Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Трофимова Любовь Николаевна

 

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»

Цели:

- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих      исканиях;

- закрепить навыки выразительного чтения лирического стихотворения;

- продолжить обучение анализу стихотворного произведения;

- отрабатывать умение находить средства художественной выразительности в тексте;

- отрабатывать навыки работы с интерактивной доской.

Задачи:

- обучение выразительному чтению лирического стихотворения;

- привитие навыков анализа лирического стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

урока  литературы в 6 классе

на тему «Образ бунтующей, мятежной и

 одинокой души поэта в стихотворении

М. Ю. Лермонтова «Парус».

Учитель    Трофимова Л.Н.

2010 год.

Тема «Образ бунтующей, мятежной и

 одинокой души поэта в стихотворении

М. Ю. Лермонтова «Парус».

Цели:

- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих      исканиях;

- закрепить навыки выразительного чтения лирического стихотворения;

- продолжить обучение анализу стихотворного произведения;

- отрабатывать умение находить средства художественной выразительности в тексте;

- отрабатывать навыки работы с интерактивной доской.

Задачи:

- обучение выразительному чтению лирического стихотворения;

- привитие навыков анализа лирического стихотворения.

Оборудование урока.

        Мультимедийная установка и проигрыватель,  интерактивная доска. На экране – портрет М. Ю. Лермонтова, его рисунок «Парус», тема урока.

1.Словарная работа  (на доске).

         - Сегодня на уроке мы будем  использовать термины: «стихотворение», «пейзаж», «антитеза», «олицетворение», «эпитеты», «метафора», «антонимы», «инверсия», звукопись». Давайте вспомним, что они означают. (Записывают эти слова в тетрадь). Также мы вспомним такие чувства, как  радость, грусть, одиночество, страдание, потеря, удивление. Какие из них вам хотелось бы испытать?

2. Проверка домашнего задания.

    Словесное рисование.

        - К этому уроку вы готовили устное сочинение о судьбе М. Ю. Лермонтова. Что вам показалось интересным (удивительным) в жизни Лермонтова-мальчика?

        - Какие из перечисленных нами чувств ему приходилось испытывать? (Звучит музыка Грига «Сон».) Какие чувства передаёт эта музыка?

3. Постановка целей урока.

 - Сегодня мы продолжим наше знакомство с личностью М. Ю. Лермонтова и его стихотворениями. Мы прочитаем и попытаемся понять одно из самых глубоких и сокровенных творений поэта, будем учиться передавать различные человеческие чувства при чтении стихотворения.

4. Выступление подготовленного ученика. 

         - Начало 1832 г. оказалось для М.Ю. Лермонтова очень трудным: недавно умер его отец, с которым он разлучен был еще в младенчестве (Юрию Петровичу было 44 года). Бабушка не любила зятя и не разрешила похоронить его в родовом склепе, где покоился прах её дочери, матери Мишеля, умершей когда он был трёх лет от роду.  Лермонтов очень любил отца, и потеря была невосполнима. Он чувствовал себя одиноким, хотя летние месяцы проводит среди своих родственников в Середникове, подмосковном имении Столыпиных.  Летом этого же года он перевелся из Московского университета в Петербургский.

5. Слово учителя  (имена записаны на доске).

         - Исследователь жизни Михаила Юрьевича, историк литературы Павел Александрович Висковатов пишет: «Петербургский университет отказался зачесть Лермонтову годы пребывания в Московском университете, и, таким образом, ему пришлось бы поступить вновь на первый курс. К тому же, как раз в это время, заговорили об увеличении университетского курса настолько, чтобы студенты оканчивали его не в три, а в четыре года. Это испугало Лермонтова; он видел несправедливость в том, что ему не хотели зачесть лет, проведённых в Москве. Поступив в Петербург в число студентов, ему пришлось бы окончить курс в 1836 году. Этим он тяготился, ему хотелось на свободу, стать независимым человеком.

        Вот почему он задумал поступить юнкером в полк и в училище, из которого мог выйти уже в 1834 году и, следовательно, выигрывал два года. К тому же, многие из его друзей и товарищей по пансиону и университету как раз в это время тоже переходят в «школу»: Михаил Шубин, Поливанов, Алексей Столыпин, Николай Юрьев да Михаил  Мартынов – сосед по пензенскому имению». (Стр. 68-69. Книга «М.Ю. Лермонтов». Русская гимназия.  1993.)

        - А своей приятельнице Софье Александровне Бахметевой в августе 1832 г. Лермонтов пишет: «Любезная Софья Александровна, до самого нынешнего дня я был в ужасных хлопотах; ездил туда-сюда, к Вере Николаевне на дачу и прочее; рассматривал город по частям и на лодке ездил в море,  короче, я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений!..»

6. Чтение учеником отрывка наизусть.

                                                             Я жить хочу! Хочу печали

                                                             Любви и счастию на зло;

                                                             Они мой ум избаловали

                                                             И слишком сгладили чело;

                                                             Пора, пора насмешкам света

                                                             Прогнать спокойствия туман:

                                                             Что без страданий жизнь поэта?

                                                             И что без бури океан?

7. Беседа.

- Океану нужна буря, а поэту нужны страдания. Зачем? (Чтобы не успокаиваться, не подчиняться будничной, размеренной, рутинной жизни, страдания – залог творчества.)

 - Эта мысль вам уже знакома. О каком стихотворении Лермонтова пойдет речь? (О «Парусе».)

 - Именно об этом стихотворении я и сказала в начале уроке как о самом глубоком и сокровенном творении поэта.

8. Выразительное чтение учителем стихотворения «Парус» под музыку Э. Грига «Сон».

 9. Беседа.

 - Лермонтов был еще и хорошим художником. Посмотрите, как сюжет своего стихотворения Лермонтов передал красками. Что удивительного вы заметили на рисунке? (Свобода, большая часть рисунка – вода и небо, парус едва виден, рисунок полон воздуха.)

 - Как вы думаете, какие строки стихотворения больше всего соответствуют теме рисунка? (Первые две.)

 - У этих строк прямо-таки удивительная судьба: ведь именно из-за них Михаил Юрьевич не мог напечатать свой «Парус», потому что эти строки придумал не он, а другой писатель, современник Лермонтова, Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Лермонтов так и не оговорил с ним разрешение на использование этих строк в «Парусе». А спустя менее чем 100 лет другой писатель – Валентин Катаев – возьмет строчку «Белеет парус одинокий…» в заголовок своей повести о двух мальчиках, живших в трудные революционные годы. Отчего эти строки стали так популярны? Какое настроение они создают? (Светлое настроение радости, жажды жизни, простора, свободы.)

10. Анализ стихотворения.

 - Дома вы приготовили карточки, на которых отдельно выписали 2-е первые и 2-е последние строки каждой строфы. Прочитайте строки 1-ой колонки. 2-ой. Сравните настроения. (В 1-ой – настроение радости, движения, света, жизни. Во 2-ой – грусть, потеря, безрадостность, жажда бури и покоя одновременно,  потому что та жизнь, которая вокруг поэта, его не устраивает, ему хочется другой, деятельной, жизни.)

 - Какой прием использует автор? (Прием противопоставления – антитезы.)

11. Наблюдение за словом  (по вариантам: 1вар. – первая колонка, 2вар. – вторая колонка).

 - Найдите и подчеркните слова, с помощью которых поэт создает эти контрастные настроения. Как называются такие слова, которыми обозначают противоположное? (Антонимы.)

- Ищите антонимы. Запишите их на интерактивной доске. (Ищет – кинул; в стране далекой – в краю родном; под ним… - над ним…; буря – покой). Затем дети записывают в тетрадь примеры антонимов.

Физкультурная минутка.

12. Анализ стихотворения(продолжение).

- Кроме антитезы, какие еще художественные приемы использует автор?

(Олицетворение: «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».

Эпитеты: (парус) «одинокий», (в тумане) «голубом», (он) «мятежный», «светлей лазури»). 

 - А какой это цвет – лазурный?   Лазоревый цветок в сказке? (Блестящий луч, золотой).

(Метафора: «в тумане моря».

Инверсия: «Белеет парус одинокий», «Что ищет он в стране…».

Звукопись: «ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит».

 1-ая строка звучит плавно и мелодично, легкая грусть одиночества слышится в ней, поэтому преобладают звонкие согласные.) Дети записывают в тетрадь примеры.

 - Какая строфа особенно наполнена движением? (2-ая.)

 - Слова какой части речи передают эту энергию движения? (Глаголы.)

         - Почему Лермонтов использовал старую форму глагола «скрыпит»? (Это придает звучанию силу.)

 - А в каких строках выражена идея стихотворения? (В последних двух.)

13. Слово учителя.

- Как созвучны они тем строкам, которые ученица читала нам в начале урока:

                                                       Я жить хочу! Хочу печали!..

       Что без страданий жизнь поэта?

                                                       И что без бури океан?

14. Релаксация

- Что же мы услышали в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус»? (Тема урока.)

- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор, чтобы передать настроение одиночества, тоски, несогласия с обществом?

-Что особенно запомнилось ?

-Где можно использовать знания, полученные на уроке?

15. Выразительное чтение стихотворения учениками.

16. Домашнее задание (записано на слайде).

- Вы красиво и выразительно прочитали стихотворение М. Ю. Лермонтова, и  вам нетрудно будет выучить его наизусть. Подготовьте также выразительное чтение стихотворения «Я жить хочу…», найдите в нём слова книжного стиля и разговорного.  

Используемая литература.

  1. Литература . 6 класс. Учебная хрестоматия  для общеобразовательных учреждений.  Автор- составитель В. П. Полухина.  М.; Просвещение. 2007.
  2. Литература. 6 класс. Методическое пособие. М.; Просвещение. 2007.
  3. Лермонтов М. Ю. Лирика. Л.; Художественная литература. 1998.      
  4. Висковатов П. А. «М. Ю. Лермонтов». М.; Русская гимназия. 1993.
  5. Ираклий Андроников. «Я

Тема «Несклоняемые имена

существительные».

Цели:

- закрепление навыков составления чтения алгоритмической таблицы;

- обучение способам определения рода несклоняемых имен существительных;

- закрепление навыков правильного согласования прилагательных и глаголов

- прошедшего времени с несклоняемыми именами существительными;

 - развитие грамотного письма;

 - развитие устной речи учащихся;

 - расширение кругозора.

Задачи:

   - научить правильно произносить иноязычные слова;

   - научить определять род иноязычных имён существительных.

1.  Домашнее задание  (написано на доске).  

Учить правило на стр. 89, упр. № 225, 227, «впадает¹».

2.  Устная словарная работа  (слова написаны на доске).

  - Прочитайте правильно слова с предлогами:

        в кино        без тире     [рэ]

        в пальто        без шоссе  [сэ]

        в метро        без реле     [рэ]

  - Обратите внимание на произношение иноязычных слов. Буква «е» теряет [j] и произносится как [э].

  - Попробуйте изменить эти существительные по числам и падежам.

  - В чем особенность данных существительных? (Несклоняемые.) 

  - Что значит несклоняемые? (Не изменяются по числам и падежам.)

3. Постановка целей и задач урока.

  - Сегодня мы, ребята, будем учиться определять род несклоняемых имен существительных, правильно сочетать их с именами прилагательными в нашей речи и не делать ошибки в их произношении.

4. Наблюдение за словом  (слова написаны на доске). Слова записываются в тетрадь.

а)  маэстро, буржуа, шимпанзе, пони, торнадо (ветер), хинди (= язык).

б) мисс, мадам, авеню (= улица).

в) лассо, бюро, такси, эскимо.

- Попробуйте в каждой группе определить общность лексического значения.

- Что объединяет слова, которые я распределила в 3 группы? (Род.)

- А как вы думаете, какие группы слов относятся к мужскому, женскому и среднему родам?

- Какой принцип лежит в основе определения рода несклоняемых имен существительных? (Лексический).

 5. Слово учителя.

 - Читаю алгоритм. Таблица висит на доске.

                     К мужскому роду относятся:

 1)  существительные, обозначающие лиц мужского пола: маэстро, мосье,  буржуа, атташе (= дипломатический работник) и др.;

 2)  названия животных (кроме слова «цеце»): гну, фламинго, шимпанзе, пони и т. п.;

3)   названия ветров: сирокко, торнадо и др.;

4)  названия языков: хинди, суахили, фиджи и др.;

5)  отдельные существительные разных тематических групп: кофе, пенальти(штрафной удар), га (10 000 м), сулугуни (сыр), бри (сыр), экю (старинная французская монета) и др.

 

К женскому роду относятся:

  1. существительные, обозначающие лиц женского пола: «мисс», «фрау», «пани», «мадам», «леди» и др.;
  2. слова «цеце» (вид мухи), «салями» (колбаса), «иваси» (род сельди), «авеню» (широкая улица), «кольраби» (капуста), «бери- бери» (болезнь).

К среднему роду относятся    названия неодушевлённых предметов: «кашне» (шарф или платок), «такси», «кино», «эскимо», «фойе» (место для ожидания), «какао», «портмоне» (кошелёк).

Род несклоняемых географических названий определяется по роду существительных, называющих родовое понятие: Тбилиси, Туапсе, Дели –

м. р. (город); По, Миссисипи, Колорадо – ж. р. (река); Марокко, Чили – ср. р. (государство).

По этому же принципу распределяются названия газет, журналов: «Юманите» - ж. р. (газета).

 

6. Предупредительное письмо.

- Карточки, у доски 3 ученика: один – вслух, двое – самостоятельно с проверкой по вариантам.

а)  Кенгуру (м),  кино (ср),  депо (ср),  жюри (ср),  леди (ж),  торнадо (м),  сулунгуни (м),  пани (ж),  мадам (ж).

б)  Эскимо (ср),  какао (ср),  кофе (м),  торнадо (м),  фрау (ж),  леди (ж),  пальто (ср),  радио (ср), салями (ж),  пенальти (м).

в)  Пальто (ср),  пианино (ср),  фойе (ср),  мадам (ж),  маэстро (м), пони (м),  шимпанзе (м),  иваси (ж), кино (ср).

7. Отдых. Физкультурная минутка.

8.Определите лексическое значение слов. Устно. Указать, что все слова ср. р.

 - На карточке.

        фр.     Жабо – пышный воротник                                             ср.

        фр.     Жалюзи – оконные шторы из пластмассы                   ср.

        англ.  Интервью – беседа корреспондента с кем-либо          ср.

        англ.  Каноэ – легкая спортивная лодка                                  ср.

        фр.     Каре – построение войска в виде четырехугольника  ср.

        фр.     Кашпо – декоративная ваза                                           ср.

        фр.     Колье – ожерелье из драгоценных камней                  ср.

        фр.     Суфле – вид сладкого кушанья                                     ср.

        фр.     Трюмо – большое стоячее зеркало                               ср.

9. Слово учителя.

 - Среди несклоняемых имен существительных особую группу составляют географические названия: (Тбилиси (м),  Ориноко (ж),  Дели (м)…). Их род определяется по существительному, указывающему на их родовое понятие. Тбилиси - это город, слово м.р., значит, и слово Тбилиси будет относиться к м.р. Ориноко – река, слово ж.р., значит, и слово Ориноко будет относиться к ж.р.

10. Работа с книгой.

Стр. 89, упр. 225. (Один ученик выполняет на доске.)

 - Устно определить род выделенных слов (по цепочке).

11. Творческое задание (слова записаны на доске).

  - Составить и разобрать словосочетания типа «существительное + прилагательное» (на доске) со словами:

1 ученик:  шоссе,  купе,  интервью,  Капри (остров).

2 ученик:  пюре,  кафе,  Бештау (гора), фойе.

12. Сообщение ученика.

О слове «кофе».

   Известный русский лингвист Владимир Иванович Чернышев еще в 1914 г. отмечал, что слово «кофе» можно отнести к среднему роду, потому что на конце «е», но многие русские писатели в своих произведениях употребляли это слово в мужском роде. Русские лингвисты Ушаков и  Горбацевич  давали двоякое толкование роду этого слова. Тем не менее в литературной речи это слово до сих пор употребляется в мужском роде: «крепкий кофе сварен».

- Составьте и запишите 1 предложение со словом «кофе», употребив его с прилагательным.

13. Работа с предложением (записано на доске).

 - А мы продолжаем нашу работу. В предложении, написанном на доске, определите грамматическую основу, дайте краткую характеристику, если оно сложное, составьте схему.

  Из кофейных зерен арабы и египтяне изготовляли крепкий напиток, который они пили вместо вина и называли «кофе».

14. Грамматические задания.

 - Найдите однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

кофейный – кофе,

напиток – пили,

 - Найдите слово (слова), в которых звуков > букв. Запишите транскрипцию.

(египтяне).

 - Найдите слово (слова), в которых все

а)  согласные мягкие          (пили,  они)

б) согласные твердые        (арабы.)

 - Найдите слово (слова), соответствующее схеме  ¬ ∩ ^ ^      (изготовляли, называли.)

15. Проверка усвоения материала.  Работа с тестами (на доске закрыты ответы).

1. Найдите существительные м. р.

        а) шимпанзе

        б) кофе

        в) ателье

2. Найдите существительные ж. р.

        а) пианино

        б) кольраби

        в) миссис

3. Найдите существительные ср. р.

        а) радио

        б) пенальти

        в) такси

 - Ответы

1.  а, б.        

2.  б, в.

3.  а, в.                                      Взаимопроверка и/или проверка на доске.

Релаксация:

 - О чем мы узнали сегодня на уроке?

 - Как мы будем определять род несклоняемых имен существительных?

 - Молодцы, я думаю, что вам будет нетрудно разгадать кроссворд по теме «Несклоняемые имена существительные». Кроссворд помещаю на стенде.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.bmp

По горизонтали.                                        По вертикали.

                                

  1. Название языка.                                        1. Штрафной удар.
  2. Сорт колбасы.                                        2.Род сельди.
  3. Сорт сыра.                                
  4. Широкая улица

Используемая литература.

1. «Русский язык . 6 класс». Учебник. М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М.; Просвещение. 2007.

2. М. В. Фёдорова. «Уроки русского языка в 6 классе». Книга для учителя. М.;  Просвещение. 2006.

3. Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. «Современный русский язык». М.; Просвещение. 1991.

4. Орфографический словарь русского языка. М.; Русский язык. 1989.

Тема «Житие Сергия Радонежского».

C:\Documents and Settings\Alex\Рабочий стол\70fa58f6d9de.jpg

Цели:

- углубление знаний учащихся о жанре жития;

- развитие навыков анализа текста;

- развитие навыков выразительного чтения и пересказа;

- закрепление навыков  раскрытия образа святого;

- расширение кругозора учащихся;

- приобщение их к исконно русской культуре.

Задачи:

- научить определять особенности жанра жития;

- привить навыки анализа литературного произведения, образа.

Оборудование.

Мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация (прилагается). 

На интерактивной  доске представлен план жития, составленный на прошлом уроке, записаны слова с толкованием их значения: композиция, житие (жизнь), преставление (смерть), отрок (подросток), инок(монах), искушение(испытание), игумен(старший).

Сергий Радонежский  1314 – 1392; 8 октября – день памяти святого;

20   сентября – день памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Постановка целей урока. (Слайд № 1.)

- Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы познакомиться с человеком, который за свою праведную жизнь был возведён в святые Земли Русской. Имя его – Сергий Радонежский. Мы познакомимся с его жизнью, которая на церковном языке называется житием,  деяниями, чудесами. Целью нашего путешествия во времени будет разрешение вопроса: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»

О Сергии Радонежском мы узнали из жития, написанного его учеником Епифанием Премудрым.

- А что это за жанр литературы – житие? (Жанр литературы, который художественно рассказывает биографию исторического лица, причисленного церковью к лику святых.)

- Какое житие мы изучали в прошлом году? («Житие Бориса и Глеба».)

- На прошлом уроке мы работали с планом «Жития Сергия Радонежского» (он представлен на интерактивной  доске в течение всего урока) и познакомились с основными правилами (канонами), по которым строится этот жанр древнерусской литературы. Расскажите о них.  (Рассказ о благочестивых родителях, о детстве героя, его вере в Бога, чудесах при жизни и после смерти, преставлении святого.)  

- Итак, наш путь мы начнём с рассказа о детстве святого. Расскажите.

Подробный пересказ отрывка. (Стр. 155-156).

Работа с картиной М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»  Слайд № 2.

- Посмотрите, ребята, на картину М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Этот отрок – будущий святой Сергий. Обратите внимание на композицию картины.

- Что такое композиция? (Построение произведения).

- Отрок и  старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а что за ними? (Русская земля).  

- Как вы объясните такое расположение частей картины? (Святой Сергий – будущий молитвенник за Русь, русских людей, их заступник).

- Какой эпизод жития иллюстрирует эта картина?

Подробный пересказ отрывка «Встреча отрока Варфоломея со старцем».  

- А кто, на ваш взгляд, был этот старец? (Посланец Бога, может быть, ангел.)

Обратите внимание на миниатюру 16 века из жизни Сергия Радонежского  Слайд№3.

Слово учителя.

- В нашем варианте  жития нет очень важного отрывка. Вы сейчас его послушаете.

Подробный пересказ отрывка. (Индивидуальное домашнее  задание).

        Варфоломей, которому было тогда около 15 лет от роду, также последовал за своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились. Когда юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу. Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили сына подождать некоторое время.

        - Чадо,— говорили они ему,— ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец жизни нашей, и нет, кроме тебя, никого, кто бы послужил нам на старости, потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто не возбранит тебе исполнить твое заветное желание.

        Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение.

        Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в Покровском Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа. Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши, один вскоре после другого, с миром преставились ко Господу и были погребены в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней, вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих. Все свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею.

        Видя преставление своих родителей, преподобный так размышлял сам с собой: «Я смертен и тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности сей жизни, благоразумный отрок раздал все имущество родителей, ничего не оставив для себя, даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо уповал на Бога, подающего хлеб нуждающимся.

Слово учителя. Проблемный вопрос.

-  Подумайте, почему этот отрывок  для нас важен? Что нового мы узнаём о святом Сергии из него? (Мы узнаём о послушании будущего святого.)

Слово учителя.  Слайд № 4.

- И вот он ушёл в густые радонежские леса и жил в одиночестве. С чего началась его другая, иная, а значит, иноческая жизнь? (Она началась с искушений.)

- Расскажите о них.

Словесное рисование. Слайд № 5.

Словарная работа.

- Родственники  слова «искушение»  нам уже встречались на уроках русского языка. Вспомните, к каким словам восходят этимологические корни данного слова? (Искусство, искусный, кусать.) Дети записывают родственные слова на интерактивной доске.

Проблемный вопрос.

- А зачем Бог посылает своим избранным людям такие испытания – искушения, ведь преодолевать их очень трудно? (Бог закаляет человека для дальнейшего служения, ведь оно не может быть лёгким. Бог делает человека искусным.)

Переключаю слайд интерактивной доски на план и список терминов и слов.

Слово учителя. Слайд № 6.

        - Обратите внимание на триптих художника М. Нестерова (триптих – трёхчастная картина). Жизнь монахов проходила в постоянном труде и лишениях. Нелегко им жилось в Сергиевом  монастыре. Устав (свод правил) был очень строгим: «Да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят всё необходимое». Какие трудности испытывали иноки и как они их преодолевали?

Подробный пересказ отрывка «Трудности жизни в монастыре».

        - Но не только трудности были в жизни святого Сергия и его братии. Он совершал чудеса, которые по церковным канонам являются обязательным условием причисления к лику святых. Расскажите об этих чудесах.

Выборочный пересказ отрывка «Чудеса святого Сергия».

Беседа.

- Это житие мне показалось интересным ещё и потому, что в нём раскрываются душевные, личностные качества святого Сергия. Давайте поговорим о духовной красоте этого человека.

Слайд № 7.

- Вы помните, как пришёл к нему издалека поселянин и хотел его видеть, но не верил окружающим, что бедный человек в разодранной, худой одежде, копающий землю, и есть святой Сергий. Он даже думал, что над ним пошутили, указав на этого бедняка как на святого. В сердцах этот земледелец сказал: «Столько трудов предпринял я впустую!.. Вижу какого-то нищего и нечестного старца». А как к этим обидным словам отнёсся сам Сергий Радонежский? (Выборочное чтение на стр. 161.)

        - Как эти слова характеризуют святого? (Скромен, смиренен, необидчив.)

        - А что вы можете сказать о нем по следующему поступку – уходу из монастыря, ушел он тайно, никому ничего не сказав. (Он хотел молиться  и служить только Богу, не искал славу от человеков.)

        - А когда братья  пришли за ним просить вернуться, он как поступил? (Вернулся.)

- Он хотел, чтобы его упрашивали, льстили ему? (Нет, вернулся из большой любви к братьям, по послушанию, ведь без него им пришлось бы очень трудно.)

- А докажите, что был Сергий Радонежский очень скромным. (Отказался от митрополичьей шапки, которую ему предложил митрополит Алексий.)

- А еще он был очень добрым. Слайд № 8.. И эту доброту чувствовали даже звери. Когда  Сергий Радонежский жил в лесу один, к его избушке прибился дикий медведь, голодной зимой этот шатун приходил к его домику и с руки брал хлеб. И медведь не набрасывался на него.

Физкультурная минутка.

- У нас  с вами получился очень серьезный и интересный разговор. Используя мультимедийные установки, мы заставляем напряженно работать наши глаза. Поэтому давайте немного отдохнем…  С новыми силами продолжим наше путешествие.

Слово учителя.  Слайд № 9.

- Мы знаем, что Сергий Радонежский принял у себя в монастыре князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского), который решал, идти ли ему на бой с татарами, ведь силы у последних несметные. В нашем варианте жития этот рассказ дан сжато, а мы послушаем подробный пересказ.

Проверка индивидуального домашнего задания. Краткий пересказ отрывка «Князь Дмитрий Иванович у святого Сергия». Слайд № 10.

        Князь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир.

Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию.

        Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. После службы отец Сергий пригласил отобедать в монастырской трапезной. Отказываться было никак нельзя: ведь обед за столом с иноками очищал от грехов и причащал к таинствам Христовым. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех склонившихся в почтении к нему воинов святой водой ц осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие, собравшиеся в монастыре, воскликнул:

- Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет вам помощник и заступник!

И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному, шепнул:

- Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе.

        Быстро, огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и сердцем почувствовал: так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами. Слайд № 11.

        - Вот тебе мои оруженосцы,- просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.

         - Мир вам, возлюбленные мои,- перекрестил напоследок отец Сергий всех своих детей. - Крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство с погаными половцами. Слайд № 12.

        Сорвался с места отряд и полетел стремительно, будто звенящая стрела, пущенная сильной рукой.

Беседа.

        - Каким вы увидели святого  в этом эпизоде? (Прозорливый (слово объясняется), вселяет надежду, уверенность в победу, любит Русскую землю.) Слайд № 13.

- А как вы объясните явление св. Сергию Богоматери? (Подтверждение его святости.)

- Прочитаем этот эпизод. Стр.167.

Выразительное чтение.

        - Мы поговорили о личности Сергия Радонежского и подошли к завершению его земного пути. В конце жизни он помнит о братии и передаёт игуменство (т.е. старшинство) кому? (Молодому Никону).

Выразительное чтение.

- Прочитаем отрывок, в котором говорится о преставлении (земной смерти) святого Сергия. Пусть звучат строки жития на нашем уроке. Стр. 168.

Итог урока.

        - Итак, подведем итог нашего путешествия во времени и вспомним цель его: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых? Слайд № 14.

- А зачем нам, людям 21 века, таким самоуверенным и мало верящим, читать литературу  такого рода – жития? (Существуют духовные ценности, которые мы должны знать, которым должны следовать все люди. Примеры святых учат нас быть лучше.)

        - Как в житиях создается образ святого? (По плану.)

Слово учителя.

        - Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела. В Коломне есть Староголутвинский монастырь, который был основан учеником святого. Слайд № 15.

        - В Троице – Сергиевой Лавре хранятся мощи святого. Слайд № 16.

        - Помните, ребята, что святые и после смерти помогают людям. Слайды № 17, 18.

Домашнее задание.

        Устное сочинение: «Чем мне оказался близок Сергий Радонежский?», читать, кратко пересказывать отрывок на стр. 177-181. Слайд № 19.

Используемая литература

  1. «В мире литературы. 7 класс». Учебник – хрестоматия. Авторы – составители: А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева, Л. В. Колосс, В. В. Леденёва. М. Дрофа. 2007.
  2. О. В. Ельцова, Н. В. Егорова. «Поурочные разработки по литературе. 7 класс». М. Вако. 2006.
  3. Житие преподобного Сергия .Свято – Троице – Сергиева Лавра. 2000.
  4. Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. «Изучение теории литературы в средней школе». М. Просвещение.1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...