Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Усталова Оксана Вячеславовна

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_zavetnym_sokrovishcham_dushi.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

К заветным сокровищам души…

(О главных героях сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»)

Урок литературы в 5 классе (поточно-групповое обучение, направление «Литература и творческая мастерская)

Цели урока

  • Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота.
  • Развивать творческие способностей учащихся (на дом детям были даны задания: одна группа готовила рисунки, изображающие Степана, вторая писала творческие сочинения, посвященные Насте, третья группа готовила поделки по мотивам произведения, делала кукол, четвертая – инсценировку отрывка сказа).

 Наглядность

  • К уроку подготовлена выставка сказов Павла Бажова, а также книг о его творчестве и жизни.
  • У каждого на столах лежат разноцветные кружочки  бумаги. Из них в процессе урока будем составляется символическое ожерелье душевных достоинств  героев сказа.
  • Поделки к уроку, рисунки
  • Эпиграф к уроку (написан на доске). «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов

Структура урока

  1. Вступление.

Беседа с классом. Учитель обращает внимание учащихся на тему урока.

  • Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище?
  • А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.)

Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни.

У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств.

  1. Основная часть. Характеристика Степана.
  • Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.)
  • Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».)
  • Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.)
  • Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.)
  • Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.)
  • Ученики показывают рисунки, которые они подготовили дома. Учитель выделяет работы, которые, на его взгляд, наиболее удачны и выражают характер главного героя.
  • В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках три главных черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность.)
  1. Характеристика Настеньки

Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Двум учащимся было задано на дом творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени.

Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота.

  • Ребята демонстрируют изготовленных дома куколок. Все ребята оценивают их.
  1. Характеристика Хозяйки Медной горы

Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой.

  • Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.)
  • Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)

  • Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)

  • Учащиеся показывают инсценировку отрывка сказа «Хозяйка знакомит Степана со своими владениями».

  • В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко.
  • Ученик читает наизусть стихотворение современной поэтессы Татьяны Сарышевой  «Хозяйка Медной горы»



 Хозяйка Медной горы

Распахнуты скалы, дорога открыта, 
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита 
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Что с каменной станется! Душно и мелко
Ревнивое чувство. Теперь оно глуше. 
Припала к стволу ошалевшая белка, 
Трусливые зайцы расправили уши.
Хозяйка идет. И нее том ее сила, 
Что стоит ей только кивнуть головою —
И дерево вдруг упадет вековое, 
А в том, что Степана домой отпустила.
Распахнуты скалы, дорога открыта,
Простят ему выдумку, бегство, исканья,
А ей — по зеленой траве малахита
Бродить, улыбаясь: она ведь из камня.
Она ведь из камня.

  • Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы?

(Ребята не только восхищаются ее могуществом, но еще испытывают к ней жалость.)

  • За что ее можно пожалеть?

(Всегда находятся ученики, которые понимают, что Хозяйка во всей  своей красоте и величии обречена на одиночество)

  • Итак, ребята, какие лучшие качества души Хозяйки мы можем выделить? (Ребята отмечают, что это справедливость, благородство, милосердие.)
  1. Итог

В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа.

  • Какими бы качествами хотели обладать вы?
  • И теперь ребята, в заключение, скажите, в чем смысл эпиграфа, который написан на доске. Как вы понимаете смысл высказывания П. П. Бажова? (Ребята говорят, что некоторые сказы заставляют задуматься о чем-то и переосмыслить свою жизнь, другие демонстрируют нравственные ценности жизни, а третьи ведут нас к свету и добру, заставляя становиться лучше.)
  • Учитель благодарит всех за работу, отмечает лучшие творческие работы.
  • Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса эпиграф к нашему уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"

Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

Урок литературы на тему "А.С. Пушкин. "Евгений Онегин". Взаимоотношения главных героев"

Конспект урока представляет методику технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Шесть шляп"....

Презентация к уроку по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Истоки нравственного выбора главного героя.

Презентация к уроку позволит учащимся понять причины поведения и некоторых поступков Владимира Дубровского....

«П.П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки»

Открытый урок по литературе в 5 классе. Первый урок по творчеству П. Бажова. Знакомство особенностями жанра "сказа"....