Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Цели урока:

         1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.

         2. Закрепить понятие фуги, как высшей формы полифонической музыки. Лирика, философская мысль, воплощенная в образе - основа жизненного содержания полифонических тем Баха.

         3. Сформировать представление у учащихся об актуальности музыки И.-С.Баха в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_goncharova_bakh.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гончарова Л.Л., учитель музыки

ГОУ № 411 «Гармония»

Урок музыки

(7 класс)

Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души"

(Стасов)

                                Полифонический склад музыки.

                                        Эпиграф урока: "Человек- это звучит гордо"!

 М.Горький

Цели урока:

        1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.

        2. Закрепить понятие фуги, как высшей формы полифонической музыки. Лирика, философская мысль, воплощенная в образе - основа жизненного содержания полифонических тем Баха.

        3. Сформировать представление у учащихся об актуальности музыки И.-С.Баха в наши дни.

Оборудование:

        Электропианино, фортепиано, аудиозаписи произведений Баха, портрет Баха, выставка творческих работ учащихся.

Ход урока:

        В исполнении учителя звучит фрагмент на фортепиано фуги g-moll (из сборника "8 маленьких прелюдий и фуг").

        

        Учитель: Как вы думаете, кому из композиторов принадлежит эта музыка?

        Ученики без труда определяют композитора - И.-С.Бах.

        Учитель: Почему вы сразу решили, что это Бах?

        Ученики: Потому что музыка написана в полифоническом складе.

        Учитель: А в чем отличие полифонии?

        Ученики: В полифонии нет разделения на главный голос и аккомпонимент, все голоса равноправны.

Учитель: По словам одного из учеников Баха, величайший мастер полифонии так образно учил своих питомцев искусству полифонии: каждый голос в сочинении, каждая тема, каждая мелодия - это личность, а многоголосное сочинение- беседа между этими личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет, что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь.

Трудно лучше определить характер полифонической музыки. Бах, не уставая, твердил своим ученикам, что учиться надо на произведениях великих мастеров, не подозревая, что он сам станет таковым. После Баха не было, пожалуй, ни одного композитора, на котором в той или иной мере не сказалось влияние баховских традиций. И уж не сыскать композитора, который бы не любил Баха, не восхищался его музыкой, не преклонялся бы перед его гигантским даром, перед силой его могучего человеколюбивого искусства. Это относится и к русским музыкантам. М.И.Глинка называл музыку Баха чудесами поэзии и изобретения. /"Русская" фуга в интродукции к  опере "Иван Сусанин"/.

Преклонялся перед творчеством Баха и наш современник Дмитрий Шостакович. К торжествам, связанным с 200-летием со дня смерти Баха, он создает цикл из 24 прелюдий и фуг. Родион Щедрин говорил о том, что творчество Баха помогает ему, вдохновляет его. Идеал всякого творчества- слияние ума и сердца.

По исследованиям на вопрос: «Какую бы вы музыку взяли на необитаемый остров?» - 97-98% из 100 музыкантов отвечают, что Баха.

Учитель: В чем же сила музыки Баха? /звучит обработка для фортепиано органной прелюдии и фуги F-dur Д.Кабалевского/.

Ученики: В ней много жизненной силы, человеческих чувств.

 - Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств.

Учитель:Чем воздействует на нас его музыка? Увлекает нас? Чем близка она нам, людям, живущим спустя 200 лет?

Ученики: Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства.

Учитель: В чем красота музыки Баха?

Ученики: В выразительности интонации, запоминаемости этих интонаций, что очень важно, потому что именно узнавания главных интонаций, появляющихся то в одном, то в другом голосе, помогает нам следить за "движением" полифонической ткани музыки Баха.

Учитель: играет начало фуги, учащиеся прослеживают вступление этой темы в разных голосах. Они поднимают руку, когда слышат ее появление.

Учитель: Как называется такая форма, когда одна и та же тема, видоизменяясь и развиваясь, проходит в разных голосах?

Ученики: Фуга. /Бег, быстрое движение/. Завязка /экспозиция/, развитие, финал /итог/.

Учитель: Помимо сложных в исполнении произведений Бах писал музыку и для начинающих пианистов /для своих детей/.Сейчас в исполнении юной пианистки Натальи Поваровой прозвучит маленькая прелюдия и фуга c-moll.

Учитель: И.-С.Бах, помимо музыки для органа, оркестра создал огромное количество хоровых вокальных произведений и мы продолжаем разучивание такого произведения "Нам день приносит свет зари".

Работа с учащимися по партиям: сопрано и альты, отработка строя, чистоты интонации, музыкального образа.

Учитель: Какой здесь музыкальный образ?

Ученики: Лирический образ, поэтический, светлый. Красота начинающегося дня, радость жизни.

Учитель:

Итог урока:

Учитель: Все творческое наследие И.-С.Баха направлено на любовь к человеку. Главное, за что боролся Бах своим искусством - это за человека, верящего в силу человеческого разума и человеческих чувств. Образ человека, за которого боролся бах, можно охарактеризовать словами М.Горького: "Человек - это звучит гордо"!

Используемый материал:

1. Кабалевский Д."Ровесники". Беседы о музыке для юношества. "Музыка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе. Тема "Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души""

Урок с использованием ИКТ. Форма работы на уроке - групповая....

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Разработка урока музыки по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"

Разработка в форме технологической карты для 5 класса....

конспект урока 3 класс тема открытка для гномика тайни

конспект урока 3 класс тема открытка для гномика тайни...

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс.

Конспект и презентация урока музыки на тему " Мелодия- душа музыки" 6 класс....

Разработка урока музыки на тему "Мелодия - душа музыки" (2 класс)

В работе представлена методическая разработка урока музыки во 2 классе (Критская) по теме: "Мелодия - душа музыки"...

Презентация к уроку музыки по теме "Героическая тема в музыке" в 7 классе.

В презентации представлен материал о музыкальных произведениях героико-патриотического содержания....