Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А.Грина "Алые паруса"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шестопалова Юлия Александровна

Конспект урока по литературе в 6 классе по феерии А. Грина " Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse_po_romanu.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по феерии А. Грина «Алые паруса»

на тему: «Путь к мечте Ассоль и Грэя».

Тип урока: урок - размышление, обобщающий урок

Цель: 

1.Показать А. Грина, как писателя романтика, чье творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса; проследить путь к мечте главных героев феерии «Алые паруса»;

2.Подвести к пониманию основной мысли феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное.

3.Воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту. Формирование интереса к творчеству А. Грина.

Задачи:

  • актуализация полученных знаний;
  • развитие творческого воображения;
  • выявление вопросов о смысле жизни и роли мечты в жизни человека;

открыть в учащихся желание разобраться в жизни, полной риска, отваги, любви и доброты

Методы и формы:

объяснительно – репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, творческий. Коллективные формы, работа в группах.

Оборудование:

Презентация к уроку, портрет А. Грина, портреты героев произведения, фрагменты фильма «Алые паруса», тексты феерии «Алые паруса», песня В. Ланцберга «Алые паруса», распечатки заданий для работы в группах.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Целеполагание.

(Вступительное слово учителя )

Д.И. Филимонов

«Баллада о крылатом человеке»

Везли мороз по небу волоком.

Сковало небо льдом, как реку.

И ледяным корявым облаком

Сломало крылья человеку.

Скорей к врачу! Но ошарашено таращась из дверей больницы,

Хирург ответил пострадавшему,

Что профиль клиники - не птицы. Ветеринар с яйцо испариной

Покрылся, словно слон в простуде,

И разорался, как ошпаренный,

Что профиль клиники - не люди.

А крылья покрывались язвами

И заживо на теле гнили...

Нет, крылья не были заразными,

Но человека обходили...

И муки жгли, его испытывая.

 Напившись, был от боли трезвый.

И как-то в ночь острейшей бритвою

Он крылья сгнившие отрезал.

И раны затянулись шрамами

И стали через месяц гладки,

 и на спине торчали - самыми обыкновенными - лопатками.

А небо по весне оттаяло.

И человек, рожденный небом,

Стремился ввысь, взлетал отчаянно,

Но он уже крылатым не был.

Какие чувства испытывали вы, слушая эти строки? Как вы думаете, какое отношение имеют они к сегодняшнему уроку?

-Есть люди, умеющие видеть небо, а есть - только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть бескрылые. Этот контраст можно выразить строками из стихотворения поэта Поройкова:

Один булыжник видит под ногами. Другой - звезду, упавшую на снег.

-Сегодня мы будем говорить о людях, верящих в мечту, и продолжать открывать для себя писателя, умеющего мечтать.

/на мультимедийной доске слайды с портретами писателя разных

периодов его жизни/

- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)

- Портрет писателя перед вами. Вглядитесь в его лицо. Невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик.

- Ребята, какую особенность вы можете отметить, если посмотрите на  фотографии писателя? ( Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается.)

- Почему, как вы думаете? Ответы учащихся: 1) Может быть это связано с его жизнью.. 2 Он прожил очень трудную жизнь, ему многое пришлось пережить.

Да, вы правы. Нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости, веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.

Как верно звучат слова В. Кетлинской:

( Ребята читают вслух эпиграфы к уроку со слайда.) «Александр Грин – писатель солнечный, и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый, прочитавший его, становится чем-то богаче и чище». В. Кетлинская

«Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии», - А. Грин

Учитель: Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения его так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости, но больше всего - его феерия «Алые паруса».

Писатель создал книгу о МЕЧТЕ, преобразующей жизнь двух людей, о сказке, ставшей былью.

Сегодня мы будем работать  по произведению А. Грина «Алые паруса». Подведем итоги прочитанного, будем говорить об удивительных героях произведения…

Ребята, попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, на которые нам предстоит ответить.

( Ребята самостоятельно определяют тему урока, работая в группах.)

Задания в группах:

На столе у ребят лежат карточки со словами. Из этих слов нужно составить фразу (тему). 

Формулировка темы урока

Учитель: Найдите в тексте слова Грэя, где он говорит, что понял нехитрую истину…

« Я прихожу к той, которая ждет только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее .. благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину- значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

II. Творческая беседа с классом.

 Учитель: «Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия?

( Волшебная сказка,  похожая на быль. Феерия– театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.)

Вопрос: Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

- все, что произошло с героями похоже на сказку:

- чудесная встреча с Эглем;

-необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло; -

В книге перед нами открылся мир, который учит верить, надеяться и ждать.

Ассоль и Грэй сами творят чудо. Какие же они, наши герои?

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой поселок Каперна, где живет маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви. Давайте закроем на минуту глаза и помечтаем. Каждый о своём. Ведь у каждого из вас есть мечта? Верно?

Волны поднимаются и опускаются ( поднимаем и опускаем руки).

Парусник качается на волнах влево - вправо.

(Минутка отдыха)

3)Ребята, расскажите, как же зарождалась мечта Ассоль?

  Просмотр фрагмента фильма «Встреча с Эглем».

Вопрос: Ребята, почему паруса были алыми? ( Алый цвет – это цвет мечты, надежды, огня, любви. Это цвет исполнения мечты.)

1) Учитель: А где- то далеко – далеко в огромном замке живет благородный, смелый мальчик, который мечтает стать капитаном.

III Работа в группах  по обобщению образов героев.

Работа над вопросами. Работа с текстом.

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?  

3. Расскажите о детстве девочки.

4. Расскажите о людях и нравах приморской деревни, Каперна.

5. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

 6. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

 

группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

2.  Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3.  Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

4.  Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

5.  Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

6. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4.  Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5.  Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла  встреча  Ассоль и Грея? Случайна ли она?

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

4. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

5.  Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

6. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

IV.Дополнительные вопросы группам:

1) Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными? (Жители Каперны не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

2) Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? ( Дети с ней не играли, гнали, дразнили, швыряли грязью.)

3) Как успокаивал Лонгрен свою дочь? Умеет ли любить Ассоль?

( «_ Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого – то они не могут», - говорит Лонгрен, успокаиавя Ассоль, которую обидели дети. Ассоль умела любить. Она жалеет людей, любит все живое на земле.)

4) Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой?

( Предсказание Эгля и вера в то, что это сбудется.)

5) Какое значение в жизни Грэя имеют эпизоды с картинами?

( Картина с распятьем. « Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук  гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Эта история отображает главное в характере Грэя- активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.

Картина с кораблем. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину..» Вторая история указывает на богатое воображение мальчика, на способность к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

6)Что общего у Грэя и Ассоль?

7)Как прошли они свой путь к мечте?

8)Что значит море для Ассоль и Грэя?

( Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками. Они понимают, любят все живое, близки к природе. Добры, трудолюбивы. Они верят в мечту. Море для Ассоль и Грэя - это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни, это мир, доступный только умеющим мечтать. )

9) Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Что герои говорят о чудесах?

10) Что поняли люди Каперны? Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

V. Просмотр фрагмента из фильма «Встреча Грэя и Ассоль»

Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям.

Вопрос всем: Что же в повести является чудом? ( Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово).

Вывод: Люди Каперны поняли, что мечта может осуществиться даже самая невероятная, если верить в нее и идти к ней навстречу.

Вопрос: Ребята, подумайте, какими же качествами надо обладать, чтобы достичь своей мечты, чтобы, несмотря ни на что идти к ней навстречу?

VI.Задание: На столе разложены карточки с названиями качеств характера. Ребята должны выбрать те качества, которыми обладали Грэй и Ассоль, идя к своей мечте. ( Выходят по одному, прикрепляют на доску).

Примерные ответы: 1. Вера в прекрасное, вера в чудеса, вера в сказку и чудесное исполнение мечты; искренность, трудолюбие, чтение книг - все это ведёт Ассоль к своей мечте. 2. Захватывающая любовь Грэя к морю, мечта быть капитаном, умение преодолевать трудности, целеустремленность, решительность, умение ценить прекрасное, доброта, чуткость, благородство - все эти качества позволили Грэю исполнить свою мечту и мечту Ассоль.

Вопрос: Чему учит книга? 

Ответ: Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья. Книга учит ребят быть настоящими мужчинами и рыцарями.

Вопрос: Чем интересны подобные герои, нужны ли они сейчас? (Ответ учащихся).

Учитель: Ребята, мы говорим с вами о литературных героях, которые мечтали, неустанно шли навстречу своей мечте и их мечты сбылись. А знаете ли вы примеры из жизни, когда бы люди мечтали и их мечты сбылись? (Ю.Гагарин, М. Ломоносов, многие спортсмены, артисты и обычные люди те, кто стал творцом своей мечты.)

Ребята, так для чего же человеку в жизни нужна мечта?

Посмотрите на цитаты .

На слайде цитаты со словами о счастье.

. Человек создан для счастья, как птица для полёта. (В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие – им будет принадлежать весь мир.

    Счастливы милосердные - с ними тоже поступят милосердно.

    Счастливы чистые сердцем – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Хронического счастья  нет, как нетающего льда. (А. Герцен).

5. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

6. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).

7. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

8. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).

9. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).

10. Никогда не знает меры счастье. ( Сенека).

11. Ежели бессчастия бояться, то и счастья не будет. (Пётр Первый).

( Стать счастливыми)

VII.Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? ( Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью? ( Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести? ( На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери)

7.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорит Меннерсу )

8.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? (О жителях Каперны.)

9. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

10. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)

11.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

12.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

13. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» (Ассоль)

14. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

15. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

16.С кем играл в детстве Артур Грей? ( Один)

17. Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…») 

18. Как назывался новый корабль Грея? ( «Секрет»)

19. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

20. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

21. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров.)

22. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

23. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина .( «…о счастье.») 

VIII.Составление синквейна: Ассоль- Грэй

 И в заключение работы давайте попробуем составить синквейн- это стихотворная форма рефлексии. Слово французское, означает 5 строк.  

1. Тема: (существительное) Зима.

2.Описание темы: (прилагательные) Морозная, снежная.

3.Описание действий: (глаголы) . Наступила, метёт,  вьюжит.

  4. Фраза из 4-5 слов.  (предложение) . Скоро наступит долгожданная весна.

5. Одно слово, характеризующее суть предмета .Сказка       

Пример:    

1.Ассоль

Нежная, очаровательная.

Мечтала, верила, ждала.

Обрадовалась появлению своего принца.

Принцесса.

  1. Грэй

Добрый, благородный.

Стремится, путешествует, влюбляется.

Воплощает мечты в жизнь.

Герой

IX. Рефлексия.

  1. Как вы поняли, в чем смысл названия романа?

Символом чего являются алые паруса? ( Символом мечты, любви и исполнения желаний.)

  1. Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса».

Пусть Каперна, Грэй, Ассоль, корабль с алыми парусами – это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди – романтики, умеющие так любить и мечтать, все это может осуществиться. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

 - Ребята Вам понравился  урок?

Перед вами лежат листы самооценки. Заполните их. Поставьте себе оценку за урок и закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.

- На столах лежат листочки с корабликами, напишите на них свою мечту.

 Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнутся паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Домашнее задание: Написать развёрнутый ответ на вопрос: «А что такое счастье?»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...