Конспект урока по теме "Чудеса - в нас самих" (По феери А.Грина "Алые паруса")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок с использованием инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по литературе по теме «Чудеса – в нас самих…» (по феерии А.Грина «Алые паруса») в 8 классе.

Эпиграф:                                          Чудесное не есть случайное. Все

                                                            существующее в романах Грина для того,

                                                            чтобы человек, хотя бы на мгновение,

                                                            поверил в радостное чудо и стремился бы к

                                                            нему в своей обыденной жизни…

                                                                                                              К.Г.Паустовский

Цели урока:

1. Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения дара воображения.

2. Отработать навыки выразительного чтения художественного текста, навыки анализа эпического произведения.

3. Воспитать в учениках чувство сострадания, сопереживания, умение быть бескорыстным, быть творцом своей судьбы.

Предварительная работа: ученики получают индивидуальные задания, сообщения, выразительное чтение отрывка, один ученик готовит музыкальное сопровождение урока.

Оформление:  на доске с одной стороны висит плакат, на котором изображен фрегат с алыми парусами; с другой стороны иллюстрации к произведению; посередине  - тема, эпиграф урока.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

                                                   Ход урока

Учитель:  Что такое чудо? Какие ассоциации у вас появляются в связи с этим словом? (Волшебное, сверхъестественное, сказка, удивительно приятное, неожиданное, долгожданное, заслуженное и т.д. По ходу на доске делаются записи )

Учитель: Это примеры чуда необыкновенного, связанного со сверхъестественными силами. Назовите примеры чуда обыкновенного, рукотворного, характерного повседневной жизни. (Чудесное исцеление человека, чудесное спасение человека, подвиг, чудеса природы, народные умельцы и т.д.)

Учитель: Происходят ли чудеса в «Алых парусах»? ( Да: чудесная встреча Ассоль и Грея, чудесный  фрегат с алыми парусами, встреча Ассоль с Эглем и т.д. – отрывки зачитываются учениками)

Учитель: Это чудеса обыкновенные или необыкновенные? Почему? (Обыкновенные, потому что никакого волшебства не происходит, главные герои сами своими руками совершали эти чудеса, они к этому стремились)

Зачитывается отрывок из феерии, в котором Грэй говорит о чуде.

Учитель:  Значит, Грин был прав, говоря, что «Чудесное не есть случайное…», что «Все существующее в романах Грина для того, чтобы человек , хотя бы на мгновение, поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни».

Значит, будет или не будет чуда,  зависит только от нас, от каждого человека, значит, чудеса – в нас самих.

Учитель: В подтверждение этой мысли прочитаем слова К. Паустовского о произведениях Грина: «Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом».

Учитель: Так давайте окунемся в этот чудный, удивительный, таинственный, неповторимый мир красоты, любви, мечты, надежды, в мир, в котором живут главные герои феерии «Алые паруса».

Это произведение с необычным жанром. (Феерия – 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2. Это волшебное, сказочное зрелище)

Что здесь волшебного, сказочного? («Алые паруса» - это сказка о воплощенной мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное)

Учитель: А знаете, как эта сказка появилась на свет? ( Выступает ученик с сообщением об истории создания феерии: Писатель вынашивал идею этого произведения пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что – то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше всего того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».)

Учитель:  Изначально Грин хотел назвать свое произведение «Красные паруса». Почему он остановился на варианте с алыми парусами? (Звучит красиво; легкий, воздушный, цвет утренней зари, таинственный, нежный, романтический, цвет молодости, румянца на щеке)

Учитель: Какими же чертами характера должен был обладать человек, создавший такое произведение? (С биографией Грина ученики должны были познакомиться дома.)

Ответ начинайте словами:

Меня в биографии удивило…

Меня больше всего поразило…

Я был удивлен тем, что…

Меня подкупило…

Меня заинтересовало…   и т.д.

Учитель: Необычна судьба писателя, еще необычнее история любви главных героев – Ассоль и Грэя. Давайте поговорим о них.  (Дается задание группам – подготовить рассказ о главных героях, опираясь на следующие вопросы:

-- Какой предстает Ассоль перед читателями?

-- Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? Почему?

-- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по – прежнему доброй?

-- Какую судьбу напророчил ей Эгль? Почему Ассоль поверила в эту сказку?

-- Как в Каперне отнеслись к этой сказке? Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы себя повели?

-- Что позволяет выделить Грэя из общей массы? Как мы понимаем, что именно он создан для встречи с Ассоль?

-- Какие поступки, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и обиженных?

-- Какую роль сыграла картина, висящая над дверью библиотеки?

Учитель: Прочитайте афоризмы, написанные на доске, и скажите к какому из героев они больше подходят?

«Люди, у которых есть свое горе, умеют утешать других» (М.Твен)

«Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, ответственности не несем, и не предотвратить их» (Альберт Швейцер)

Учитель: Итак, мы прослушали судьбу героев повести. Случайна ли эта встреча? Что это – чудо? Судьба? Труд души? Что их объединяет? Могли ли они не встретиться?

(Герои были одиноки в детстве; любят все живое; они бескорыстны, трудолюбивы; верят в мечту и все делают для того, чтобы мечта стала реальностью)

1. Как Ассоль поняла, что это именно ее мечта? И не только она, но и все жители Каперны? ( По алым парусам )

2. Как Грэй понял, что Ассоль – девушка его мечты? ( Ассоль – самая необыкновенная девушка, которую встречал в своей жизни Грэй. Ее необычность в умении любить, прощать и верить в чудо)                                     3. Жители городка были рады этой встрече или нет? Почему? (Жители Каперны в основной своей массе люди злые, невежественные, завистливые, лишенные возвышенных чувств, мечтательности)

Учитель: Послушайте лирическую мелодию Поля Мориа и скажите, к какому эпизоду она подходит? (Встреча Ассоль и Грэя на «Секрете»)

Учитель: Прочитаем еще раз сцену встречи Ассоль и Грэя.

«…Счастье сидело в ней пушистым котенком. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачивание шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь, борт «Секрета» - все было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. Не помня – как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя. Палуба, крытая и увешанная коврами, в алых выплесках парусов, была как небесный сад.

И скоро Ассоль увидела, что стоит в каюте – в комнате, которой лучше уже не может быть…»

Учитель: Урок подходит к концу, пора сделать выводы. Задание группам:

1. Нарисуйте эмблему – рисунок по произведению.

2. Напишите письмо пессимисту, опираясь на феерию Грина.

3. Символом чего могут быть алые паруса?

Итак, феерия «Алые паруса» научила нас:

-- верить в чудо, мечту

-- быть бескорыстным

-- уметь любить всех и вся

-- уметь мечтать и воплощать ее в жизни

-- быть счастливым и делать счастливыми других

-- быть творцом своей судьбы

-- верить в человека

-- стремиться к Красоте, Любви, Вере, Добру

-- нести людям добро.

Домашнее задание: прочитать другие произведения А. Грина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Менам медматысса морт (Мой самый близкий человек)". Коми язык. 5 класс.

Конспект интегрированного урока по коми языку в 5 классе по ФГОС.   Данный урок имеет цель:1.Способствовать формированию: -  представлений о проектировании текста на основе соотнесения ...

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)

Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü  развить умение формулировать определение ...

конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"

Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...

Конспект урока: "Заколку из ткани сделаем сами"

Урок разработан в виде посещения обучающимися Виртуального музея.  Ребята побывали  в "Историческом зале", где узнали  историю появления первой заколки,  в "Информационно...

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"...

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.Грин «Алые паруса»»

Главным персонажем всех книг Александра Грина было море. Неудивительно, что писатель решил поселиться в Феодосии. Этот Крымский город покорил его сразу причудливыми очертаниями горных хребтов и красот...