Урок «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В. Н.Крупина»
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Федчун Светлана Владимировна
Урок литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedchun_s.v.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Мир природы и мир человеческой души в миниатюрах В.П.Астафьева и В. Н.Крупина » Урок литературы в 8 классе

Слайд 2

Цель урока: с опоставить миниатюры В.П.Астафьева и В.Н.Крупина и раскрыть их идейно-художественное содержание.

Слайд 3

Задачи: Образовательные: - выявить «жанровую индивидуальность» произведений малой эпической формы; - сопоставить миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина; - осмыслить язык произведений больших художников слова. Развивающие: - совершенствовать навыки анализа художественного текста; - формировать навыки поисковой работы , - развивать творческие способности; - учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; Воспитательные: - исследовать произведения малой эпической формы и доказать, что в миниатюрах мы находим не только отражение души людей, но и получаем нравственные уроки; - продолжать воспитывать вдумчивого, грамотного читателя, развивать чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.

Слайд 4

Мотивация. Публикация В.Солоухина . Европейских туристов в Японии привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияна , и оставили там на несколько часов. А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте»,- японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: с 9 утра до 11.30 – любование .

Слайд 5

Это удивительный дар – написать многое в малом. И таким даром обладают В.Н. Крупин и В.П.Астафьев . В рассказ, занимающий всего страницу, они могут вложить такой огромный смысл, что завидуешь их мастерству. В миниатюрах нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения.

Слайд 6

Метод ассоциации: Подобрать ассоциации к слову «миниатюра» с уществительные п рилагательные г лаголы названия цветов ощущения формы

Слайд 7

Мини-исследование (работа со словарем): Миниатюра – это маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности. (Литературная энциклопедия)

Слайд 8

Сходство писательских судеб В.Н. Крупин В.П. Астафьев Лучшие произведения В.П. Астафьева и В.Н. Крупина об их малой родине.

Слайд 9

Природа; Экология природы и экология души; Нравственность; Военная тематика; Тематическое содержание миниатюр писателей.

Слайд 10

Миниатюра «А ты улыбайся» В.Н. Крупин Миниатюра «Хвостик» В.П. Астафьев

Слайд 11

Список миниатюр, в которых В.П. Астафьев и В.Н. Крупин обращаются к теме природы Миниатюры В.П. Астафьева Миниатюры В.Н.Крупина «Марьины коренья» «Сбрось мешок» «Зеленые звезды» «Васильки» «Лунный блик» «Река Лобань » «Падение листа» «Гречиха» «Хрустальный звон» «Петушиные крики» «Костер возле речки» « Розовый свет» «Сережки» «Ночью» «Дождик» «В заливных лугах» «Мелодия» «Боковой ветер» «Сильный колос» «Предчувствие осени»

Слайд 13

Изобразительно-выразительные средства в миниатюрах В.П. Астафьев «Свеча над Енисеем» В.Н. Крупин «Сбрось мешок» Эпитеты («благодатная осень», «плечистая скала») Метафора – «Коня в радугу запрягли» Сравнительные обороты («последним пламенем, словно ярким вскриком, в конце лета заявит она о себе») «Мешок» в миниатюре – это символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь Риторические обращения («Свечечка, родная, не зажигайся») Автор умело сочетает в сюжете рассказа разговорную лексику (тятя, обомлела, хлоп на колени, не увидь). В тексте органически сочетается высокая и простонародная лексика: «вековать», «бобылка», «вещунья», «приморилась» и «свеча вечности», «храм природы». Воссияло – устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию

Слайд 14

Монологическое высказывание на основе прочитанных текстов В чем состоит и как проявляется истинная красота?

Слайд 15

Творческая работа Дать характеристику миниатюрам В.П. Астафьева и В.Н. Крупина поможет синквейн . Вспомните, что такое синквейн и как его правильно составить? 1.Называем тему одним словом (обычно существительным) 2.Описание текста в двух словах(двумя прилагательными) 3.Описание действия в рамках этого текста тремя словами(глаголами) 4.Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.Последняя строка-это синоним из одного слова. Каждая группа составит свой синквейн . Миниатюры Астафьева ,Крупина. Какие?

Слайд 16

Пример: Миниатюры Поэтичные, светлые Вдохновляют, учат, поддерживают Это гимн всему живому Зарисовки Синквейн

Слайд 17

Алгоритм написания миниатюры: - обозначьте идею или событие, которому хотите посвятить свою миниатюру; - очертите круг событий или эмоций, которые кажутся вам ключевыми; - уберите все лишнее, каждое слово должно быть на месте; - совместите форму и содержание, используйте подтекст; - поработайте над заголовком; - помните, миниатюра - прекрасный способ выразить свое восприятие мира в нескольких словах.

Слайд 18

Миниатюры учащихся. Долгожданный дождь Маленькие прозрачные капельки бегут по стеклу. Словно выстраивают дорожку из струек на стеклянной равнине. Через открытое окно слышно, как дождь барабанит по крышам и листьям деревьев. Словно пробудившись от крепкого сна, все заиграло новыми красками. Летними красками проливного дождя. Этого дождя заждались не только люди и природа, но и весь мир. Он, как кувшин воды в жаркой пустыне, был нужен всем, не только чтобы напиться, но и умыть свое лицо. Юлия

Слайд 19

Список миниатюр для опубликования в газетах В.П. Астафьев: В.Н. Крупин : 1) «Сильный колос» 1) «Сбрось мешок» 2) «Лунный блик» 2)«Река Лобань » 3) «Хрустальный звон» 3) «Петушиные крики» 4) «Предчувствие осени» 4) «Гречиха» 5) «Герань на снегу» 5) «На родине» 6) «Хвостик» 6) «Передаю» 7) «Вздох» 7) «Лодка надежды» 8) «Мелодия» 8) «А ты улыбайся!» 9) «Свеча над Енисеем» 9) «Конец связи»

Слайд 20

Рефлексия Продолжите предложение : Миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина помогают по-новому осмыслить……….. Благодаря миниатюрам В.П. Астафьева и В.Н. Крупина я понял (а)………….. Сегодня на уроке я научился……………… На уроке литературы я открыл для себя…………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)

Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...

конспект урока по теме " подготовка к изложению по миниатюре В.П. Астафьева "Родные берёзы"

Урок развитя речи в 5 классе направлен на формирование умения излагать материал, умения определять и раскрывать тему и главную мысль текста повествовательного характера.  Сопровождается през...