Творчество Стивенсона. Изучение приключенческого произведения "Остров сокровищ"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Енукова Татьяна Александровна

УРОК 1-2

Тема: Творчество РЛ. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ» (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материла

Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о творчестве Стивенсона, углубить

знания об особенностях приключенческой литературы;

Задачи:

- познакомить учащихся с творчеством Р.Л. Стивенсона (обзорно);

- подготовить учеников к восприятию романа «Остров сокровищ»;

- повторить признаки приключенческой литературы: сюжет, герой, экстремальная ситуация;

- привить интерес к чтению, сформировать потребность в чтении. Педагогические   технологи:    групповая   технология,   ИКТ,   проблемная технология;

Оборудование:  презентация  Роwег Роint, диафильм  «Остров сокровищ»,

раздаточный материал;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stivenson_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 1-2

Тема: Творчество РЛ. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ» (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материла

Цели урока:

-сформировать у учащихся представление о творчестве Стивенсона, углубить

знания об особенностях приключенческой литературы;

Задачи:

- познакомить учащихся с творчеством Р.Л. Стивенсона (обзорно);

- подготовить учеников к восприятию романа «Остров сокровищ»;

- повторить признаки приключенческой литературы: сюжет, герой, экстремальная ситуация;

- привить интерес к чтению, сформировать потребность в чтении. Педагогические   технологи:    групповая   технология,   ИКТ,   проблемная технология;

Оборудование:  презентация  Роwег Роint, диафильм  «Остров сокровищ»,

раздаточный материал;

Ход урока.

Оргмомент

I этап. Слово учителя о Р. Л. Стивенсоне

Свою жизнь Роберт Льюис Стивенсон прожил как одно большое приключение. Родился в Шотландии в 1850 г в семье потомственного морского инженера. Его дед и отец были строителями маяков, изобретателями.

В доме Стивенсонов любили рассказывать различные истории. И няня и отец рассказывали маленькому Роберту сказки о разбойниках и пиратах. Эти истории продолжались в воображаемом мире мальчика, обрастая все новыми приключениями. Он называл этот мир Страной Постели. Почему Постели? Потому что болел он гораздо чаще, чем был здоров. Роберт вырос путешественником и заядлым искателем приключений, но так и не смог

Страну Постели. Едва ему исполнилось двадцать лет, как он узнал, что смертельно болен туберкулезом. Врачи предписывали: «Абсолютный покой, никаких волнений, никаких  потрясений, неожиданностей, даже приятных». Как-то ему посочувствовали: «Как жаль, что вы вынуждены молчать». На что Стивенсон ответил: «Молчать - тоже занятие». И в тот же вечер нацарапал левой рукой веселое стихотворение о дальних странах:

Стану взрослым - и смогу Побывать на берегу, Где растет в траве густой Пальма с ветвью золотой И на родине бизона И в гостях у Робинзона. Вообще Стивенсон обладал удивительной способностью превращать

беды и неприятности в приключения. Для него не было ничего увлекательнее чтения и сочинения книг. О себе он говорил: «У меня в кармане всегда были две книги, одну я читал, в другой писал». Романы А. Дюма привлекали его больше самых заманчивых путешествий: «Никакая часть света не может так прельстить меня, как эти страницы». Ему было интереснее писать об удивительных поступках, чем их совершать (3;82).

Можно предложить учащимся ответить на вопрос, какие романы Р. Л. Стивенсона они знают? («Черная стрела», «Остров сокровищ», «Катриона».)

О романе Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Когда роман «Остров сокровищ» вышел в свет в 1881 году, на книге

стояло посвящение: «Мистеру Л. О..».

(Можно показать учащимся обложку первого издания)

И было указано, что «вкус и воображение Л. О. помогли создать роман».

Оказалось, что Л. О. - это приемный сын Стивенсона, Ллойд Осборн.

А история создания «Острова сокровищ» такова: в один из дождливых дней в Шотландии Стивенсон со своим пасынком Ллойдом принялся разукрашивать карту придуманного им острова, который очертаниями напоминал дракона. Затем Стивенсон поставил на карте три красных крестика и сказал: «Здесь зарыты сокровища». А на следующее утро мальчик услышал первые главы из рукописи под названием «Корабельный повар», потом Стивенсон название изменил.

В создании произведения участвовала вся семья. Так, например, отец Стивенсона составил список вещей, найденных в сундуке Билли Бонса, бывалого моряка, так как сам всю жизнь был связан с морем и знал, что могло понадобиться «морскому волку».

Итак роман «Остров сокровищ» был посвящен Ллойду Осборну «От его любящего друга». Сам автор писал о книге: «Если ребятам не понравится, значит нет теперь настоящих ребят».

II  этап. Презентация   «Остров сокровищ». Знакомство с первыми главами романа «Остров сокровищ»

Целью второй части урока становится введение учеников в курс событий, с которых начинается произведение, знакомство с основными героями. При просмотре диафильма учитель (или ученик) комментирует показываемые кадры с целью восполнить пробелы в сюжетной линии. (Просмотр презентации заканчивается на слайде, соответствующем главе X «Плавание»)

III этап. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания

1. В конце урока учитель просит учащихся рассказать, что запомнилось им из жизни Р.Л. Стивенсона и из истории создания им романа.

2.  Перечислите основных героев романа. С какой целью герои отправились путешествие?

Рефлексия:

Сигнальные карточки:

-Было ли интересно на уроке? (да-красная; нет- синяя) -Узнал ли я что-то новое? (да-красная; нет - синяя) Домашнее задание

Общее домашнее задание:

1.Прочитать главы XI и XII, XXVIII и XXX;

2.Пересказ главы XI от 1-ого лица;

3.Краткий пересказ главы XVIII;

4.Подготовить выразительное чтение по ролям главы XXX «На честное

слово»;

5. Посмотреть в толковом словаре значение слова «лицемерие».

Или на сайте     http://slovarozhegova.ru/ 

Методический комментарий.

Работа по выполнению домашнего задания осуществляется в группах. Дается задание общее для всех групп, каждый член группы выполняет часть общего задания.

В группе 5-6 человек: лидер или капитан, помощник капитана, критик (является оппонентом для остальных групп, с мнением которых не согласна данная группа), летописец (следит за ходом урока и записывает основные положения), а также рядовые члены группы.

Домашнее задание распределяет среди членов команды капитан.

УРОК 2

Тема: Экстремальные ситуации в жизни героев Стивенсона

I этап.

Урок начинается с пересказа от 1 лица гл. XI (пересказ одного ученика может сменять пересказ другого), в результате которого узнаем, что же слышал Хокинс, сидя в бочке из-под яблок?

II этап. Обсуждение главы XII «Военный совет» (читали все) 1.Беседа по вопросам:

- Джим Хокинс узнал. Что на корабле находятся пираты. Как он ведет себя в сложившейся ситуации? (Свои ответы учащиеся подтверждают цитатами из текста.)

Ученики приходят к выводу, что Джим Хокинс сначала испугался и онемел от страха: «...сердце мое, и ноги, и руки сразу отказали мне служить...». Однако, несмотря на свой страх, Джим смог обо всем  рассказать капитану, сквайру и доктору, тем самым, предупредив их об опасности.

-   Как воспринимают новость капитан Смоллет, доктор Ливси и сквайр Трелони?

Все герои ведут себя достойно, без паники никто из них не испугался пиратов. Сквайр обвиняет себя в том, что не прислушался к мнению капитана о команде. Капитан ведет себя так, как положено настоящему капитану. 2.Чтение эпизода.

Учитель просит прочитать учеников фрагмент со слов: «Во-первых, сказал мистер Смоллет...», обратить внимание на речь капитана. Короткие, сжатые и ясные предложения, напряжение, что соответствует самой ситуации на корабле, а также говорит о смелости капитана, о его собранности и о его ответственности за жизни честных и благородных людей: сквайра, доктора и Джима.

- К какому решению приходят участники «военного совета»?

На корабле нужно сохранять спокойствие.

 III этап. Презентация

1.В процессе просмотра обращаем внимание учеников на следующие слайды:

1) портрет Бена Гана;

- словесное рисование;

- Обратите внимание на взгляд Бена Гана, на его одежду; Что мы можем сказать о жизни Бена Гана на острове?

2) портрет Джима Хокинса и Сильвера;

- словесное рисование;

-  Что вы можете сказать о Сильвере? Как вам кажется, какой это герой? Положительный или отрицательный?

Ученик,   выполнявший   индивидуальное   задание,       дополнительно рассказывает ученикам о том, каким образом Ливси, Трелони и Смоллет попали на остров. 2.Вопросы к учащимся:

- Зачем капитан Смоллет поднял британский флаг, оказавшись в форте?

-  Почему капитан Смоллет не соглашается принять условия Сильвера, ведь пират обещает сохранить им жизнь?

IV этап. Чтение по ролям главы XXX «На честное слово». Чтение двух сцен

1.Ливси и пираты.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

- Зачем доктор Ливси приходит к пиратам?

Ливси прежде всего врач, а для врача нет «своих» и нет врагов. Его задача - оказать помощь больным.

- Как пираты относятся к доктору Ливси?

Пираты с уважением относятся к доктору. Более того, они терпят его шутки и исполняют все советы и приказания доктора.

- Как доктор ведет себя у пиратов?

Обратите внимание на речь (работа с текстом произведения).

2.Разговор Ливси с Джимом.

- На каких условиях Сильвер разрешает Хокинсу поговорить с Ливси?

Джим дает Сильвер> честное слово, что не убежит.

- Почему Джим отказывается убежать с Ливси?

- Как характеризует Хокинса такой поступок?

Джим не может нарушить данное слово, так как перед ним всегда были люди достойные подражания: доктор, сквайр, капитан. Такой поступок для Хокинса - дело чести. Он может держать слово. V этап. Образ Сильвера

Методический комментарий

Учитель предлагает учащимся несколько карточек с описанием поведения и речи Сильвера.

- Как ведет себя Джон Сильвер на протяжении всего романа?

- Как Джон Сильвер относится к Джиму Хокинсу?

- Что такое лицемерие? Можем ли мы назвать Сильвера лицемерным человеком? Чьи интересы он соблюдает в первую очередь?

№1

(Джим Хокинс) «... Но стоило мне взглянуть на этого человека, и все мои подозрения рассеялись. Я видел капитана, видел Черного Пса, видел слепого Пью и полагал, что знаю, какой вид у морских разбойников. Нет, этот опрятный и добродушный хозяин трактира нисколько не был похож на разбойника....» (101,с.42)

№2

«В молодости он был школяром и, если захочет, может разговаривать, как по книжке. А какой он храбрый! Лев перед ним ничто, перед нашим Долговязым Джоном...

№3

«   Но меня провести нелегко. Кто попробует отпустить канат, чтобы старый Джон брякнулся, тот недолго проживет на этом свете. Одни боялись Пью, другие - Флинта. А меня боялся сам Флинт. Боялся меня и гордился мной....» (101.С.58)

№4 

«»- Вы для меня вот как этот плевок! - крикнул он (Флинт). - Через час я подогрею ваш старый блокгауз, как бочку рома. Смейтесь, разрази вас гром, смейтесь! Через час вы будете смеяться по-иному. А те из вас кто останется в живых, позавидуют мертвым!» (101,с. 100)

№5

«    У Сквайра и доктора имеется карта. Но разве я знаю, где они прячут ее? ...так вот, пускай сквайр и доктор найдут сокровища и помогут нам погрузить их на корабль ... Но кто вычислит курс? На это никто из вас не способен....» (101,с.59)

№6

«Но ты заметь: я за тебя горой, и я не отступлюсь от тебя.... Услыхав твои слова, я сказал себе: заступись за Хокинса, Джон и Хокинс заступится за тебя. Ты его последняя карта! Услуга за услугу, решил я. Ты спасешь себе свидетеля, когда дело дойдет до суда, он спасет твою шею.» (101,с. 137)

№7

«Сильвер пользовался полной свободой и, несмотря на нашу холодность, снова начал держать себя с нами, как привилегированный и дружелюбный слуга. Он как бы не замечал всеобщего презрения к себе и каждому старался услужить, был со всеми неустанно вежлив...» (101,с.1б5)

№8

«Сильвер, одной рукой удерживавший шайку разбойников, а другой хватавшийся за всякое возможное и невозможное средство, чтобы спасти свою личную жизнь ... И все же сердце у меня сжималось от жалости, когда я глядел на него и думал, какими опасностями он окружен и какая позорная смерть ожидает его». (101,с.143)

На данном этапе урока между группами может возникнуть дискуссия. В дискуссию вступают «критики». Одни осуждают Сильвера, считая его лицемерным человеком. Другие оправдывают его, объясняя это тем, что Сильвер не может быть плохим человеком, так как не дает Хокинса в обиду и защищает его.

Задача учителя подвести учеников к следующему выводу: Сильвер расчетлив и предусмотрителен. Он не спешит убивать капитана, так как понимает, что никто из пиратов не сможет вычислить и правильно определить курс корабля. Когда же Джон Сильвер понял, что пираты проиграли, он делает все возможное, чтобы спасти свою жизнь. Но мы не можем обвинять Сильвера в трусости, он, напротив, храбрый и сильный духом человек. Однако, прежде всего, он соблюдает свои интересы.

Мы можем назвать Сильвера лицемерным человеком. Так как лицемерие- это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. И поведение, и речь Сильвера меняются в зависимости от ситуации.

В Джиме Сильвер ценит ум и смелость, честность. Однако, когда нужно, использует Джима, как прикрытие.

Таким образом характер Джона Сильвера многолик.

VI этап. Смысл заглавия романа

-  Почему Р.Л. Стивенсон изменил первоначальное название «Корабельный повар» на «Остров сокровищ»?

- Как вы полагаете, почему действие романа происходит именно на острове?

Если бы роман назывался «Корабельный повар», то все внимание было бы сосредоточено на Сильвере. А Стивенсон показал нам как по-разному ведут себя пираты и капитан, сквайр, доктор, Джим в экстремальной ситуации. Содержание романа шире, чем повествование лишь о корабельном коке, Сильвере.

Действие происходит на острове, так как именно здесь человек может проявить себя, показать себя таким, каким он является на самом деле. На необитаемом острове обычно зарывают клад

VII этап: Подведение итогов. Домашнее задание Капитаны оценивают работу каждого члена команды. Творческая письменная работа.

1). Почему Флинт боялся Сильвера? 2). Что мог знать попугай Сильвера? 3). О каких обычаях пиратов мы знаем, а о каких можем лишь догадываться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» и другие произведения писателя

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Тема: Р.Л. Стивенсон.   «Остров сокровищ» и другие произведения писателя....

Урок внеклассного чтения по книгам Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ" и "Черная стрела"

Урок содержит четыре основных задания: ученики должны перечислить героев книг, ответить на вопросы викторины  по книгам "Остров сокровищ" и "Черная стрела", пересказать эпизод и порекомендовать к...

Внеклассное мероприятие по литературе "В поисках клада" (По произведению Р.Стивенсона "Остров сокровищ). 6 класс

Цель внеклассного мероприятия по литературе повысить интерес учащихся к чтению художественных произведений; расширять кругозор; воспитывать чувство коллективизма; развивать творческие, артистические с...

Творчество Р. Л. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ»

Тема: Творчество РЛ. Стивенсона. Роман «Остров сокровищ» (5 класс)Тип урока: объяснение нового материлаЦели урока:-сформировать у учащихся представление о творчестве Стивенсона, углубитьзнания об особ...

Буктрейлер к книге "Остров Сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона

Среди новых форм продвижения литературы всё активнее заявляет о себе буктрейлер - короткий видеорассказ о книге.Этот буктрейлер создан в формате презентации, здесь раскрываются самые яркие моменты про...

Праздник интеллекта и творчества, посвященный изучению рассказов о любви И. А. Бунина (урок - творческий отчет).

    Урок "Праздник интеллекта и творчества" - это своеобразное подведение итогов  самостоятельной работы, выполненной учащимися в процессе изучения рассказов о любви И. А. Бунина...

«Применение элементов искусства и творчества при изучении английского языка в 5-6 классах (на материале УМК по английскому языку «Rainbow»)

Развитие современного общества указывает на возрастающее значениеиностранного языка в жизни подрастающего и молодого поколения. Языковаяподготовка обучающихся средней школы является одним из эффективн...