Тематическое планирование по литературе, 5 класс (по программе В.Я. Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Тематическое планирование уроков по литературе в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование | 92.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по литературе
Классы: 5
Учитель: Хамзина Кристина Сергеевна
Количество часов:
Всего: 68 ; в неделю: 2
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, 2004 г.
Учебник. В.Я. Коровина. Литература. 5 класс
Дополнительная литература:
«В мире литературы». 5 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. / ред. А. Г. Кутузова, М.: Дрофа, 2007 г.
Кац Э.Э. Литература : Проверочные и диагностические работы к учебнику Э.Э. Кац. – М. : АСТ, 2014. – 73 с.
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют:
- Государственный стандарт общего образования;
- Примерная программа основного общего образования по литературе;
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 классы) / под ред. И. Л. Челышевой. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2013 – 159 с.
- Литература. 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / сост. В. Я. Коровина. - М.: Просвещение. – 2012 г.
Программа составлена из расчета 2 ч. в неделю
Количество учебных часов в году – 68
Данная рабочая программа уточняет содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Также в программе указаны вид деятельности учащихся и планируемый результат. Данная рабочая программа подразумевает изучение литературы как вида искусства слова, рассмотрение литературных произведений как результат творческой деятельности, эстетическое и культурное явление. В связи с этим целью изучения литературы становится формирование читателя способного к целостному восприятию литературного произведения, а также подготовленного к самостоятельному общению с искусством. Поставленные цели обусловили задачи данной программы:
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование представления о литературе как культурном явлении, занимающим определенное место в жизни человека;
- формирование эстетического вкуса как ориентира для самостоятельной читательской деятельности;
- развитие умений грамотного построения устной и письменной речи;
- формирование основных эстетических, литературных и теоретических понятий для полноценного анализа и всесторонней интерпретации литературно-художественного произведения;
- освоение историко-литературных понятий.
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: жанр, автор, писатель, фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка.
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- строить монологическую речь;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, рассказ)
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы.
Тематическое распределение часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Фольклор | 8 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII в. | 1 |
5 | Из русской литературы XIX в. | 27 |
6 | Из русской литературы XX в. | 20 |
7 | Из зарубежной литературы | 9 |
№ п/п | тема | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Дата | ||
план | факт | ||||||||
Введение | |||||||||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. | 1с | |||
Фольклор | |||||||||
2 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. | 1 | Комбинированный | Коллективная | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора | 1с | |||
3 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки. Знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды | 2с | |||
4 | Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. | 1 | Комбинированный | коллективная | 2с | ||||
5 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | Комбинированный | коллективная | 3с | ||||
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета и героев сказки. | 1 | Комбинированный | коллективная | 3с | |||||
6 | Журавль и цапля», «Солдатская шинель» – народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | 1 | Комбинированный | коллективная | 4с | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Фольклор» | 1 | Контрольный урок | индивидуальная | Уметь применять полученные знания на практике | 4с | |||
Из древнерусской литературы | |||||||||
8 | Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать жанры древнерусской литературы. Уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы. Иметь представление о героях древнерусской литературы. | 1о | |||
9 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | 1 | Комбинированный | коллективная | 1о | ||||
Из литературы XVIII в. | |||||||||
10 | М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру». | 1 | Комбинированный | коллективная | Иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения. | 2о | |||
Из русской литературы XIX в. | |||||||||
11 | Басни. Жанровые особенности басни | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль. Владеть навыком объяснения смысла морали. Определять идейно-смысловую нагрузку в баснях. | 2о | |||
12 | И. А. Крылов. О писателе. | 1 | Комбинированный | коллективная | 2о | ||||
13 | Обличение человеческих пороков в произведениях И. А. Крылова. | 1 | Комбинированный | коллективная | 30 | ||||
14 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная 1сказка | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать отличие литературной сказки от народной. Уметь приводить примеры антитезы. | 3о | |||
15 | В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности жанра баллады. | 4о | |||
16 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила». | 4о | |||
17 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм. | 5о | |||
18 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: нравственные проблемы и народная мораль | 1 | Комбинированный | коллективная | уметь определять сходство и различия сказок Пушкина и Жуковского. | 5о | |||
19 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные 1жители» | 1 | Комбинированный | коллективная | Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям. | 2н | |||
20 | В. М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать содержание произведения; уметь характеризовать центральные образы. | 2н | |||
21 | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | 3н | |||
22 | М. Ю. Лермонтов «Бородино» | 1 | Комбинированный | коллективная | 3н | ||||
23 | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя. | 4н | |||
24 | Реальность и фантастика в повестях Н. В. Гоголя. | 1 | Комбинированный | коллективная | Уметь доказывать, что «Заколдованное место» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль | 4н | |||
25 | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | Комбинированный | коллективная | Уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения. сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге» с картиной художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение | 5н | |||
26 | Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | Комбинированный | коллективная | 1д | ||||
27 | Контрольная работа: Литературоведческий анализ лирических произведений. (по материалу пройденных тем) | 1 | Урок развития речи | индивидуальная | Владеть начальными навыками литературоведческого анализа | 1д | |||
28 | И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. Повесть «Муму». Реальная основа повести. | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет». | 2д | |||
29 | И. С. Тургенев «Муму»: изображение быта и нравов крепостнической России. | 1 | Комбинированный | коллективная | Понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме. | 2д | |||
30 | Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. | 1 | Комбинированный | коллективная | 3д | ||||
31 | Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать жанровые особенности отзыва. Владеть начальными навыками литературоведческого анализа. | 3д | |||
32 | А. А. Фет. Картины русской природы в изображении поэта | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. | 4д | |||
33 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление о теме и идее. Уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах | 4д | |||
34 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Сравнительная характеристика героев: Жилин и Костылин. | 1 | Комбинированный | коллективная | 3я | ||||
35 | Тема дружбы в произведении «Кавказский пленник» | 1 | Комбинированный | коллективная | 3я | ||||
36 | А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова. | 4я | |||
37 | А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Юмор ситуации. | 1 | Комбинированный | коллективная | 4я | ||||
38 | А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Жанр юмористического рассказа. | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности юмористического рассказа. языковые средства создания комического эффекта. Уметь выразительно читать юмористическое произведение. | 1ф | |||
39 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 1ф | |||
40 | Контрольная работа по темам «Жанр рассказа» и «Лирика» | 1 | Контрольный урок | индивидуальная | 2ф | ||||
Из русской литературы XX века | |||||||||
41 | И. А. Бунин. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 1 | Комбинированный | коллективная | Уметь воспринять и осмыслить особый мир произведения Бунина. | 2ф | |||
42 | В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | 3ф | |||
43 | «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. | 1 | Комбинированный | коллективная | 3ф | ||||
44 | «В дурном обществе». Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. | 1 | Комбинированный | коллективная | 4ф | ||||
45 | С. А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» | 1 | Комбинированный | коллективная | Владеть навыками анализа поэтического произведения. | 4ф | |||
46 | Г. Тукай. Лирика | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать фигуры поэтической речи. Уметь видеть их роль в произведении, выразительно читать поэтический текст. | 1м | |||
47 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героев. | 1м | |||
48 | П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в произведении | 1 | Комбинированный | коллективная | 2м | ||||
49 | К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать содержание сказки, рассказа К. Паустовского, уметь определять тему произведений, выделять проблемы | 2м | |||
50 | К. Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | Комбинированный | коллективная | 3м | ||||
51 | С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать 1месяцев». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения. | 3м | |||
52 | А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. | 1 | Комбинированный | коллективная | Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев | 1а | |||
53 | В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева. | 1а | |||
54 | «Васюткино озеро». Черты характера героя. | 1 | Комбинированный | коллективная | 2а | ||||
55 | К. М. Симонов. | 1 | Комбинированный | коллективная | Владеть навыками анализа поэтического произведения. Уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов. | 2а | |||
56 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | Комбинированный | коллективная | 3а | ||||
57 | Писатели и поэты ХХ века о Родине и родной природе. | 1 | Комбинированный | коллективная | Уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | 3а | |||
58 | Писатели улыбаются. С. Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-робинзон». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения. | 4а | |||
59 | Контрольная работа по теме «Из литературы XX века» | 1 | Комбинированный | коллективная | 4а | ||||
Из зарубежной литературы | |||||||||
60 | Р. Стивенсон. «Вересковый мед». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать жанровые особенности баллады и уметь находить их в тексте; владеть навыками анализа поэтического произведения. | 1м | |||
61 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения. | 1м | |||
62 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. | 1 | Комбинированный | коллективная | 2м | ||||
63 | Х. К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке. | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки | 2м | |||
64 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». | 1 | Комбинированный | коллективная | Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев. | 3м | |||
65 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание», уметь охарактеризовать образ героя | 3м | |||
66 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | Комбинированный | коллективная | 4м | ||||
67 | Ж. Санд «О чем говорят цветы» | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы. | 4м | |||
68 | Итоговый урок | 1 | Комбинированный | коллективная | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | 5м |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И И
Тематическое планирование химия 9 класс по программе Новошинского И.И....
Календарно- тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна.
Календарно-тематическое планирование химия 9 класс по программе О.С.Габриеляна...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...