Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_metodicheskaya_razrabotka_-2021.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ПАВЛОГРАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ХОРОШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. Г.Ф. ЦЫБЕНКО»

                     

                                 Тема: «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

                                                                                                                                       Евдокимова Евгения Владимировна,

                                                                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                       I (первая) квалификационная категория,

                                                                                        Павлоградка -2021

Тип урока: изучение нового материала, формирование компетенций с элементами практики.

Место урока в системе уроков: 1-ый урок в теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Форма урока: урок-исследование, урок-портрет.

Технология: проблемно-диалогическая, технология развития критического мышления.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая.

Учебник: «Русский язык, 6 класс», под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта, 2014г.

Оборудование урока: портрет В.И.Даля, схемы-фигуры для «портрета»  причастия, презентация, видеозапись стихотворения С.Я.Маршака «Мальчик из села Поповки», дидактический раздаточный материал, лист самооценки.

Продолжительность урока: 45 мин.

Цели урока:

- дать понятие о действительных и страдательных причастиях;

-сформировать умение различать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени по суффиксам и семантически; способствовать отработке навыка определять вид причастия по указанным категориям;

-научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

ЛУУД:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

-воспитание патриотизма, активной гражданственной позиции.

РУУД:

-целеполагание; преобразование практической задачи в познавательную;

-анализ условий достижения цели на основе ориентиров в новом учебном материале;

-контроль времени и управление им;

-оценка правильности действий ;

-обучение основам прогнозирования.

КУУД:

-формировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою точку зрения;

-обучать  работе  в группе.

ПУУД:

-проводить исследование учебного материала под наблюдением учителя;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

-осуществлять классификацию и обобщение изученного материала.

                                                                                                  Ход урока.

Этапы урока

Методы, приёмы

Время

                         Действия педагога

      Действия     обучающихся

1.Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности. Мотивация.

-беседа у портрета В.И.Даля

-работа в парах

-взаимооценка

2 мин.

3 мин.

-Я стою у портрета этого великого человека. Кто это? (В.И.Даль)

-Почему его портрет присутствует сегодня на уроке? (В.И.Даль сделал много открытий и исследований в области русского языка)

-Назовите его заслуги в области русского языка.(создал Толковый словарь живого великорусского языка)

-Как В.И.Даль может быть связан с темой сегодняшнего урока?  (Он работал над классификацией частей речи)

-Вспомните его знаменитую фразу о причастии .(Причастие-это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного)

-Признаки каких частей речи упоминаются в ней? (Глагола и прилагательного)

-Дома вы выполняли задание: нарисовать «портрет» причастия. Положите эти «портреты» перед собой. Расскажите о причастии друг другу.

-Оцените знание теории друг друга  в листе самооценки.

-Участие  в беседе у портрета В.И.Даля.

-Дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

-Работа с листом самооценки.

2.Постановка темы и цели, уточнение неизвестного.

-анализ языкового материала

-выводы, обобщения;

-формулирование темы

-деление причастий на 2 группы

-вывод

-выявление затруднения

-фронтальная работа

5 мин.

1мин.

2 мин.

-По каким признакам мы отличаем причастие от слов других частей речи? (Вопросы, суффиксы)

-Что обозначают причастия? (Признак предмета по действию)

-Действия бывают разные. Есть такие, которые  не зависят от нас, а есть такие, которые зависят. Рассмотрим словосочетания:

   Воин, получивший приказ            Получаемый воином приказ

-Что обозначают данные причастия?

-Кто выполняет данные действия? (1-сам, 2-кем-то)

-Какие глаголы подберём, чтобы охарактеризовать данные действия?

                1                                                       2

Действует сам (воин)                 Испытывает действие со стороны

                                                       другого  предмета

                              -Запишем эти глаголы:

-выполняет                                                 -страдает

-действует                                                   -испытывает

-организует                                                 -терпит

 (САМ)                                      (ОТ ДЕЙСТВИЙ ДРУГОГО ЛИЦА)

-Подчеркните ключевые, главные слова.

-Образуйте от них слова, отвечающие на вопросы   КАКОЙ? КАКАЯ?  КАКИЕ?

-Исходя из этого, определите тему сегодняшнего урока.(Действительные и страдательные причастия) (слайд 1)

-Исходя из темы и полученных выводов, попытаемся разделить причастия на  2 группы: (слайд 2)

                             

                                Испуганный стрельбой(2)

                                Переживший войну(1)

                                Стреляющее ружьё(1)

                                Мучимый жаждой (2)

-Поднимите руку, кто выполнил задание верно.

-В чем ошиблись?(В определении вида причастий)

-Почему? (не совсем удобно по значению определить вид причастия)

-Какой выход будем искать? (Должен быть ещё более надёжный метод для определения вида причастия)

-Определим цели и задачи урока:

Узнать: какие причастия называются действительными, а какие-страдательными;

Различать их по признакам;

Объяснять закономерности различия вида причастий;

Контролировать грамотность, речь, время.

-Предварительная беседа

-Анализ материала

-Подбор глаголов

-Запись глаголов в тетрадь

-Выбор ключевых слов

-Образование прилагательных

-Определение темы урока, формулировка

-Самостоятельная работа в тетради

-Самопроверка по образцу (слайд 3)

-Делают вывод

-Определение цели и задач урока (слайд 4)

3. Открытие новых теоретических сведений и способов деятельности

-работа в парах

-индивидуальная работа

-работа в парах

-самооценка

6 мин.

-Раз есть затруднения, будем разбираться. Попробуем пойти по пути значения (семантики) слова. Определим значение слов «действительные» и «страдательные». Дадим определение, запишем в тетрадь. Можем воспользоваться схемой:

ТЕРМИН - называют______________________________, который ____________________________________________________.

(Действительные причастия – называют признак по действию, который выполняется самим предметом или лицом.

Страдательные причастия- называют признак по действию, который испытывает на себе  предмет со стороны другого предмета или лица)

-Прочитайте определения, откорректируйте записи в тетради.

-Сопоставим данные определения с информацией учебника, стр.164.

-Подчеркните слова, которые вам удалось определить верно.

-Обсудите примеры.

-Проведите самооценку составленных определений.

-Работа по формулировке определений (слайд 5)

-Чтение определений , корректировка

-Сопоставление определений

-Чтение правила, обсуждение примеров в парах.

-Самооценка деятельности по критериям

4.Побуждение и подготовка к исследовательской деятельности.

-фронтальная работа

2 мин

-Ребята, скажите, всегда ли удобно, уместно рассуждать на уроке по каждому случаю, целесообразно ли на это тратить время? (Нет )

-Как вам было бы удобнее, а главное, быстрее это делать? (По суффиксам)

-Определим цель этапа:  научиться различать по суффиксам действительные и страдательные причастия.

-Как поступим? (Проведём исследование)

-Определим цель исследования. (Распределить суффиксы на 2 группы)

-Беседа

-Определение цели  этапа исследования

Определение цели исследования.

5.Осуществление серии исследований, защита.

-работа в группах по 3-4 чел.

-защита, представление работы

6 мин.

3 мин.

      -На слайде 6 представлен материал для исследования:

                                      Израненный солдат

С нарастающей силой

      Прославившийся в веках

                   С бьющимся от радости сердцем

                Охраняемые солдатом объекты

 Сжатый от боли кулак

                                      В горящем танке

                     Ведомый отвагой и честью солдат

   Нёсший знамя на плечах

             Увенчанный лаврами в веках

   Жаждущий победы воин

-Рассмотрите материал для исследования, определите вид  причастий по значению (семантике), выделите суффиксы причастий.

-Распределите  суффиксы причастий в таблицу или кластер (по выбору обучающихся):

Суффиксы действительных причастий

Суффиксы страдательных причастий

-Защита собственных работ (по группам) -по 1 чел.от группы

-Рассматривают материал для исследования, (слайд 6),  определяют по значению вид причастий, выделяют суффиксы.

-Распределение суффиксов причастий в таблицу.

ащита кластеров или таблиц (у доски)

-Принятие возражений и доказательств.

6.Сопоставление результатов с образцом.

-работа в группах

-самооценка, взаимооценка

1 мин.

-Сравните полученные данные с образцом (учебник, стр.164).

-Скажите, поможет ли знание суффиксов действительных и страдательных причастий экономить время и быстрее определять их вид? (да, несомненно)

-Проведение самооценки и взаимооценки по этапу «Исследовательская работа».

-А теперь, ребята, поставим наш «портрет» на прочную основу- две полоски с суффиксами символизируют «ноги» причастия.

-Коррекция кластеров, таблиц, запись верного варианта.

-Самооценка, взаимооценка работы.

-Дорисовывание «портрета» причастия

7.Этап отработки  новых знаний и способов деятельности с ними.

-самостоятельная работа

5 мин.

-Послушайте стихотворение (видео)

-Ваша задача: «услышать» причастия, выписать их в тетрадь, выделить суффиксы, определить вид причастия.

-Проверка и оценивание самостоятельной работы по заданным критериям.

-Слушание стихотворения «Мальчик из села Поповки» С.Я.Маршака.(видео 00006)

-Повторное слушание (видео 00007)

-Самостоятельное выполнение задания.

-Проверка по готовым ответам (по принципу игры «Что, где, когда» (видео 00009) и на слайде 7.

8.Этап контроля готовности и способности к применению знаний и способов деятельности на практике.

-индивидуальная  работа по карточкам.

3 мин.

- Перед вами – карточки с заданиями (для примера)

    Побеждённый неприятель со всех ног бежал с поля боя. Спасшийся от вражеской пули боец сидел в окопе и нервно смотрел по сторонам. Изрешеченная пулями машина вырвалась с поля боя.

Посмотрите и составьте алгоритм работы по данной карточке в соответствии с темой урока.

Пример: 1. Выписать причастия;

2.Выделить суффиксы;

3.Определить вид причастия по суффиксу.

-Выполните взаимопроверку работ с соседом по парте.

 

- Сделайте вывод  о затраченном времени и результате работы.

-Анализ языкового материала.

-Составление алгоритма работы.

-Взаимопроверка работ.

-Вывод.

9.Обобщение, подведение итогов, рефлексия.

-беседа.

-заключительное слово учителя

3 мин.

-Какую цель ставили на данном уроке? Добились ли выполнения всех поставленных задач? (слайд 8)

-Где пригодятся нам знания, полученные на этом уроке? (В устной и письменной речи, в передаче сообщений, при работе в соцсетях и т.д.)

-Как вы думаете, какую воспитательную функцию нёс наш урок? (Весь материал был связан с событиями ВОВ)

-Наш урок-портрет подходит к концу. Сегодня мы поработали с 3-мя видами портретов (не удивляйтесь!)

-Думаю, что никого не оставил равнодушным  тот материал, на котором строился наш урок. Тема ВОВ актуальна всегда, мы снова имели возможность окунуться в атмосферу 40-х годов 20 века и, хоть немного, прочувствовали ту боль, о которой забыть нельзя, не имеем права. Этот  первый  портрет, самый главный, рисовался в вашем воображении на протяжении всего урока.

Второй  из них принадлежит человеку, который очень много сделал для развития языка. Думаю, что В.И.Даль сегодня бы нами гордился, ведь его «Толковый словарь» содержит большое количество слов героического содержания, и уже в то время эта тема была актуальна. Да и с исследовательской работой мы справились не хуже любого учёного-лингвиста!

Третий  портрет мы строим на протяжении всех  тех уроков, когда изучаем  новую часть речи – причастие. До этого мы создали только верхнюю часть портрета – голову и руки- определение и признаки причастия, а сегодня поставили его на прочную основу – ноги- узнали два вида причастия. Этот портрет создается вами  из урока в урок и мы будем дополнять его, прорисовывать детали, накладывать все новые и новые щтрихи.

-Доработайте «Лист самооценки», посчитайте количество баллов за урок и определите  свою оценку за урок  по заданной шкале.

-Сопоставление цели и задач урока, вывод.

-Подсчёт баллов, определение оценки за урок.

10.Домашнее задание.

-индивидуализация

2мин.

(слайд 9 ) по выбору обучающихся:

1.Выучить теорию, стр.164;

2.Написать сказку  о действительных и страдательных причастиях, отразив их признаки;

3.Выписать примеры по теме урока из учебника «Литература» 6 класс.

-Запись домашнего задания, осмысление, выбор задания по силам, возможностям.

11.Резерв.

-работа с деформированным текстом.

1 мин.

                                          Дополните текст:

    Все причастия делятся на ______________ и _______________ .

Действительные причастия ________________________________ . Страдательные причастия _______________________ __________ .

Различаем мы их по ________________ и _____________________ .

Суффиксы действительных причастий _______________________ .

Суффиксы страдательных причастий _________________________.

-Чтение  отредактированного текста с листа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

Планируемые образовательные результаты:                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими ученикам...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"

На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Полные и краткие формы страдательных причастий" построена с учетом требований ФГОС по УМК Разумовской М.М....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Краткие и полные страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Краткие и полные страдательные причастия"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

1.Предмет:  русский язык2.Класс: 63. Автор учебника: Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. 14-е изд. - М.: 2015.4. Тема урока: "Причастие".5. Тип урока: урок  откр...