Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya_po_literature_po_rasskazu_i._bunina.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Камышки Александрово – Гайского района Саратовской области

Урок – мастерская по рассказу И.А. Бунина « Косцы»

5 класс.

Разработала  учитель русского языка

и литературы Трибунская Н.Д.

 2016 год

Цели  урока:

Образовательные:

  1. выявить художественную идею рассказа;
  2. выделить основные образы рассказа;
  3. Учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию умения работать с текстами индивидуально и в группе;
  2. Учиться осмысленному чтению через лексическую работу с рассказом.
  3. Развитие образного мышления через выявление центральных  образов-символов  рассказа.

Воспитательные:

  1. Развивать внимание, умение мыслить самостоятельно.
  2. Формировать культуру общения при работе в группе;
  3. Способствовать формированию чувства любви к России, родной природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Овладение навыков публичного выступления  (монолог, дискуссия, высказывания);
  2. . Осмысление образов литературного произведения.

Метапредметные:

  1. Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
  2. Умение взаимодействовать высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  3.  Работать с людьми  в коллективе;

 Оборудование урока: презентация, репродукции картин  В. Мясоедова «Косцы»  А. Пластова «Сенокос», аудиозапись рассказа И. Бунина «Косцы», раздаточный материал (тексты с заданиями).

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация. 

     Напишите пожелания своим одноклассникам на листах.  Прикрепляем на доску.

     Ребята, сегодня мы проведем урок в форме творческой мастерской.

     Но прежде чем начать, я предлагаю вспомнить принципы работы в мастерской:

1-все ответы правильны;

2-способны все;

3- все равны;

4- уважаем и внимательно слушаем друг друга.

  1.  Индукция. Слушаем стихотворение И. Бунина  по музыку.

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом - и всюду

     Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

     Белая гречиха...

Звон к вечерне из деревни

     Долетает тихо...

А вдали кукушка в роще

     Медленно кукует...

Счастлив тот, кто на работе

     В поле заночует!

  1. Самоконструкция.

1. Какие картины русского пейзажа описывает автор? В чем их прелесть?

Запишите, какие образы – ассоциации у вас возникают после прослушивания  этого стихотворения ( варианты ответа: вечер, степь, поле, работа, цветы, звуки колокола, деревня, родина).

2.  Автор стихотворения, которое прозвучало в начале урока,  известный русский писатель  и поэт И.А.Бунин. Познакомимся с ним поближе ( краткое знакомство с биографией - презентация).

3. Сегодня на уроке мы будем работать  с рассказом этого удивительного  писателя, который называется  «Косцы».

- Предположите, о чем будет рассказ с таким названием? ( Прослушаем начало рассказа по фонохрестоматии.). Какая тема раскрывается в начале рассказа? (Тема труда, природы).

Продолжите чтение рассказа самостоятельно. Какая тема раскрывается в средней части? ( тема народной песни)

- Прослушаем заключительную часть рассказа. Какая тема завершает рассказ? (тема Родины)

IV. Социоконструкция.  Работа учащихся в группе с раздаточным материалом.

1группа. Тема труда и природы.

1.Выпишите слова и определите их значение.

  1. Исконная --
  2. Мурава
  3. Извалы
  4. Столпы
  5. «охочи к работе»
  6. Спорость
  7. Повадка
  8. Бахилки – вид крестьянской обуви.
  9. Онучи – куски материи, наматываемые на ногу (голень).
  10. Ластовицы – матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.

2. Что удивило рассказчика в поведении косцов?

3.Какие картины русского пейзажа описывает автор? В чем их прелесть

4.Как выглядели косцы? Что понравилось рассказчику в их внешнем виде?

5.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для создания русского пейзажа и портрета косцов?

1.Эпитеты________

2.Олицетворение___

3.Сравнения____

4. Метафора_____

6.Как герои рассказа воспринимают прекрасное: родную природу?

2 группа. Тема народной песни.

1. Выпишите слова и объясните их значение.

Пополудновавши

Батраки

Засвежевшая

Прелесть

Наитие

 2. Почему косцы пели? Что их подтолкнуло к песне?

3.Придумайте синонимический ряд из рассказа « Косцы»: прелесть - …(красота,очарование)

4.Почему «березовый лес принимал и подхватывал их песню»?

5..Какую особенность русского пения подчеркивает автор?

 6. Почему в грустной песне рассказчик заметил неизбывную радость?

3группа.   Тема Родины.

  1. Объясните смысл слов и выражений:

1. Непочатость_____

2.Доля____

3.Пути заказаны___

4.Ворог_______

5.Посвисты удалые_______

2. Какой  представлялась Россия автору? Допишите незаконченные предложения.

1.Небо _______________________

2.Глушь______________________

3.Русь________________________      

3. Кто, по мнению автора, может выручить русского человека «из всяческих бед»?

4. Выпишите из текста примеры выразительных средств:

1.Эпитеты___________

2.Олицетворение________

3.Метафора___________

V.  Разрыв.  Проверка работы учащихся.

VI. Работа по картине «Косцы»

Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе?

VII.   Социализация. Творческая работа обучающихся.

 Продолжите предложения.

1. И. Бунин считает, что труд может быть….

2.Народная песня вызывает, по мнению И. Бунина, …

3. Для меня Родина –  это…

VIII. Домашнее задание. Подготовьтесь к выразительному чтению, составьте вопросы к рассказу.

IX. Рефлексия. Оценивание.

  1. Какие мысли, высказанные или прочитанные на уроке, показались интересными?
  2. Продолжите фразу «Я сегодня впервые узнал, что…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".

Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание,  образное мышление, воображение,...

Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".

Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....

Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся  в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...

методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"

технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...