Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по литературе по теме «Чудеса – в нас самих…» (по феерии А.Грина «Алые паруса») в 8 классе.
Эпиграф: Чудесное не есть случайное. Все
существующее в романах Грина для того,
чтобы человек, хотя бы на мгновение,
поверил в радостное чудо и стремился бы к
нему в своей обыденной жизни…
К.Г.Паустовский
Цели урока:
1. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения дара воображения.
2. Отработать навыки выразительного чтения художественного текста, навыки анализа эпического произведения.
3. Воспитать в учениках чувство сострадания, сопереживания, умение быть бескорыстным, быть творцом своей судьбы.
Предварительная работа: ученики получают индивидуальные задания, сообщения, выразительное чтение отрывка, один ученик готовит музыкальное сопровождение урока.
Оформление: на доске с одной стороны висит плакат, на котором изображен фрегат с алыми парусами; с другой стороны иллюстрации к произведению; посередине - тема, эпиграф урока.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Учитель: Что такое чудо? Какие ассоциации у вас появляются в связи с этим словом? (Волшебное, сверхъестественное, сказка, удивительно приятное, неожиданное, долгожданное, заслуженное и т.д. По ходу на доске делаются записи )
Учитель: Это примеры чуда необыкновенного, связанного со сверхъестественными силами. Назовите примеры чуда обыкновенного, рукотворного, характерного повседневной жизни. (Чудесное исцеление человека, чудесное спасение человека, подвиг, чудеса природы, народные умельцы и т.д.)
Учитель: Происходят ли чудеса в «Алых парусах»? ( Да: чудесная встреча Ассоль и Грея, чудесный фрегат с алыми парусами, встреча Ассоль с Эглем и т.д. – отрывки зачитываются учениками)
Учитель: Это чудеса обыкновенные или необыкновенные? Почему? (Обыкновенные, потому что никакого волшебства не происходит, главные герои сами своими руками совершали эти чудеса, они к этому стремились)
Зачитывается отрывок из феерии, в котором Грэй говорит о чуде.
Учитель: Значит, Грин был прав, говоря, что «Чудесное не есть случайное…», что «Все существующее в романах Грина для того, чтобы человек , хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».
Значит, будет или не будет чуда, зависит только от нас, от каждого человека, значит, чудеса – в нас самих.
Учитель: В подтверждение этой мысли прочитаем слова К. Паустовского о произведениях Грина: «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом».
Учитель: Так давайте окунемся в этот чудный, удивительный, таинственный, неповторимый мир красоты, любви, мечты, надежды, в мир, в котором живут главные герои феерии «Алые паруса».
Это произведение с необычным жанром. (Феерия – 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2. Это волшебное, сказочное зрелище)
Что здесь волшебного, сказочного? («Алые паруса» - это сказка о воплощенной мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное)
Учитель: А знаете, как эта сказка появилась на свет? ( Выступает ученик с сообщением об истории создания феерии: Писатель вынашивал идею этого произведения пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что – то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше всего того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».)
Учитель: Изначально Грин хотел назвать свое произведение «Красные паруса». Почему он остановился на варианте с алыми парусами? (Звучит красиво; легкий, воздушный, цвет утренней зари, таинственный, нежный, романтический, цвет молодости, румянца на щеке)
Учитель: Какими же чертами характера должен был обладать человек, создавший такое произведение? (С биографией Грина ученики должны были познакомиться дома.)
Ответ начинайте словами:
Меня в биографии удивило…
Меня больше всего поразило…
Я был удивлен тем, что…
Меня подкупило…
Меня заинтересовало… и т.д.
Учитель: Необычна судьба писателя, еще необычнее история любви главных героев – Ассоль и Грэя. Давайте поговорим о них. (Дается задание группам – подготовить рассказ о главных героях, опираясь на следующие вопросы:
-- Какой предстает Ассоль перед читателями?
-- Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? Почему?
-- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по – прежнему доброй?
-- Какую судьбу напророчил ей Эгль? Почему Ассоль поверила в эту сказку?
-- Как в Каперне отнеслись к этой сказке? Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы себя повели?
-- Что позволяет выделить Грэя из общей массы? Как мы понимаем, что именно он создан для встречи с Ассоль?
-- Какие поступки, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и обиженных?
-- Какую роль сыграла картина, висящая над дверью библиотеки?
Учитель: Прочитайте афоризмы, написанные на доске, и скажите к какому из героев они больше подходят?
«Люди, у которых есть свое горе, умеют утешать других» (М.Твен)
«Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, ответственности не несем, и не предотвратить их» (Альберт Швейцер)
Учитель: Итак, мы прослушали судьбу героев повести. Случайна ли эта встреча? Что это – чудо? Судьба? Труд души? Что их объединяет? Могли ли они не встретиться?
(Герои были одиноки в детстве; любят все живое; они бескорыстны, трудолюбивы; верят в мечту и все делают для того, чтобы мечта стала реальностью)
1. Как Ассоль поняла, что это именно ее мечта? И не только она, но и все жители Каперны? ( По алым парусам )
2. Как Грэй понял, что Ассоль – девушка его мечты? ( Ассоль – самая необыкновенная девушка, которую встречал в своей жизни Грэй. Ее необычность в умении любить, прощать и верить в чудо) 3. Жители городка были рады этой встрече или нет? Почему? (Жители Каперны в основной своей массе люди злые, невежественные, завистливые, лишенные возвышенных чувств, мечтательности)
Учитель: Послушайте лирическую мелодию Поля Мориа и скажите, к какому эпизоду она подходит? (Встреча Ассоль и Грэя на «Секрете»)
Учитель: Прочитаем еще раз сцену встречи Ассоль и Грэя.
«…Счастье сидело в ней пушистым котенком. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь, борт «Секрета» - все было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. Не помня – как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя. Палуба, крытая и увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесный сад.
И скоро Ассоль увидела, что стоит в каюте – в комнате, которой лучше уже не может быть…»
Учитель: Урок подходит к концу, пора сделать выводы. Задание группам:
1. Нарисуйте эмблему – рисунок по произведению.
2. Напишите письмо пессимисту, опираясь на феерию Грина.
3. Символом чего могут быть алые паруса?
Итак, феерия «Алые паруса» научила нас:
-- верить в чудо, мечту
-- быть бескорыстным
-- уметь любить всех и вся
-- уметь мечтать и воплощать ее в жизни
-- быть счастливым и делать счастливыми других
-- быть творцом своей судьбы
-- верить в человека
-- стремиться к Красоте, Любви, Вере, Добру
-- нести людям добро.
Домашнее задание: прочитать другие произведения А. Грина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)". Коми язык. 5 класс.
Конспект интегрированного урока по коми языку в 5 классе по ФГОС. Данный урок имеет цель:1.Способствовать формированию: - представлений о проектировании текста на основе соотнесения ...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)
Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü развить умение формулировать определение ...
конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"
Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...
Конспект урока: "Заколку из ткани сделаем сами"
Урок разработан в виде посещения обучающимися Виртуального музея. Ребята побывали в "Историческом зале", где узнали историю появления первой заколки, в "Информационно...
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...
Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"
Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.Грин «Алые паруса»»
Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красот...