Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом ( на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок по произведению с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы" и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.

Особенности урока определяются спецификой содержания фантастико-приключенческого произведения. В фантастический повестях кроме увлекательного приключенческого сюжета, героев-ровесников, которые привлекают младших подростков, присутствует еще и научная или техническая проблема, обсуждение которой целесообразно вынести, на наш взгляд, на урок.

Работа по изучению данного произведения проходит в группах, "Научных обществах молодых ученых".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом

        Урок по изучению произведения с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К. Булычева «Приключения Алисы» и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.

        Особенности урока определяются спецификой содержания фантастико-приключенческого произведения. В фантастических повестях кроме приключенческого сюжета, героев-ровесников, которые привлекают младших подростков, присутствует еще и научная или техническая проблема, обсуждение которой целесообразно вынести, на наш взгляд, на урок.

Тема: НЕОБЫЧНЫЕ явления в ОБЫЧНЫХ обстоятельствах

Методический комментарий

Работа по изучению данного произведения проходит в группах – «Научных обществах молодых ученых». Предварительно учащимся нужно прочитать повесть «Миллион приключений» (часть I, главы 1-5) из цикла «Приключения Алисы».

Ход урока

I этап. Слово учителя о творчестве К. Булычева

II этап. Беседа по главам 1,2 и 6 части I повести

  1. Вопросы по главам 1-2:
  1. В какое время и в каком месте происходит действие повести?
  2. Где проводили свое свободное время ребята: Пашка, Алиса, Джавад, Наташа? Какое научное увлечение было у каждого из ребят?

Следующие вопросы обсуждаются «молодыми учеными» в группах.

Слово учителя. Ребята, представьте, что вы с героями повести попали в институт времени, вместе с героями побывали в историческом отделе, в котором временщики пишут иллюстрированную историю человечества, или в исследовательском отделе, в котором предметом изучения разных специалистов является ПРОШЛОЕ, дающее ответы на задачи, которые не решить сегодня. А также вы заглянули в «Отдел исправления исторических ошибок и несправедливостей». А теперь внимание вопросы:

  1. Подумайте, портрет какого исторического лица вы бы хотели увидеть? И почему?
  2. Хотели бы вы побывать в прошлом? В в какое именно время вы бы отправились и с какой целью?
  3. Если бы вы работали в «Отделе исправления исторических ошибок», то какое событие в жизни страны постарались изменить или предупредить? И почему?
  1. Пересказ и обсуждение 6 главы «Джин в корабле»
  1. Один-два ученика пересказывают от лица Алисы то, что с ней произошло в море и кого она там неожиданно встретила.
  2. После пересказа работа проходит в группах, которым дается следующее задание. Представьте такую ситуацию: друзья не смогли помочь Алисе выбраться из космического корабля, марсианин-пират принял облик Алисы и теперь старается изо всех сил достигнуть цели, ради которой он и прибыл на Землю, а именно: покорить нашу планету.
  1. Как помочь Алисе? Как помешать недругу завоевать нашу Землю?

III этап. Признаки фантастической литературы

Целью данного этапа становится определить, почему повесть «Приключения Алисы» является фантастической. Для этого учитель задает следующие вопросы:

  1. Объясните, как вы понимаете значение слова «фантастика»?
  2. Что, на ваш взгляд, делает истории о приключениях с Алисой фантастическими?
  3. Назовите явления, которые могли быть на самом деле, и явления, которые придумал автор.

В конце урока дается определение фантастической литературы: « Научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с приключенческим произведением с детективным сюжетом на примере повести А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста – сыщика» часть I

Урок по произведению А, Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста" рекомендуем провести на уроке внеклассного чтения в 5 классе.Урок по изучению данного произведения проходит интересно и увлекательно, Ре...

Открытый урок по литературе в 6 классе На тему Народный быт и традиции украинского народа на примере повести Н.В.Гоголя Ночь перед Рождеством.

Представляю опыт моей работы, надеюсь , что эти материалы вы найдете интересными, занимательными и полезными....

: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».

Урок по повести А.С. Пушкина "Метель" в форме аналитической беседы, в ходе которой рассматриваются элементы повести, композиция, характеристика героев, авторская ирония по отношению к двум молодым люд...

Инсценировка сказочной повести Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» (глава 10)

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку содержит инсценировку главы 10 сказочной повести Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» и может стать для школьников маленьким путешествием...

Реферативно-исследовательская работа по теме: «Изучение и анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Данный материал может пригодиться как учителю к подготовке урока, так и учащимся к подготовке к научно-практической конференции по данной теме....

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...

Открытый урок «Две жизни – два пути. "Маленькие люди" в светской и житийной литературе 19 века. (На примере повести Н.В. Гоголя "Шинель" и "Жизнеописания Ивана Григорьевича Босого /Ковалевского/")». Евдокимов О.В.

На основе анализа фрагментов из 2-х текстов, при сравнении личности А.А. Башмачника с личностью И.Г. Ковалевского, учащиеся под руководством учителя размышляют над вопросами бытия человека, целями жиз...