конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
феерия А.Грина "Алые паруса" | 85.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе
учителя русского языка и литературы Полежаевой Натальи Викторовны
ГБОУ гимназия №105
Выборгского района Санкт-Петербурга
Дата урока: 15.11.2013 года
Тема урока: «В алом отблеске парусов…» по феерии «Алые паруса» А. Грина
Место урока в системе уроков: объяснение нового материала
Цель урока:
- углубление и расширение представлений об авторе, проблеме, способах выражения авторской позиции, повышение интереса к чтению;
- использование клипового и ассоциативного мышления для установления связей: автор-герой-сюжет;
- знакомство с краткой биографией Грина;
- феерия как особый литературный жанр
Задачи урока:
- продолжить знакомство с теоретическим материалом по теме урока;
- актуализировать имеющиеся речевые знания и умения, полученные на уроках русского языка и литературы;
- совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию
Тип урока: аналитическая беседа
Методы урока:
- рассказ учителя;
- аналитическая беседа;
- художественное чтение;
- комплексный анализ текста
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная
Ход урока
Оформление доски: « … те, кто исполнен музыкой, услышат вздох
всеобщей души, если не сегодня, то завтра»!
(А. Блок «Душа писателя»)
«А разве « Алые паруса» не современная вещь»
«Невнимательный вы, ей-ей».
(А. Грин)
«Нет ничего хуже на свете, чем быть обыкновенным».
(Из фильма «Красота по-американски»)
Ход урока:
- Слово учителя. Биография писателя.
Александр Степанович Гриневский (1880 - 1932 гг.)
- Уже в юности А. Гриневский понял, что он не может и не умеет жить как все . Рано выучившись читать, он познакомился с «Путешествием Гулливера в страну Лилипутов» . Купер, Майн Рид,
- Эдгар По – книги этих авторов целиком захватили его.
- Летом 1896 г. в неполных 16 лет, с трудом окончив городское земское училище, Грин уходит из дому.
- Началась нелегкая жизнь, много скитался, как и Горький, познал босячество. Рано открылась ему не внешняя сторона жизни, а е` изнанка.
- По совету отца, поступает в 215 Орловский пехотный полк. Прослужил недолго, жестокость, унижения, издевательства старших чинов над младшими, а Грин был рядовым, не выдержал и бежал из армии.
- 1903 г. Включается в революционную борьбу, распространяет нелегальную литературу.
- 1907г. Впервые свои рассказы подписывает псевдонимом Грин (по аналогии с детской кличкой Грин- блин )
- 1910 г. Известен в литературных кругах , его замечают Короленко, Горький, Брюсов, Блок, Куприн , с которым его связывает тесная дружба.
- 1920 г. Расцвет творчества А. Грина. В 1921 была написана феерия « Алые паруса», а затем такие взлеты, как «Блистающий мир», « Золотая цепь», «Бегущая по волнам».
Содержание его произведений не основано на той жизни, что его окружала, поэтому хватало сомневающихся в актуальности и востребованности его работ:
- Анализ эпиграфов к уроку
На доске.
«А разве « Алые паруса» не современная вещь»
«Невнимательный вы, ей-ей».
(А. Грин)
- Что же А. Грин имел в виду?
III. Составление и заполнение таблицы
Составим таблицу, которая поможет понять, что думает о писателе здравомыслящий читатель.
Здравомыслящий читатель | Позиция автора |
1. Критически настроенный, читает Грина и выносит суровый приговор: «Выдумки и условность!» 2. Условный мир, условные города, странно звучащие имена 3. Зачем выдумывать запредельный мир? Это ведет к отрыву от реальности. | 1. Сквозная гриновская идея: прорыв за рамки, за оболочку практически устоявшегося наглядного, познанного |
IV. Жанровые особенности произведения
- Почему феерия?
(От слова фея - волшебное, сказочное зрелище , как и в сказках, всегда побеждает добро, любовь, красота)
- Значит, автор противоречит себе? Это не действительность , а сказка. ( см. на доску)
- Нет, здесь иной смысл. Сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» благодаря летящей душе и доброму сердцу ее создателя.
V. Характеристика героини
Портрет героини
- Какой оригинальный ход использует писатель, чтобы его нарисовать?
Грин рисует свою героиню отраженной в зеркале не случайно. Далее идёт размышление о двух Ассоль: Одна - живет в реальном мире (шьёт, мастерит игрушки, носит их в Лисс, заботится об отце)
Другая – живёт в мире ожидания чуда, сказки, где каштаны её старшие братья, где расцветают корзины с углем и где готовится к встрече с ней корабль с алыми парусами.
VI. Заполнение таблицы
Ассоль реальная | Ассоль во власти мечты |
VII. Работа с текстом
- Портрет неточен. Писателем отмечены две главные черты – оригинальность и очарование. Ассоль не похожа ни на кого, ее очарование от « крылатой» души, богатого воображения.
- Кому принадлежат слова одного из героев, приведённые ниже?
(«Вы видите, как тесно сплетены здесь…», «Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?»)
- Согласны ли вы с мнением героя? Могут ли эти слова стать идеей всего произведения?
(Идея произведения. Надо верить в чудеса, надо делать их своими руками: ведь чудо – это доброе, красивое, неожиданное в жизни, отличающееся от обыденной приземленности)
- Когда? В какой момент Грей понял, что Ассоль создана именно для него. (В трактире. Из опошленного рассказа приземленного Менерса Грей понял самое главное. Что понял Грей?)
VIII. Осмысление главной идеи феерии
- Мечта Ассоль еще более усиливает разрыв между высоким и низким, возвышенным и приземленным:
Мечта озаряет серые будни (по тексту) I Реальность (городок, жители, нравы)
- Последняя сцена - Торжествуют Алые паруса над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.
IX. Вариативное домашнее задание:
Вар.1: Составить сравнительную таблицу «Феерия А. Грина «Алые паруса» и феерия Метерлинка «Синяя птица»)
Вар.2. Написать синквейн на тему мечта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"
Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"
Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...
Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")
Урок с использованием инновационных технологий...
Конспект урока по теме "Мечта и реальность в повести-феерии А.Грина "Алые паруса"
Цель: Образовательная: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса», способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе...