Конспект урока по теме "Мечта и реальность в повести-феерии А.Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

 Милева Ирина Владимировна

Цель:

 

Образовательная: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса», способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык анализа художественного текста, определения способов выражения концепции произведения, развивать творческое мышление.

Воспитательная: содействовать воспитанию высоких нравственных чувств, целеустремленности, любви к ближнему, веры в добро, чудо, созданное силами своей души любовь, мечту.

 

Планируемые результаты.

Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.   Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные

Познавательные.   Развивать ассоциативно-образное мышление, творческое воображение, коммуникативные навыки при работе в группах.
Регулятивные. Овладеть способностью понимать учебные задачи урока. Оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявлять  готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свою точку зрения.

Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

   

 Вид урока: урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grin._alye_parusa_.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

А. Грин.  Мечта и реальность в повести-феерии «Алые паруса»

Цель:

Образовательная: сформировать представление о концепции повести А. Грина «Алые паруса». Способствовать формированию представления об А.С. Грине как талантливом русском писателе.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык анализа художественного текста, определения способов выражения концепции произведения, развивать творческое мышление.

Воспитательная: содействовать воспитанию высоких нравственных чувств, целеустремленности, любви к ближнему, веры в добро, чудо, созданное силами своей души любовь, мечту.

Планируемые результаты.

Предметные. Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.   Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

Метапредметные.

Познавательные.   Развивать ассоциативно-образное мышление, творческое воображение, коммуникативные навыки при работе в группах.
Регулятивные. Овладеть способностью понимать учебные задачи урока. Оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявлять  готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свою точку зрения.

Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

   

 Вид урока: урок изучения нового материала.

        Технологии: технология деятельностного метода, группового обучения, критического мышления
Форма работы: фронтальная, индивидуальная,  групповая, в парах
Методы: частично-поисковый,  художественного чтения                                

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, рисунок корабля с парусами.

 Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, науку и желание жить.

 А. Грин

Человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать  чудеса.

К. Паустовский

Ход урока.

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок:

1) «Когда дни начинают пылиться и блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д.Гранин. Ему же принадлежат замечательные слова: «Грин – один из немногих писателей, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости» .

Его творчество не оставляет равнодушными тех людей, которые   умеют мечтать  и верят в торжество добра и справедливости.  Итак, мы продолжаем разговор о творчестве А.Грина

 На прошлом уроке мы рассмотрели биографию А.Грина, историю создания  повести-сказки   «Алые паруса»,    главу «Предсказание 

2.   Проверка домашнего  задания. Актуализация знаний.

Предлагаю вам блиц-опрос:

1).Настоящая фамилия писателя (Гриневский)

2). Как А.Грин определил жанр «Алых парусов»? (феерия).

3). Как назывался городок, в котором жила Ассоль? (Каперна)

4). Название корабля Грэя («Секрет»)

5). На какой палец Ассоль Грэй одел перстень? (мизинец)

6). Какой цветок пожалела Ассоль? (ирис)

7) Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)

8) Чей портрет перед нами: « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие за-горелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта... вы-разительно легка и чиста…» (Ассоль.)

9) Как звали отца Ассоль? (Лонгрен)

10) Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

11) . «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

12) Продолжите фразу: «Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» («…тайно покинул дом…»)

13) Продолжите фразу: «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» ( Я хочу к маме…)

14) Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, стра-дающих и плененных…» (Мать Грея.)

15) Как назывался новый корабль Грея? («Секрет».)

16) «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей? (Спящую Ассоль.)

17) «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

18)   Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)

3. Постановка  цели и  проблемы урока.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст.

(Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса). Какая же тайна скрывается в алых парусах? Попробуем  сегодня  отыскать.  

Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. О чем в них говорится?

Так, о мечте, без которой жизнь не имеет смысла. А еще о чем? О счастье, которое часто зависит от нас самих.  

Кто в повести-сказке умеет мечтать? (Ассоль и Грэй)

Как вы думаете, какова же цель нашего урока?  (ответы учащихся)

Наша цель - выяснить, благодаря чему мечты героев  смогли  воплотиться  в жизнь.

4. Изучение нового материала.  Работа над анализом произведения

1) беседа:

- Какие мысли и чувства вас волновали, когда вы  читали произведение? Почему?

( Сочувствие, сопереживание,  восторг …  Ведь в нем показано единоборство человечности и бесчеловечности.)

  Почему писатель дал повести подзаголовок «феерия»? (Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;  2) волшебное, сказочное зрелище)

 (Потому что в повести  встречается  сказочное, волшебное.)

Какие волшебные элементы использовал автор в своем произведении?  (В повести Грина главная героиня Ассоль встречается с «волшебником» Эглем, который дарит девочке мечту об алых парусах).  Давайте посмотрим эпизод  встречи Ассоль с Эглем.

(Просмотр эпизода встречи Ассоль и Эгля. Просмотр фрагмента из кинофильма «Алые паруса»)

-Чем стала эта  встреча  для девочки? (верой в счастливое будущее, в сказку )

- Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой? (Предсказание Эгля, вера в то, что все сбудется.) - Почему мир, окружающий Ассоль, так красив? (Отражение ее внутреннего мира.)

2) работа в группах  (предварительное домашнее задание)

Ребята, вы получили задание подготовить характеристику образа  по плану  в группах   Вам слово.  (Можно предоставить презентацию )

1 группа - характеристика образа Ассоль  

2 группа – характеристика образа Грея

План характеристики на слайде

1. Происхождение, социальная принадлежность

2. Воспитание

3. Образование, занятия

4. Смысл имени

5. Портрет
6. Речь

7. Поступки

8. Отношение других к герою

9. Герой и природа

10. Авторская оценка

(Приложение 1    Пример характеристики  героев )

3) метод смысловых ассоциаций. Кто и когда так называет Ассоль?

«Прекрасная неизвестность» (Эгль),   «Живое стихотворение» (автор), «Дивное художественное полотно» (матрос Летика), «Мокрая драгоценность» (автор)

 (Сверяем со слайдом)

А какие  у вас ассоциации вызывает Ассоль?  (Ответы учащихся)

Составление синквейнов к образам.

4) Предлагаю вам составить синквейн  в группах

1 группа   - Ассоль ,   2 группа   - Грэй    

(Например:

Ассоль

Красивая, добрая

Мечтает, верит, ждет

Всем сердцем верит в свою мечту

Романтичная

Грей

Смелый, прекрасный

Восхищается, очаровывается, влюбляется

Осуществляет удивительную мечту Ассоль

Великодушный

Спасибо, ребята

5. Осмысление материала.

- Случайна ли встреча  Ассоль и Грея?  

 (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

Какие качества объединяют главных героев?

Примерные ответы:  

Вера в прекрасное,

Вера в чудеса

Вера в сказку

Трудолюбие

Умения преодолевать трудности

Умение ценить прекрасное

Благородство

Доброта

Чуткость

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов

- Перед вами иллюстрация к книге Грина «Алые паруса». Что необычного в этой картине?

- Как  вы думаете, почему  писатель выбрал алый цвет  парусов, что он символизирует? (любовь, мечту, исполнение желаний, надежду)

А белый корабль – это символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.

При чтении  произведения   вы выписали в тетрадь художественные средства, которые описывают алый цвет   Назовите их.

  • паруса цвета глубокой радости   - метафора
  • он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения  - сравнение
  • совершенно чистый, как алая утренняя заря  - сравнение
  • полный благородного веселья и царственности гордый цвет  - метафора
  • алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь  - метафора

Чем являются алые паруса для Ассоль?

Вывод: Алые паруса для Ассоль стали символом веры в хорошее, доброе, символом сбывшейся мечты.

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами. Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо.)

Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь? (Тема «Алых парусов»  сформулирована в словах Грэя. «Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками и дарить их людям». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем» . Он понял, как это замечательно, когда сбываются мечты, которые он осуществил сам, своим трудом, упорством, целеустремленностью)

-  Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

  - Счастливы ли герои? (“Счастье сидело в ней пушистым котёнком”).

- Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)

-Почему Ассоль заслуживает счастья?

(Ассоль столкнулась со злобой, завистью, но злом не ответила. Она всегда была доброй, отзывчивой, нежной, чувствительной, необыкновенно красивой душой. Она стала счастливой, так как счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро, и не очерствел душой).

- Можно ли быть спокойными за героев?
(Да, они обязательно будут счастливы, потому что: их мир открыт для жизни, для других людей; в нём есть любовь, добро, прощение, милосердие, чистота сердец, кротость; они умеют бороться за своё счастье, “делать чудо своими руками” не только для себя, но и для других; они чисты сердцем)
6. Рефлексия.

А для чего нужна человеку мечта? (Быть счастливым.)

Продолжите предложения, используя личный опыт, чтобы получились яркие сравнения: «Человек без мечты – как (птица без крыльев, лодка без паруса и вёсел…)
- У вас на столах лежат кораблики с алыми парусами. Напишите на них свои самые заветные желания, и они обязательно сбудутся.  Давайте прикрепим их к доске.

7. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя

– Ребята, сегодня мы говорили о том, что значит делать чудеса своими руками, что надо для того, чтобы быть счастливым. Естественно, за один урок на эти вопросы не ответить, и жизнь еще не раз заставит вас искать ответы на них. Но если Грин своим произведением заставил вас размышлять над этими вопросами – это уже хорошо. А я желаю каждому из вас исполнения вашей крылатой мечты.

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса.  . Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. Помните, что мечты сбываются!

Домашнее задание: сочинение-размышление на одну из тем:

1) «Встречаются ли в нашей жизни люди, похожие на гриновских героев?»

2) «Человек создан для счастья, как птица для полета»   (В.Г.Короленко)  (или нарисовать иллюстрацию к произведению)

Приложение 1

Параметры

Ассоль

Грэй

Происхождение, социальная принадлежность

Была единственным ребёнком небогатого матроса Лонгрена и его жены Мери.  

Был единственным ребёнком в знатной аристократической семье Лионеля и Лилиан Грэй.

Воспитание

В 5 месяцев лишилась матери, и за малюткой ухаживала соседка, так как отец был в плавании. Когда Ассоль научилась ходить, её стал воспитывать отец. Девочка была окружена вниманием и любовью отца. Он рассказывал ей о морских скитаниях и пел матросские песни.

Отец мальчика был очень занят государственными и другими делами, поэтому уделял ему мало внимания. Любящая мать позволяла делать сыну всё, что он хотел: бегать босиком, ездить на лошади и т. д. Мальчик проводил много времени один, детей слуг  отец  удалил их из замка.

Образование, занятия

В 8 лет отец научил дочку читать и писать. Она иногда носила кораблики, которые мастерил Лонгрен, в городскую игрушечную лавку. Вскоре сама стала мастерить маленькие корабли и лодочки. Хорошо шила, помогала отцу по хозяйству, любила читать.

К урокам испытывал отвращение, любил читать то, что ему интересно. В 12 лет у мальчика появилась мечта стать капитаном, и он стал читать о морских путешествиях. Поступив юнгой на шхуну, научился навигации, морскому праву и всему, что нужно знать капитану. Вскоре Грэй купил корабль и стал его капитаном.
 

Смысл имени

«Al sol» — перевод с испанского «к солнцу». Это означает, что у девушки солнечная душа.

Артур в переводе с латинского означает «сила», «мощь». Грэй — фамилия героя, переводится с английского как «серый», «седой», то есть указывает на древность его знатного рода.  

Портрет

Внешность героини в юности глазами автора: невысокая тоненькая девушка с прекрасными, немного серьёзными для её возраста глазами. Ассоль, идущая по дороге, глазами Грэя, увидевшего её из окна трактира: «Удивительные черты её лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов, предстали перед ним теперь в свете её взгляда» и т.д.  

Грэй в 15 лет глазами капитана Гопа: «юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки». После года плавания на шхуне (глазами автора): сильный, загорелый юноша, широкий костью, с крепкими мускулами, с блестящими, думающими глазами.    

Пейзаж и состояние души

Цветы, деревья, восход солнца, море, по которому плывёт корабль с алыми парусами.

На картине в замке: шторм, ветер, разорванные облака. На берегу около Каперны: ночью — бледный свет звёзд, костёр; утром — тихий прибой.

Речь

Речь девушки была простая и, в то же время, причудливая. Её рассуждения о своём ремесле были интересны угольщику Филиппу.

Речь юноши, утратив равномерную текучесть, стала чёткой и краткой.

Поступки  (пример)

Ассоль иногда ночью уходила на берег моря и, дождавшись рассвета, ждала «корабль с Алыми Парусами». Здоровалась и разговаривала с цветами, насекомыми, деревьями.

В детстве замазал на картине голубой краской гвозди на окровавленных руках Христа. Чтобы узнать, как больно обжёгшейся служанке Бетси, плеснул себе на руку горячую жидкость. Отдал все деньги из копилки Бетси на приданное. В 15 лет сбежал из дома и стал служить юнгой на корабле. Исполнил мечту Ассоль, заменив паруса «Секрета» на алые и приведя корабль к Каперне.

Сны, воображаемые картины

Любимый сон: волшебная страна с цветущими деревьями, песни, очарование, тоска и сверканье синей воды.

В детстве, глядя на картину, изображавшее бурное море и корабль, воображал себя капитаном, слышал внутри себя шум моря и крики команд капитана.

Отношение других персонажей

Лонгрен: «Ты милая». Жители Каперны называли её «Корабельная Ассоль», считали, что «она тронутая, не в себе», но угольщик Филипп говорил, что «у неё хорошая голова». Грэй, объяснил своему помощнику, что едет к жене и добавил: «Она ещё не жена мне, но будет ею». Матрос Летика назвал девушку лучшим грузом и призом «Секрета».

Капитан Гоп признал, что юнга Грэй выдержал испытание суровой службой: «Победа на твоей стороне». Мать Грэя в его любви к морю и во всём, «что он утверждал, как истину своей жизни, — видела лишь игрушки, которыми забавлялся её мальчик». Матрос Летика: «Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан». Ассоль, встретив Грэя: «Совершенно такой».

Авторская оценка

Автор сравнивает девушку со стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов».

Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». «Грэй шёл к цели с стиснутыми зубами и побледневшим лицом». Когда Грэй понял, что можно делать «так называемые чудеса своими руками», «дух немедленного действия овладел им».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»

Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

Урок - исследование по повести - феерии А.Грина "Алые паруса" "Любить, мечтать и верить..." 6 класс

Урок - исследование и презентация. Материал содержит проблемные вопросы к повести - феерии А.Грина "Алые паруса"....

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.Грин «Алые паруса»»

Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красот...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...