Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_zavetnym_sokrovishcham_dushi.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
К заветным сокровищам души…
(О главных героях сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»)
Урок литературы в 5 классе (поточно-групповое обучение, направление «Литература и творческая мастерская)
Цели урока
- Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.
- Развивать творческие способностей учащихся (на дом детям были даны задания: одна группа готовила рисунки, изображающие Степана, вторая писала творческие сочинения, посвященные Насте, третья группа готовила поделки по мотивам произведения, делала кукол, четвертая – инсценировку отрывка сказа).
Наглядность
- К уроку подготовлена выставка сказов Павла Бажова, а также книг о его творчестве и жизни.
- У каждого на столах лежат разноцветные кружочки бумаги. Из них в процессе урока будем составляется символическое ожерелье душевных достоинств героев сказа.
- Поделки к уроку, рисунки
- Эпиграф к уроку (написан на доске). «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов
Структура урока
- Вступление.
Беседа с классом. Учитель обращает внимание учащихся на тему урока.
- Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
- А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)
Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.
У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.
- Основная часть. Характеристика Степана.
- Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)
- Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)
- Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)
- Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)
- Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)
- Ученики показывают рисунки, которые они подготовили дома. Учитель выделяет работы, которые, на его взгляд, наиболее удачны и выражают характер главного героя.
- В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках три главных черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность.)
- Характеристика Настеньки
Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Двум учащимся было задано на дом творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.
Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота.
- Ребята демонстрируют изготовленных дома куколок. Все ребята оценивают их.
- Характеристика Хозяйки Медной горы
Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.
- Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)
- Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)
- Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)
- Учащиеся показывают инсценировку отрывка сказа «Хозяйка знакомит Степана со своими владениями».
- В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко.
- Ученик читает наизусть стихотворение современной поэтессы Татьяны Сарышевой «Хозяйка Медной горы»
Хозяйка Медной горы
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Что с каменной станется! Душно и мелко
Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.
Припала к стволу ошалевшая белка,
Трусливые зайцы расправили уши.
Хозяйка идет. И нее том ее сила,
Что стоит ей только кивнуть головою —
И дерево вдруг упадет вековое,
А в том, что Степана домой отпустила.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Она ведь из камня.
- Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?
(Ребята не только восхищаются ее могуществом, но еще испытывают к ней жалость.)
- За что ее можно пожалеть?
(Всегда находятся ученики, которые понимают, что Хозяйка во всей своей красоте и величии обречена на одиночество)
- Итак, ребята, какие лучшие качества души Хозяйки мы можем выделить? (Ребята отмечают, что это справедливость, благородство, милосердие.)
- Итог
В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа.
- Какими бы качествами хотели обладать вы?
- И теперь ребята, в заключение, скажите, в чем смысл эпиграфа, который написан на доске. Как вы понимаете смысл высказывания П. П. Бажова? (Ребята говорят, что некоторые сказы заставляют задуматься о чем-то и переосмыслить свою жизнь, другие демонстрируют нравственные ценности жизни, а третьи ведут нас к свету и добру, заставляя становиться лучше.)
- Учитель благодарит всех за работу, отмечает лучшие творческие работы.
- Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса эпиграф к нашему уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....
Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"
Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
Урок литературы на тему "А.С. Пушкин. "Евгений Онегин". Взаимоотношения главных героев"
Конспект урока представляет методику технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Шесть шляп"....
Презентация к уроку по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Истоки нравственного выбора главного героя.
Презентация к уроку позволит учащимся понять причины поведения и некоторых поступков Владимира Дубровского....
«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»
Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....
Технологическая карта урока литературы. П. П. Бажов. Сказ как жанр. Реальность и фантастика в сказе П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...