Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека призвано произведение «Косцы».
В предлагаемом конспекте урока делюсь опытом работы с разными видами искусства на уроке литературы. Использую приемы технологий развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения. При изучении творчества писателя и анализе его произведения применяю проблемный, эвристический и исследовательский методы обучения, помогающие учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass.kartiny_prekrasnogo_v_rasskaze_kostsy.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе
И.А.Бунина “Косцы». 5 класс
Большева Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Тамтачетская СОШ
Тайшетский район
Иркутская область
Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека призвано произведение «Косцы».
В предлагаемом конспекте урока делюсь опытом работы с разными видами искусства на уроке литературы. Использую приемы технологий развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения. При изучении творчества писателя и анализе его произведения применяю проблемный, эвристический и исследовательский методы обучения, помогающие учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда.
Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых
ощущений. Это мир крестьянского труда.
А. Блок
Цель урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Бунина, цветописью и звукописью рассказа “Косцы»;
- совершенствовать навыки анализа рассказа, определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении;
- развивать умения выразительного чтения, монологическую речь учащихся;
- развивать навыки исследовательской работы с текстом;
- формировать у учащихся эстетический вкус при сопоставлении разных видов искусства;
- воспитывать любовь к родине, природе и уважение к людям, труду.
Оборудование урока: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова и А.А. Пластова; рисунки учащихся, магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I Организационный момент.
II Мотивация учебной деятельности
1.Вступительное слово учителя.
Объяснение темы и цели урока.
У нас сегодня необычный урок. Урок – виртуальная экскурсия. Цель нашего занятия – познать мир Бунина, познакомиться подробнее с произведением «Косцы», с шедеврами искусства: А.Пластов «Сенокос» и Г.Мясоедов «Косцы». Мы должны найти ответ на вопрос: «Какие картины прекрасного мы увидели в произведении писателя?»
План экскурсии (на доске)
1.Презентация «Жизнь Бунина» и его произведения.
2.Сообщение о происхождении рассказов писателя.
3.Литературный зал:
а) рассказ «Косцы»
б) встреча с косцами. (инсценирование работы косцов)
4.Посещение Малой галереи:
а)А.А. Пластов
б)Г.Г. Мясоедов
в)Мини – рассказ по картине А. Пластова «Сенокос»
5. Итоги экскурсии
III. Формирование ЗУН учащихся
1.Чтение эпиграфа учащимися
2.Беседа:
-Как вы понимаете слова А.Блока? О чем он говорит?
-Чтобы это почувствовать и понять, надо узнать о жизни писателя, поэта Бунина. Чтобы наша экскурсия прошла интересно, необходимо ваше активное участие. Для этого вам выдается маршрутный лист.
Маршрутный лист
№ | Ф.И | Презент | сообщение | Рассказ «Косцы | Словарь | Встреча с косцами | Сам.работ | Галерея | итог |
4.Презентация ( подготовлена учащимися 1 группы)
Начинаем экскурсию с родных мест И.А.Бунина
Слайд 1. портрет И.А. Бунина
Чтение стихотворения учащимся ( на фоне песни «Шарманка» в исполнении Николая Баскова)
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь в чужой, наемный дом
С своей уж ветхою котомкой.
- О чем стихи Бунина? Как связаны они с шарманкой?
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Слайд 2. Биография Бунина (семейные фотографии)
И.А Бунин родился 22 ( 10 по старому стилю) октября 1870 годо в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
Писатель получил домашнее начальное образование, затем учился в Елецкой гимназии, которую не окончил, так как семья не могла оплачивать его учебу. Иван проходил курс под руководством брата Юлия. Рано начал работать самостоятельно. Был журналистом, служащим земской управы.
Слайд 3. Путешествия
Путешествия едва ли не главная жизненная страсть И.А.Бунина. Уже в 1880-1890-е годы он много странствовал по России, а вначале нового века объездил Европу, побывал на Ближнем Востоке, в странах Азии.
В начале 1920 года покинул родину. Вся жизнь писателя с этого времени связана с Францией.
В 1933 году награжден Нобелевской премией. премия ( Нобелевская премия – международная, названная в честь их учредителя шведского инженера – химика А. Б. Нобеля. Присуждается ежегодно за выдающиеся работы, произведения. Умер Бунин в Париже в 1953 году.
Слайд 4. Юлий Бунин (брат Ивана Бунина)
Большую роль в жизни Ивана Бунина сыграл старший брат Юлий Бунин, под влиянием которого он полюбил книги. ( фотография брата)
(Индивидуальное сообщении ученика « О происхождении рассказов , Бунина»)
Когда мы с братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем –то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и все говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дорожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы – с такой же свободой, легкостью и всем существом. Записал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая и этот березовый лес.
Слайд 5. Литературный зал. Книга Бунина «Косцы» (выставка произведений писателя)
Прослушивание в фонохрестоматии отрывков из рассказа.
Беседа:
- Какое впечатление произвел на вас рассказ Бунина «Косцы»?
-Выделите основные темы рассказа (природа, труд косцов, народная песня, тема Родины)
- Что понравилось в рассказе?
- О чем говорит начало рассказа? Аргументируйте свой ответ.
-Зачитайте описание природы. Какие краски вы увидели? Какие звуки услышали?
- Как чувствуют себя герои на лоне природы? (подтвердите словами текста)
- Найдите описание косцов? Такими ли вы их представляли? (стр.5)
- Какие слова вам показались непонятными?
Слайд 6. Словарь произведения
Бахилы – обувь
Онучи – портянки
Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой.
Артель – объединение лиц для ведения коллективного хозяйства.
( работа с толковыми словарями) прелесть, беззаботный, великодушие, дерзость, поруганы – работа в малых группах).
6.Самостоятельная работа. Прочитать отрывок о песне и заполнить таблицу. (Повторение выразительных средств языка.) Найдите лексический повтор. Для чего он используется?
О чем песня? | Прелесть песни | Очарование песни | Сравнения | Эпитеты | Труд косцов |
Слайд 7. Самопроверка заполнения таблицы
О чем песня? | Прелесть песни | Очарование песни | Сравнения | Эпитеты | Труд косцов |
О родимой стороне, о счастье, о надежде, о той любимой, о несчастной любви. | В откликах, звучности. Связь со всем в кровном родстве. Они дети своей Родины. Это русская душа могла петь, как пели косцы. | Не верил человек в безнадежность. Знал, что нет подлинной разлуки с Родиной. Верил человек в связь с этой глушью. | Пили так сладко, как пьют только звери да батраки. Подхватывая так, как пели; косы, как бритва; душа могла петь так, как пели косцы | Медвяных трав; красивые легкие облака; бесконечную русскую удаль; благословенная русская прелесть. | Они косили и пели. «Они подвигались без малейшего усилия, бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая поляны…, окашивая вокруг пней и кустов» |
7.Инсценировка «Встреча с косцами» (на фоне русской народной песни “Ах ты, степь широкая” мальчики показывают процесс работы косцов, говоря слова):
- Раззудись, плечо!
- Размахнись, рука!
- Ты пахни в лицо ветер с полудня!
- Освежи, взволнуй степь просторную!
- Зажужжи, коса, как пчелиный рой!
- Какую поговорку о косе вы знаете?
( Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой)
- С каким стихотворением роднится этот рассказ? (Кольцов «Косарь»). Аргументируйте свой ответ.
8. Чтение стихотворения наизусть.
Беседа
- Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда можно отметить в рассказе Бунина и в стихотворении Кольцова? ( герои ощущают родство с природой, они сильные, не боятся тяжелого труда. В стихотворении это описывается более эмоционально при помощи восклицательных и побудительных предложений)
-Как же эта тема представлена в полотнах художников?
9. Слайд 8. Сообщения учащихся о художниках и их картинах ( 2 группа)
А.А. Пластов – российский художник, член академии художеств. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Пластов уезжает в деревню. Художник не мыслит своей жизни без природы, без запаха луговых трав и берез. Картины рассказывают о людях труда
Работа по картине «Сенокос». ( название картины закрыто)
-Какое название можно дать этой картине? Аргументируйте ответ.
-Кого вы видите на картине?
- Какие краски использует художник?
- Что прославляет в своей картине А.Пластов? ( труд косцов)
- Как описана природа? Как показан труд косцов?
- Чем похожи картина и рассказ «Косцы»?
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834 – 1911) – русский живописец. Один из создателей творчества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь («Земство обедает», 1872; « Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам. Опишите репродукцию с картины «Страдная пора. Косцы»
-Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу“Косцы”?
А герои какой из картин ближе? Аргументируйте свой ответ.
Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость, только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами.
Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).
Составление мини – рассказа по картине А.А. Пластова «Сенокос». Зачитывание сочинений учащимися.
Конкурс рисунков по рассказу «Косцы».Защита рисунков.
III. Рефлексия. Подведем итог сказанному на уроке.
1. Какие ключевые слова вы выделили в произведении? ( родина, труд, песня, природа)
2. Выполнение теста
Часть А.Обведи букву, под которой дан верный ответ
А1. Где И.А. Бунин написал рассказ «Косцы»?
а) в Берлине; б) в Париже; в) в Казани
А 2. С каким чувством автор вспоминает времена, описанные в рассказе «Косцы»?
а) с разочарованием; б) с ностальгией; в) с юмористическим
А3.. В каком лесу косили и пели «дальние» косцы?
а) в молодом еловом лесу; б) в молодом дубовом лесу; в) в молодом березовом лесу.
А4. Когда косили и пели «дальние» косцы?
а) в июне; б) в июле; в) в августе
А5. Из какого города были косцы?
А) из Орла; б) из Рязани; в) из Курска
А6. Как развлекали себя «дальние» косцы во время работы?
а) пели песни; б) играли в горелки; в) рассказывали смешные истории.
А7. В рассказе Бунина « Косцы» есть строки:
Ты прости, прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось!
О ком или о чем пели косцы?
а) о любимой: б) о матери; в) о родной стороне.
А8. В рассказе есть предложение: « В чем еще было очарование этой песни, ее неизбывная радость при всей ее будто бы безнадежности?» Что означает слово «неизбывный»?
а) непроходящий, труднопереносимый;
б) совсем неизученный, неиспытанный;
в) устойчивый, непоколебимый.
2.Выступление представителей групп (оценки по маршрутному листу)
3.Домашнее задание: написать сочинение по картине А. Пластова «Сенокос», индивидуальное задание: составить схему по ключевым словам рассказа.( труд, Родина, природа, песня, дом)
Использованная литература
1. Р.Г. Ахмадулина. Рабочая тетрадь по литературе 5 класс М.: Просвещение 2013г.
2.В.Я.Коровина Литература 5 класс 2 часть. Москва «Просвещение», 2011г.
3. В.Я.Коровина. Читаем, думаем, спорим…. Дидактические материалы по литературе 5 класс, М: Просвещение, 2010г.
4. С. Ожегов Толковый словарь русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 5-ом классе. «И ляжет на душу добро…» (По рассказу И.Бунина «Лапти»)
Цель: воспитание чувства милосердия, понимания и сострадания к ближнему (на примере рассказа И. Бунина «Лапти»)....
Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)
Цели урока: 1. Раскрыть гуманизм И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки. 2. Закре...
Конспект урока литературы в 7 классе "Красота человеческой души" по повести В. Железнякова"Чучело"
Урок, который был дан в рамках районного конкурса "Я в педагогике нашел призванье"...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Проблема поэтического творчества как форма человеческого существования в "Сонетах к Орфею" Райнера Марии Рильке
Одиночество - черта человеческого существования. Одиночество может быть ужасным. Снова и снова мы осознаем это при расставаниях, смерти дорогих нам людей. Такое одиночество наполнено страданиями...
Урок «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В. Н.Крупина»
Урок литературы в 8 классе....
Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)
Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...