Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок по произведению А, Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста" рекомендуем провести на уроке внеклассного чтения в 5 классе.
Урок по изучению данного произведения проходит интересно и увлекательно, Ребята с удовольствием следят за событиями и анализируют поступки героев, потому что приключенческая литература со своей обязательной верой в благородство, торжество добра над злом, понятная и доступная младшим подросткам, на протяжении многих лет приучает к чтению как таковому и несет в себе положительный нравственный заряд, тем самым, принимая участие в воспитании и становлении личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по произведению А,Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста" | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетом
УРОК 1
Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I
Повесть Линдгрен «Калле Блюмквист-сыщик» является произведением приключенческим, исходя из этого, определим цели урока:
- повторить определение сюжета;
- познакомить с особенностями детективного сюжета;
- познакомить с героями повести.
Ход урока
I этап
1. Слово учителя о шведской писательнице Астрид Линдгрен.
2. Беседа с классом:
- Как вы думаете, что такое детектив?
Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что, во-первых, это сыщик, человек, который занимается поиском, во-вторых, детективом называют рассказ, повесть, роман.
-Какие детективные произведения вы знаете?
II этап. Знакомство с детективным сюжетом.
Сегодня мы с вами познакомимся с повестью А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика».
-Вспомним, что называется сюжетом?
-Какие элементы сюжета вы знаете?
Запись на доске:
Сюжет
Любого произведения
| Детективного произведения
|
III этап. Восстановление учащимися детективной сюжетной линии повести «Калле Блюмквист – сыщик»
Итак, сегодня, ребята, мы будем с вами читать несколько необычным способом. Как вы уже знаете, у художественного произведения может быть несколько сюжетных линий. И наша с вами задача, зная, как строится детективный сюжет, восстановить его в повести А. Линдгрен.
Основные моменты этой повести, соответствующие детективной сюжетной линии, у меня размещены на отдельных карточках.
Методический комментарий
Одна карточка дается 3-4 ученикам, которые читают содержание карточки про себя, думая, какой части сюжета соответствует эпизод.
Учитель сообщает ученикам, что в этой повести несколько героев:
- Калле – мальчик 13 лет, он же сыщик;
- Андерс и Ева-Лотта – друзья Калле;
- Дядя Эйнар – подозрительная личность.
Начало сюжета такое. В небольшом городке неожиданно появляется дядя Эйнар. Калле относится к нему с подозрением, наблюдает и следит за ним. Он даже, на всякий случай, снимает у него отпечаток пальца. Калле начинает подозревать дядю Эйнара в краже драгоценностей, прочитав газету.
Беседа учителя с классом:
- Так о чем же говорилось в газете?
Ученики зачитывают подходящую по смыслу карточку: «…Похищен сейф с драгоценностями … среди похищенных вещей выделяются: …платиновый браслет … брошь с четырьмя алмазами … колье из восточных жемчужин…» (103, с.153).
- Почему Калле сделал вывод, что это дядя Эйнар украл драгоценности?
Ученики делают предположения, что Калле где-то нашел жемчужину, что следует из содержания карточки: «… Конечно, не исключено, что жемчужина лежала там еще со времен Карла XII … но скорее всего, жемчужину потерял так называемый дядя Эйнар во время своего ночного посещения развалин. Разве я не прав?» (103 , с.115).
- Узнав, что дядя Эйнар – вор, что предпринимает сыщик Калле Блюмквист?
Ученики отвечают, что Калле, очевидно, решил написать письмо в полицию: «… Стокгольм, в уголовную полицию. Как вытекает из газет, у вас,… очевидно, произведена кража со взломом. Так как вами, может быть, добыты отпечатки пальцев, я посылаю Вам таковой в надежде, что он софпадет с каким-нибудь из ваших. Дальнейшие справки можит Вам прислать безплатно и письменно
Карл Блюмквист, частный сыщик…»(103, с155).
-Откликнулась ли полиция на письмо Калле?
Учащиеся отвечают утвердительно: « …Полицейская машина мчалась на север… Калле, Андерс и Ева-Лотта сидели на заднем сиденье с комиссаром Стенбергом … Калле неистово жестикулировал и орал не своим голосом:
- Один – бледный, другой противный, а третий, дядя Эйнар, но Бледный еще противнее, чем Противный …» (103,с.185)
- Чем же заканчивается расследование?
Ученики отмечают, что согласно развязке детективного сюжета виновных в краже поймали, а Калле стал знаменитым: «… Знаменитый сыщик Блюмквист, лежал, развалившись, под грушевым деревом. Да-да, сейчас он был знаменитый сыщик, а не просто Калле. Об этом говорилось даже в газете … Заголовок гласил: «Знаменитый сыщик Блюмквист», а затем следовала фотография …» (103,с.190).
После того, как учении восстановили ход событий, им предлагается определить, какие эпизоды соответствуют элементам детективного сюжета.
IV этап. Герой детективного произведения
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать сыщик?
Учащиеся называют следующие качества: аналитические способности, богатое воображение, наблюдательность …
На данном этапе ученикам можно прочитать фрагменты из текста, соответствующие наблюдениям Калле за дядей Эйнаром:
«… Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, брови срослись, нос прямой… серый костюм, коричневые ботинки… маленький красный шрам на правой щеке...» (103,с.89).
«… Имеет отмычку и карманный фонарик…» (103 ,с.104).
«…Чудной он какой-то … непоседливый, все куда-то торопится…» (103,с.98).
Учитель обращает внимание на то, что Калле в своих записях отмечает не только портрет и одежду подозреваемого, но и привычки. И предлагает выполнить следующее задание: одного учащегося просит выйти из класса, а остальные ученики составляют его словесный портрет.
V этап. Домашнее задание
Прочитать повесть А. Линдгрен «приключения Калле Блюмквиста – сыщика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом ( на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы")
Урок по произведению с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы" и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.Особенности уро...
: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».
Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...
Открытый урок «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
Открытый урок по классу скрипка. 29.01.2016 г....
А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе....
Творчество Стивенсона. Изучение приключенческого произведения "Остров сокровищ"
УРОК 1-2Тема: Творчество РЛ. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ» (5 класс)Тип урока: объяснение нового материлаЦели урока:-сформировать у учащихся представление о творчестве Стивенсона, уг...
Урок литературы в 6 классе. Изучаем произведение А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста"
Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетомУРОК 1Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста...
Обучение анализу идеи эпического произведения на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Открытый урок-практикум «Конфликт и его роль в художественном произведении (на примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)» завершает серию уроков по изучению повести А.С....