Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина (68 часов)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_literature_7_klass.merkin_g.s._2_var.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В основе программы обучения литературе в 7 классе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
По программе | Корректировка | С учётом корректировки | ||
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Из устного народного творчества | 5 | - | 5 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | - | 2 |
4 | Из литературы 18 века | 5 | - | 5 |
5 | Из литературы 19 века | 28 | - | 28 |
6 | Из литературы 20 века | 22 | - | 22 |
7 | Из зарубежной литературы | 5 | - | 5 |
Итого | 68 | - | 68 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.
Критерии | Тема | Форма | Сроки |
Техника чтения | Из древней русской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Работа с текстом | Сентябрь |
Техника чтения | Из литературы 20 века В.Белов «Душа в слове жива» | Работа с текстом | Май |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литература»
7 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Теория литературы | Развитие речи | Основные виды деятельности | Межпредметные связи | Обогащен.словарного запаса | Задания творческого характера. | ||
Тема 1. Введение. | ||||||||||
1. | Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | 3.09 | Литератур. роды | Ответы на вопрос учебника | Работа со статьей учебника | Литературн. роды: эпос, лирика, драма | ||||
Тема 2. Из Устного народного творчества. | ||||||||||
2 . | Былина «Святогор и Микула Селянинович» | 5.09 | Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин | Выразительное чтение былины | Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов) | Работа с иллюстрациями | Выразител. чтение | Легенды и предания о народных заступниках | ||
3. | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 8.09 | Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине | Письменный ответ на вопрос, выразительное чтение | Устное словесное рисование, составление цитатного плана | Словарная работа (дородный, добрый, стольный, заколодела» | ||||
4. р/р | Обучение выразит. чтению былины | 12.09 | Выразительное чтение былины | Выразительное чтение | Былинные мотивы в искусстве | Приемы нар.-поэтич. речи былины | Написание былины | |||
5. | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец» | 15.09 | Литературная баллада, фольклорные мотивы | Выразительное чтение баллады | Былинные мотивы в русской поэзии | |||||
6. | Русские народные песни | 19.09 | Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая | Выразительное чтение, словарная работа | Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос | Обрядовая поэзия, календарные и семейно-бытовые обряды, жанры обрядовых песен | Песенный фольклор | |||
Тема 3. Из древнерусской литературы. | ||||||||||
7. | Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…») | 22.09 | Эпические жанры древнерусской литературы | Подробный пересказ | Пересказ вступительной статьи учебника, Устные ответы на проблемный вопрос | Иллюстрации, иконопись | Наставление, поучение, житие летопись, погодные записи каноны | Нарисовать обложку древнерусской летописи | ||
8. | « Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 26.09 | Житийная литература Нравственные заветы и традиции Древней Руси | Развернутый рассказ. | Развернутый рассказ о литературном герое. | Празднование Дня семьи в городе Муроме в 2008г. | Словарная работа (чадолюби-вые, поведали, дивился, пронырство) | |||
Тема 4. Из литературы 18 в. | ||||||||||
9. | М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого | 3.10 | Теория о «трех штилях» | Эвристическая беседа | Заочная литературно- краеведческая экскурсия «Холмогоры –Москва – Германия-Петерб. | |||||
10. | « О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…» | 6.10 | Ода, тема, мотив | Словарная работа | Выразительное чтение. Эвристическая беседа | Работа с репродукциями | Ода, риторическ. вопрос, риторическ. восклицаниериторическ. обращение | Сочинение с элементами рассуждения | ||
11. | Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отраже-ние в названии тематики и проблематики произведения. | 10.10 | Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики | Словарная работа, чтение наизусть | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа | Словарная работа (сонм, мзда, внимать), стихотворн. жанры ( ода, баллада, элегия, послание) | ||||
12. | Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драм. произведения | 13.10 | Драма как литературный род, классицизм | Чтение по ролям | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана | Юмор, сатира, сарказм, «говорящие» фамилии | ||||
13. | Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности. | 17.10 | Общественная комедия | Чтение сцен по ролям | План характеристики персонажей | Воспитание, образование добродетель благонравие | Мини-сочинение « Каким я увидел Митрофана» (используя план хар-ки героя) | |||
Тема 5. Из литературы ХIХ в. | ||||||||||
14. | Свободолюб. мотивы в стих.А.С.Пушкина « К Чаадаеву» | 20.10 | Дружеское послание | Уровневый анализ поэтического текста | Эвристическая беседа, подробный план статьи учебника | Литературная игра по произведениям поэта; Час поэзии «Мой Пушкин» | Дружеское послание, свободолюбивые мотивы | Литературно-краеведческая экскурсия | ||
15. | Человек и свобода в стих.А.С.Пушкина Во глубине сибирских руд». | 24.10 | Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) | Выразительное чтение | Эвристическая беседа | |||||
16. | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летопис. тексте и в бал. Пушкина | 7.11 | Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры | Чтение наизусть. Сочинение-описание | Эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Мотивы судьбы: предсказан. предзнамен.предвиден. вера и суеверие | |||
17. | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | 10.11 | Поэма, отличие поэмы от баллады | Различные виды пересказов, устное словесное рисование | Рассказ о писателе, Комментир. чтение, эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями, Литература и история | Гражданский пафос поэмы, антитеза | Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | ||
18. | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина». | 14.11 | Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения | Рассказ о событии, рецензия, выразительное чтение | Выразительное чтение, эвристическая беседа | Словарная работа, устное словесное рисование | Градация | |||
19. | Проблематика и основные мотивы « Песня про царя Ивана Васильевича..» | 17.11 | Фольклорные элементы в авторском произведении | Рассказ о событии, рецензия | Выразительное чтение, эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Словарная работа: опричник, православн. народ, кручиниться | Оформление экспозиции «Москва Ивана Грозного» | ||
20. | Идейно-художественное своеобразие « Песни…» Речевые элементы в создании характеристики героя | 21.11 | Стилизация как литературно -художественный приём, вымысел и верность исторической правде | Устное словесное рисование, анализ эпизода | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Рецензия | ||||
21. | Н.В.Гоголь Образ «маленького человека» в повести « Шинель» | 24.11 | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии» | Подбор цитат для характеристики персонажа | Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа | « Петербургские повести» Гоголя в русском искусстве | Заочная литературно-краеведч. экскурсия «Петербург Гоголя» | Написание рассказа по заданному сюжету | ||
22. | Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 28.11 | Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии | Устные ответы на вопросы учителя | Эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Философ-идеалист | Подбор эпиграфов для сочинения по повести. Сформулировать возможные темы сочинения | ||
23. | И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | 1.12 | Портрет и характер | Различные виды пересказа | Эвристическая беседа | Выставка «На родине писателя» | Сравнител. характер-ка; | Составление кроссворда | ||
24 | И.С. Тургенев «Певцы» Тема искусства в рассказе | 5.12 | персонаж, авторская позиция | Устные ответы на вопросы учителя | Выразительное чтение, эвристическая беседа | Работа с иллюстрациями | Словарная работа | Составление цитатного плана | ||
25. | Тематика и худож. своеобразие стих-ния в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | 8.12 | Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция | Различные виды пересказов, устное словесное рисование | Ответы на вопросы учеб-ка, составление цитатного плана, тезисный план хар-ки персонажа | Стих-ние в прозе; подаяние | ||||
26. | Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога». | 12.12 | Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы | Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план | Характеристика персонажей | Н.А.Некрасов и художники-передвижники | Составление вопросов для литературной викторины | |||
27. | Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | 15.12 | Диалоговая речь | Чтение наизусть, выписки для характеристики персонажей, цитатный план | Характеристика персонажей | История создания И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге» | Словарная работа: холопский недуг, скудная лепта, чернь, щелкопер; этимология | |||
28. | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая») | 19.12 | Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь | Выписки для характеристики героев, цитатный план | Характеристика персонажей | Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок» | Словарная работа: рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грёзы | |||
29. | «Вчерашний день в часу шестом..» | 22.12 | Пафос поэмы | Выписки для характеристики героев | Характеристика героев | Использование фрагментов фильма «Звезда пленител. счастья» | Сочинение «Если бы княгиню Трубецкую играл я | |||
30. | Лексическая работа, работа с иллюстрациями | 26.12 | Устное словесное рисование, анализ эпизода | Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план | Характеристика персонажей | Работа с иллюстрациями | Словарная работа | Читать сказки С-Щедрина | ||
31. | Своеобразие сюжета и проблема сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» Приёмы создания образов-персонажей | 12.01 | Сатира, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении | Сатира, сатирический образ, притчевый характер сатирических сказок | Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | Работа с иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина | Аллегория, гипербола, гротеск | Нарисуйте портрет одного из генералов, предварительно определив, какой литературный приём лежит в основе изображения характера | ||
32. 33. р/р | Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 16.01 19.01 | Сатира, сатирический образ, своеобразие выразит. средств | Различные виды пересказа, письменный отзыв | Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | Работа с иллюстрациями | Сатира, юмор, сарказм | |||
34. | Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце» | 23.01 | Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя | Анализ эпизода, словарная работа | Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника | Работа с иллюстрациями | Рассказ, сюжет, элементы композиции | Рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта | ||
35 | «Левша» Сюжетная основа пр-ния | 27.01 | Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь | Анализ эпизода, словарная работа | Выразительное чтение, лексич. работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа | Иллюстрации учебника | Междоусоб.разговоры, кунсткамера, грабоватый, кизлярка | Составить комментарии имён собственных | ||
36. | Образ Левши в сказе | 30.01 | Сказочный характер прозы | Выразительное чтение | Беседа, пересказ статьи учебника | Иллюстрации учебника | Свистовые, потная спираль сделалась, форейтор, пубель | Подобрать цитаты для заглавий | ||
37. | Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой». | 2.02 | Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте. | Чтение наизусть, | Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике | Подготовка докладов на тему: «Стихи и песни о родной природе поэтов 19 века» | Лирика, тропы, фигуры. Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие | Составить рассказ о поэте по материалам учебника | ||
38. | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» | 6.02 | Психологический портрет, развитие представлений о сюжете | Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа | Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения | Работа с иллюстрациями | Психологич. портрет | Подготовка к вечеру юмора: «Над чем смеётесь?» ( по произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи и др.) | ||
39. | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | 9.02 | Психологический портрет, авторская позиция | Определение своего круга чтения и оценки художественного произведения | Участие в дискуссии, определ. жанра пр-ния, выявление авторской позиции | Подготовка к вечеру юмора | Психологический портрет | Вопросы к литературной викторине «По прочитанным произведениям А.П.Чехова» | ||
40 | Произведения русских поэтов 19 века о России | 13.02 | Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение | Выразительное чтение | Сообщения учителя и уч-ся, исследовател. работа с текстом | Пушкин «Роман в письмах», романс «Песня»(слова Языкова, муз. Алябьева) | Самостоянье алтарь, животворя- щий, святыня | Выразительное чтение ст-ний (в тетради) | ||
41 | Обучение анализу любимого стихотворения о России | 25.02 | Жанры лирики, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете | Написание тезисного плана | Выразительное чтение. Сбор материалов к письменному анализу текста стихотворения | Работа с иллюстрациями | Жанры лирики, лирический сюжет | Стихи о России поэтов родного края, домашнее сочинение-анализ | ||
Тема 7. Из литературы 20 века. | ||||||||||
42. | М .Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | 27.02 | Развитие представлений об автобиогра- фической прозе | Составление цитатного плана | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, | Работа с иллюстрациями | Автобиографическая проза | Подготовка к конференции «Горький и русские писатели» | ||
43. | Народная Россия в изображении Горького | 2.03 | Лексика и её роль в создании различных типов речи | Выразительное чтение по ролям | Составление рассказа о герое, заполнение таблицы | Иллюстрации Б.А. Дехтерёва | Свинцовые мерзости | Рассказ о хорошем деле | ||
44. | «Легенда о Данко» «Старуха Изергиль» | 6.03 | Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж | Подробный пересказ | Участие в дискуссии, анализ текста | Иллюстрации Б.А. Дехтерёва | Романтизм, романтич. герой, романтич. пейзаж, легенда | Значение имён Ларра, Данко | ||
45. | Темы и мотивы в лирическом пр-нии И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…» | 13.03 | Темы и мотивы в лирическом пр-нии, поэтический образ, худож. роль бессоюзия в поэтическом тексте | Выразительное чтение | Творческое чтение лирических произведений | П.И. Чайковский «Подснежник», И.И. Левитан «Весна» | Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтич. образ | Написать сочинение на одну из тем в учебнике | ||
46. | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка» | 16.03 | Развитие представлений о сюжете, авторская позиция | Художественный пересказ, подготовка вопросов для дискуссии | Эвристическая беседа | Е.И. Репин «Мужичок из робких» | Доброта, милосердие, справедли-вость, смирение; Образ-персонаж | Подготовить сообщение о картине Репина | ||
47. | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | 20.03 | Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе | Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа | Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения | Подготовьте вопросы для дискуссии «Что есть доброта?» Подберите другие произведения для обсуждения | Сюжетная линия, подтекст; анекдот | Напишите небольшой рассказ с остроумной и неожиданной концовкой | ||
48 | «Allez!» | 30.03 | Диалог, деталь, мотив | Составление цитатного плана рассказа | Сообщения учителя и уч-ся, исследователь. работа с текстом | Претенциоз-ный | Составить цитатные планы эпизодов | |||
49. | В,В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 3.04 | Автобиографические мотивы в лирических произведениях | Выразительное чтение | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения | Иллюстрации Н.А. Долгорукого | Мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры(гипербола, метафора; синтаксичес-кие фигуры и интонация конца предложен.) | «Солнце русской поэзии» - дать объяснение | ||
50. | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», | 6.04 | Образ-пейзаж, тропы (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении | Творческое чтение лирических произведений | Подготовка вечера одного стих-ния «Мой Сергей Есенин». | Образ-пейзаж, тропы, фигуры | Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам» | ||
51. | «Я покинул родимый дом…» | 10.04 | Образ-пейзаж | Чтение наизусть | Работа с учебником, иссле- довательская работа с текстом, беседа, составление письменного ответа на вопрос | Иллюстративный материал учебника | Цветь | Стихотворение наизусть | ||
52. | Идея рассказа И.С. Шмелёва «Русская песня». | 13.04 | Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза | Устный отзыв о прочитанном произведении, работа со словарями | Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения | Иллюстративный материал учебника | Камфара, политура, парусиновый очерк | Небольшой рассказ о любимом месте вашего края (деревни, посёлка, города). | ||
53. | Краткие сведения о М.М. Пришвине | 17.04 | Рассказчик и его роль в повествовании | Выразительное чтение | Составление плана статьи учебника | Иллюстративный материал учебника | Малая родина | Презентация составление | ||
54. | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река» | 20.04 | Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика | Составление тезисов | Эвристическая беседа о Родине, человеке и природе в рассказе | История названия города | Напишите небольшой рассказ, воспевающий самое замечательное место вашего края | |||
55. | К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство» | 24.04 | Лирическая проза, выразительные средства худож. речи; пейзаж как сюжетообразующий фактор | Составление тезисов, изложение с элементами рассуждения | Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам | Работа с иллюстрациями | Эпитет, сравнение, метафора, олицетворе-ние | Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине) | ||
56. | «Леса», «Луга», «Бескорыстие» | 27.04 | Эпитеты, метафоры, олицетворения | Выразительное чтение | Исследовательская работа с текстом | Бескорыстие | Выписать слова, передающие ощущение цвета | |||
57. | Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» | 30.04 | Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений) | Чтение наизусть, составление лексики стихотворения по заданной тематике | Творческое чтение лирического произведения, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворения | Фразеологизмы со словом «душа» | Духовность, духовный труд – основное нравствен. достоинство человека. Эссе | Напишите небольшое сочинение-эссе «Труд души».Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке | ||
58. | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин» | 4.05 | Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры) | Различные типы чтения, чтение наизусть | Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения | Встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов 20 века» | Героизм, чувство долга | Отрывок наизусть | ||
59. | Лингвистический анализ главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин» | 8.05 | Поэма, пафос, характер литературного героя | Словарная работа | Составление плана письменной работы, сбор материала | Работа с иллюстрациями | Поэма, пафос | Сообщения о Верейском | ||
60. | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | 11.05 | Рассказчик и его роль в повествовании | Подготовка вопросов к диспуту, комментирова-ние эпизода | Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания худож. идеи пр-ния, беседа о нравств. проблематике рассказа | Сообщения о Смоленской крепостной стене | Идея пр-ния. Проблема истинного и ложного, равнодушие, нравственная убогость, лицемерие | Расскажите о своём городе, его истории, значительных событиях и людях | ||
61. | Краткие сведения о Шукшине | 15.05 | Выразительное чтение фрагментов книги | Экскурсия в дом-музей Шукшина в Сростках. Сообщение учителя | Иллюстративный материал учебника. Деятельность Шукшина в киноискусстве | Составить тезисный план статьи учебника | ||||
62- 63 | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | 17.05 17.05 | Развитие представлений о рассказе и способах создания характера | Составление языка словаря персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение | Комментированное чтение, составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа | Деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, автор). | Внутренняя простота, нравствен. высота | Сростки- малая родина писателя | ||
64. | Любовь к малой родине в ст-ях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня | 19.05 | Автобиографичность, образ автора, творческий путь | Поуровневый анализ художественного текста | Выразительное чтение, эвристич. беседа, определение стихотворных размеров | Преемствен-ность, пищаль | Подготовить сообщения о поэтах | |||
Тема 9. Из зарубежной литературы. | ||||||||||
65. | У.Шекспир Сонеты | 22.05 | Твёрдая форма(сонет), | Различные виды чтения, чтение наизусть | Выступление учащихся. Составление вопросов к статье учебника | Музыкальные записи сонетов Портрет Шекспира работы Друшаута | Составить вопросы к вводной статье учебника | |||
66. | Р.Бёрнс. .Осн. мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно» | 25.05 | Лироэпическая песня, баллада, аллегория | Чтение наизусть | Выступление учащихся, ответы на вопросы | Чувство долга, воинская честь, народное представл. о добре и зле | ||||
67. | Р.Л.Стивенсон. Любовь к родине в балладе «Вересковый мёд». | 27.05 | Фабульные элементы баллады | Чтение наизусть | Выступление учащихся, работа по вопросам учебника | Работа с иллюстрациями. | Риторичес. фигуры | Подготовить сообщение на тему «С.Я.Маршак – переводчик » | ||
68. | А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе». Событийная канва. | 29.05 | Детектив (первоначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь | Чтение и различные способы комментирования | Доклады учащихся, выступления учащихся | Наблюдате-льность, остроумие, профессио-нализм | ||||
69- 70 | Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери « Планета людей». Летнее чтение | 29.05 29.05 | Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел | Участие в дискуссии | Выявление нравственной и философской проблематики произведения, комментиров. чтение | Добро, справедли-вость, мужество, порядоч-ность, честь |
Список литературы
Основная литература:
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-
Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев. – М.: Русское слово, 2010
2. Учебник: Литература 7 класс П/р Г.С.Меркина , С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. - М.: Русское слово, 2009
Дополнительная литература:
- В.В.Аганезов Русская поэзия 20 века - М.: Дрофа, 2008
2. Л.С.Калюжная Русская проза 20 века – М.: Дрофа, 2005
3. Ю.В.Манн Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
4. Н.А.Миронова Литература в таблицах М.: 2005
5. Н.П.Михальская Зарубежная литература М.: Дрофа, 2005
6. Н.В.Сечина М.Ю.Лермонтов Лирика М.: Дрофа, 2005
7. Ф.Е.Соловьёва Уроки литературы 7 класс М.: Русское слово, 2010
8. Е.А.Яковлева Пушкин А.С. Лирика М: Айрис пресс,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе по учебнику Г.С. Меркина (70 часов)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе по учебнику Г.С. Меркина (70 часов)...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (2 часа)
На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...
Планирование по литературе для 8 класса по программе Г.С. Меркина (3 часа)
На этом этапе литературного образования на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой п...
Календарно-тематическое планирование Литература 7 класс ( по программе Г.С. Меркина)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С. Меркина для 7 класса...
Календарно-тематический план по МХК 11 класс по программе Емахоновой ЛГ
В 11 классе (34 часа) изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века»,«Художественная культура XVIII — первой ...