Технологическая карта урока литературы. П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
план-конспект занятия по литературе (5 класс)
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Предмет | Литература |
Класс | 5 |
Тема урока | П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». |
Тип урока | Урок «открытия новых знаний» |
Цели урока | а) обучающие: расширить представление о П. П. Бажове как о сказителе и человеке; научиться отличать сказку от сказа; развести понятие реальности и фантастики в сказе. б) воспитывающие: воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы. в) развивающие: совершенствование умения выразительного чтения; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат. |
Основные термины и понятия | Сказ. |
Образовательные ресурсы | Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / автор – составитель. В. Я. Коровина [и др.]. – 8-е издание. – М. : Просвещение, 2023. – 303с. |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты
| Личностные результаты
| Метапредметные результаты
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Деятельность учителя. | Образова-тельные ресурсы | ФОУД | Деятельность | Формируемые |
Этап 1. Этап организации урока (3минуты) | |||||
Приветствие учителя. - Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть. У нас сегодня гости, давайте их поприветствуем, встаньте, пожалуйста. | Ф. | Приветствие учителя. Психологический и эмоциональный настрой на урок. | Умение организовывать собственную деятельность (Р.). | ||
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала. | |||||
Просмотр мультфильма П. П. Бажова «Серебряное копытце». Сообщение темы урока. Сформулировать учебные задачи, какие вы ставите для себя на данном уроке? Сегодня на уроке мы познакомимся с талантливым обработчиком народных преданий, легенд, уральских сказов. С замечательным русским сказителем П. П. Бажовым. Слово учителя о писателе. Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в городе Сысерти недалеко от Екатеринбурга, в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова и искусной кружевницы – Агафьи Стефановны. С самого раннего детства Павел Петрович видел тяжелейший труд взрослых, он постигал те нормы жизни, которые были свойственны настоящим рабочим людям. По вечерам, отдыхая от тяжёлой работы, взрослые рассказывали народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых “тайной силой” - Малахитницей. В Сысерти были хорошие рассказчики. Среди них – старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе», о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Слушал и запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Окончив духовную семинарию, Бажов стал учителем русского языка и литературы в школе. Каждый год во время каникул он путешествовал по Уралу, записывал пословицы, поговорки. Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было почти 60 лет. Над сборником сказов “Малахитовая шкатулка” он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом. С какими произведениями П. П. Бажова вы знакомы? Обратите внимание на выставку книг П. П. Бажова. Самые известные его произведения: "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок", "Серебряное копытце", "Синюшкин колодец" и другие. Эти книги вы можете взять в библиотеке и прочитать. | Презентация. | Ф. | Слушают, записывают тему урока. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». 1. Познакомиться с биографией писателя. 2. Познакомиться со сказом П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». 3. Познакомиться с особенностями жанра сказа. Дети называют произведения, с которыми они познакомились в начальной школе или в детстве. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (Р.). Умение слушать (Л.). Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.). | |
Этап 3. Чтение и анализ художественного произведения. | |||||
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со сказом П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Обратите внимание на жанр этого произведения. В начале урока мы сказали, что познакомимся со сказителем П. П. Бажовым. - К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель. - Действительно они похожи. - Ребята, а что такое сказка? Действительно, сказ и сказка, очень близкие слова. Но есть между ними и разница. И сейчас мы убедимся в этом. Заполнение таблицы по ходу чтения художественного произведения. Сравнительная характеристика сказа и сказки. (1 колонка - параметры сравнения, 2 колонка – сказка, 3 колонка – сказ). 1. Место действия. Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия? Как об этом говорится в сказе? Прочитайте. 2. Время действия. В сказках время точно не указывается, оно абстрактно. Сказы переносят читателя во времена крепостного права, когда люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти помещиков, владельцев рудников и заводов. Приказчики, руководившие подневольным трудом рабочих, жестоко обращались с рабочими. 3. Герои. 4. Автор. 5. Композиция Сказка: #1055;рисказка. 2. Зачин. 3. Концовка. Сказ: 1. Завязка – начала действия. 2. Развитие действия: реальные события перемежаются с фантастическими. 3. Развязка – конец действия, не всегда счастливый. 6. Язык. 7. Финал. Сказка: Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло. Сказ: Финал часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует. Словарная работа: В сказе вы встретили много слов и выражений, значение которых вам пока незнакомо. Давайте запишем эти слова и выражения в тетрадь, и, пользуясь литературоведческим словарём, найдем и запишем их определения. Назовите фантастическое и реальное в сказе? |
Сказка. Сказка – это эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Дети открывают тетради и чертят таблицу. 1. Действие в сказках происходит в вымышленной волшебной стране, в далёком от реальности месте. Сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «За морями, за горами…» и другие. Сказ: Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет. Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек. Действие происходит на Урале. 3. Вымышленные герои. Герои делятся на положительных и отрицательных. Положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости. В сказе преобладают реальные люди. Героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты. 4. Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов. Повествование в сказе ведётся от лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий. 6. Сказка: 1. Наличие в них устойчивых, повторяющихся фраз. 2. В сказках используют и другие устойчивые сочетания: А) Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»). Б) Повторы («жили-жили», «шли-шли» и т. д.). 3. Постоянные эпитеты («добрый молодец», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения, например: «быстрее молнии», «две пары железных сапог протёр»). Сказ: Первым и главным источником языка сказов Бажова был русский литературный язык. Сам Бажов допускал просторечные элементы в сказы, но такие, которые не создавали бы впечатления языковых грубостей: обробеть, зазорно, своротить. Работа с литературоведческим словарём. Реальность: 1. Реальное имя – Степан Петрович. 2. Описание домашнего хозяйства горняков. 3. Тяжёлые условия работы горняков. 4. Девушка Степана – Настенька. 5. Смерть Степана. 6. Плакала ящерица настоящими слезами, как человек. 7. Руки у хозяйки были горячие, как у живой. Фантастика: 1. Встреча с Хозяйкой Медной горы. 2. Волшебные ящерки. 3. Хозяйка превращается в ящерицу. 4. Три испытания. 5. Волшебное путешествие в глубь пещеры. 6. Помощь Степанушке волшебных ящерок. | Умение выразительно читать текст (Л.). Развитие интереса к художественному слову как средству создания образа (Л.) Умение пользоваться аппаратом учебника (Л.). Владение навыками нахождения главного в тексте (Л.). Умение работать с литературоведческим словарём (Л.). Умение отвечать на вопросы, поставленные учителем (К.). | |||
Этап 4. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||
Что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы целей, поставленных на уроке? | Ф. | Ответы учеников. | Осознание личностного смысла учения (Л.). Осуществить самооценку работы, соотносить результаты работы с задачами (Р.). | ||
Этап 5. Домашнее задание | |||||
Дочитать сказ П. П. Бажова «Медный горы хозяйка» до конца. Нарисовать запомнившийся эпизод. Пересказа эпизода «Степан в гостях у Малахит- ницы». | И. Ф. | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...
"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....
Фантастика и реальность в сказе П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Данная публикация содержит материал для проведения урока, презентацию. Урок построен с учётом требований ФГОСТ....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка как жанр УНТ"
Технологическая карта урока по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....