Открытый урок «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
материал
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
на тему «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
Кузора Т.В.
преподаватель скрипки
Покачи 2016 г.
Тип урока: комбинированный: ознакомление с новым материалом, техническое осваивание текста в сдержанном темпе.
Форма урока: урок проходит в форме тематической беседы и работы над овладением текстом.
Тема урока: «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1 часть»
Цель: научить ребёнка самостоятельно знакомиться с произведениями, разбираться в их особенностях, воспитание сознательного восприятия изучаемого, отношения к нотному тексту как к живой музыкальной речи, создать у учащегося внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линии, его форме и эмоциональной окраске.
Задачи: - образовательная (беседа о стиле, художественных образах, о композиторе и эпохе создания произведения, анализ формы произведения);
- воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия);
- развивающая (развить навыки и способности, личные качества ученика). Методы: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения, беседой, анализом, пояснением и словесной инструкцией;
- действенный метод с практическим ознакомлением с текстом, выявление сложных и неудобных мест и работа над ними;
- метод повтора материала для закрепления знаний.
Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки ля минор 1 часть А. Вивальди, МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении Б. Которовича, дневник.
Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.
Предварительная работа: для изучения скрипичного Концерта ля минор А Вивальди учащийся должен обладать достаточно свободным умением исполнять различные штрихи, пользоваться ими во всех частях смычка и достигать разнообразного звучания. Эти штрихи изучались на этюдах в разных классах предварительно.
Ход занятия: Приступая к изучению Концерта А. Вивальди , целесообразно рассказать ученику о личности композитора. Антонио Вивальди (итал. Antonio LucioVivaldi; 4марта 1678, Венеция 28июля 1741, Вена) итальянский композитор. Скрипач -виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века. При жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. При разучивании первой части концерта ля минор А. Вивальди нередко оказывается что основной, многократно повторяющийся штрих, который прорабатывался учащимся ранее в этюдах, не соответствует требованиям , предъявляемым к этому штриху в концерте. Восьмая, как правила не получает активного начала, шестнадцатые в нижней части звучат сильнее, чем у его верхнего конца, а иногда сильнее, чем восьмая. Смычок распределяется определенным образом: восьмая – на весь смычок, шестнадцатая - у самого конца и у колодки. Ритмическая точность – ровность двух шестнадцатых и соответствие их восьмой - должно соблюдаться. Так же исполнение этого штриха должно быть в разных нюансах, придавая восьмой разнохарактерную акцентировку ( от легкой, мягкой – до энергичной, активной), сочетая при этом правильное соотношение силы звука восьмой с двумя шестнадцатыми. В связи с изучением концерта А. Вивальди Профессор Л.М. Цейтлин писал: «несколько одинаковых фигур, хотя бы несколько одинаковых нот не должны исполняться одинаково динамически, а должны быть исполнены либо в более утверждающем смысле ( более или менее усиливаясь), либо с некоторым снижением силы звука, как это бывает часто в нисходящих секвенциях. В первой части концерта повторяющийся звук «ля» нужно фразировать с нарастанием акцентировки, это придает исполнению выразительность и динамичность. Следует обратить внимание на разнохарактерное звучание тематического материала в различных эпизодах первой части. Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая в начале концерта торжественно и энергично, приобретает в дальнейшем в нюансе piano легкий и изящный характер.
Для закрепления повторяем пройденное на уроке.
Домашнее задание - закрепить пройденное и выученное на уроке, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта А. Вивальди в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.
Обратить внимание на следующее:
1. чётко ставить и снимать пальцы.
2. Правильно выполнять все штрихи, не играть их слишком размашисто.
3. Занимаясь дома, не повторять эпизод много раз подряд в быстром темпе. Можно «заболтать» пальцы, и правая рука не будет совпадать с левой
Самоанализ проведённого урока.
Урок проведён в соответствии с намеченным планом.
Выполнены следующие задачи:
-обучающие (ученица с помощью педагога разобрала Концерт А.Вивальди, поработала над сложными местами произведения);
- воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);
- развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении Богодара Которовича, получила сведения о композиторе А.Вивальди).
Были использованы педагогические принципы:
-индивидуальности;
-наглядности;
-доступности;
-опоры на интерес ученика;
-личные качества педагога;
-сознательности;
-активности учащегося;
-систематичности.
Новый материал учащаяся осваивала с удовольствием и интересом.
Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.
Ученице была дана самостоятельная работа: устранить интонационные неточности. С поставленной задачей ученица справлялась.
Список использованной литературы
1. А. Вивальди Концерт для скрипки с оркестром ля минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор
Использованные материалы и Интернет- ресурсы. 1. http://xmusic.site/ а. Вивальди концерт ля минор
2. http://mp3.cc/m/43802-A._Vivaldi/18219422-Koncert_lya_minor_minus_-_1_chast/
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...
Открытый урок «Основные этапы изучения крупной формы с обучающимися фортепиано на примере вариаций»
Методическая разработка для использования в работе над крупной формой в средних классах ДШИ...
Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"
Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...
Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка
Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...
Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.
Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...
Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...