Этапы урока | Формируемые умения
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап. | Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять степень подготовленности к обучению на уроке учащимися
- определяют критерии мотивации к обучению Познавательные УУД: -использовать общие примеры решения задач по алгоритму
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, - проявлять интерес к новому содержанию
| - Приветствует учащихся.
- Предлагает учащимся проверить наличие школьных принадлежностей к уроку.
| - Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
- Эпиграфы урока
- Вот – Любовь Того вампирственного века, Который превратил в калек Достойных званья человека!
А. Блок"Возмездие"
…Гуляет ветер, порхает снег, Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом – огни, огни, огни… В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
А.Блок «Двенадцать»
|
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока,
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
- определяют критерии изучения темы Познавательные УУД: - работать с таблицей, составлять ассоциативный ряд
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию темы
| - На доске и в тетрадях записываем просто слово «дракон», без сообщения имени автора и названия урока.
Дракон… Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали и вы, и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.
- Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение»?
- Где встречается этот образ?
Важно подчеркнуть, что это существо мифическое, сказочное.
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске.
- Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа? Почему?
Ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием (краткая запись в тетрадях, чтение).
3. Сообщение цели и задач урока. Запись на доске и в тетради:
Евгений Замятин. «Дракон»
| 1. Запись слова «дракон», ассоциативного ряда.
2.Описание дракона, цветовой гаммы.
3. Вопросно-ответная беседа п.2. Запись в тетради: Название рассказа удачное – короткое, емкое, звучное слово, сразу привлекающее внимание. Они легко фантазируют, предвосхищая сюжет.
4. Чтобы закрепить впечатления, которые будут появляться по мере чтения рассказа, начертим небольшую таблицу и будем ее заполнять.
Место фрагмента в тексте
| Повороты сюжета, образы, слова, художественные детали и др.
|
|
| «Ожида-емое»
| «Неожидан-ное»
| Место действия (экспозиция)
|
|
| Главный герой (портрет)
|
|
| Развитие действия (диалог в трамвае)
|
|
| Кульминация (воробьеныш)
|
|
| Развязка
|
|
|
|
3.Актуализация знаний. | Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- находить детали, характеризующие героев, историческое время,
- составление таблицы
- работа с художественным текстом,
- объяснение значения художественных символов и деталей,
- сравнивать и выделять признаки ожидаемого и неожиданного
-уметь использовать символы, детали для структурирования информации в таблицу
Коммуникативные УУД:
-коллективная работа и работа в группах по обсуждению информации
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи,
-оформлять свои наблюдения в таблице
Предметные результаты:
- знать приемы типизации,
- находить и определять признаки писательского стиля,
- уметь применять теоретические сведения на практике. | 1.Текст рассказа размещается на листе А4. Можно разрезать текст на 5 частей и предложить прочитать разным ученикам (что соответствует пяти пунктам таблицы)
2. Вступительное слово учителя.
Произведения о революции и гражданской войне поражают своим драматизмом. В них сколько описаний горя, страданий, мучений, смерти. Авторы этих произведений не боялись смотреть правде в глаза и сумели показать, из какого повседневного "черного" труда складывалось строительство "нового мира" и образ "нового" человека, созданного стихией революции и гражданской войны. В основе этого образа – двойственность человеческой натуры, где, как отмечает Е. Замятин, "гордый хомо еректус становится на четвереньки, обрастает клыками и шерстью, в человеке побеждает зверь. Возвращается дикое средневековье, стремительно падает цена человеческой жизни". Революция совершалась вместе с насилием, которое развязывало самые низменные инстинкты в человеке, поэтому многие авторы (А. Блок, М. Шолохов, Б. Пильняк, Е. Замятин…) задаются вопросом: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?" Ответ на этот вопрос мы попробуем найти в рассказе Е. Замятина "Дракон", с помощью анализа которого постараемся определить взгляд писателя на новую историческую действительность и на образ "нового человека". Давайте познакомимся с текстом рассказа.
- Обращаемся к рассказу.
| 1.Текст читают ученики, чтение можно сопровождить музыкой А. Скрябина. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26, часть 2. Allegro dramatico). (Текст читает ученик, заранее подготовленный, чтение сопровождается музыкой А. Скрябина. Симфония № 1 ми мажор, соч. 26, часть 2. Allegro dramatico).
2. Учащиеся высказывают предположение об историческом времени, изображенном в рассказе.
3.Чтение первой части.
Были начало рассказа для вас неожиданным? Что именно оказалось неожиданным – запишите в нужную колонку. (Неожиданным стало место действия – Петербург, причем образ Петербурга дан как реальный. Можно сказать, что Петербург здесь узнаваемый, традиционный, даже бытовой (решетки, шпили, колонны, трамваи). Неожиданным является время действия – зима, лютый холод.)
«Ожидаемыми» являются образ огня и ощущение нереальности происходящего («Петербург горел и бредил», «горячечное, небывалое, ледяное солнце»), образы людей («драконо-люди»), слово «изрыгали».
Отмечаются как «ожидаемое» также настроение рассказа. Это страшная, почти нереальная – при всей реальности происходящего - обстановка «люто замороженного» города.
(Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух. При чтении ребята подчеркивают то, что отметили их одноклассники, и дополняют свои записи).
|
Первичное усвоение новых знаний | Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- находить связь изображения исторической действительности у писателей одной исторической эпохи,
- работа с тестом и эпиграфом,
- объяснение причин похожего изображения действительности у разных писателей,
- формирование навыков соотносить языковое, музыкальное, эмоциональное восприятие в свете исторической действительности,
Коммуникативные УУД:
-коллективная, самостоятельная работа и работа в парах с тестовыми заданиями,
-индивидуальная работа с тестами и коллективная работа по обсуждению информации и коррекции ошибок,
-слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи
Предметные результаты:
- знать тему рассказа,
- уметь давать характеристику системе образов и определять роль деталей,
- уметь проводить сопоставительный анализ образов и исторической эпохи. | 1. Обсуждение в форме эвристической беседы. | - Ваше впечатление от рассказа? (вопрос классу). Необычный, непонятный, очень эмоциональный рассказ.
- Какую роль, по-вашему, сыграл прозвучавший фрагмент симфонии А. Скрябина? Музыка помогла усилить восприятие рассказа, отразить его экспрессию, передать особенности той действительности, в которой происходят события, создать определенный настрой для понимания произведения).
- Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Блока, вынесенные в эпиграф к уроку, и рассказ? Можно сказать, что слова Блока из поэмы "Возмездие" отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами "высокое" и "низкое", когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века "вампирственный" очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, "высасывались" нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме "Двенадцать" в образе отряда красногвардейцев.
- Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода? Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год". |
Первичная проверка понимания | Регулятивные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельностью и идейно-тематическим анализом рассказа.
Личностные УУД:
- оценивать собственный вклад в работу группы и давать самооценку,
-самостоятельно выполнять задания по идейно-тематическому анализу и нравственно-этическому восприятию рассказа. | 1. Работа с текстом и таблицей самостоятельно и в ходе обсуждения.
2. Работа с диалогом. Речевая характеристика героев.
3. Развитие наблюдательности и аналитических способностей по ожидаемому- неожиданному в тексте.
| 1. Чтение текста и самостоятельное заполнение таблицы.
«На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые. И дыра в тумане: рот».
Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем – что здесь «ожидаемое» и что неожиданное?
2.Следующий фрагмент – диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?
«Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: – …Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает! – Ну, и что же – довел? – Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штычком. Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай».
3.Итак, о чем же этот разговор? Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого – очевидно, политического противника… нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге – убил. Почему? За что?
- Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со своим провожатым?
- Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
- Сожалеет ли «дракон» о своем поступке? С каким чувством он рассказывает о нем? Почему говорит «штычком», а не «штыком»?
- Сделайте вывод: какой дракон страшнее – сказочный (дышащий огнем, трехголовый) или вот этот, замятинский - пустой? Почему этот - страшнее? Можно ли в чем-то убедить - пустоту? А вспомните - сначала он показался нестрашным, даже смешным…
Вернемся к таблице и запишем, чего мы ожидали и что оказалось неожиданным. Мы ожидали, что появится дракон - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем – что здесь «ожидаемое» и что неожиданное?
|
Первичное закрепление | Метапредметные:
Регулятивные:
-принять учебную задачу по выполнению заданий,
-планировать выполнение от простого к сложному,
-оценивать уровень выполнения, путем выставления предварительной оценки
Познавательные:
- использовать общие приемы выполнения аналитической работы,
- действовать по заданному учебному маршруту при заполнении таблицы и работе с текстом,
Коммуникативные:
-адекватно и логично излагать материал при комментирование результатов аналитической работы,
Осуществлять сотрудничество ученик- учитель- ученики.
Личностные:
Самостоятельное выполнение заданий, ориентация на положительную оценку. | - Аналитическая работа над рассказом
(по предложенным вопросам). Работу можно проводить в паре.
- Чем же выделяется из этих произведений рассказ "Дракон" Е. Замятина?
- Давайте остановимся подробнее на его особенностях. Первое, что привлекает внимание читателя, это название "Дракон"? Почему дракон?
- Что же заставляет обозначить конфликт?
- Но дракон, существующий "на трамвайной площадке, действует вполне осознанно. - Что необычно в создании образа драконо-человека?
| 1. Приблизительные аргументированные ответы учащихся на вопросы.
- Рассказ "Дракон" может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд нановую действительность и "нового" человека.
-Дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных).
Скорее всего, название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона ("драконо-люди изрыгали туман", напоминая огнедышащего змея), также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии.
- Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный на двое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи". Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. Изображая его, автор использует развернутые метафоры ("невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди") и сравнения ("изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки", "солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом"). С помощью оксюморона (" горячечное, небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный, Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.
- Да, потому что его драконье начало сформировано идейным началом новой действительности. В данный момент, он – представитель новой власти, и символом этого становится винтовка (деталь, подчеркивающая значительность дракона), ведь все остальные атрибуты власти только снижают значимость образа ("Картуз налезал на нос и, конечно, поглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху – пустые.")
- Нет конкретизации образа, он формируется с помощью сопоставления портретных деталей, что также отражает двойственность персонажа. Рот – "дыра в тумане", руки – "красные драконьи лапы", "два глаза – две щёлочки". Единственная конкретная деталь – оттопыренные уши, на которых "картуз засел", что подчеркивает физическую мелкость данного персонажа. Возможно, одежда не по размеру должна подчеркнуть то, что человек находится не на своем месте. Это отражает и речевая характеристика. По словам ("морда", "стервь", "воробьеныш", "трепыхнулся") и речевым оборотам ("Ну скажи ты на милость", "ей-бо…", "мать ты моя!") видно, что это малограмотный, скорее всего деревенский мужичок, захваченный историческим водоворотом. Причем, одним словом "стервь" он называет и интеллигента, которого конвоирует, и воробья, которого согреет. Меняется только интонация, с которой он это произносит: раздраженная (" И еще разговаривает, стервь, а?") и умилительно-радостная ("Стервь этакая; будто трепыхнулся, а?"). Надо отметить, что прием синтаксического параллелизма в данных предложениях также используется для подчеркивания двойственности образа человеко-дракона. Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти ("и ещё разговаривает"), поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком". Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его. Интересно то, что эта двойственность отражена в портретных деталях. Так, когда происходит убийство, в образе дракона исчезает всё человеческое – остается только одежда ("Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель"). Только герой замечает птичку, как образ меняется ("из глубины – выросли красные, драконьи лапы"), появились " два глаза – две щёлочки из бредового в человечий мир", обозначились эмоции ("Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть"). И что ещё больше подчеркивает человечность образа – винтовка, символ власти, которая в этот момент "валялась на полу". Но птичка улетела – и "бредовость" возвращается ("Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку"). |
Контроль усвоения, обсуждение выводов урока | Метапредметные:
Регулятивные:
-сохранить учебную задачу урока,
-контролировать результат выполнения учебных действий,
-оценивать уровень выполнения, путем выставления предварительной оценки
Познавательные:
- использовать логические и аналитические операций,
- действовать по пути моделирования учебной ситиации
Коммуникативные:
-адекватно и логично излагать материал при комментирование результатов аналитической работы,
-осуществлять сотрудничество ученик- учитель- ученики,
-отображать идейно-тематическое содержания рассказа в передаче информации, учитывая свою позицию и позицию партнеров
Личностные:
-адекватная мотивация учебной деятельности,
-ориентация на нравственно-этические нормы и их выполнение. | Выводы урока.
1. Обсуждение заполненной таблицы
2. Вопросно-ответная беседа
- Какие бы мотивы вы выделили в рассказе? Мотив безумия (бреда), от непонимания происходящего - абсурдность действий. Мотив движения (образ трамвая, причем, связывая два мира, трамвай движется целенаправленно, так как не может сойти с рельс - он становится символом движения вперед, в будущее.) Именно образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека.
- 1918г. Время создания рассказа. Эта дата как-то помогает понять идею произведения? Становится понятным, что Е. Замятин, как и А. Блок в своей поэме "Двенадцать", изобразил в рассказе окружающую его действительность, то, свидетелем чего он стал и, в данный момент, оценивать происходящее не может. Он фиксирует то, что отметил его объективный и субъективный взгляд, чтобы в дальнейшем все это осмыслить и оценить. Как писал А.П.Чехов: " Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди".
3. Вывод
- А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа, смогли ли мы найти в нем ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?"
| 1. Обобщение материала урока в маленькой таблице:
Форма: что описывается в рассказе?
| Содержание: о чем рассказ?
| Петербург. Зима 1918 года.
| - О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась
- О жестокости мира и людей в нем
| Разговор на трамвайной площадке.
| - Об опасности пустоты в душе человеческой
- О противостоянии культуры и агрессивного бескультурья
- О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты (не все потеряно?)
- О том, что мир, в котором потеряно человеческое начало, не может быть счастливым
|
- Вывод
Автор не дает нам прямого ответа, но образом драконо-человека он как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества. Своим рассказом "Дракон" Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.
Не отзывается этот мир ни на трагедию, ни на радость. Он пустой. Даже драконы в нем – одиноки. Так дан мотив пустоты – пустоты душ |
Информация о домашнем задании | Межпредметные УУД
Реализация личностного восприятия рассказа, исторической действительности и умение логично, аргументированно излагать свою позицию по данной проблеме | 1. Рецензия на рассказ.
2. Письменный ответ на вопрос: Роман Е.Замятина «Мы» называют роман-предупреждение. А о чем предупреждает писатель в своем таком коротком рассказе «Дракон»»?
| По выбору учащихся. |
рефлексия | Подведение итогов урока:
Выставление оценок, общее впечатление от занятия | Подведение итогов занятия |
|