КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗУ П.П. БАЖОВА " СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (по ФГОС)
учителя русского языка и литературы Кенжибаевой А.К.
МКОУ «СОШ С.ХОШЕУТОВО ИМ.М.БЕКМУХАМБЕТОВА»
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Б.А.Ланин, Устинова Л.Ю.Литература в 2-х частях.Изд.Вентана-Граф.2016
Тема урока: П.П.Бажов «Синюшкин колодец». Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа.
Цели урока: знакомство с П.П Бажовым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказа, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, мультипликационный фильм «Синюшкин колодец» (по сказу П.П.Бажова «Синюшкин колодец»), наглядный материал (распечатанные листы).
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | "Русь" - вторая симфоническая увертюра (N 21302) | ЭОР | Аудиофрагмент | |
2 | БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (N 26609) | ЭОР | Текст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7be7058f-8453-f806-e25d-48eca4623b5d/? |
3 | Сказка и сказ (N 190897) | ЭОР | Чертеж/График/Схема | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9c8457c4-db0f-421a-87e2-e818737eeeba/? |
4 | Васнецов Аполлинарий Михайлович (N 146549) | ЭОР | Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ea76d1d-1303-49eb-b048-398180f3896b/? |
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас.
К. Ушинский
-
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые ууд |
Организация начала занятия | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотри друг на друга и произнеси: «Мне приятно тебя видеть!» Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». | Самоопределение | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Мотивация к учебной деятельности | Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы, в недрах которых хранятся несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор… Издревле Урал славился искусными умельцами, о которых складывались сказания, легенды. В них при помощи чудес и фантастики народ объяснял непонятные явления природы, свойства полезных ископаемых и способы их добычи. Рассказчик был, как правило, причастен к событиям; он говорил колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений. | Выявление желания знакомиться с творчеством автора. Прослушивание (Звучит тихая, спокойная мелодия-пейзаж). | личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
Актуализация опорных знаний | РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О П.П.БАЖОВЕ. Просмотр презентаций. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
Постановка цели (целеполагание) | — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? | Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о труде ,честности, которые созидают и несут счастье. | личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Организация деятельности по восприятию сказа. Анализ сказа «Синюшкин колодец». | - Где происходит действие? - Почему места эти звались «Синюшкин колодец»? - Почему Синюшку так звали? - Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? - Какое наследство получил Илья от родителей? - Какой смысл вложил писатель в эти слова? - Вспомните последний наказ бабки Лукерьи. - Держался ли Илья наставлений бабки Лукерьи? -Зачитаем эпизоды встречи Ильи с бабкой Синюшкой… -Как проверяла Синюшка Илью, что хотела узнать? - Как она отнеслась к Илье? А к Кузьке? - Почему Синюшка одарила Илью? Почему погубила Кузьку? - Как закончилась история Ильи? -Как вы думаете, чем бы закончилась история Ильи, если бы он был героем сказки? | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя. Отвечают на вопросы, пересказывают эпизоды, ищут ответы в тексте. | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Физ.минутка. | Буратино потянулся. Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! | ||
Работа со словарем литературоведческих терминов – определение сказа. | Записывают в тетрадь определения. | ||
Самостоятельная работа | Ответьте письменно на вопрос: «Чем обернулось для Ильи богатство-подарок Синюшки?» | Дети письменно отвечают (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника. | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
Просмотр мультфильма. | |||
Рефлексия деятельности (итог урока) Дом.задание. | Продолжите предложения: «На мой взгляд, сказ П. П. Бажова«Синюшкин колодец» -…; «Труд – это…»; «Сказ Бажова научил меня…» Нарисовать иллюстрации к сказу. Ответить на вопрос :«Нашёл ли Илья своё счастье?» | Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. | личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Урок литературы по сказам П.П. Бажова
Урок литературы "И будут жить веками были в чедесном малахите строк" в 5 классе по сказам П.П. Бажова проводится в форме КВН. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана - Х...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"...
Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....