему | 2 | ||||
57 | Жизнь и творчество А. Ахмато-вой. Основные темы лирики. Цель: дать представле-ние о личности поэта, о мотивах и настроениях лирики, показать неразрывную связь поэтических образов Ахматовой с русской культурой | Лекция, беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать основные вехи жизненного и творческого пути А.А. Ахматовой, особенности её стиха (музыкальность интонации) | Музыкальность и сюжетность лирики, ИВС | Уметь находить информацию в источниках различного типа и систематизиро-вать её | Дудин М. Души высокая свобода. В кн.: Анна Ахматова. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1987 | Чтение наизусть | 1 | |
58 | Художественное своеобразие поэмы Ахматовой «Реквием» Цель: познакомить учащихся с историей создания поэмы; показать особенности композиционного строения и их роль в раскрытии идейного содержания; углубить представле-ния о патриотизме и гражданственности лирики Ахматовой | Беседа, проблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику | Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Чтение наизусть | 1 | ||
59 | Р./р. Сочинение по творчеству А.А. Ахмато-вой. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его | Уметь составлять письменный текст на заданную тему | 1 | ||||
60 | Жизнь и творчество М.А. Шолохова Цель: познакомить учащихся с личностью писателя, его творческой судьбой; дать представление о значении его произведе-ний, о полемике вокруг авторства | Лекция | Коллективная, индивидуальная | Знать биографию писателя Уметь обосновать своё отношение к писателю и его произведениям, выступать с устным сообщением | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Жуков И. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве | Конспект тезисов лекции, ответы на вопросы | 1 | ||
61 | Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Цель: проследить творческую судьбу романа «Тихий Дон»; представить широту эпического повествова-ния, систему образов, основные темы произведения | Беседа. Проблемные задания | Коллективная, групповая | Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности | Роман-эпопея, художественное время и пространство | Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом) | Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975 | Пересказ эпизодов | 1 | |
62 | Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон». Цель: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей | Беседа, проблемные задания | Коллективная, групповая | Знать главных героев, основные сюжетные линии, уметь составлять характеристику группы персонажей | Историзм романа, художественное время и пространство | Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять главное | Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975. | Анализ эпизодов | 1 | |
63 | «Чудовищ-ная нелепица войны» в изображении М.А.Шолохова. Цель: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и её влияние на человека | Беседа, проблемные задания | Коллективная | Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения Знать особенности языка, стиля писателя | Гуманизм, традиции и новаторство | Уметь осознанно воспринимать информацию, распространя-емую по каналам СМИ | Журавлёва А.А., Ковалёва А.Н. Михаил Шолохов. – М.: Просвещение, 1975 | Анализ эпизодов | 1 | |
64 | Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» как путь поиска правды жизни. Цель: показать трагическую судьбу Григория Мелехова и отношение автора к своему герою | Проблемные зада-ния, работа с книгой | Групповая, индивидуальная: сообщения на темы: «Женские образы в романе «Тихий Дон», «Функция пейзажа в романе «Тихий Дон»; «Художествен-ное своеобразие романа «Тихий Дон». | Уметь анализировать ключевые эпизоды, прослеживая судьбу Григория Мелехова в романе как путь поиска правды жизни. | Характеристика героя художественного произведения. | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно- смыслового анализа текстов | Анализ эпизодов, тестирование по типу ЕГЭ | 1 | ||
65 | Женские образы в романе М.Шолохова «Тихий Дон» Цель: показать судьбы женских образов в романе, дать их сравни-тельную характеристику. | Прблемные задания | Коллективная, индивидуальная | Знать средства создания художественного образа в прозаическом произведении. Уметь составлять сравнительную характеристику художественных образов | Характеристика героя | Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения | Тестирование по типу ЕГЭ | 1 | ||
66 | «Вечные» темы в романе «Тихий Дон» (человек и история, война и мир, личность и масса, любовь и долг). Цель: через анализ судеб героев показать, как раскрываются в романе «вечные» темы
| Семинарское занятие | Индивидуаль-ная: сообщения на темы: «Язык прозы Шолохова»; «Традиции классической литературы XIX века в романе». Коллективная | Уметь анализировать ключевые эпизоды, раскрывая «вечные» темы в романе. | Язык прозы, художественные особенности | Уметь вести диалог, дискуссию | Характерис-тика героев | 1 | ||
67-68 | Р./р. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением на литературную тему | Иссле-дова-тельс-кие задания | Индивидуальная | Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его | Уметь составлять письменный текст на заданную тему | 2 | ||||
Литература социалистического реализма | ||||||||||
69 | Литература социалисти-ческого реализма. А.Фадеев «Разгром». Цель: показать особенность литературы социалистического реализма, познакомить с произведениями этого периода, подробнее проанализировать повесть Фадеева «Разгром» | Лекция, беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности периода социалистического реализма. Уметь сопоставлять темы, затронутые автором в повести с историческими событиями | Социалистичес-кий реализм | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Конспект лекции, анализ эпизодов | 1 | ||
Литература русского Зарубежья | ||||||||||
70 | В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Роман «Машенька» Цель: обзорно познакомить с жизнью и творчеством писателя, раскрыть проблематику и систему образов в романе | Проблемная лекция, аналитическая беседа | Коллективная | Знать биографию писателя, проблематику и систему образов в романе | Сюжет, проблематика, роман | Создание устных высказываний; использование различных источников информации, проведение информационно-смыслового анализа текстов | Ответы на вопросы | 1 | ||
71 | Поэзия периода Великой Отечествен-ной войны Цель: показать сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными интимными переживаниями лирического героя в стихотворениях о ВОВ. | Беседа | Коллективная | Знать, как сочетаются в стихотворениях о ВОВ высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героя Уметь анализировать стихотворение | Традиции и новаторство, гражданствен-ность, ИВС | Использование различных источников информации | Тексты стихотворений К.Симонова, А.А.Суркова, Д.С.Самойлова, О.Ф.Берггольц и др. | Чтение наизусть | 1 | |
72 | Проза и драматургияпериода Великой Отечественной войны. Цель: показать особенность прозы периода ВОВ, посмотреть, каким показан человек на войне, увидеть правду о нём | Беседа | Коллективная | Знать особенности прозы ВОВ, проанализировать, как война влияет на человека, увидеть правду войны | Традиции и новаторство | Уметь соотносить произведение с конкретной жизненной ситуацией, проанализировать произведения В.П.Астафьева «Где-то гремит война», В.Розова «Вечно живые» | Журавлёв С.И. Память пылающих лет. – М.: Просвещение, 1985 | Тест | 1 | |
73 | В.В.Быков. Жизнь и творчество. Повесть «Сотников» Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя обзорно; раскрыть проблематику повести, авторскую позицию и способы её выражения в произведении | Проблемные задания работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать проблематику повести, авторскую позицию и способы её выражения в произведении. Уметь раскрывать мастерство психологического анализа писателя. | Проблематика | Создание устных высказываний; использование различных источников информации, проведение информационно-смыслового анализа текстов | Тестирование | 1 | ||
74 | Правда о войне в повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда Цель: познакомить с творчеством В.Некрасова, показать значение повести. | Проблемные задания | Коллективная | Знать жизнь и творчество Некрасова, значение его творчества | Уметь создавать устные высказывания | Ответы на вопросы | 1 | |||
75 | Изображение войны в произведе-нии К.П.Воро-бьёва «Уби-ты под Москвой» Цель: познакомить с творчеством Воробьёва, показать особенности изображения войны в его произведении | Проблемные задания | Коллективная | Знать жизнь и творчество К.П.Воробьёва Уметь выявлять особенности изображения войны в его произведении | Тема, проблема | Уметь создавать устные высказывания | Ответы на вопросы | 1 | ||
76 | Р./р. Сочинение по произве-дениям о ВОВ. Цель: обобщить и закрепить знание материала по данной теме, совершенствовать навыки работы над сочинением на литератур-ную тему | Исследовательские задания | Индивидуальная | Уметь самостоятельно отбирать литературный материал по заданной теме, логически его выстраивать | Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему | 1 | ||||
77 | Русская литература второй половины XX века Цель: обзорно познакомить с основными направлени-ями в литературе второй половины XX века, с основными темами и проблемами | Проблемная лекция, аналитическая беседа | Коллективная | Знать основные направления в литературе второй половины XX века, основные темы и проблемы | Традиции и новаторство, гражданствен-ность, литература о ВОВ, «деревенская проза», «городская проза», «лагерная проза». | Уметь создавать устные высказывания | Чупринин С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. – М.: Советский писатель, 1983. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983 | Конспект лекции, ответы на вопросы | 1 | |
78 | Б.Л.Пастер-нак. Жизнь и творчество. Цель: познакомить учащихся с биографией писателя, разнообразием дарований его творческой натуры; дать представление о творчестве Пастернака-поэта | Беседа | Коллективная | Знать основные этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики Уметь анализировать лирическое произведение | Лирический цикл, лирический герой | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака | Чтение наизусть | 1 | |
79 | Жанровое своеобразие и композиция романа Пастернака «Доктор Живаго». Цель: раскрыть жанровое своеобразие и композицию романа, соединение в нём эпического и лирического начал | Проблемная лекция, аналитическая беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать историю создания и публикации романа, жанровое своеобразие и композицию романа, соединение в нём эпического и лирического начал. | Роман, эпическое и лирическое в романе | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. | Пересказ эпизодов | 1 | ||
80 | Тема интеллиген-ции и революции в романе «Доктор Живаго». Цель: познакомить учащихся с судьбой романа, дать представление о взглядах Пастернака на проблему места и роли человека в истории; показать гуманизм этих взглядов | Беседа, проблемные задания | Коллективная | Иметь представление о взглядах пастернака на проблему места и роли человека в истории | Тематика, проблематика | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). | Воспоминания о Борисе Пастернаке. – М., 1993 | Анализ эпизодов | 1 | |
81 | Христианс-кие мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго» Цель: показать значение стихов доктора Живаго для всего романа, показать жизнеутвер-ждающее начало поэзии. | Беседа | Коллективная | Знать мотивы и темы стихов доктора Живаго, уметь анализировать их | Лирический цикл | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Выразитель-ное чтение | 1 | ||
82 | Стихотво-рения Н.А.Заболоцкого. Цель: показать философский характер лирики Заболоцкого, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души. | Беседа | Коллективная | Знать философские темы и мотивы стихотворений Н.Заболоцкого. Уметь анализировать стихотворный текст | Параллелизм, ИВС | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Чтение наизусть | 1 | ||
83 | А.Т.Твардов-ский. Жизнь и творчество. Лирика. Цель: познакомить с жизнью и творчеством поэта; на примере стихов разных периодов творчества показать основные темы и мотивы поэзии. | Беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать о жизни и творчестве поэта. Уметь анализировать поэтическое произведение. | Традиции и новаторство, гражданствен-ность | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации; создание устных и письменных высказываний | Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999, с. 106-125. | Конспект лекции, доклады | 1 | |
84 | Тема памяти в творчестве Твардовс-кого. Цель: показать особенности лирического героя, гражданское мужество поэта; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» | Лекция, беседа | Коллективная | Знать особенности лирического героя, жанровые особенности и идейное содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» | Поэма | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели. | Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. – М., 1981 | Чтение наизусть | 1 | |
Литература 60 – 90-х годов | ||||||||||
85 | Новые темы, идеи, образы в поэзии «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рожде-ственский, А.Вознесен-ский, Е.Евту-шенко). Цель: познакомить-ся с поэзией «оттепели», проследить новаторство творчества поэтов этого периода | Лекция, беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать творчество поэтов периода «оттепели», уметь анализировать стихотворения поэтов, выявлять новое в их творчестве. | Традиции и новаторство, «оттепель» | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели. | Чтение наизусть | 1 | ||
86 | Своеобразие художественного мира Н.М.Рубцова Цель: определить особенности лирических произведений Н.Рубцова, дать понятие термина «тихая лирика»; показать связь с русскими литературными традициями | Беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности стиля поэта Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | ИВС, «тихая лирика» | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её в соответствии с поставленной целью. | Чтение наизусть | 1 | ||
87 | Своеобразие поэтического мышления И.А.Бродского. Цель: дать обзор творчества поэта; определить особенности его лирики; познакомить с основами поэтики. | Лекция, беседа | Коллективная, индивидуальная | Знать особенности лирики поэта Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль | ИВС, сонет | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели. | Чтение наизусть | 1 | ||
88 | Особенности «Бардовс-кой» поэзии Б.Ш.Окуджавы и В.В. Высоцкого Цель: дать понятие определения «бардовская» поэзия; определить место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; показать значение творчества Окуджавы и Высоцкого | Беседа, лекция | Коллективная, индивидуальная | Знать основные темы лирики поэта. Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» поэзии. | Литературная песня, романс, «бардовская» песня | Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую для решения учебных задач информацию. | Диски и аудиокассеты с записями авторских песен | Чтение наизусть | 1 | |
89 | Жизнь и творчество А.И.Солженицына. Цель: познакомить с жизнью и творчеством А.И.Солженицына. | Лекция, работа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать биографию А.И.Солженицына. Уметь самостоятельно готовить доклады по заданной теме. | «Лагерная» литература | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. | Доклады | 1 | ||
90 | Роман А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг». Цель: на примере анализа фрагментов из романа «Архипелаг Гулаг» раскрыть авторский взгляд на трагический опыт русской истории. | Проблемная лекция, аналитическая беседа. | Коллективная | Знать своеобразие авторского взгляда на трагический опыт русской истории. | «Лагерная» тема | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текста. | Конспект тезисов лекции, пересказ фрагментов. | 1 | ||
91 | Тема трагической судьбы человека в тоталитар-ном государ-стве в рас-сказе Солже-ницына «Один день Ивана Денисовича». Цель: показать публицистич-ность рассказа, обращение к читателю; вызывать эмоциональ-ный отклик при анализе рассказа | Беседа, проблемные задания. | Коллективная | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. | Прототип литературного героя, житие как литературный жанр. | Уметь соотносить произведение с конкретной исторической ситуацией. | Чалмаев В.А. Солженицын. Жизнь и творчество. – М., 1994. | Тестирование по системе ЕГЭ | 1 | |
92 | Образ главного героя в рассказе Солженицы-на «Один день Ивана Денисовича». Цель: показать своеобразие «лагерной темы» и характера повествова-теля, раскрыть характер главного героя | Проблемные заданияработа с книгой | Групповая, индивидуальная | Знать проблематику повести, своеобразие раскрытия «лагерной» темы и характера повествования. Уметь делать характеристику главного героя | Характеристика художественного образа | Создание устных высказываний; использование различных источников информации. | Тестирование | 1 | ||
93 | В.Т. Шала-мов. Жизнь и творчество писателя. Цель: познакомить учащихся с личностью писателя. | Лекция, работа с книгой | Коллективная | Знать биографию писателя | «Лагерная» тема | Уметь осознанно воспринимать информацию, получаемую по каналам СМИ; находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели | Конспект лекции | 1 | ||
94 | Особенности раскрытия «лагерной» темы в книге Шаламова «Колымские рассказы». Цель: показать своеобразие раскрытия «лагерной» темы в его творчестве. | Лекция, беседа | Коллективная | Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним | «Лагерная» тема | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели. | Ответы на вопросы | 1 | ||
95 | «Мыслящая проза». Роман Ю. Трифоно-ва «Старик». Цель: познакомить с жизнью и творчеством Трифонова; дать понятие «мыслящей прозы», проанализировать роман «Старик». | Лекция, беседа | Коллективная | Знать биографию и особенности творчества Трифонова Уметь анализировать художественное произведение | «Мыслящая проза» | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели. | Анализ эпизодов | 1 | ||
96 | «Деревенс-кая проза». Герои В.Шукшина. Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать проблематику его рассказов, своеобразие изображения народного характера и картин народной жизни. | Проблемные задания работа с кни-гой | Групповая, индивидуальная | Знать проблематику рассказов, своеобразие изображения народного характера и картин народной жизни. | «Деревенская проза» | Создание устных высказываний; использование различных источников информации; проведение информационно-смыслового анализа текстов | Ответы на вопросы | 1 | ||
97 | Нравствен-ная пробле-матика повести Распутина «Живи и помни» Цель: посмотреть, как решается в повести проблема нравствен-ного выбора и совести | Беседа | Коллективная | Знать, как решается проблема нравственного выбора и совести | Конфликт, роль пейзажа, символика | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно) | Ответы на вопросы | 1 | ||
98 | Взаимоотношения человека и природы в повествова-нии в рас-сказе Аста-фьева «Царь-рыба». Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать нравственные идеалы писателя, раскрыть философский смысл повести «Царь-рыба» | Беседа | Коллективная | Знать биографию писателя, нравственные идеалы, философский смысл повести «Царь-рыба». Уметь анализировать эпизод художественного произведения | Проблематика художественного произведения | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели. | Ответы на вопросы | 1 | ||
99 | Тема семьи в произведениях Ф.А. Аб-рамова «Деревянные кони», «Пелагея». Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф.А.Абрамо-ва, привлечь внимание учащихся к проблеме семьи, показать отношение автора к данной проблеме. | Беседа | Коллективная | Знать биографию Ф.А.Абрамова, отношение автора к проблеме семьи. Уметь анализировать художественное произведение | Традиции и новаторство | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать её соответственно поставленной цели | Тестирование по системе ЕГЭ | 1 | ||
100 | Художественное своео-бразие произведе-ний В.И.Бе-лова «При-вычное дело», «Плот-ницкие рас-сказы». Цель: познакомить с жизнью и творчеством В.И.Белова, проблемати-кой произведений писателя | Лекция, проблемные задания | Коллективная | Знать биографию В.И.Белова, проблематику его произведений | Проблематика, сюжет | Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую информацию для решения учебных задач | Доклады | 1 | ||
101 | Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампи-лов «Стар-ший брат». Цель: познакомить с основными темами и проблемами драматургии 60-90 годов, показать значение драматургии вампилова для русской литературы; разобраться в художествен-ных особен-ностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын». | Проблемные задания | Коллективная | Знать биографию А.В.Вампилова, значение его творчества для русской литературы. Уметь выявлять художественные особенности пьесы «Старший сын» | Драма, художественные особенности | Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизиро-вать необходимую информацию для решения учебных задач | Ответы на вопросы | 1 | ||
102 | Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины XX века. Цель: обобщить и проверить знания по теме; совершенствовать навыки работы над сочинением | Исследовательские задания | Индивидуальная | Уметь самостоятельно исследовать проблему, поставленную в теме, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Создание письменных высказываний | 1 |
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2004 год, базовый уровень).
В основу рабочей программы положена программа общеобразовательных учреждений «Литература. 1-11 классы./под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2001. Она обеспечивает усвоение знаний учащихся по курсу «Русская литература XX века», а также:
- соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по литературе;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.
Программа является общеобразовательной. Выбор данного типа программы обусловлен тем, что количество часов по программе соответствует количеству часов по учебному плану школы, и тем, что курс литературы в общеобразовательном учреждении реализуется на базовом уровне.
В учебном плане учреждения для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации выделено 105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. Из них:
- на изучение историко-культурных, теоретико-литературных понятий и произведений – 91 час;
- на развитие речи – 14 часов
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Важнейшим принципом построения курсы литературы для XI класса является принцип преемственности. XX век стал преемником всех без исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны многогранного русского национального характера. Литература XX века – это советская литература, и литература русского зарубежья, и то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и было известно лишь узкому кругу знатоков (литература андеграунда).
Указанный принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, с также ряд терминов, углубляющих представление школьников о художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация, повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).
Задачи изучения курса:
- научить школьников видеть художественные явления в их развитии;
- понимать логику литературного процесса;
- научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);
- понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;
- различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XX века;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по Литературе (7 класс) к УМК под редакцией Г.И. Беленького
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. под ред....
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс по программе Коровиной ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено на основе: Рабочие программы , Литература , предметная линия под редакцией В.Я.Коровиной, 5-9 классы, Москва, Просвещение» 2012 г, ФГО...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Тематическое планирование по литературе, 5 класс (по программе В.Я. Коровиной)
Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе....
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина (68 часов)
Программа и календарно-тематическое планирование...
Тематическое планирование по литературе 9 класс (по программе А.Г.Кутузова)
Тематическое планирование по литературе 9 класс (по программе А.Г.Кутузова)...