Урок литературы в 6 классе. Изучаем произведение А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетом
УРОК 1
Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I
Повесть Линдгрен «Калле Блюмквист-сыщик» является произведением приключенческим, исходя из этого, определим цели урока:
- повторить определение сюжета;
- познакомить с особенностями детективного сюжета;
- познакомить с героями повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kalle_blyumkvist_1.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по произведению с детективно-приключенческим сюжетом
УРОК 1
Тема: Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I
Повесть Линдгрен «Калле Блюмквист-сыщик» является произведением приключенческим, исходя из этого, определим цели урока:
- повторить определение сюжета;
- познакомить с особенностями детективного сюжета;
- познакомить с героями повести.
Ход урока
I этап
1. Слово учителя о шведской писательнице Астрид Линдгрен.
2. Беседа с классом:
- Как вы думаете, что такое детектив?
Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что, во-первых, это сыщик, человек, который занимается поиском, во-вторых, детективом называют рассказ, повесть, роман.
-Какие детективные произведения вы знаете?
II этап. Знакомство с детективным сюжетом.
Сегодня мы с вами познакомимся с повестью А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика».
-Вспомним, что называется сюжетом?
-Какие элементы сюжета вы знаете?
Запись на доске:
Сюжет
Любого произведения
| Детективного произведения
|
III этап. Восстановление учащимися детективной сюжетной линии повести «Калле Блюмквист – сыщик»
Итак, сегодня, ребята, мы будем с вами читать несколько необычным способом. Как вы уже знаете, у художественного произведения может быть несколько сюжетных линий. И наша с вами задача, зная, как строится детективный сюжет, восстановить его в повести А. Линдгрен.
Основные моменты этой повести, соответствующие детективной сюжетной линии, у меня размещены на отдельных карточках.
Методический комментарий
Одна карточка дается 3-4 ученикам, которые читают содержание карточки про себя, думая, какой части сюжета соответствует эпизод.
Учитель сообщает ученикам, что в этой повести несколько героев:
- Калле – мальчик 13 лет, он же сыщик;
- Андерс и Ева-Лотта – друзья Калле;
- Дядя Эйнар – подозрительная личность.
Начало сюжета такое. В небольшом городке неожиданно появляется дядя Эйнар. Калле относится к нему с подозрением, наблюдает и следит за ним. Он даже, на всякий случай, снимает у него отпечаток пальца. Калле начинает подозревать дядю Эйнара в краже драгоценностей, прочитав газету.
Беседа учителя с классом:
- Так о чем же говорилось в газете?
Ученики зачитывают подходящую по смыслу карточку: «…Похищен сейф с драгоценностями … среди похищенных вещей выделяются: …платиновый браслет … брошь с четырьмя алмазами … колье из восточных жемчужин…» (103, с.153).
- Почему Калле сделал вывод, что это дядя Эйнар украл драгоценности?
Ученики делают предположения, что Калле где-то нашел жемчужину, что следует из содержания карточки: «… Конечно, не исключено, что жемчужина лежала там еще со времен Карла XII … но скорее всего, жемчужину потерял так называемый дядя Эйнар во время своего ночного посещения развалин. Разве я не прав?» (103 , с.115).
- Узнав, что дядя Эйнар – вор, что предпринимает сыщик Калле Блюмквист?
Ученики отвечают, что Калле, очевидно, решил написать письмо в полицию: «… Стокгольм, в уголовную полицию. Как вытекает из газет, у вас,… очевидно, произведена кража со взломом. Так как вами, может быть, добыты отпечатки пальцев, я посылаю Вам таковой в надежде, что он софпадет с каким-нибудь из ваших. Дальнейшие справки можит Вам прислать безплатно и письменно
Карл Блюмквист, частный сыщик…»(103, с155).
-Откликнулась ли полиция на письмо Калле?
Учащиеся отвечают утвердительно: « …Полицейская машина мчалась на север… Калле, Андерс и Ева-Лотта сидели на заднем сиденье с комиссаром Стенбергом … Калле неистово жестикулировал и орал не своим голосом:
- Один – бледный, другой противный, а третий, дядя Эйнар, но Бледный еще противнее, чем Противный …» (103,с.185)
- Чем же заканчивается расследование?
Ученики отмечают, что согласно развязке детективного сюжета виновных в краже поймали, а Калле стал знаменитым: «… Знаменитый сыщик Блюмквист, лежал, развалившись, под грушевым деревом. Да-да, сейчас он был знаменитый сыщик, а не просто Калле. Об этом говорилось даже в газете … Заголовок гласил: «Знаменитый сыщик Блюмквист», а затем следовала фотография …» (103,с.190).
После того, как учении восстановили ход событий, им предлагается определить, какие эпизоды соответствуют элементам детективного сюжета.
IV этап. Герой детективного произведения
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать сыщик?
Учащиеся называют следующие качества: аналитические способности, богатое воображение, наблюдательность …
На данном этапе ученикам можно прочитать фрагменты из текста, соответствующие наблюдениям Калле за дядей Эйнаром:
«… Итак: волосы русые, зачесаны назад, глаза карие, брови срослись, нос прямой… серый костюм, коричневые ботинки… маленький красный шрам на правой щеке...» (103,с.89).
«… Имеет отмычку и карманный фонарик…» (103 ,с.104).
«…Чудной он какой-то … непоседливый, все куда-то торопится…» (103,с.98).
Учитель обращает внимание на то, что Калле в своих записях отмечает не только портрет и одежду подозреваемого, но и привычки. И предлагает выполнить следующее задание: одного учащегося просит выйти из класса, а остальные ученики составляют его словесный портрет.
V этап. Домашнее задание
Прочитать повесть А. Линдгрен «приключения Калле Блюмквиста – сыщика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Урок литературы 9 класс "Произведения писателей 19 века"
Урок литературы в школе 8 вида....
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
урок литературы 6 класс по произведению В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок литературы в 6 классе...