Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Зеленская Лилия Андреевна

Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Учитель

Зеленская Лилия Андреевна

Предмет  

Литература

Класс

5 класс

Тема урока

Образ Медной горы Хозяйки

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Время

40  минут

Оборудование

Компьютер, компьютерная  презентация,   раздаточный материал

Цели урока:

Личностные

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания»

Метапредметные

1.Развитие познавательных УУД:

осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, других источниках.

2.Совершенствование коммуникативных УУД:

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; 

3.Совершенствование регулятивных УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,

действовать по плану.

Предметные

Раскрытие образа главной героини сказа – Хозяйки Медной горы;

углубление знаний о главных героях, роли портретов, сравнений  в композиции сказа;

определение жанрового своеобразия произведения; разграничение литературоведческих понятий (терминов) «сказка» и «сказ».

Формы и  методы,  технологии обучения  

Метод:  частично-поисковый

Формы: парная, фронтальная

Технология: проблемно-диалогическая

Приемы:  таблица

Основные понятия  и  термины

Образ героя, литературоведческие понятия «сказ», «сказка»

Планируемые результаты:

Личностные

Учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Метапредметные

Учащиеся смогут совершенствовать универсальные учебные действия:

1) выделять существенную информацию из текста;

2) устанавливать причинно-следственные связи,

3) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

4) использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 5) принимать и сохранять учебную задачу,

6) оценивать правильность выполнения действия;

7) адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Предметные

Учащиеся смогут

характеризовать образ главного героя произведения;

характеризовать особенности жанра произведения;

интерпретировать прочитанное.        

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч., част 2. – М.: Просвещение, 2017.

Структура урока

1. Организационный момент

2. Этап мотивации к учебной деятельности

3. Этап проверки домашнего задания

4. Этап аналитической работы  с текстом

5. Этап работы по формированию литературоведческих понятий

6. Этап закрепления полученных знаний

7. Этап подведения итогов.

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

7.Организация домашней учебной работы учащихся

Ход урока

Деятельность учащихся

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые

действия учителя

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает  готовность учащихся к занятию

Светлячок, герой одного мультфильма, не раз говорил своим лесным зверюшкам:

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

С улыбкой – любая дорога легка. 

Проверяют готовность к уроку

Осуществлять самоконтроль готовности к уроку

Этап мотивации к учебной деятельности

Настраивает учащихся на учебную деятельность

Отгадайте, о ком идет речь?

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,

И рядом с медью –  малахиты,

Железо, мрамор и гранит.

Найдёшь в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд:

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом – изумруд.

Темны кристаллики агата,

Лучисты грани хрусталя.

И знаменита, и богата

Моя Уральская земля.

Дают ответ на поставленный вопрос.

Выполнять учебные действия

Формулируют предполагаемую тему урока; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Формулировать тему  урока, цель собственной деятельности

Высказывают предположение о теме и содержании урока

Строить монологическое высказывание

Этап проверки домашнего задания

Организует проверку домашнего задания.

1.Рассмотрим иллюстрации, нарисованные вами к произведению П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка».

 2. Какие слова вы включили в словари трудных слов?

«Артуть-девка», - говорит П.П. Бажов в своем произведении. Кого он имеет в виду?

3.Выразительное чтение эпизода «Описание Хозяйки Медной горы».

Достаточно ли нам описания внешности персонажа, чтобы раскрыть его характер? Что для этого еще нужно?( Наиболее полно представить себе роль образа произведения позволяют его поступки, взаимоотношения с другими персонажами. )

Как мы сформулируем цель нашего урока? Какие задачи поставим?

Представляют результаты работы, выполненной на основе знаний, полученных на предыдущем уроке

Выразительно читают эпизод

Самостоятельно выполнять учебные действия с опорой на материал предыдущего урока

Выразительно читать текст

Демонстрируют готовность к представлению домашней работы

Представлять результаты самостоятельной работы при выполнении домашнего задания.

Аргументируют собственный выбор

Строить монологическое высказывание, защищать свой выбор

Этап аналитической работы  с текстом

Формулирует вопросы на раскрытие значения образа главной героини сказа.

Организует работу по составлению кластера «Черты характера Хозяйки Медной горы» после обсуждения ответов на каждый вопрос.

1.Что заставило Хозяйку испытывать Степана на бесстрашие? Почему?(Интерес к людям)

2.Почему после первого испытания Хозяйка называет мастера Степаном, а после второго – Степаном Петровичем?

3.Почему не обиделась героиня, когда Степан отказался жениться на ней? (Уважение к чувствам людей)

4.При  прощании Хозяйка велит забыть ее, не вспоминать, а у самой слезы в глазах. Почему? (Способность любить)

5.Почему она силой не оставляет у себя Степана?

6.Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, кашей и прочим, что по русскому обряду полагается». Какое значение в сказе имеет этот момент? (Доброта, мудрость)

7.Куда же ушла веселость Хозяйки Медной горы да и самого Степана? В чем огорчение Степана, ведь теперь он вольный человек? Где бывал Степан во время охоты?

8.Можно ли согласиться с тем, что в Хозяйке соединены лучшие чувства людей: внешняя красота, чистота нравов, духовность?

Выполняют задание, предложенное учителем.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку ответам одноклассников.

Составляют кластер

Уметь выделять существенную информацию из художественного текста, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Уметь систематизировать информацию

Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем

Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия

Вступают в учебный диалог с учителем,  сверстниками, строят монологическое высказывание  в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, уметь  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап работы по формированию литературоведческих понятий

Организует обсуждение. Ставит учебную  задачу. Кто же перед нами: живой человек или сказочная героиня?

Как бы вы определили жанр произведения П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»?

Какая задача встает перед нами?

Участвуют в обсуждении.

Осознанно строить высказывание в произвольной форме.

Высказывают предположения о жанре произведения, формулируют новую учебную задачу.

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Понимать на слух ответы учащихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Актуализирует знания учащихся об эпических жанрах литературы: сказке и рассказе.

Назовите отличительные признаки сказки, рассказа.

Называют отличительные признаки сказки, рассказа.        

Уметь структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Прослушивают ответы сверстников.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

По вызову учителя озвучивать жанровые признаки сказки и рассказа

Строить речевое высказывание. Адекватно использовать речевые средства для решения познавательной задачи

Организует работу в парах. Предлагает учащимся заполнить таблицу

Заполняют предложенную учителем таблицу

Осуществлять  поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Строить осознанное  речевое высказывание в устной и письменной форме.

Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем

Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия .

Выполняют задания, работа в паре

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Организует презентацию результатов работы в парах.

Участвуют в презентации результатов, занимая позицию активного слушателя

Осуществлять итоговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся

Слушают выступления, задают вопросы на уточнение, прояснение представленной информации и дают комментарии к представленной работе, оценивая её качество

Строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы, высказывать своё аргументированное мнение, задавать вопросы

Подводит итоги наблюдения над жанром произведения, формирует понятие сказа как литературного жанра

Сопоставить определение сказки и сказа на стр. 68.

Делают вывод о своеобразии жанра произведения.

Делать умозаключение на основе сопоставления признаков жанра.

Высказывают предположения о жанре произведения

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Этап закрепления полученных знаний

Предлагает учащимся выполнить разноуровневое тестовое задание на определение жанра произведения.

Выполняют тестовое задание на определение жанра произведения

Выполнять учебные действия в материализованной форме

Выбирают уровень сложности задания.

Планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Подведение итогов урока

Предлагает вернуться к вопросу, с которого начали урок:

Какое значение имеет образ Хозяйки Медной горы в произведении П.П. Бажова?

К какому жанру относится это произведение?

Предлагают свои варианты ответов на вопрос

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение

Обобщает учебную информацию.

Эпиграфом к урокам служат слова П.П. Бажова о труде. Объясните, что значит «одухотворенный труд»?

Это труд, в который люди вкладывают свою душу, стремятся выполнить работу очень хорошо, чтобы заслужить похвалу других, чтобы могли их назвать самым важным словом – «мастер».

П.П. Бажов – единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала, обработать их литературно, свои интересные варианты этих произведений.

В ряду литературных героев представляет интерес образ малахитницы, хранительницы тайн талантливых уральских мастеров, хозяйки подземных богатств. Именно мифическая Хозяйка Медной горы воплощает в себе красоту природы уральского края, показывает людям свои богатства и тут же скрывает их, бережет.

Сказ впервые был опубликован в 1936 году.

Именно он служит началом целого цикла сказов о малахитнице.

Отвечают на итоговый вопрос

Осознанно строить высказывание в произвольной форме.

Прослушивают ответы сверстников.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения.

Отвечают на вопрос учителя

Строить монологическое высказывание

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует фронтальную беседу, где выясняет:

Что учащимся понравилось на уроке?

С какими трудностями они столкнулись?

Как их преодолели?

Учащиеся заполняют лист рефлексии.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…

Мое настроение…

Оценивать свое состояние на уроке.

Организация домашней учебной работы учащихся

Организует домашнюю учебную работу.

Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

Дифференцированное домашнее задание:

1.Художественный пересказ эпизода.

2.  Составить 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по содержанию сказа.

Записывают домашнее задание

в дневник

Осуществлять выбор учебной задачи из числа предложенных, принимать учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Задают вопросы на уточнение и прояснение содержания домашней работы.

Задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного

Тест

Выберите вариант выполнения задания.

Уровень А. Установите взаимосвязь между отрывком из произведения и его жанром. Соотнесите жанр текста с его порядковым номером.

1. У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался.

Настасья в сиротстве росла, не привыкла к экому-то богатству, да и не шибко любительница была моду выводить. С первых годов, как жили со Степаном, надевывала, конечно, из этой шкатулки. Только не к душе ей пришлось. Наденет кольцо... Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда - замается. Как закованный палец-то, в конце нали посинеет. Серьги навесит - хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять - не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. Как лед кругом шеи-то, и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала. Стыдно было.

Рассказ______

Сказ _______

Сказка _______

2. Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон забирает, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.        

— Ну что, дорогой мой Ваня, не  видал ли ты похитника?

— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам  принес. Это, батюшка, Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать.

3. После уроков мы с Мишкой собрали свое имущество и пошли домой. На улице было мокро, грязно и весело. Только что прошел сильный дождь, и асфальт блестел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, вроде горной речки, красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решетка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала и пенилась, булькала, как цирковая музыка, или, наоборот, журчала и шкворчала, словно жарилась на сковородке. Просто прелесть...

Уровень Б. Прочитайте отрывок. Определите его жанр. Запишите в колонку справа

1. Едет Иван-царевич день до вечера — красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к  лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.

Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликнулся. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, еще старее той. Поглядела — конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный...

Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят — ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.

Баба-яга все дело справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

 _______________

 _______________

 

_______________

2. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого, а соседи и говорят:

- Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.

- Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить-то стану?

Потом подумал-подумал и говорит:

- Знавал я Григория да и жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее.

3. Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. 

Разновидность жанра

Сказка

Рассказ

«Медной горы Хозяйка»

?

Авторство

Географическое пространство

События (реальные или волшебные)

Герои (реальные или волшебные)

Волшебные предметы

Троекратные повторения – магические числа (три, семь).

Повторы: жили-были, путь-дорожка.

Постоянные эпитеты.

Формулы: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Лист рефлексии

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я затруднялся…        

Мое настроение…

Информационные источники

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч., часть 2. – М.: Просвещение, 2013. – 320 с.
  2. Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина/ авт. – сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 279 с.
  3. http://old.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=2976 
  4. http://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/detskii-zal/bazhov-p-p-malahitovaja
  5. http://www.master-of-happy.org/forum/68-229-1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

"Сказ или сказка?"Урок-исследование по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Урок в форме защиты проектов группами исследователей.При защите используется презентация....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказу П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка". Тема урока: "Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...

Разработка урока по литературе в 5 классе по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Данная разработка урока поможет учителю в изучении сказа П.П. Бажова "Медной горы Хозяйка"...