Урок литературы по сказам П.П. Бажова
план-конспект урока (литература, 5 класс) на тему
Урок литературы "И будут жить веками были в чедесном малахите строк" в 5 классе по сказам П.П. Бажова проводится в форме КВН. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана - Хозяйку Медной горы. Она готовит заранее в качестве домашнего задания рассказ о себе и наряд, в котором предстанет на уроке. Остальные члены команд - горных дел мастера. Их домашнее задание - приготовить из любого подручного материала "каменный" цветок и "малахитовую" шкатулку. На уроке все члены команд должны показать знание содержания сказов Бажова, умение быстро собрать шкатулку из бумаги по шаблону, нарисовать иллюстрацию к эпизоду одного из сказов, быстро и точно отвечать на вопросы, представить презентацию-викторину, над которой поработали дома. Ведущие, прочитавшие наибольшее количество сказов, пмогают учителю вести урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 5 улассе по сказам П.П. Бажова | 381.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в форме КВН по сказам П.П. Бажова в 5 классе
«И будут жить веками были в чудесном малахите строк»
Цели урока:
- образовательная:
- познакомить учащихся со страницами жизни П.П. Бажова и местом, где он родился, Уралом;
- расширить представление пятиклассников о жанре сказа.
- развивающая:
- развивать умение
- мысленно представлять себе написанное,
- сравнивать и анализировать,
- сопоставлять иллюстрации с текстом,
- обобщать информацию,
- делать выводы;
- развивать творческую фантазию;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- обогащать словарный запас.
- воспитательная:
- воспитывать культуру общения, толерантность;
- продолжать воспитание трудолюбия и аккуратности.
- познавательная:
уметь вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи урока:
- обучение выразительному чтению фрагментов сказов Бажова, выученных наизусть стихотворений по творчеству писателя с соблюдением норм литературного произношения;
- формирование уважения к людям труда, талантливым мастерам своего дела;
- совершенствование знаний о теории литературы.
Оборудование урока: м/медийный проектор, презентации (учительская «Сказы П.П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха» и от ученических команд), портрет писателя на слайде презентации, выставка книг П.П. Бажова, фотографии изделий из малахита и других камней, выставка иллюстраций учителя и учащихся к сказам.
Тип урока комбинированный.
Предварительное задание: Прочитать сказы П.П. Бажова «Хозяйка Медной горы»», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Золотой волос», «Золотой полоз», «Ермаковы лебеди», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка» выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам.
Две команды по 10 человек представляют горных дел мастеров.
Капитаны команд – хозяйки Медной горы.
I. Слово учителя.
27 января 2013 года исполнилось 134 года со дня рождения Павла Петровича Бажова, замечательного человека, прекрасного писателя. Ему мы посвящаем сегодня наш КВН.
Бажов родился и жил в семье уральских горнорабочих, поэтому очень хорошо знал тяжелую жизнь каменотесов.
С севера на юг необозримые просторы русских равнин прорезает могучий горный хребет, Уральские горы. В их недрах хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом здесь появились первые заводы и рудники.
В семье мастера одного из таких заводов в 1879 году и родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводской сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке, хранителях богатства недр Урала.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горных дел мастера: рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтические отражение любовь русских людей к родной земле.
В течение долгих лет во время школьных каникул Бажов наблюдал, «как люди живут», пешком странствовал по родному краю, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, литейщиков и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла, вел обширные записи, которые позже легли в основу многих его произведений. А писателем он стал в более чем зрелом возрасте. Первый его сказ – «Дорогое имечко» – был опубликован, когда автору исполнилось пятьдесят семь лет. Перед Великой Отечественной войной была напечатана самая известная книга сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», которая стала сразу же очень популярной. Вот и мы сегодня на уроке обратимся к некоторым сказам из этой прекрасной шкатулки, выполненной уральским мастером – Павлом Петровичем Бажовым.
– Как вы думаете, что легло в основу этих сказов?
(Детские впечатления Бажова от услышанного от старых мастеров, произведения фольклора, записанные будущим писателем во время странствий по родному краю.)
Проведем урок в форме КВН. Соревнуются две команды: «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок». Каждая из команд состоит из 10 человек. Это горных дел мастера. Капитан каждой команды – хозяйка Медной горы.
Команды, постройтесь и поприветствуйте друг друга.
II. Приветствие команд. Девиз, эмблема.
III. Конкурс капитанов, хозяек Медной горы.
Ведущий
Сейчас хозяйки Медной горы познакомят нас с местом, откуда они приехали сюда, и с самой собою, то есть хозяйкой Медной горы.
1. Слово предоставляется хозяйке команды «Малахитовая шкатулка».
Медвежьим углом в старину называли Урал: и верно, куда ни глянь, кругом леса, горы да болота, лишь кое-где редко-редко встретишь заброшенную деревушку. Первыми людьми, поселившимися здесь, были беглые крестьяне, ушедшие от тяжёлой барщины на «камень», как в те времена звали Урал. Однако недолго длилось их вольное житьё.
Прослышав о подземных богатствах горного края, прислал сюда царь свои войска. А следом за ними пришли помещики и заводчики. Всех вольных сделали крепостными, под барабан на работу сгоняли, под барабан сквозь строй водили, непокорных до смерти забивали. Одна надежда вырваться из крепостной неволи – так это чудом наткнуться на золотую жилу, либо напасть на россыпь самоцветных камней…
С давних пор среди уральцев ходило много легенд о чудесных помощниках рабочего человека. В одном месте это была голубая змейка, в другом – бабка Синюшка, в третьем – Медной горы хозяйка.
2. Слово предоставляется хозяйке команды «Каменный цветок»».
Волшебница! И не какая-нибудь заморская фея, у которой и дел-то – с пчёлками да с бабочками по цветам порхать. Своя, русская, работящая. Родом с рудника, с медной горы, – уралочка. Потому ей и ведомы все каменные премудрости, Знает хозяйка, что в горе скрыто и какой узор затаил камень.
Мастерам – помощница, бездельникам – наказание. Пустых слов хозяйка не тратит, силу свою зря показывать не станет. Строгая! Это сказочник Бажов про неё порассказал, а то бы и не знали ничего о хозяйке Медной горы.
Она всё больше ящеркой оборачивается, в девическом обличье её редко кто видал. Вот уж, говорят, красавица! Платье малахитовое, драгоценные камни лучшие, глаза зеленым-зелены, и лицом прекрасна.
Есть у хозяйки заветный каменный сад. В том саду цветёт заветный каменный цветок. Поглядишь на него – и откроется тебе душа камня. За погляденье хозяйка оставляет мастеров в горе. Иной за работой забывается на долгие годы. Только всё же не навек. Какая же это красота, если она для одного тебя? Зачем тебе сила, если пользы людям от неё никакой?
Уходили мастера от хозяйки. Ей, конечно, отпустить мастера, горячее сердце, и жалко, и горько, только силой никого не держала. Отпустит умельца к людям и проливает свои холодные слёзы. Подставит ладошку, а они «кап да звень», «кап да звень»! Камешками оборачиваются.
Зеленым зелены эти камешки, будто глаза хозяйки. Люди промеж себя слёзы те изумрудами прозывают.
Ведущий
Уважаемые хозяйки, покажите, пожалуйста, горных дел мастерам и жюри свои каменные цветки, положите их на стол поделок.
Ведущий
Каждая из хозяек должна ответить на вопрос. Жюри оценивает ответ.
Вопросы к хозяйкам (поочерёдно).
Хозяйке команды «Малахитовая шкатулка»:
– Почему Бажов свои сказы объединил общим названием «Малахитовая шкатулка»?
Вот как он сам об этом пишет: «Название оказалось удачным: пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку».
Хозяйке команды «Каменный цветок»:
– Почему у нас на конкурсе не одна , а две хозяйки Медной горы?
Татьяна в сказе «Малахитовая шкатулка» уходит к хозяйке медной горы и становится её двойником.
IV. Конкурс «Лучший рисунок на заданную тему».
Ведущий
Я прочитаю эпизод из сказа Бажова «Огневушка-поскакушка». Ваша задача: из каждой команды выделить по одному горных дел мастеру. Он должен нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду за 20 минут.
Чтение эпизода с начала и до слов: «Тут филин заухал, захохотал, и никакой девчонки не стало».
V. Конкурс «Значение суффикса в слове».
Ведущий
Бажов артистически владел словом. Часто он использовал в своих сказах характерные для устной народной поэзии суффиксы -к-; -еньк- // -оньк-; -ечк- // -очк-, -ишк-. Надо вспомнить, как называются эти суффиксы и какое значение могут приобретать в зависимости от контекста.
Из каждой команды выделите по два человека для работы с карточками.
Задание на карточках: найти и выделить в подчёркнутых словах суффиксы, Определить, какое значение они слову. Сказать, из каких сказов эти слова.
1) «Барин, слышь-ко, малоумненький был». («Малахитовая шкатулка». Суффикс придаёт слову пренебрежительное значение.)
2) «Ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек». («Серебряное копытце». Суффикс придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение)
3) «Росли парнишечки рядком да ладком». («Голубая змейка». Суффикс придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение.)
4) «Лисичка ткнулась носом в землю, поднялась старушонкой сухонькой». («Золотой волос». Суффикс придаёт слову пренебрежительное значение.)
VI. Конкурс на знание содержания сказов Бажова.
Ведущий
Сейчас вы услышите стихотворение. Ваша задача: внимательно его слушать и узнать сказы, которые упоминаются в этом стихотворении.
Стихотворение свердловской школьницы читает участница команды, за её чтение команда получает балл.
Во дворе пурга в окно стучится.
В комнате уютно и темно.
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Данилушку – и сразу
Ящерки мелькнули на заре…
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит…
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло…
В дальний домик дедушки Бажова,
На Урал, меня перенесло.
(«Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Приказчиковы подошвы»)
Ведущий
Проверим, как горных дел мастера справились с заданием на определение значения суффикса в словах.
VII. Конкурс на изготовление шкатулки.
Ведущий
Даны шаблоны. Один горных дел мастер из каждой команды выходит к столу и собирает шкатулку.
Ведущий
Всегда в сказах Бажова на стороне рабочих действует «тайная сила» (фантастические образы). Всегда «тайная сила» против злых людей.
VIII. Конкурс «Кто больше?»
Ведущий
Перечислите фантастические образы «тайной силы» в сказах Бажова.
(Синюшка, Голубая змейка, Огневушка-поскакушка, Медной горы хозяйка, Золотой полоз, Ермаковы лебеди)
Ведущий.
Завершается конкурс на изготовление шкатулки. Горных дел мастер кладёт свою шкатулку на стол, за которым сидят члены жюри.
IX. Домашнее задание на изготовление шкатулки.
Хозяйки Медной горы, покажите ваши шкатулки, которые изготовлены дома.
X. Конкурс «Составь стихотворение».
Ведущий
Однажды ученик 4 класса Дима Баранцев, прочитав сказы Бажова, сочинил стихотворение. Его напечатали в детской газете «Ленинские искры». Послушайте его.
Стихотворение читает участница команды, за её чтение команда получает балл.
Я сказы услышал
И ярко представил
Умельца Данилу,
Хозяйку горы.
Народную мудрость
И труд кропотливый
В себе воплотили
Из камня дары.
Что дарит природа,
Найди и используй.
Пусть камень в умелых
Руках оживёт.
Что мастер задумал,
Сказал и исполнил,
Пусть каждый увидит,
Оценит, поймёт.
Ведущий
Один участник каждой команды выходит к столу. Его задача: составить стихотворение из перепутанных строчек. Ориентир: последняя строчка.
1) Будут жить веками были
В чудесном малахите строк.
И не завянет в целом мире
Чудесный каменный цветок.
2) Глядит на нас простой, сердечный,
Горячим сердцем чист всегда.
Такой большой и человечный,
Наш друг, учитель на века.
XI. Конкурс «Узнай сказ Бажова». Каждая команда представляет свою презентацию.
XII. Подведение итогов конкурсов «Лучшая иллюстрация к эпизоду из сказа Бажова» и «Составь стихотворение».
XIII. Домашнее задание. Читаем стихотворение, которое составили дома.
XIV.Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».
Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...
Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...
"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗУ П.П. БАЖОВА " СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ"
АНАЛИЗ СКАЗА. ОТЛИЧИЕ СКАЗКИ ОТ СКАЗА....
Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....
Технологическая карта урока литературы. П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...