План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alye_parusa.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
урока по русской литературе
на тему: «В тени алых парусов»
(по повести А.Грина «Алые паруса»)
(V класс)
Автор разработки учитель
Русского языка и литературы
Зайцева Татьяна Михайловна
МОУ СОШ №32
Волгоград, 2013
Тема урока: В тени алых парусов (по повести А. Грина «Алые паруса»)
Класс 8
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления.
Оборудование: тексты повести А.Грина «Алые паруса», компакт – диск «Уроки литературы 7 – 8 класс»; книжная выставка произведений А.Грина.
Ход урока:
1. Слово учителя.
- На этом уроке мы поговорим о мечте. Мечта … Что же это такое? Какой ответ дает нам на это толковый словарь? (Работа с толковыми словарями).
Любой человек верит, что когда – нибудь наступит прекрасный день исполнения желаний. Одну из прекраснейших историй исполняющейся мечты нам рассказал известный русский писатель Александр Грин в своей феерии «Алые паруса». (Словарная работ: феерия –
1. Театральное представление или цирковое сказочное содержание, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами.
2. перен. Значение – волшебное, сказочное зрелище).
- Как вы думаете, в каком из этих двух значений Грин употребил это слово в применении к своей книге? (Во 2-м значении).
- а кто же он, Александр Грин, сумевший на страницах своей книги воплотить мечту в реальность?
2. Чтение подготовленным учащимся стихотворения В. Некипелова «Памяти Грина».
3. Сообщение учащихся (ознакомление с биографией А.Грина).
Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский) родился в 1980 году в Вятке, куда был сослан его отец – участник польского восстания. Его семья жила бедно, отец работал счетоводом в больнице, мать измучена домашней работой. Казалось, что вся жизнь была направлена на то, чтобы обозлить и внушить ненависть к миру. Но уже в восьмилетнем возрасте у мальчика появилась – увидеть мир, путешествуя по морю, и этой мечте Грин был верен до конца жизни.
Нищенское существование, побои отца, смерть матери – все это было составляющими детской жизни Грина. До 15 лет он жил в доме с отцом и мачехой, пытался зарабатывать, изготавливая фонарики и переплетая книги.
В 1895 году Грин увидел на пристани двух штурманских учеников в белой матросской форме. «Я остановился и смотрел, как зачарованный, на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. Я испытывал восторг и тоску», - писал Грин. Он решает уехать в Одессу, где происходит его встреча с мечтой, с морем. В его произведениях появиться выдуманная страна, с описанием несуществующих городов – Лисса, Зурбагана, Гель-Гью, Гертона.
К сожалению, после нескольких неудачных рейсов (у Грина нечем было расплачиваться с капитанами) писатель вынужден был вернуться в Вятку. Потекла всё та же бедная, грязная, беспросветная жизнь.
Через некоторое время Грин уезжает в Баку, поскольку жизнь с отцом сделалась невыносимой, но и там его ждала всё та же участь. Грин относился к числу людей, которые теряются перед неудачами.
Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина. Он стал печален, неразговорчив. Внешность Грина говорила лучше слов о характере его жизни: это был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссеченным тысячами шрамов и морщин, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов.
За революционную работу Грин был арестован и просидел в тюрьмах с 1903 по 1905 годы. К этому времени относятся первые литературные опыты. Но основная работа началась в 1912 году, когда Грин приехал в Петербург.
В 1920 году Грина призвали в ряды Красной Армии, где он служил в караульном полку под Псковом. Там он заболел и вышел из больницы почти инвалидом. В Петербурге не было работы, дома, еды. Все чаще приходила мысль о смерти.
«В это время,- писала жена, - спасителем Грина явился Максим Горький. Он узнал о тяжёлом положении Грина и сделал для него всё. По просьбе Горького Грину дали редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке, в «Доме Искусств».
4. Слово учителя.
«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы А.Грина, но больше всего повесть «Алые паруса». Характерно, что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году.
5.Беседа по содержанию повести.
- Почему матрос Лонгрен оставил море и как воспитывал он свою дочь? Что предсказал собиратель народных песен Эгль маленькой девочке Ассоль и как это произошло? Прочитайте этот эпизод.
- О чем мечтала Ассоль и как к ней относились в Каперне дети и взрослые?
- Почему Лонгрен не спас лавочника Меннерса? Прав ли, по – вашему, Лонгрен?
- Расскажите о детстве Грэя.
- Как происходит первая встреча Грэя с Ассоль? (Просмотр видеофрагмента).
- Исполнилась ли мечта Ассоль и благодаря чему? (Просмотр видеофрагмента).
6. Составление кластеров со словом мечта.
счастье | Мечта | свет |
радость | любовь | |
надежда | жизнь | |
стремление | вера |
7. – Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть?
- Используя ваши кластеры и прочитанную повесть дома составьте развёрнутый ответ на тему: «Мечты осуществимы своими руками».
8. Выполнение тестовых заданий по повести
9. Исполнение песни «Алые паруса»
Тестовый вопрос
Кому принадлежат эти слова:
… Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус…? (По повести А.Грина «Алые паруса»).
- Ассоль
- Лонгрену
- Собирателю песен и сказок
Тестовый вопрос
Что оставил Грей Ассоль, когда она спала? (По повести А.Грина «Алые паруса»).
- Цветок
- Медальон
- Кольцо
Тестовый вопрос
Кто предсказал Ассоль счастливую судьбу? (По повести А.Грина «Алые паруса»).
- Эгль
- Лонгрен
- Вдова, ухаживающая за маленькой Ассоль
Тестовый вопрос
Почему Лонгрен был вынужден оставить морскую службу? (По повести А.Грина «Алые паруса»).
- Так как был стар для морской службы
- Из- за болезни жены
- Надо было воспитывать дочь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чудеса надо делать своими руками!» Урок в 8 классе по повести А.Грина «Алые паруса».
Урок «Чудеса надо делать своими руками» для 8 класса по повести А.Грина «Алые паруса». На уроке учащиеся работают с текстом произведения, анализируют его, находят средства художественной выразит...
Система уроков по повести А. Грина "Алые паруса" в 6 классе
Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина....
Презентация "Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" в 6 классе
Презентация помогает организовать работу учащихся и сконцентрировать их внимание. Она позволяет провести анализ произведения, используя работу в группах, а вопросы, выведенные на экран, помогают ребят...
Открытый урок по литературе в 8 классе "Любить, мечтать и верить..." ( по повести А. Грина "Алые паруса)
Этот урок может быть проведён как и внеклассное чтение, а также как открытый урок во время декады русского языка и литературы...
План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей
Обобoение знаний о главных героях повести, его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся в составлении характеристик литературных героев с помощью с...
Открытый урок на тему "Нужна ли человеку мечта" ( по повести А.Грина "Алые паруса")
Разработка содержит конспект урока, презетацию по повести А.Грина "Алые паруса"...
урок литературы по повести А Грина "Алые паруса"
урок открытия новых знаний...